Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 70

Основные физико-химические свойства смазок,

применяющихся

в автомобилях Волжского автомобильного завода

Показатель

Литол-24

Л С Ц -15

Ф иол-1

Д Т -1

ЩРБ-4

Дисперсол

Внешний

вид

 

Однородная

 

 

 

гладкая мазь

 

 

 

вишневого цвета

Температура каплепадения, °С,

175

не ниже

 

 

Эффективная вязкость, Пз:

 

при

температуре

0° С и

2 800

среднем градиенте скоро­

 

сти

деформации

10 с-1,

 

не более

 

 

Однородная

Однородная глад-

Однородная

Однородная

Однородная мазь

мазь светлокая мазь от светломазь темного

мазь темно-ко- без комков от свет

желтого

до темно-коричне­

цвета

ричневого цвета

лодо темно-ко­

цвета

вого цвета

по

230

ричневого цвета

со

185

85

о

 

 

 

 

3 000

2 000

6 500*

10 000*

 

211*

при

температуре

50° С и

65

50

30

 

 

 

среднем градиенте скоро­

 

 

 

 

 

 

сти деформации 100 с-1,

 

 

 

 

 

 

не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предел

прочности

на

сдвиг,

 

 

 

 

 

 

гс/см2 при температуре:

 

 

 

 

 

 

20° С,

не

менее

 

4,5

5,0

2,0

_

2,0

_

80° С,

»

»

 

 

1,5

1,2

1,0

_

 

_

Коллоидная стабильность, %,

12

15

25

10

15

выделенного масла,

не более

 

 

 

 

 

 

Содержание воды,

%,

не более

 

Отсутствует

 

0,3

Следы

0,1

* При температуре минус 20° Q.


Г л а в а VIII

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ

Наряду с топливами и смазочными материалами при эксплуатации автомобилей широко применяют технические жидкости. Назначение жидкостей самое различное: облегчение пуска двигателя, охлаждение его при работе, передача усилий в тормозной системе, амортизаторах, автоматических коробках передач, некоторых подъемных устройствах и т. д. В связи с этим технические жидкости существенно различают­ ся по своему составу и свойствам.

§ 1. ПУСКОВЫЕ ж и д к о с т и

Пусковые свойства двигателей в значительной мере зависят от ка­ чества применяемых топлив и масел. Пуск двигателей при низких тем­ пературах облегчается при использовании бензинов с большим коли­ чеством легких фракций, дизельных топлив с высоким цетановым числом и масел для двигателей с небольшой вязкостью при низких темпера­ турах. Однако даже очень хорошие топлива не могут обеспечить одно­ временно и пуск двигателя при низких температурах и бесперебойную работу прогретого двигателя. В связи с этим все более широкое приме­ нение получают специальные жидкости для облегчения пуска двига­ теля при низких температурах.

В нашей стране производят и применяют две пусковые жидкости: «Холод Д-40» для дизельных двигателей и «Арктика» для карбюратор­ ных (табл. 71). Рассмотрим значение отдельных компонентов, входящих в состав этих жидкостей.

 

 

Т а б л и ц а 71

Состав

отечественных пусковых жидкостей, %

Компоненты

*Арктика

«Холод Д-40»

Этиловый эфир

45—60

60

Смесь низкокипящих углеводородов (пет-

35—55

15

ролейный эфир, газовый бензин и др.)

 

 

Изопропилнитрат

1 - 5

15

Масло с противоизносными и противо­

2

10

задирными присадками

 

 

Этиловый эфир (С2Н5—О—С2Н5) является обязательным компонен­ том большинства пусковых жидкостей. Этиловый эфир отличается низ­ кой температурой самовоспламенения, высоким давлением насыщенных паров и широкими пределами воспламеняемости.

При пуске холодного дизельного двигателя, когда вследствие ряда причин и, в первую очередь, повышения теплоотдачи в стенки ци­ линдра резко понижается температура воздуха в конце такта сжа­ тия, применение этилового эфира позволяет обеспечить самовоспла-

212



менение горючей смеси при относительно невысоких температурах

(190—220° С).

С точки зрения понижения температуры самовоспламенения наи­ более эффективно применять этиловый эфир в чистом виде. Однако в этом случае происходит очень резкое нарастание давления в цилиндре двигателя, что может привести к поломке его деталей. Поэтому пуско­ вые жидкости для дизельных двигателей обычно содержат этиловый эфир в количестве 60—75%.

В карбюраторных двигателях при пуске используют свойство эти­ лового эфира воспламеняться в смеси с воздухом в широких концентра­ ционных пределах. Это позволяет поджечь искрой очень бедные сме­ си. Однако содержание эфира в пусковых жидкостях для карбюратор­ ных двигателей может быть несколько меньшим, чем в жидкостях для дизельных двигателей.

При использовании пусковой жидкости в дизельном двигателе вос­ пламенение начинается с этилового эфира. В последнюю очередь вос­ пламеняется топливо. Для обеспечения постепенного и последователь­ ного воспламенения в состав пусковых жидкостей вводят компоненты, воспламеняющиеся между этиловым эфиром и основным топливом. Наличие таких компонентов придает процессу воспламенения плавный самоускоряющийся характер. Наибольшее применение в качестве та­ ких компонентов получили изопропилнитрат и смесь низкокипящих углеводородов.

Изопропилнитрат воспламеняется несколько позже этилового эфи­ ра, но раньше основного топлива. Смесь низкокипящих углеводородов, целиком испаряясь в цилиндре двигателя, воспламеняется несколько позже изопропилнитрата, но также раньше основного топлива. Нали­ чие такой последовательной цепочки обеспечивает хорошую подготовку основного топлива к воспламенению и началу видимого сгорания, что существенно снижает скорость нарастания давления.

Оптимальное содержание изопропилнитрата и смеси низкокипящих углеводородов в жидкостях для дизельных двигателей составляет по

15%.

В жидкостях для карбюраторных двигателей смесь низкокипящих углеводородов обеспечивает создание горючей смеси, способной вос­ пламеняться от искры. Учитывая необходимость создания горючей сме­ си при довольно низких температурах, в жидкость для карбюраторных двигателей добавляют смесь наиболее низкокипящих углеводородов и в большем количестве, чем в жидкость для дизельных двигателей.

Надежной подготовке топливо-воздушной смеси к воспламенению от искры способствует введение в состав жидкости для карбюраторных двигателей небольшого количества изопропилнитрата.

Снижение износа трущихся деталей в первый период пуска двига­ телей достигается введением в состав пусковых жидкостей масла, содер­ жащего противоизносные или противозадирные присадки. В дизель­ ных двигателях в период пуска возникают более высокие нагрузки на трущиеся пары, чем в карбюраторных двигателях. Исследованиями установлено, что для снижения пускового износа в составе дизельной пусковой жидкости должно быть не менее 10% масла. Приме-

213


нение такой жидкости

на карбюраторных двигателях приводит

к замасливанию свечей

зажигания и перебоям в появлении искры.

В связи с этим в пусковых жидкостях для карбюраторных двигателей содержание масла не должно быть более 2%. Такое количество масла обеспечивает смазку трущихся деталей в первый период пуска менее напряженного карбюраторного двигателя и в то же время не вызыва­ ет нарушений в работе свечей зажигания.

Кроме указанных основных компонентов в пусковые жидкости добавляют в небольшом количестве некоторые присадки, улучшающие те или иные эксплуатационные свойства.

Пусковые жидкости могут выпускать в запаянных ампулах или в аэрозольной упаковке в металлических баллонах. Отечественной про­ мышленностью освоен выпуск жидкостей «Арктика» и «Холод-40» в за­ паянных ампулах по 20 мл жидкости в каждой ампуле. Для ввода жид­ костей в двигатель используют пусковое приспособление (рис. 85). Воз­ душный насос пускового приспособления устанавливают в кабине во­ дителя, а эмульсатор — под капотом вблизи двигателя. Пусковая жид­ кость заливается в эмульсатор, водитель из кабины подкачивает в эмульсатор воздух, и образующаяся смесь пусковой жидкости с воз­ духом в виде эмульсии по трубопроводам поступает к распылителям, установленным во впускном трубопроводе. Количество распылителей зависит от литража двигателя и формы впускного трубопровода.

Выпускают две модели пусковых приспособлений — 5ПП-40 и 6ПП-40. Различаются они размерами эмульсатора, количеством эмуль­ сионных каналов и распылителей. Однако оба приспособления при­ годны для ввода пусковых жидкостей как в дизельные, так и в карбюра­ торные двигатели.

Основное преимущество приспособлений 5ПП-40 и 6ПП-40 состоит в том, что благодаря многоканальной конструкции исключено неравно­ мерное распределение пусковой эмульсии по отдельным цилиндрам. Отделение источника сжатого воздуха от эмульсатора позволяет рас­ положить последний в непосредственной близости от двигателя. Это исключает конденсацию эмульсии в трубопроводах и проникновение паров эфира в кабину водителя.

Подача жидкостей с помощью пусковых приспособлений обеспечи­ вает наибольшую эффективность пуска двигателей среднего и большого литража. Пусковые приспособления обеспечивают лучшие условия смешения пусковой жидкости с воздухом и создают возможность со-