Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА

Трансмиссионные масла могут обеспечить нормальную работу современных автомобилей, только если они обладают высокими экс­ плуатационными свойствами. Поэтому нигрол, применявшийся ранее, уже не отвечает возросшим требованиям.

Современные трансмиссионные масла с присадками характеризуют­ ся высокими эксплуатационными свойствами и, в первую очередь, противоизносными и противозадирными, вязкостными, обеспечиваю­

щими

малые

потери энергии

при передаче мощности (особенно

при

зимней

эксплуатации),

противокоррозионными и противо-

ржавейными.

 

 

Кроме того, масло не должно давать при работе обильного пенообразования. Важны и такие свойства масла, как отсутствие резкого запаха и токсичности.

Высокие эксплуатационные свойства маслу придаются одновремен­ ным выбором масляной основы и применением комплекса присадок.

В табл. 64 показаны физико-химические свойства отечественных противозадирных и противоизносных присадок. Противоизносные при­ садки хлора не содержат. Присадки ЛЗ-309/2 и Хлорэф-40 этот эле­ мент содержат, что и делает их способными обеспечивать работу ги­ поидных и нагруженных спирально-конических передач.

Т а б л и ц а 64

Характеристика противоизносных и противозадирных отечественных присадок

Присадки

Противоизносные:

ЛЗ-6/9 Л3-23к

ЭФО

ОТП

ЭЗ-2

Противозадирные.

ЛЗ-309/2

Хлорэф-40

Сведения о химическом строении

Содержание активных элементов, %

Сера

Хлор

Другие

 

 

 

 

Этиленбисбутилксантогенат

 

35—40

0,5

Этиленбисизопропилксанто-

38—43

0,2

генат

 

 

 

 

 

 

Продукт

взаимодействия

 

 

Фосфор—1,4,

экстракта фенольной очи­

 

 

цинк — 1,1 ,

стки остаточных

масел

с

 

 

барий — 2,0

пятисернистым фосфором,

 

 

 

окисью цинка и гидро­

 

 

 

окисью бария

 

 

 

 

 

Осернениые

тетрамеры про­

19—22

пилена

 

 

 

 

 

 

Продукт обработки дегидри­

2,6

 

Фосфор—1,2

рованного касторового мас­

 

 

 

ла пятисернистым фосфо­

 

 

 

ром

 

 

 

 

 

 

Продукт

взаимодействия

1,7

2,7

Фосфор—1,0

диалкилдитиофосфата

с

 

 

 

полигалоидами

эфир

 

35

Фосфор—1,0

(фО, —-дибутиловый

 

трихлорметилфосфоновой

кислоты

192



§ 3. А С С О Р Т И М Е Н Т Т Р А Н С М И С С И О Н Н Ы Х М А С Е Л

В зависимости от напряженности работы зубчатых передач транс­ миссионные масла делятся на следующие группы:

с мягкими противоизносными присадками для цилиндрических

иконических передач;

спротивозадирными присадками средней активности для высоко­ напряженных спирально-конических передач;

масла с противозадирными присадками высокой эффективности для гипоидных передач.

Вмаслах первой группы используются противоизносные присадки ЭЗ-2 и ЭФО, второй — Л3-23к, ЛЗ-6/9, ОТП, ЛЗ-309/2 и Хлорэф-40 (последние две присадки в концентрациях соответственно 6 и 2%) и в третьей группе — противозадирные присадки ЛЗ-309/2 и Хлорэф-40, взятые в концентрациях 9 и 4% соответственно.

Взависимости от сезонных и климатических условий трансмиссион­ ные масла подразделяются на летние (ТАп-15В), зимние (северные, на­ пример масло ТС-10) и арктические (масло ТС3-9ГИП).

Северные сорта масел имеют вязкость при температуре 100° С — 10 сСт и температуру застывания — минус 40° С.

Арктические сорта масел имеют лучшие низкотемпературные свой­ ства: температуру застывания минус 50°С и вязкость при температуре

минус 45° С не выше 2500 Пз (табл.

65).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 65

 

Низкотемпературные свойства трансмиссионных масел

 

Кинематичес­

 

Динамическая

вязкость,

та

 

 

й |

 

кая вязкости,

V.0

Масло

сСт, при тем'

Пз,

при температуре

аГ®

пературе

Vioo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г" >0

 

 

 

 

 

 

 

Вн

 

100° о

50° С

 

— 15

—30

45

§ Уи

 

 

Н та о

ТСд-9 ГИП

9,63

36,6

3,9

17,0

100

1210

—50

ТС-10

10,0

51,0

5,1

67

700

5000

—40

Масло гипоидное

(ГОСТ 25,0

 

 

5000

Более

 

—20

4003—53)

 

 

 

 

5000 при

 

 

 

 

 

 

—25°

 

 

Из табл. 65 видно, что загущенное арктическое трансмиссионное масло ТС3-9ГИП имеет вязкость при температуре минус 45° С всего лишь 1210 Пз. Как показала эксплуатационная проверка этого масла в условиях Крайнего Севера, трудностей с троганием автомобиля, дли­ тельное время простоявшего при температуре минус 55° С, не наблю­ далось.

Качества трансмиссионных масел для высоконагруженных спи­ рально-конических передач автомобилей приведены в табл. 66.

Масло ТАп-15В является наиболее массовым сортом. Оно изготов­ ляется из волгоградских нефтей на базе остаточного экстракта, разбавленного дистиллятным маслом, с добавлением депрессатора (АЗНИИ-ЦИАТИМ-1, АФК) и 6% противозадирной присадки ОТП.

7 Зак. 541

193


В масле могут находиться и другие содержащие серу присадки: Л36/9 (5%), ОТ-1 (6%) и др.

Низкотемпературные свойства масла неудовлетворительны. Тем­ пература застывания — минус 20° С.

Масло ТСп-14 изготавливается из сернистых и малосернистых неф­ тей, содержит 5—6% присадки ОТП или 5% Л3-23к, а также депрессатор АЗНИИ ЦИАТИМ-1 (до 1%) или полиметакрилат Д (до 1,5%). Масло отличается высокой стабильностью к окислению, хорошими низ­ котемпературными свойствами. Работоспособно при температурах минус 35 —минус 40° С.

Масло ТС-Ю-ОТП представляет собой смесь высоковязкого ком: понента с низкозастывающим маловязким маслом. Содержит 7% при­ садки ОТП, о чем указано и в маркировке масла. Предназначено для северных районов.

Для спирально-конических передач допущено к применению арк­ тическое масло ТС3-9 с 6% присадки ЛЗ-309/2, имеющего такую же низкотемпературную характеристику, как и масло ТС3-9ГИП.

Ассортимент масел, предназначенных для гипоидных передач гру­ зовых и легковых автомобилей, приведен в табл. 67.

Масло ТС-14ГИП для гипоидных передач грузовых автомобилей изготавливается на базе сернистых и малосернистых нефтей, содержит 2% хлорфосфорной присадки Хлорэф-40. Масло используется для смаз­ ки гипоидных передач автомобилей ГАЗ-53 и др.

Масло арктическое ТСЗп-9ГИП представляет собой смесь (9:1) ма­ ловязкого низкозастывающего масла (типа трансформаторного) с оста­ точным маслом МС-20, загущенную полимерной присадкой, стойкой к механической деструкции. Масло содержит не менее 10% противоза­ дирной присадки ЛЗ-309/2, 2% ингибитора ржавления (В-371), 1—1,5% депрессатора полиметакрилата (ПМА) Д и 0,005% противопенной при­ садки ПМС-200А.

Масло по ГОСТ 4003—53 (осерненная смолка) — для гипоидных передач автомобилей. Оно представляет собой смесь экстракта после

нитробензольной очистки

остаточных масел эмбенских нефтей и вере­

тенного дистиллята. Для

улучшения температуры застывания в него

 

Т а б л и ц а 66

Характеристика трансмиссионных масел для спирально-конических передач (нормы по ТУ)

 

Показатели

ТАп15В

ТСп-14

ТС- 10-OTI1

Кинематическая вязкость, сСт, при тем-

14—16

14—15

10,0

пературе

100°С

3000

1000

3000

Динамическая вязкость, Пз, не более

Температура застывания, °С, не выше

при —20° С

при —20° С при —30° С

—20

-2 5

—40

Содержание

серы, %, не менее, с при-

 

 

 

садкой:

 

1,7

1,4—2,0

1,3

ОТП

или Л3-23к

ЛЗ-6/9

1.9

2,3—3,3

194


Т а б л и ц а 67

Характеристика трансмиссионных

масел для

гипоидных передач

 

 

 

(нормы по ГОСТу

и ТУ)

 

 

ГС-14 Г’ИП

ТС3-9ГИЛ

Масло по

 

Показатели

 

ГОСТ 4003—53

ТАД-17

 

с Хлорэф- 4 0

с ЛЗ-3 09/ 2

(осерненная

 

 

 

 

смолка)

 

Кинематическая вязкость при тем­

14,0

9,0

10,5—32,4

17,5

пературе 100° С, сст,

не менее

800

2500

 

Динамическая вязкость,

пз, не бо­

лее

 

при —20° С при —45° С

 

-2 5

Температура застывания, °С, не

—25

-5 0

—20

выше

 

 

 

 

 

Противоизносные свойства:

80

80

80

80

обобщенный показатель износа

(ОПИ)

 

38

37

 

38

нагрузка сварки шаров, сту­

 

пени

 

 

 

 

 

вводится до 0,5% депрессатора АЗНИИ. Применяется оно для смазыва­ ния гипоидных передач автомобилей «Москвич-408». Масло коррозион­ ноактивно по отношению к цветным металлам.

ТАД-17 — одно из высококачественных масел для гипоидных пере­ дач современных автомобилей. Изготавливается на основе очищенных нефтепродуктов с добавлением противозадирной, противоизносной, противоокислительной, противопенной и депрессорной присадок. Мас­ ло используется для смазки трансмиссии автомобилей Волжского за­ вода.

Масла для гипоидных передач с целью улучшения их низкотемпера­ турных свойств нельзя разбавлять дизельным топливом, как это иногда делалось зимой при использовании масел без присадок на автомоби­ лях старых конструкций. В этом случае процентное содержание при­ садки падает, приводя к ухудшению противоизносных характерис­ тик и как следствие к повышенному износу деталей гипоидной пере­ дачи.

§ 4. МАСЛА ДЛЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

Условия работы масел для гидромеханических передач очень жест­ кие. Масла должны обладать хорошими противоизносными свойствами; так как удельные нагрузки на трущиеся детали (6—8 тыс. кгс/см2) близ­ ки к нагрузкам в шестеренчатых коробках передач (5—12тыс. кгс/см2)- Одновременно масло должно иметь и хорошие фрикционные свойства для обеспечения надежной работы фрикционных дисков, пред­ назначенных для переключения скоростей в планетарных коробках гидромеханических передач. Масло не должно быть агрессивным к раз­ личным резиновым прокладкам и специальной бумаге,использованной при выполнении рабочих поверхностей дисков. Масло должно обла­ дать противокоррозионными свойствами к алюминиевым и магниевым сплавам, а также другим металлам, из которых выполнена гидроме-

7*

195