Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
водности 0,1 ккал/м • ч • °С. Кроме того, попадание топлив и масел в воду часто сопровождается интенсивным вспениванием и выбросом охлаждающей жидкости из системы.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости
При температурах наружного воздуха ниже 0° С для обеспечения длительных стоянок автомобиля приходится заливать в жидкостные системы охлаждения вместо воды низкозамерзающие жидкости — ан тифризы.
В качестве антифризов могут использоваться смеси воды со спирта ми, смеси воды с глицерином, смеси углеводородов и ряд других ве ществ. Однако наибольшее распространение в качестве низкотемпе ратурных охлаждающих жидкостей получили водные растворы эти ленгликоля.
Этиленгликоль — двухатомный спирт СН2ОН—СН2ОН, представ ляет собой прозрачную бесцветную вязкую жидкость без запаха. Цвет
технического этиленгликоля |
слегка |
желтоватый. |
Кипит этиленгли |
|||||||||||
коль при плюс 197, а застывает при минус 11,5° С. Однако смеси этилен |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
гликоля с водой |
застывают |
при |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
более низких температурах. Ме |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
няя соотношение воды и этилен |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
гликоля, можно получить смеси |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
с температурой |
застывания от 0 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
до минус 70° С (рис. 90). |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Поскольку вода и этиленгли |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
коль |
имеют |
разную |
плотность, |
||||
|
|
|
|
|
|
|
а при |
смешивании плотность из |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
меняется |
аддитивно, оказалось |
||||||
700 30 80 |
70 60 SO 40 30 20 |
J__I |
возможным по замеренной вели |
|||||||||||
Ю О |
чине плотности |
антифриза пред |
||||||||||||
|
|
Бода,% |
|
|
|
сказывать его |
температуру |
за |
||||||
Рис. 90. |
Кривая |
кристаллизации |
стывания (табл. 73). |
|
|
|||||||||
водоэтиленгликолевых |
смесей |
В связи с тем |
что этиленгли |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
коль |
оказывает |
коррозионное |
|||||
220 |
|
|
|
|
|
|
действие на металлы, в состав |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
антифризов вводят антикоррози |
|||||||
180 |
|
|
|
|
|
|
онные присадки.Для предотвра |
|||||||
V s0 |
|
|
|
|
|
|
щения вспенивания в антифризы |
|||||||
|
|
|
|
|
|
иногда добавляют |
антипенные |
|||||||
I |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
присадки. |
|
|
|
|
|
|
||
$120 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
100 |
|
|
|
|
|
|
Этиленгликолевые антифризы |
|||||||
|
4.U |
-ти |
VU |
OU |
|
ш и |
имеют |
следующие особенности, |
||||||
|
Этиленгликоль, % одьепа, |
которые |
необходимо |
учитывать |
||||||||||
100 |
« |
t |
. |
1 ' . |
|
|
||||||||
80 |
60 |
40 |
20 |
|
О |
в условиях эксплуатации авто |
||||||||
|
|
Вода., % |
|
|
||||||||||
Рис. 91. Температура кипения водяных |
мобилей. |
При испарении водных рас |
||||||||||||
1. |
|
|||||||||||||
и |
|
растворов |
этиленгликоля |
творов этиленгликоля выделяю |
||||||||||
равновесный |
состав |
пара: |
||||||||||||
|
|
1 — пар; 2 |
жидкость |
щиеся пары всегда содержат зна- |
220
Т а б л и ц а 73
Зависимость плотности и температуры замерзания смесей |
технического |
|||||
|
|
|
|
|
этиленгликоля и воды |
|
Концентрация |
Плотность, |
Температура |
Концентрация |
Плотность, |
Температура |
|
этиленглико |
20 |
замерзания, |
этиленглико |
20 |
замерзания, |
|
ля, % |
Р4 |
|
°С |
ля, % |
f>4 |
°С |
26,4 |
1,0340 |
- 1 0 |
65,3 |
1,0855 |
— 65 |
|
27,2 |
1,0376 |
— |
12 |
65,6 |
1,0860 |
— 66 |
29,6 |
1,0410 |
— |
14 |
66,0 |
1,0863 |
— 67 |
32,0 |
1,0443 |
- 1 6 |
66,3 |
1,0866 |
— 68 |
|
34,2 |
1,0480 |
— |
18 |
68,5 |
1,0888 |
— 66 |
36,4 |
1,0506 |
— 20 |
69,6 |
1,0900 |
— 64 |
|
38,4 |
1,0533 |
— 22 |
70,8 |
1,0910 |
— 62 |
|
40,4 |
1,0560 |
— 24 |
72,1 |
1,0923 |
— 60 |
|
42,2 |
1,0586 |
— 26 |
73,3 |
1,0937 |
- 5 8 |
|
44,0 |
1,0606 |
— 28 |
74,5 |
1,0947 |
— 56 |
|
45,6 |
1,0627 |
— 30 |
75,8 |
1,0960 |
— 54 |
|
47,0 |
1,0643 |
— 32 |
77.0 |
1,0973 |
— 52 |
|
48,2 |
1,0663 |
— 34 |
78,4 |
1,0983 |
— 50 |
|
49,6 |
1,0680 |
— 36 |
79,6 |
1,0997 |
- 4 8 |
|
51,0 |
1,0696 |
— 38 |
81,2 |
1,1007 |
— 46 |
|
52,6 |
1,0713 |
— 40 |
82,5 |
1,1023 |
— 44 |
|
53,6 |
1,0726 |
— 42 |
83,9 |
1,1033 |
— 42 |
|
54,6 |
1,0740 |
— |
44 |
85,4 |
1,1043 |
— 40 |
55,6 |
1,0753 |
— 46 |
86,9 |
1,1054 |
— 38 |
|
56,8 |
1,0766 |
— |
48 |
88,4 |
1,1066 |
— 36 |
58,0 |
1,0780 |
— 50 |
90,0 |
1,1077 |
— 34 |
|
59,1 |
1,0790 |
— 52 |
91,5 |
1,1087 |
— 32 |
|
60,2 |
1,0803 |
— 54 |
93,0 |
1,1096 |
— 30 |
|
61,2 |
1,0813 |
— 56 |
94,4 |
1,1103 |
— 28 |
|
62,2 |
1,0823 |
— 58 |
95,0 |
1,1105 |
— 27 |
|
63,1 |
1,0833 |
— 60 |
95,5 |
1,1107 |
— 26 |
|
64,0 |
1,0843 |
— 62 |
96,4 |
1,1110 |
— 24 |
|
64,8 |
1,0850 |
— 64 |
97,0 |
1,1116 |
— 22 |
|
|
|
|
|
97,8 |
1,1120 |
— 20 |
чнтельно больше воды, чем этиленгликоля (рис. 91). В условиях эксп луатации от испарения теряется практически только вода, которую следует периодически добавлять в радиатор.
2.Теплоемкость и теплопроводность этиленгликолевых охлажда ющих жидкостей несколько ниже, чем воды. При замене в системе охлаждения воды на антифриз обычно отмечают некоторое повыше ние температуры охлаждающей жидкости.
3.Попадание нефтепродуктов в этиленгликолевые антифризы ведет
кзначительному пенообразованию. В этих условиях часть жидкости
можно потерять за счет выбрасывания ее из системы охлаждения.
4.Этиленгликолевые жидкости имеют большой коэффициент объ емного расширения. При нагревании до рабочей температуры их объ ем увеличивается на 6—8%. Чтобы предупредить переполнение систе мы охлаждения и потерю жидкости, необходимо заливать жидкость на G—8% меньше общего объема системы.
5.Высокая подвижность и проницаемость этиленгликолевых ан тифризов предъявляет повышенные требования к соединениям и уплотнениям системы охлаждения.
221
6. При застывании этиленгликолевых антифризов объем образу ющейся кашицеобразной массы увеличивается очень незначительно и размораживания двигателя или радиатора не происходит.
Химическая промышленность выпускает несколько марок антифри зов на базе этиленгликоля. Наиболее распространены низкозамерза ющие охлаждающие жидкости марок 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Жидкость марки 40 представляет собой смесь 53% этиленгликоля и 47% воды и имеет температуру замерзания не выше минус 40° С (точка А на рис. 90). Жидкость марки 65 содержит 66% этиленгликоля и 34% воды и имеет температуру замерзания не выше минус 65°С (точка Б на рис. 90).
Для приготовления жидкостей используют технический эти ленгликоль, в состав которого в качестве примесей входят пропиленгликоль и полигликоли. Допускают для приготовления антифризов и «осветленную» жидкость, получаемую как побочный продукт при производстве этилцеллозольва. В такой жидкости, кроме этиленгли коля, содержатся этилкарбитол и полигликоли.
В качестве антикоррозионных присадок в антифризы добавляют технический двузамещенный фосфорнокислый натрий (динатрийфосфат — 2,5—3,5 г/л) и декстрин (углевод типа крахмала — 1 г/л). Иног да, кроме этих присадок, в антифризы вводят молибденовокислый на трий, что улучшает их антикоррозионные свойства в отношении цинковых и хромовых покрытий. Такие антифризы имеют индексы
40 м и 60 м.
Считают, что динатрийфосфат защищает от коррозии чугунные, стальные и частично медные детали, а декстрин —припой и детали из алюминия и меди. Декстрин не полностью растворяется в антифри зе, некоторая часть его (5—10%) находится в коллоидном или мел кодисперсном состоянии, вследствие чего антифризы могут быть слег ка мутноваты. При хранении нерастворившиеся частицы декстрина выпадают в виде осадка и жидкость становится прозрачной. Антиф риз мутный и с осадком декстрина пригоден к употреблению.
Молибденовокислый натрий добавляется в количестве 8% в ан тифризы, предназначенные для систем охлаждения с внутренним цинковым или хромовым антикоррозионным покрытием.
Для автомобилей Волжского завода промышленность выпускает низкозамерзающую охлаждающую жидкость Тосол (ТУ 6-02-619 —70).
В автомобилях |
ВАЗ эта жидкость |
применяется круглогодично как |
в зимнее, так |
и в летнее время. |
Жидкость готовится на основе |
этиленгликоля, содержит антикоррозионные присадки и антивспени-
ватель. Выпускают три марки Тосола — Тосол А, |
Тосол А-40 и |
Тосол А-65. |
|
Тосол А представляет собой концентрированный |
этиленгликоль, |
содержащий присадки. Пользоваться Тосолом А следует только пос ле разведения его дистиллированной водой. Смесь Тосола А и во ды в соотношении 1:1 имеет температуру начала кристаллизации ми нус 35° С.
Водный раствор Тосола А с температурой застывания не выше минус 40° С маркируют как Тосол А-40, с температурой застывания минус 65 —как Тосол А-65.
222
Определить марку Тосола можно, замерив плотность. Тосол А име ет плотность в пределах 1,12—1,14; Тосол А-40 — 1,075—1,085 и То сол А-65 — 1,085—1,095 г/см3.
§3. ЖИДКОСТИ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ
Всовременных автомобилях для приведения в действие различных механизмов широко используют передачу усилий через жидкость. Гидравлические передачи (приводы) имеют ряд преимуществ перед ме ханическими и пневматическими, чем и обусловлено их широкое распространение. Привод тормозов, амортизаторы, усилители, подъ емные устройства автомобилей-самосвалов — вот далеко не полный перечень использования гидравлических систем.
Несколько особое положение занимают жидкости, обеспечивающие работу автоматической коробки передач (автомобиля ГАЗ-13 «Чайка», ЗИЛ-111, ЗИЛ-114, частично ГАЗ-21 «Волга» и др.). В этом случае жидкость является и рабочим телом, и смазочным материалом. Поэ тому масла для гидромеханических передач можно рассматривать и как рабочие жидкости, и как трансмиссионные масла. В данном учеб нике они рассмотрены выше в трансмиссионных маслах.
Эффективность работы гидравлического привода в значительной мере зависит от качества применяемых жидкостей. К жидкостям предъявляют определенные требования. Одно из основных требова ний—оптимальная вязкость и пологая вязкостно-температурная кри вая. Гидравлическая система работает надежно, если вязкость жид кости при максимально возможной температуре оказывается не ниже 7—8, а при отрицательной температуре — не выше 1000—1100 сст.
Жидкости с вязкостью менее 7—8 сст при высоких температурах мо гут подтекать через неплотности различных сальниковых соединений. Повышенная вязкость жидкости также нежелательна, так как появ ляются большие гидравлические потери, уменьшается скорость сра батывания гидравлического привода, повышаются необходимые уси лия для привода системы.
Жидкости для передач обычно обеспечивают и смазку деталей привода при их взаимном перемещении. В связи с этим требованием оценивают смазывающие свойства жидкостей.
Крабочим жидкостям для передач предъявляют и ряд общих тре бований, таких, как отсутствие коррозионного действия на материалы гидравлической системы, совместимость с резиновыми и кожаными уплотнениями, малую вспениваемость, стабильность при хранении и применении, недефицитность, малую пожарную опасность и др.
Котдельным жидкостям предъявляют дополнительные требования, которые зависят от специфических условий работы в той или иной си стеме.
Тормозные жидкости
Тормозная система с гидравлическим приводом устанавливается на всех легковых автомобилях и на ряде грузовых автомобилей. Ги дравлический привод тормозов автомобиля действует следующим об разом. При нажатии на педаль тормоза усилие через систему рычагов
223