Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
провождать первые обороты колен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
чатого вала после появления вспы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
шек |
дополнительной |
подачей |
пу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
сковой |
жидкости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Для одно-, двух- и многоцилин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
дровых двигателей малого литража |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
хорошие результаты получены при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
вводе жидкости во впускную систе- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
mv |
из |
баллончика |
под |
давлением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
пропана. |
Применение |
пусковых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
жидкостей в аэрозольной упаковке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
значительно упрощает их исполь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
зование и для двигателей малого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
литража |
весьма |
эффективно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Применение |
пусковых |
жидко |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
стей позволяет уменьшить мини |
Рис. 86. Зависимость минимальных |
||||||||||||||||||
мальную |
частоту |
вращения колен |
пусковых |
оборотов |
коленчатого вала |
||||||||||||||
чатого |
вала |
двигателя |
при |
пуске |
двигателя |
ЗИЛ-130 от температуры: |
|||||||||||||
/ — |
при |
применении |
пусковой |
жидкости |
|||||||||||||||
в несколько |
раз (рис. 86, 87). |
|
«Арктика»; |
2 — без |
пусковой |
жидкости |
|||||||||||||
Многочисленные |
|
исследования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
показали, |
что применение |
пуско |
|
|
|
|
о-ЯПЗ-23В |
|
|
|
|||||||||
вых жидкостей «Арктика» и «Хо |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
лод Д-40» позволяет пускать холод |
|
|
|
&-ЯМЗ-238 |
|
|
|
||||||||||||
ные |
двигатели |
без |
|
подогрева |
до |
**120 |
|
|
|
|
|
&V 2 |
|||||||
|
гГ*- |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
температуры воздуха |
минус 40° С. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
При |
этом необходимо |
применять |
ез у |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
загущенные |
или |
маловязкие масла |
§■§ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
и полностью заряженные аккуму |
■60 |
ш |
|
|
|
|
|
||||||||||||
I г |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ляторные |
батареи. |
Использование |
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
пусковых |
жидкостей |
значительно |
|
20 |
|
|
|
-25 |
-20 -15 -10 |
||||||||||
облегчает пуск, повышает его на |
|
-tfO -35 -30 |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
Теппература,°С |
|
||||||||||||||
дежность и при температурах ниже |
Рис. |
|
87. |
Зависимость |
минимальных |
||||||||||||||
минус 40° С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
При температурах воздуха ни |
пусковых |
оборотов |
коленчатого вала |
||||||||||||||||
двигателей ЯМЗ |
от |
температуры: |
|||||||||||||||||
же |
минус 40° С двигатели |
можно |
/ — при |
применении пусковой |
жидкости |
||||||||||||||
пустить |
только |
после |
предвари |
«Холод |
Д-40»; |
2 — без пусковой жидко |
|||||||||||||
тельного разогрева. Однако и в |
|
|
|
|
|
|
|
|
сти |
||||||||||
этом случае |
применение |
пусковых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жидкостей позволяет сократить время разогрева двигателей и повысить надежность пуска.
Долгое время считали, что пуск холодного двигателя сопровожда ется резким увеличением износа трущихся пар. Нередко указывали, что один холодный пуск двигателя по износу равноценен 500 км пробе га автомобиля, иногда — 300 км.
Успехи в области повышения износостойкости металлов и примене ние эффективных присадок к маслам позволили резко уменьшить пус ковые износы двигателей. Этому способствует и масло с присадками, которое содержится в отечественных пусковых жидкостях «Арктика» н «Холод Д-40».
Испытания показали, что применение пусковых жидкостей не уве личивает износ двигателя ЗИЛ-375, зато резко сокращает продолжи тельность пуска и повышает его надежность (табл. 72). Аналогичные результаты получены при испытаниях двигателей ЗИЛ-130 и ГАЗ-66.
Так, пуск холодного двигателя |
ГАЗ-66 при минус 35° С на масле |
АСЗп-6 с прогревом под нагрузкой |
(при движении автомобиля через |
1 мин после пуска) оказался эквивалентным по износу 10 км пробега, при этом за время прогрева автомобиль совершает пробег примерно в 5 км.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
72 |
|
Сравнительная эффективность средств облегчения |
пуска двигателя ЗИЛ-375 |
|||||||
|
|
(100 пусков, |
масло АСЗп-10 |
температура |
минус 25° С) |
|||
|
|
|
Средняя |
Количество |
удавших |
Средний |
мак- |
|
|
|
|
ся пусков с попытки |
|||||
|
Средство облегчения пуска |
продолжи- |
|
|
|
износ гильзы |
||
|
тельность |
первой |
|
|
||||
|
|
|
пуска, с |
второй|третьей цилиндра, |
мкм |
|||
Пусковая жидкость «Арктика» |
5,1 |
94 |
5 |
1 |
10 |
|
||
Подогреватель П-100 |
6,6 |
89 |
9 |
2 |
8 |
|
||
Карбюратор К-89, |
отрегулированный |
13,9 |
45 |
33 |
22 |
12 |
|
|
на |
оптимальное |
обогащение смеси |
|
|
|
|
|
|
при |
пуске |
|
|
|
|
|
|
|
Высокая эффективность пусковых жидкостей установлена и при испытании дизельных двигателей. Так, при испытаниях дизельного двигателя ЯМЗ-238 установлено, что его пуск без разогрева при темпе ратуре воздуха минус 35° С снижает моторесурс на 4,5%. Доля пуско вых износов в общем эксплуатационном износе двигателя ЯМЗ-238 составляет 6,75% при холодных пусках при температуре минус 35° С, а при теплых пусках (плюс 15° С) — 2,2.
Таким образом, применение пусковых жидкостей является эффек тивным средством сокращения сроков пуска двигателей и повышения его надежности при любых отрицательных температурах воздуха.
§ 2. ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ
Часть тепла, выделяющегося при сгорании топлива в двигателе, идет на нагревание камер сгорания. При очень высоких температурах стенок камер сгорания теряется мощность двигателя вследствие ухуд шения наполнения цилиндров, снижается механическая прочность де талей, ухудшаются условия смазывания, появляется детонация, ка лильное зажигание и т. д. Чтобы предотвратить перегрев деталей дви гателя, их охлаждают.
В качестве охлаждающих агентов в автомобильных двигателях ис пользуют воздух (автомобили ЗАЗ) или жидкости (автомобили ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, АЗЛК, ВАЗ и др.). Наибольшее распространение получили жидкостные системы охлаждения. В двигателях с жидкостным охлаж дением блок и головка цилиндров выполняются двойными. Между стен ками образуется охлаждающая рубашка, в которую заливается жид кость. Охлаждающая жидкость отнимает тепло от стенок цилиндров
2 1 6
и головки цилиндров и отдает тепло воздуху, который просасывается вентилятором через радиатор. Таким образом, охлаждающая жидкость непрерывно циркулирует в замкнутой системе охлаждения, нагре ваясь в блоке и головке цилиндров и охлаждаясь в радиаторе.
Для обеспечения нормальной работы системы к охлаждающей жид кости предъявляют ряд требований.
Жидкость должна иметь высокие теплоемкость и теплопроводность, чтобы эффективно отводить тепло, не замерзать и не кипеть при всех рабочих температурах двигателя, не воспламеняться , не вспениваться, не вызывать коррозии металлов и сплавов и не разъедать резиновых шлангов и соединений системы охлаждения.
Жидкости, которая полностью бы отвечала всем перечисленным требованиям, пока не найдено.
Для эксплуатации автомобильных двигателей при положительных температурах воздуха наиболее подходящей охлаждающей жидкостью является вода. При отрицательных температурах, во избежание замер зания воды ее применяют в смеси с различными веществами, снижа ющими температуру застывания. Такие смеси получили название ан тифризов.
Вода
Вода как охлаждающая жидкость имеет ряд достоинств и недостат ков. Вода доступна, безопасна в пожарном отношении, безвредна для человека, имеет высокую удельную теплоемкость (1 ккал/кг- °С), пре восходящую все другие известные охлаждающие жидкости. Наиболее существенным недостатком воды является высокая температура замер зания. Вода замерзает при температуре 0° С со значительным увеличе нием объема. Это вызывает разрушение (размораживание) системы охлаждения при низких температурах.
Вода имеет сравнительно низкую температуру кипения, поэтому в системе охлаждения современных автомобильных двигателей под держивают температуру 80—90° С. При эксплуатации автомобилей в условиях жаркого климата, особенно в южных районах страны, тем пература воды может достигать 95—100° С. Во избежание больших по терь жидкости системы охлаждения в современных двигателях герме тизируют. На пробке радиатора устанавливают клапан, который от крывается только при повышении давления в системе охлаждения. Это позволяет несколько повысить температуру кипения воды и сни зить ее потери от испарения.
Существенным недостатком воды как охлаждающей жидкости яв ляется способность образовывать в системе накипь и шлам. Накипь образуется на горячих стенках за счет выпадения ряда солей из вод ного раствора. Под шламом имеют в виду илистые отложения минераль ного или органического происхождения, скапливающиеся в застойных полостях рубашки охлаждения двигателя и нижнем бачке радиатора.
Образовдние накипи в системе охлаждения связано с выпадением из водного раствора солей кальция и магния, которые вместе с частич ками примесей и продуктов коррозии «прикипают» к поверхностям
8 З а к . 541 |
217 |
нагретого металла. Слой накипи имеет очень малую теплопроводность, что ухудшает теплоотвод. Одновременно уменьшается сечение трубок радиатора, что также ведет к перегреву двигателя и как следствие к уве личению расхода топлива (рис. 88).
Соли кальция и магния, находящиеся в растворенном состоянии, придают воде свойства, которые принято называть жесткостью. Чем вы ше содержание в воде солей магния и кальция, тем больше ее жест кость. За единицу жесткости принимают миллиграмм-эквивалент солей на 1 л воды. Если жесткость воды равна 1 мг-экв, то это значит, что
втакой воде содержится 20,04 мг/л ионов кальция или 12,16 мг/л ионов магния. Различают жесткость временную, постоянную и общую.
Временная жесткость характеризует содержание в воде в основном двух соединений — бикарбоната кальция Са (НС03)2 и бикарбоната магния Mg (НС03)2. Эти соли могут находиться в воде в растворенном состоянии только в присутствии некоторого количества свободной угле кислоты. При кипячении воды свободная углекислота из нее удаляется
исоли временной жесткости распадаются на карбонаты, выпадающие
восадок, и углекислый газ, уходящий в атмосферу:
она |
содержит |
солей не более 3, |
сред |
|
|
|
|
|
|
|||||
ней |
— 3 — б |
и |
жесткой — более 6 |
|
|
|
|
|
|
|||||
мг-экв в 1 л. |
|
|
|
для |
си |
|
|
|
|
|
|
|||
|
По степени пригодности |
|
|
|
|
|
|
|||||||
стем охлаждения автомобилей при |
|
|
|
|
|
|
||||||||
родные воды |
можно |
распределить в |
|
|
|
|
|
|
||||||
следующем |
порядке: атмосферная |
|
|
|
|
|
|
|||||||
(дождевая, снеговая)—мягкая; реч |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ная или озерная—мягкая или сред |
|
|
|
|
|
|
||||||||
няя; колодезная, ключевая, морская— |
0 |
Qo |
120 |
180 240 |
300 |
|||||||||
жесткая. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
или |
высокой |
жест |
Врепя работы д8тателЯ,ч |
||||||||||
Воду средней |
|
|
|
|
|
|
||||||||
кости |
перед использованием в систе |
Рис. 89. Динамика нарастания ко |
||||||||||||
мах охлаждения рекомендуется умяг |
личества накипи в системе охла |
|||||||||||||
чать или смешивать со специальными |
ждения, заправленной водой с ая- |
|||||||||||||
добавками — антинакипинами. |
|
|
тинакипином |
(кривая |
2) и |
без |
||||||||
|
|
|
|
него |
(кривая |
/) |
||||||||
Простейшим |
способом умягчения |
|
|
|
|
|
|
|||||||
воды |
является |
кипячение, |
при |
ко |
углекислые |
соли |
выпадают |
из |
||||||
тором |
бикарбонаты |
разлагаются |
и |
воды в виде осадка. После фильтрации воду можно использовать для систем охлаждения.
Умягчение воды можно достичь ее химической обработкой. Добавлеление соды и извести (гашеной) приводит к выпадению соединений кальция и магния в осадок. Известково-содовый способ умягчения воды эффективнее кипячения.
Весьма простой и эффективный способ умягчения воды — фильтра ция через катиониты. Катиониты —это природные или искусственные мелкопористые алюмосиликаты натрия (глауконит, пермутит и т. д.) или другие соединения, способные вступать в обменную реакцию, уда ляя из воды ионы кальция и магния. Промышленность выпускает ти повые установки для умягчения воды с помощью катионитовых филь тров.
Вещества, известные под названием антинакипинов, позволяют предотвратить образование накипи обработкой воды непосредственно в системе охлаждения (рис. 89). Добавление антинакипинов особенно удобно в полевых условиях при отсутствии мягкой воды. Действие ан тинакипинов сводится к предотвращению образования твердых отло жений накипи на горячих поверхностях. Достигается это за счет перевода солей, дающих накипь, в рыхлое состояние или за счет удер жания таких солей в воде в виде пересыщенного раствора. В качестве антинакипинов используются гексаметафосфат натрия — (NaP03)e, хромпик — К2Сг20 7, ортофосфат натрия — Na3P04 .• 12Н20 (тринатрийфосфат) и др.
Воду, предназначенную для систем охлаждения, необходимо предо хранять от загрязнения нефтепродуктами. Топлива и масла в условиях системы охлаждения образуют углеводистые вещества, которые лег ко входят в состав образующейся накипи. Если обычная накипь имеет коэффициенты теплопроводности 0,7—2,2 ккал/м • ч •0 С, то с неболь шими включениями масла та же накипь имеет коэффициент теплопро
8 ; |
219 |