Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водности 0,1 ккал/м • ч • °С. Кроме того, попадание топлив и масел в воду часто сопровождается интенсивным вспениванием и выбросом охлаждающей жидкости из системы.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости

При температурах наружного воздуха ниже 0° С для обеспечения длительных стоянок автомобиля приходится заливать в жидкостные системы охлаждения вместо воды низкозамерзающие жидкости — ан­ тифризы.

В качестве антифризов могут использоваться смеси воды со спирта­ ми, смеси воды с глицерином, смеси углеводородов и ряд других ве­ ществ. Однако наибольшее распространение в качестве низкотемпе­ ратурных охлаждающих жидкостей получили водные растворы эти­ ленгликоля.

Этиленгликоль — двухатомный спирт СН2ОН—СН2ОН, представ­ ляет собой прозрачную бесцветную вязкую жидкость без запаха. Цвет

технического этиленгликоля

слегка

желтоватый.

Кипит этиленгли­

коль при плюс 197, а застывает при минус 11,5° С. Однако смеси этилен­

 

 

 

 

 

 

 

гликоля с водой

застывают

при

 

 

 

 

 

 

 

более низких температурах. Ме­

 

 

 

 

 

 

 

няя соотношение воды и этилен­

 

 

 

 

 

 

 

гликоля, можно получить смеси

 

 

 

 

 

 

 

с температурой

застывания от 0

 

 

 

 

 

 

 

до минус 70° С (рис. 90).

 

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку вода и этиленгли­

 

 

 

 

 

 

 

коль

имеют

разную

плотность,

 

 

 

 

 

 

 

а при

смешивании плотность из­

 

 

 

 

 

 

 

меняется

аддитивно, оказалось

700 30 80

70 60 SO 40 30 20

J__I

возможным по замеренной вели­

Ю О

чине плотности

антифриза пред­

 

 

Бода,%

 

 

 

сказывать его

температуру

за­

Рис. 90.

Кривая

кристаллизации

стывания (табл. 73).

 

 

водоэтиленгликолевых

смесей

В связи с тем

что этиленгли­

 

 

 

 

 

 

 

коль

оказывает

коррозионное

220

 

 

 

 

 

 

действие на металлы, в состав

 

 

 

 

 

 

 

антифризов вводят антикоррози­

180

 

 

 

 

 

 

онные присадки.Для предотвра­

V s0

 

 

 

 

 

 

щения вспенивания в антифризы

 

 

 

 

 

 

иногда добавляют

антипенные

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

присадки.

 

 

 

 

 

 

$120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

Этиленгликолевые антифризы

 

4.U

-ти

VU

OU

 

ш и

имеют

следующие особенности,

 

Этиленгликоль, % одьепа,

которые

необходимо

учитывать

100

«

t

.

1 ' .

 

 

80

60

40

20

 

О

в условиях эксплуатации авто­

 

 

Вода., %

 

 

Рис. 91. Температура кипения водяных

мобилей.

При испарении водных рас­

1.

 

и

 

растворов

этиленгликоля

творов этиленгликоля выделяю­

равновесный

состав

пара:

 

 

1 — пар; 2

жидкость

щиеся пары всегда содержат зна-

220


Т а б л и ц а 73

Зависимость плотности и температуры замерзания смесей

технического

 

 

 

 

 

этиленгликоля и воды

Концентрация

Плотность,

Температура

Концентрация

Плотность,

Температура

этиленглико­

20

замерзания,

этиленглико­

20

замерзания,

ля, %

Р4

 

°С

ля, %

f>4

°С

26,4

1,0340

- 1 0

65,3

1,0855

— 65

27,2

1,0376

12

65,6

1,0860

— 66

29,6

1,0410

14

66,0

1,0863

— 67

32,0

1,0443

- 1 6

66,3

1,0866

— 68

34,2

1,0480

18

68,5

1,0888

— 66

36,4

1,0506

— 20

69,6

1,0900

— 64

38,4

1,0533

— 22

70,8

1,0910

— 62

40,4

1,0560

— 24

72,1

1,0923

— 60

42,2

1,0586

— 26

73,3

1,0937

- 5 8

44,0

1,0606

— 28

74,5

1,0947

— 56

45,6

1,0627

— 30

75,8

1,0960

— 54

47,0

1,0643

— 32

77.0

1,0973

— 52

48,2

1,0663

— 34

78,4

1,0983

— 50

49,6

1,0680

— 36

79,6

1,0997

- 4 8

51,0

1,0696

— 38

81,2

1,1007

— 46

52,6

1,0713

— 40

82,5

1,1023

— 44

53,6

1,0726

— 42

83,9

1,1033

— 42

54,6

1,0740

44

85,4

1,1043

— 40

55,6

1,0753

— 46

86,9

1,1054

— 38

56,8

1,0766

48

88,4

1,1066

— 36

58,0

1,0780

— 50

90,0

1,1077

— 34

59,1

1,0790

— 52

91,5

1,1087

— 32

60,2

1,0803

— 54

93,0

1,1096

— 30

61,2

1,0813

— 56

94,4

1,1103

— 28

62,2

1,0823

— 58

95,0

1,1105

— 27

63,1

1,0833

— 60

95,5

1,1107

— 26

64,0

1,0843

— 62

96,4

1,1110

— 24

64,8

1,0850

— 64

97,0

1,1116

— 22

 

 

 

 

97,8

1,1120

— 20

чнтельно больше воды, чем этиленгликоля (рис. 91). В условиях эксп­ луатации от испарения теряется практически только вода, которую следует периодически добавлять в радиатор.

2.Теплоемкость и теплопроводность этиленгликолевых охлажда­ ющих жидкостей несколько ниже, чем воды. При замене в системе охлаждения воды на антифриз обычно отмечают некоторое повыше­ ние температуры охлаждающей жидкости.

3.Попадание нефтепродуктов в этиленгликолевые антифризы ведет

кзначительному пенообразованию. В этих условиях часть жидкости

можно потерять за счет выбрасывания ее из системы охлаждения.

4.Этиленгликолевые жидкости имеют большой коэффициент объ­ емного расширения. При нагревании до рабочей температуры их объ­ ем увеличивается на 6—8%. Чтобы предупредить переполнение систе­ мы охлаждения и потерю жидкости, необходимо заливать жидкость на G—8% меньше общего объема системы.

5.Высокая подвижность и проницаемость этиленгликолевых ан­ тифризов предъявляет повышенные требования к соединениям и уплотнениям системы охлаждения.

221


6. При застывании этиленгликолевых антифризов объем образу ющейся кашицеобразной массы увеличивается очень незначительно и размораживания двигателя или радиатора не происходит.

Химическая промышленность выпускает несколько марок антифри­ зов на базе этиленгликоля. Наиболее распространены низкозамерза­ ющие охлаждающие жидкости марок 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Жидкость марки 40 представляет собой смесь 53% этиленгликоля и 47% воды и имеет температуру замерзания не выше минус 40° С (точка А на рис. 90). Жидкость марки 65 содержит 66% этиленгликоля и 34% воды и имеет температуру замерзания не выше минус 65°С (точка Б на рис. 90).

Для приготовления жидкостей используют технический эти­ ленгликоль, в состав которого в качестве примесей входят пропиленгликоль и полигликоли. Допускают для приготовления антифризов и «осветленную» жидкость, получаемую как побочный продукт при производстве этилцеллозольва. В такой жидкости, кроме этиленгли­ коля, содержатся этилкарбитол и полигликоли.

В качестве антикоррозионных присадок в антифризы добавляют технический двузамещенный фосфорнокислый натрий (динатрийфосфат — 2,5—3,5 г/л) и декстрин (углевод типа крахмала — 1 г/л). Иног­ да, кроме этих присадок, в антифризы вводят молибденовокислый на­ трий, что улучшает их антикоррозионные свойства в отношении цинковых и хромовых покрытий. Такие антифризы имеют индексы

40 м и 60 м.

Считают, что динатрийфосфат защищает от коррозии чугунные, стальные и частично медные детали, а декстрин —припой и детали из алюминия и меди. Декстрин не полностью растворяется в антифри­ зе, некоторая часть его (5—10%) находится в коллоидном или мел­ кодисперсном состоянии, вследствие чего антифризы могут быть слег­ ка мутноваты. При хранении нерастворившиеся частицы декстрина выпадают в виде осадка и жидкость становится прозрачной. Антиф­ риз мутный и с осадком декстрина пригоден к употреблению.

Молибденовокислый натрий добавляется в количестве 8% в ан­ тифризы, предназначенные для систем охлаждения с внутренним цинковым или хромовым антикоррозионным покрытием.

Для автомобилей Волжского завода промышленность выпускает низкозамерзающую охлаждающую жидкость Тосол (ТУ 6-02-619 —70).

В автомобилях

ВАЗ эта жидкость

применяется круглогодично как

в зимнее, так

и в летнее время.

Жидкость готовится на основе

этиленгликоля, содержит антикоррозионные присадки и антивспени-

ватель. Выпускают три марки Тосола — Тосол А,

Тосол А-40 и

Тосол А-65.

 

Тосол А представляет собой концентрированный

этиленгликоль,

содержащий присадки. Пользоваться Тосолом А следует только пос­ ле разведения его дистиллированной водой. Смесь Тосола А и во­ ды в соотношении 1:1 имеет температуру начала кристаллизации ми­ нус 35° С.

Водный раствор Тосола А с температурой застывания не выше минус 40° С маркируют как Тосол А-40, с температурой застывания минус 65 —как Тосол А-65.

222



Определить марку Тосола можно, замерив плотность. Тосол А име­ ет плотность в пределах 1,12—1,14; Тосол А-40 — 1,075—1,085 и То­ сол А-65 — 1,085—1,095 г/см3.

§3. ЖИДКОСТИ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

Всовременных автомобилях для приведения в действие различных механизмов широко используют передачу усилий через жидкость. Гидравлические передачи (приводы) имеют ряд преимуществ перед ме­ ханическими и пневматическими, чем и обусловлено их широкое распространение. Привод тормозов, амортизаторы, усилители, подъ­ емные устройства автомобилей-самосвалов — вот далеко не полный перечень использования гидравлических систем.

Несколько особое положение занимают жидкости, обеспечивающие работу автоматической коробки передач (автомобиля ГАЗ-13 «Чайка», ЗИЛ-111, ЗИЛ-114, частично ГАЗ-21 «Волга» и др.). В этом случае жидкость является и рабочим телом, и смазочным материалом. Поэ­ тому масла для гидромеханических передач можно рассматривать и как рабочие жидкости, и как трансмиссионные масла. В данном учеб­ нике они рассмотрены выше в трансмиссионных маслах.

Эффективность работы гидравлического привода в значительной мере зависит от качества применяемых жидкостей. К жидкостям предъявляют определенные требования. Одно из основных требова­ ний—оптимальная вязкость и пологая вязкостно-температурная кри­ вая. Гидравлическая система работает надежно, если вязкость жид­ кости при максимально возможной температуре оказывается не ниже 7—8, а при отрицательной температуре — не выше 1000—1100 сст.

Жидкости с вязкостью менее 7—8 сст при высоких температурах мо­ гут подтекать через неплотности различных сальниковых соединений. Повышенная вязкость жидкости также нежелательна, так как появ­ ляются большие гидравлические потери, уменьшается скорость сра­ батывания гидравлического привода, повышаются необходимые уси­ лия для привода системы.

Жидкости для передач обычно обеспечивают и смазку деталей привода при их взаимном перемещении. В связи с этим требованием оценивают смазывающие свойства жидкостей.

Крабочим жидкостям для передач предъявляют и ряд общих тре­ бований, таких, как отсутствие коррозионного действия на материалы гидравлической системы, совместимость с резиновыми и кожаными уплотнениями, малую вспениваемость, стабильность при хранении и применении, недефицитность, малую пожарную опасность и др.

Котдельным жидкостям предъявляют дополнительные требования, которые зависят от специфических условий работы в той или иной си­ стеме.

Тормозные жидкости

Тормозная система с гидравлическим приводом устанавливается на всех легковых автомобилях и на ряде грузовых автомобилей. Ги­ дравлический привод тормозов автомобиля действует следующим об­ разом. При нажатии на педаль тормоза усилие через систему рычагов

223