Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 70 |
Основные физико-химические свойства смазок, |
применяющихся |
в автомобилях Волжского автомобильного завода |
||||
Показатель |
Литол-24 |
Л С Ц -15 |
Ф иол-1 |
Д Т -1 |
ЩРБ-4 |
Дисперсол |
Внешний |
вид |
|
Однородная |
|
|
|
гладкая мазь |
|
|
|
вишневого цвета |
Температура каплепадения, °С, |
175 |
||
не ниже |
|
|
|
Эффективная вязкость, Пз: |
|
||
при |
температуре |
0° С и |
2 800 |
среднем градиенте скоро |
|
||
сти |
деформации |
10 с-1, |
|
не более |
|
|
Однородная |
Однородная глад- |
Однородная |
Однородная |
Однородная мазь |
мазь светлокая мазь от светломазь темного |
мазь темно-ко- без комков от свет |
|||
желтого |
до темно-коричне |
цвета |
ричневого цвета |
лодо темно-ко |
цвета |
вого цвета |
по |
230 |
ричневого цвета |
со |
185 |
85 |
||
о |
|
|
|
|
3 000 |
2 000 |
6 500* |
10 000* |
|
211*
при |
температуре |
50° С и |
65 |
50 |
30 |
|
|
|
|||
среднем градиенте скоро |
|
|
|
|
|
|
|||||
сти деформации 100 с-1, |
|
|
|
|
|
|
|||||
не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Предел |
прочности |
на |
сдвиг, |
|
|
|
|
|
|
||
гс/см2 при температуре: |
|
|
|
|
|
|
|||||
20° С, |
не |
менее |
|
4,5 |
5,0 |
2,0 |
_ |
2,0 |
_ |
||
80° С, |
» |
» |
|
|
1,5 |
1,2 |
1,0 |
_ |
|
_ |
|
Коллоидная стабильность, %, |
12 |
15 |
25 |
— |
10 |
15 |
|||||
выделенного масла, |
не более |
|
|
|
|
|
|
||||
Содержание воды, |
%, |
не более |
|
Отсутствует |
|
0,3 |
Следы |
0,1 |
* При температуре минус 20° Q.
Г л а в а VIII
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ
Наряду с топливами и смазочными материалами при эксплуатации автомобилей широко применяют технические жидкости. Назначение жидкостей самое различное: облегчение пуска двигателя, охлаждение его при работе, передача усилий в тормозной системе, амортизаторах, автоматических коробках передач, некоторых подъемных устройствах и т. д. В связи с этим технические жидкости существенно различают ся по своему составу и свойствам.
§ 1. ПУСКОВЫЕ ж и д к о с т и
Пусковые свойства двигателей в значительной мере зависят от ка чества применяемых топлив и масел. Пуск двигателей при низких тем пературах облегчается при использовании бензинов с большим коли чеством легких фракций, дизельных топлив с высоким цетановым числом и масел для двигателей с небольшой вязкостью при низких темпера турах. Однако даже очень хорошие топлива не могут обеспечить одно временно и пуск двигателя при низких температурах и бесперебойную работу прогретого двигателя. В связи с этим все более широкое приме нение получают специальные жидкости для облегчения пуска двига теля при низких температурах.
В нашей стране производят и применяют две пусковые жидкости: «Холод Д-40» для дизельных двигателей и «Арктика» для карбюратор ных (табл. 71). Рассмотрим значение отдельных компонентов, входящих в состав этих жидкостей.
|
|
Т а б л и ц а 71 |
Состав |
отечественных пусковых жидкостей, % |
|
Компоненты |
*Арктика |
«Холод Д-40» |
Этиловый эфир |
45—60 |
60 |
Смесь низкокипящих углеводородов (пет- |
35—55 |
15 |
ролейный эфир, газовый бензин и др.) |
|
|
Изопропилнитрат |
1 - 5 |
15 |
Масло с противоизносными и противо |
2 |
10 |
задирными присадками |
|
|
Этиловый эфир (С2Н5—О—С2Н5) является обязательным компонен том большинства пусковых жидкостей. Этиловый эфир отличается низ кой температурой самовоспламенения, высоким давлением насыщенных паров и широкими пределами воспламеняемости.
При пуске холодного дизельного двигателя, когда вследствие ряда причин и, в первую очередь, повышения теплоотдачи в стенки ци линдра резко понижается температура воздуха в конце такта сжа тия, применение этилового эфира позволяет обеспечить самовоспла-
212
менение горючей смеси при относительно невысоких температурах
(190—220° С).
С точки зрения понижения температуры самовоспламенения наи более эффективно применять этиловый эфир в чистом виде. Однако в этом случае происходит очень резкое нарастание давления в цилиндре двигателя, что может привести к поломке его деталей. Поэтому пуско вые жидкости для дизельных двигателей обычно содержат этиловый эфир в количестве 60—75%.
В карбюраторных двигателях при пуске используют свойство эти лового эфира воспламеняться в смеси с воздухом в широких концентра ционных пределах. Это позволяет поджечь искрой очень бедные сме си. Однако содержание эфира в пусковых жидкостях для карбюратор ных двигателей может быть несколько меньшим, чем в жидкостях для дизельных двигателей.
При использовании пусковой жидкости в дизельном двигателе вос пламенение начинается с этилового эфира. В последнюю очередь вос пламеняется топливо. Для обеспечения постепенного и последователь ного воспламенения в состав пусковых жидкостей вводят компоненты, воспламеняющиеся между этиловым эфиром и основным топливом. Наличие таких компонентов придает процессу воспламенения плавный самоускоряющийся характер. Наибольшее применение в качестве та ких компонентов получили изопропилнитрат и смесь низкокипящих углеводородов.
Изопропилнитрат воспламеняется несколько позже этилового эфи ра, но раньше основного топлива. Смесь низкокипящих углеводородов, целиком испаряясь в цилиндре двигателя, воспламеняется несколько позже изопропилнитрата, но также раньше основного топлива. Нали чие такой последовательной цепочки обеспечивает хорошую подготовку основного топлива к воспламенению и началу видимого сгорания, что существенно снижает скорость нарастания давления.
Оптимальное содержание изопропилнитрата и смеси низкокипящих углеводородов в жидкостях для дизельных двигателей составляет по
15%.
В жидкостях для карбюраторных двигателей смесь низкокипящих углеводородов обеспечивает создание горючей смеси, способной вос пламеняться от искры. Учитывая необходимость создания горючей сме си при довольно низких температурах, в жидкость для карбюраторных двигателей добавляют смесь наиболее низкокипящих углеводородов и в большем количестве, чем в жидкость для дизельных двигателей.
Надежной подготовке топливо-воздушной смеси к воспламенению от искры способствует введение в состав жидкости для карбюраторных двигателей небольшого количества изопропилнитрата.
Снижение износа трущихся деталей в первый период пуска двига телей достигается введением в состав пусковых жидкостей масла, содер жащего противоизносные или противозадирные присадки. В дизель ных двигателях в период пуска возникают более высокие нагрузки на трущиеся пары, чем в карбюраторных двигателях. Исследованиями установлено, что для снижения пускового износа в составе дизельной пусковой жидкости должно быть не менее 10% масла. Приме-
213
нение такой жидкости |
на карбюраторных двигателях приводит |
к замасливанию свечей |
зажигания и перебоям в появлении искры. |
В связи с этим в пусковых жидкостях для карбюраторных двигателей содержание масла не должно быть более 2%. Такое количество масла обеспечивает смазку трущихся деталей в первый период пуска менее напряженного карбюраторного двигателя и в то же время не вызыва ет нарушений в работе свечей зажигания.
Кроме указанных основных компонентов в пусковые жидкости добавляют в небольшом количестве некоторые присадки, улучшающие те или иные эксплуатационные свойства.
Пусковые жидкости могут выпускать в запаянных ампулах или в аэрозольной упаковке в металлических баллонах. Отечественной про мышленностью освоен выпуск жидкостей «Арктика» и «Холод-40» в за паянных ампулах по 20 мл жидкости в каждой ампуле. Для ввода жид костей в двигатель используют пусковое приспособление (рис. 85). Воз душный насос пускового приспособления устанавливают в кабине во дителя, а эмульсатор — под капотом вблизи двигателя. Пусковая жид кость заливается в эмульсатор, водитель из кабины подкачивает в эмульсатор воздух, и образующаяся смесь пусковой жидкости с воз духом в виде эмульсии по трубопроводам поступает к распылителям, установленным во впускном трубопроводе. Количество распылителей зависит от литража двигателя и формы впускного трубопровода.
Выпускают две модели пусковых приспособлений — 5ПП-40 и 6ПП-40. Различаются они размерами эмульсатора, количеством эмуль сионных каналов и распылителей. Однако оба приспособления при годны для ввода пусковых жидкостей как в дизельные, так и в карбюра торные двигатели.
Основное преимущество приспособлений 5ПП-40 и 6ПП-40 состоит в том, что благодаря многоканальной конструкции исключено неравно мерное распределение пусковой эмульсии по отдельным цилиндрам. Отделение источника сжатого воздуха от эмульсатора позволяет рас положить последний в непосредственной близости от двигателя. Это исключает конденсацию эмульсии в трубопроводах и проникновение паров эфира в кабину водителя.
Подача жидкостей с помощью пусковых приспособлений обеспечи вает наибольшую эффективность пуска двигателей среднего и большого литража. Пусковые приспособления обеспечивают лучшие условия смешения пусковой жидкости с воздухом и создают возможность со-