Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
§ 2. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА
Трансмиссионные масла могут обеспечить нормальную работу современных автомобилей, только если они обладают высокими экс плуатационными свойствами. Поэтому нигрол, применявшийся ранее, уже не отвечает возросшим требованиям.
Современные трансмиссионные масла с присадками характеризуют ся высокими эксплуатационными свойствами и, в первую очередь, противоизносными и противозадирными, вязкостными, обеспечиваю
щими |
малые |
потери энергии |
при передаче мощности (особенно |
при |
зимней |
эксплуатации), |
противокоррозионными и противо- |
ржавейными. |
|
|
Кроме того, масло не должно давать при работе обильного пенообразования. Важны и такие свойства масла, как отсутствие резкого запаха и токсичности.
Высокие эксплуатационные свойства маслу придаются одновремен ным выбором масляной основы и применением комплекса присадок.
В табл. 64 показаны физико-химические свойства отечественных противозадирных и противоизносных присадок. Противоизносные при садки хлора не содержат. Присадки ЛЗ-309/2 и Хлорэф-40 этот эле мент содержат, что и делает их способными обеспечивать работу ги поидных и нагруженных спирально-конических передач.
Т а б л и ц а 64
Характеристика противоизносных и противозадирных отечественных присадок
Присадки
Противоизносные:
ЛЗ-6/9 Л3-23к
ЭФО
ОТП
ЭЗ-2
Противозадирные.
ЛЗ-309/2
Хлорэф-40
Сведения о химическом строении |
Содержание активных элементов, % |
||||||
Сера |
Хлор |
Другие |
|||||
|
|
|
|
||||
Этиленбисбутилксантогенат |
|
35—40 |
0,5 |
— |
|||
Этиленбисизопропилксанто- |
38—43 |
0,2 |
— |
||||
генат |
|
|
|
|
|
|
|
Продукт |
взаимодействия |
|
|
Фосфор—1,4, |
|||
экстракта фенольной очи |
|
|
цинк — 1,1 , |
||||
стки остаточных |
масел |
с |
|
|
барий — 2,0 |
||
пятисернистым фосфором, |
|
|
|
||||
окисью цинка и гидро |
|
|
|
||||
окисью бария |
|
|
|
|
|
||
Осернениые |
тетрамеры про |
19—22 |
— |
— |
|||
пилена |
|
|
|
|
|
|
|
Продукт обработки дегидри |
2,6 |
|
Фосфор—1,2 |
||||
рованного касторового мас |
|
|
|
||||
ла пятисернистым фосфо |
|
|
|
||||
ром |
|
|
|
|
|
|
|
Продукт |
взаимодействия |
1,7 |
2,7 |
Фосфор—1,0 |
|||
диалкилдитиофосфата |
с |
|
|
|
|||
полигалоидами |
эфир |
|
35 |
Фосфор—1,0 |
|||
(фО, —-дибутиловый |
|
трихлорметилфосфоновой
кислоты
192
§ 3. А С С О Р Т И М Е Н Т Т Р А Н С М И С С И О Н Н Ы Х М А С Е Л
В зависимости от напряженности работы зубчатых передач транс миссионные масла делятся на следующие группы:
с мягкими противоизносными присадками для цилиндрических
иконических передач;
спротивозадирными присадками средней активности для высоко напряженных спирально-конических передач;
масла с противозадирными присадками высокой эффективности для гипоидных передач.
Вмаслах первой группы используются противоизносные присадки ЭЗ-2 и ЭФО, второй — Л3-23к, ЛЗ-6/9, ОТП, ЛЗ-309/2 и Хлорэф-40 (последние две присадки в концентрациях соответственно 6 и 2%) и в третьей группе — противозадирные присадки ЛЗ-309/2 и Хлорэф-40, взятые в концентрациях 9 и 4% соответственно.
Взависимости от сезонных и климатических условий трансмиссион ные масла подразделяются на летние (ТАп-15В), зимние (северные, на пример масло ТС-10) и арктические (масло ТС3-9ГИП).
Северные сорта масел имеют вязкость при температуре 100° С — 10 сСт и температуру застывания — минус 40° С.
Арктические сорта масел имеют лучшие низкотемпературные свой ства: температуру застывания минус 50°С и вязкость при температуре
минус 45° С не выше 2500 Пз (табл. |
65). |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 65 |
|
|
Низкотемпературные свойства трансмиссионных масел |
||||||
|
Кинематичес |
|
Динамическая |
вязкость, |
та |
||
|
|
й | |
|||||
|
кая вязкости, |
V.0 |
|||||
Масло |
сСт, при тем' |
Пз, |
при температуре |
аГ® |
|||
пературе |
Vioo |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Г" >0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вн |
|
100° о |
50° С |
|
— 15 |
—30 |
—45 |
§ Уи |
|
|
Н та о |
|||||
ТСд-9 ГИП |
9,63 |
36,6 |
3,9 |
17,0 |
100 |
1210 |
—50 |
ТС-10 |
10,0 |
51,0 |
5,1 |
67 |
700 |
5000 |
—40 |
Масло гипоидное |
(ГОСТ 25,0 |
|
|
5000 |
Более |
|
—20 |
4003—53) |
|
|
|
|
5000 при |
|
|
|
|
|
|
|
—25° |
|
|
Из табл. 65 видно, что загущенное арктическое трансмиссионное масло ТС3-9ГИП имеет вязкость при температуре минус 45° С всего лишь 1210 Пз. Как показала эксплуатационная проверка этого масла в условиях Крайнего Севера, трудностей с троганием автомобиля, дли тельное время простоявшего при температуре минус 55° С, не наблю далось.
Качества трансмиссионных масел для высоконагруженных спи рально-конических передач автомобилей приведены в табл. 66.
Масло ТАп-15В является наиболее массовым сортом. Оно изготов ляется из волгоградских нефтей на базе остаточного экстракта, разбавленного дистиллятным маслом, с добавлением депрессатора (АЗНИИ-ЦИАТИМ-1, АФК) и 6% противозадирной присадки ОТП.
7 Зак. 541 |
193 |
В масле могут находиться и другие содержащие серу присадки: Л36/9 (5%), ОТ-1 (6%) и др.
Низкотемпературные свойства масла неудовлетворительны. Тем пература застывания — минус 20° С.
Масло ТСп-14 изготавливается из сернистых и малосернистых неф тей, содержит 5—6% присадки ОТП или 5% Л3-23к, а также депрессатор АЗНИИ ЦИАТИМ-1 (до 1%) или полиметакрилат Д (до 1,5%). Масло отличается высокой стабильностью к окислению, хорошими низ котемпературными свойствами. Работоспособно при температурах минус 35 —минус 40° С.
Масло ТС-Ю-ОТП представляет собой смесь высоковязкого ком: понента с низкозастывающим маловязким маслом. Содержит 7% при садки ОТП, о чем указано и в маркировке масла. Предназначено для северных районов.
Для спирально-конических передач допущено к применению арк тическое масло ТС3-9 с 6% присадки ЛЗ-309/2, имеющего такую же низкотемпературную характеристику, как и масло ТС3-9ГИП.
Ассортимент масел, предназначенных для гипоидных передач гру зовых и легковых автомобилей, приведен в табл. 67.
Масло ТС-14ГИП для гипоидных передач грузовых автомобилей изготавливается на базе сернистых и малосернистых нефтей, содержит 2% хлорфосфорной присадки Хлорэф-40. Масло используется для смаз ки гипоидных передач автомобилей ГАЗ-53 и др.
Масло арктическое ТСЗп-9ГИП представляет собой смесь (9:1) ма ловязкого низкозастывающего масла (типа трансформаторного) с оста точным маслом МС-20, загущенную полимерной присадкой, стойкой к механической деструкции. Масло содержит не менее 10% противоза дирной присадки ЛЗ-309/2, 2% ингибитора ржавления (В-371), 1—1,5% депрессатора полиметакрилата (ПМА) Д и 0,005% противопенной при садки ПМС-200А.
Масло по ГОСТ 4003—53 (осерненная смолка) — для гипоидных передач автомобилей. Оно представляет собой смесь экстракта после
нитробензольной очистки |
остаточных масел эмбенских нефтей и вере |
тенного дистиллята. Для |
улучшения температуры застывания в него |
|
Т а б л и ц а 66 |
Характеристика трансмиссионных масел для спирально-конических передач (нормы по ТУ)
|
Показатели |
ТАп15В |
ТСп-14 |
ТС- 10-OTI1 |
Кинематическая вязкость, сСт, при тем- |
14—16 |
14—15 |
10,0 |
|
пературе |
100°С |
3000 |
1000 |
3000 |
Динамическая вязкость, Пз, не более |
||||
Температура застывания, °С, не выше |
при —20° С |
при —20° С при —30° С |
||
—20 |
-2 5 |
—40 |
||
Содержание |
серы, %, не менее, с при- |
|
|
|
садкой: |
|
1,7 |
1,4—2,0 |
1,3 |
ОТП |
или Л3-23к |
|||
ЛЗ-6/9 |
1.9 |
2,3—3,3 |
— |
194
Т а б л и ц а 67
Характеристика трансмиссионных |
масел для |
гипоидных передач |
|||
|
|
|
(нормы по ГОСТу |
и ТУ) |
|
|
|
ГС-14 Г’ИП |
ТС3-9ГИЛ |
Масло по |
|
Показатели |
|
ГОСТ 4003—53 |
ТАД-17 |
||
|
с Хлорэф- 4 0 |
с ЛЗ-3 09/ 2 |
(осерненная |
||
|
|
|
|
смолка) |
|
Кинематическая вязкость при тем |
14,0 |
9,0 |
10,5—32,4 |
17,5 |
|
пературе 100° С, сст, |
не менее |
800 |
2500 |
|
— |
Динамическая вязкость, |
пз, не бо |
— |
|||
лее |
|
при —20° С при —45° С |
|
-2 5 |
|
Температура застывания, °С, не |
—25 |
-5 0 |
—20 |
||
выше |
|
|
|
|
|
Противоизносные свойства: |
80 |
80 |
80 |
80 |
|
обобщенный показатель износа |
|||||
(ОПИ) |
|
38 |
37 |
|
38 |
нагрузка сварки шаров, сту |
|
||||
пени |
|
|
|
|
|
вводится до 0,5% депрессатора АЗНИИ. Применяется оно для смазыва ния гипоидных передач автомобилей «Москвич-408». Масло коррозион ноактивно по отношению к цветным металлам.
ТАД-17 — одно из высококачественных масел для гипоидных пере дач современных автомобилей. Изготавливается на основе очищенных нефтепродуктов с добавлением противозадирной, противоизносной, противоокислительной, противопенной и депрессорной присадок. Мас ло используется для смазки трансмиссии автомобилей Волжского за вода.
Масла для гипоидных передач с целью улучшения их низкотемпера турных свойств нельзя разбавлять дизельным топливом, как это иногда делалось зимой при использовании масел без присадок на автомоби лях старых конструкций. В этом случае процентное содержание при садки падает, приводя к ухудшению противоизносных характерис тик и как следствие к повышенному износу деталей гипоидной пере дачи.
§ 4. МАСЛА ДЛЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ
Условия работы масел для гидромеханических передач очень жест кие. Масла должны обладать хорошими противоизносными свойствами; так как удельные нагрузки на трущиеся детали (6—8 тыс. кгс/см2) близ ки к нагрузкам в шестеренчатых коробках передач (5—12тыс. кгс/см2)- Одновременно масло должно иметь и хорошие фрикционные свойства для обеспечения надежной работы фрикционных дисков, пред назначенных для переключения скоростей в планетарных коробках гидромеханических передач. Масло не должно быть агрессивным к раз личным резиновым прокладкам и специальной бумаге,использованной при выполнении рабочих поверхностей дисков. Масло должно обла дать противокоррозионными свойствами к алюминиевым и магниевым сплавам, а также другим металлам, из которых выполнена гидроме-
7* |
195 |