Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Вращающийся выпрямитель располагается в разъемном кор пусе, имеющем внутренние щитки и воздухоразделительные пере городки. При вращении охлаждающий воздух прогоняется через воздухоохладители, расположенные в фундаметной плите, заса сывается в радиаторы и снимает тепловые потери.
Использование вентильных колес в качестве токоведущих элементов и вентилятора, а также рациональное размещение диодов и предохранителей на вентильных колесах дали возможность по лучить компактную конструкцию вращающегося выпрямителя
с минимальным количеством токоведущих перемычек и изоляции.
Синхронный генератор и вращающийся выпрямитель обособ лены друг от друга и имеют собственные корпуса и автономные замкнутые вентиляционные системы. Водяные воздухоохладители выпрямителя и синхронного генератора располагаются в фунда ментной плите возбудителя.
Подвозбудитель, установленный за подшипником возбудителя на фундаментной подставке, имеет с валом возбудителя эластич ное соединение посредством торсионного валика.
Для снижения уровня шума возбудительных агрегатов при меняется наружный кожух.
Бесщеточная система возбуждения за
вода Электротяжма ш—ЭНИН [36, 37 ]. В возбу дительной системе турбогенератора типа ТТВ-300 мощностью 300 МВт (рис. 12-5) обмотка ротора получает питание от вращаю щегося выпрямительного блока, имеющего многофазную мосто вую схему. В данном случае в каждом плече 16-фазной мостовой схемы имеется только один диод. Поэтому общее число диодов
равно 32. В рассматриваемой системе, как и в системе ЛЭО
«Электросила»—ВНИИЭлектромаш, применены кремниевые диоды типа ВКС-500 со средним током 500 А и напряжением около 2000 В.
Диоды и предохранители крепятся к радиаторам, расположенным
на несущем колесе с двух сторон от центрирующего кольца. Несущее колесо в средней части опирается на центрирующее кольцо, которое имеет горячую посадку на вал. Радиаторы вы полняются в виде полуколец, которые изолируются от несущего и центрирующего колец. Полукольца соединяются между собою, образуя с одной стороны от центрирующего кольца положитель ный, а с другой стороны отрицательный полюс выпрямителя. В несущем кольце имеются радиальные отверстия. Поэтому не
сущее кольцо служит центробежным вентилятором, который обес печивает циркуляцию охлаждающего воздуха через каналы
радиатора.
Для защиты от коммутационных перенапряжений параллельно каждому вентилю подключается цепь R—C, конструктивно вы полненная в виде отдельного блока, крепящегося к торцу ради атора.
194
Для измерения тока обмотки ротора турбогенератора приме няется индуктивный датчик тока. В качестве индуктора исполь
зуется муфта электромеханического соединения валов. Сердеч
ник статора, охватывающий муфту, выполняется из листовой стали. В пазах сердечника располагается обмотка, эдс которой является пропорциональной току.
Измеритель сопротивления изоляции и напряжения возбужде ния турбогенератора представляет электромашинную систему,
Рис. 12-5. Принципиальная схема диодной бесщеточной системы возбуждения завода «Электротяжмаш» им. В. И. Ленина—ЭНИН.
1 — турбогенератор; 2 — бесщеточный возбудитель; 3 — подвозбудитель; 4 — устрой ство начального возбуждения; S — автоматический регулятор напряжения подвозбуди теля; в — APB с тиристорным преобразователем; 7 — устройство измерения сопротивле ния изоляции и напряжения ротора; S — добавочное сопротивление; 9 — устройство бесконтактного контроля предохранителей; 10 — панель измерения сопротивления изо ляции ротора; 11 — индуктивный датчик тока ротора; 12 — панель измерения тока
ротора.
которая совместно с панелью измерений позволяет сигнализиро вать наличие пробоя изоляции в одной точке, защищать ротор турбогенератора от замыканий в двух точках, измерять сопротив ление изоляции обмотки ротора по отношению к корпусу и на пряжение возбуждения турбогенератора.
Контроль за состоянием предохранителей, установленных в каждом плече вращающегося выпрямителя, выполняется с по мощью бесконтактного защитного устройства, которое совместно с панелью защитного устройства обеспечивает непрерывную сигнализацию с указанием номера вышедшего из строя предохра нителя. При выходе из строя двух предохранителей в APB вво дится сигнал, запрещающий форсирование возбуждения.
Вспомогательный генератор-возбудитель состоит из неподвиж ного неявнополюсного индуктора и вращающегося якоря. Число
13* 195
полюсов генератора равно 10. Индуктор собирается из листовой электротехнической стали. В пазах индуктора расположены две последовательно соединенные смещенные по отношению к друг другу на 90 эл. град, обмотки: главная и вспомогательная. Глав ная обмотка служит для создания магнитного поля, а вспомога
тельная — для компенсации реакции якоря, основанной на том, что в связи с использованием диодного выпрямителя токи якоря и возбуждения являются пропорциональными (при отсутствии
насыщения) и, кроме того, коэффициент мощности якоря близок к единице.
Наличие компенсационной обмотки позволяет решить две задачи: сохранить трапецеидальную форму магнитного потока, создаваемого главной обмоткой при нагрузке, и увеличить быстро действие возбудительной системы в режиме форсирования воз буждения. Возможность увеличения быстродействия базируется на том, что в связи с большой электромагнитной инерционностью обмотки ротора турбогенератора ток якоря не успевает следовать за магнитным потоком. Поэтому мдс компенсационной обмотки в режиме форсирования возбуждения будет превышать мдс реак ции якоря. Поскольку магнитный поток возбудителя определяется
геометрической суммой всех трех мдс, то указанный небаланс
в мдс компенсационной обмотки якоря приведет к повышению магнитного потока, напряжения якоря, а следовательно, и на пряжения на обмотке возбуждения турбогенератора.
Якорь имеет многофазную обмотку. Благодаря равномерному воздушному зазору и наличию компенсационной обмотки, кривая эдс якоря имеет трапецеидальную форму. В результате этого
длительность протекания токов в диодах получается близкой к 180 эл. град., что создает наиболее благоприятные условия
для их работы.
Сердечник якоря собирается из электротехнической стали.
В пазах якоря укладывается многофазная обмотка, линейные выводы которой с помощью шин подсоединяются к вращающемуся выпрямительному блоку. Нулевые выводы обмотки объединены
с помощью кольцевой шины. Лобовые части удерживаются от действия центробежных сил бандажными кольцами, выполнен ными из немагнитного материала.
Подвозбудитель — синхронный генератор индукторного типа повышенной частоты, напряжение которого поддерживается авто матическим регулятором напряжения. Начальное возбуждение
осуществляется от аккумуляторной батареи.
Регулирование возбуждения турбогенератора выполняется ав томатическим регулятором сильного действия (APB), воздействую
щим на систему управления тиристорным преобразователем ТП-1. Последний включен на последовательно соединенные обмотки возбуждения и компенсационную обмотку возбудителя. Кроме того, имеется резервное ручное регулирование, которое осуще
196
ствляется управлением тиристорного преобразователя ТП-2.
В цепи выпрямленного тока преобразователя включается доба вочное сопротивление. При значительном понижении напряжения турбогенератора срабатывает реле минимального напряжения, которое включает контактор, обеспечивая тем самым релейную
форсировку. Переход от автоматического регулирования к ручному
и обратно достигается с помощью ключа и контакторов.
Для повышения быстродействия в цепь возбуждения возбу дителя включается добавочное сопротивление.
Гашение поля турбогенератора осуществляется за счет отклю чения обмотки возбуждения возбудителя и шунтированием ее через диод и разрядное сопротивление.
Основные технические показатели бесщеточной системы воз буждения турбогенератора ТГВ-300, 3000 об./мин.: мощность
1540/5100 кВт, |
напряжение 460/840 В, ток 3370/6100. А, режим |
|
работы — длительно/20 сек., |
быстродействие 4000 В/сек. |
|
124. - |
ОСНОВНЫЕ |
НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
1. Некоторым недостатком диодных бесщеточных систем воз
буждения является медленное гашение поля и недостаточно
эффективное демпфирование качаний роторов турбогенераторов в послеаварийных режимах. Эти недостатки могут быть преодо лены за счет применения во вращающихся выпрямительных блоках тиристоров вместо диодов. В этом случае для интенсив ного гашения поля и демпфирования качаний может быть исполь зован инверторный режим. Однако при этом необходимо иметь
устройства передачи |
управляющих |
импульсов к |
вращаю |
щимся тиристорам, |
что усложняет |
возбудительную |
систему. |
Кроме того, возбудитель будет работать с полным магнитным по током, а следовательно, с увеличенными потерями в стали якоря.
Тем не менее как в СССР, так и за рубежом ведутся интенсивные
работы по исследованиям тиристорных бесщеточных систем воз буждения.
В СССР разработаны специальные тиристоры для вращаю щихся выпрямительных блоков с повышенными значениями напря жений и токов, ведется изучение устройств для передачи управ
ляющих импульсов, электромагнитных процессов и др.
Работы по тиристорным бесщеточным системам возбуждения ведутся также в Англии, где на макетах отрабатываются основные
элементы конструкции тиристорного блока и устройства его уп
равления [76]. Изучаются передачи управляющих импульсов
с помощью радио, оптическими методами, с помощью управляю
щей машины с регулированием возбуждения в двух осях, с по мощью динамического трансформатора и конструктивных колец.
В связи с необходимостью разработки мощных тиристорных блоков
(3000—4000 кВт) рассматривается передача управляющих на-
197
пряжений с довольно большой мощностью, требующихся для управления тиристорами, а также передача маломощных сигна лов с последующим их усилением во вращающемся блоке. В Анг
лии создается бесщеточная тиристорная система возбуждения для турбогенератора мощностью 60 МВт [95]. Эта установка будет являться прототипом бесщеточного тиристорного возбудителя
турбогенератора мощностью 660 МВт. Следует заметить, что ос новная проблема, в решении которой заинтересовано энергетиче
ское управление Англии, заключается в использовании тиристо ров для быстрого гашения поля.
2. В связи с рассмотрением проблем создания тиристорных
бесщеточных систем возбуждения известный интерес может иметь
проблема о таких возбудительных системах со сверхпроводящей обмоткой возбуждения [26].
Если возбудитель будет иметь сверхпроводящую обмотку (раз
мещается в неподвижном криостате), то появляется возможность в несколько раз увеличить магнитную индукцию, а следовательно,
существенно уменьшить размеры якоря. Это позволит решить очень трудную проблему создания одноякорного возбудителя для мощных турбогенераторов. Мощность возбудителя обычной кон струкции ограничена диаметром якоря, выполняемого, по усло виям механической прочности, из листовой электротехнической стали. При обычных значениях индукции не удается получить большой мощности от одного якоря обращенной синхронной ма шины. Поэтому для мощных турбогенераторов, например мощ ностью 1200 МВт, 3000 об./мин., приходится рассматривать воз будительную систему с двумя якорями. Эта проблема становится еще более трудной для турбогенераторов мощностью 2000 МВт
и более.
Однако преимуществом сверхпроводящей обмотки возбужде
ния является не только возможность получения существенно большей мощности в одной машине, но и радикальное упрощение возбудительной системы за счет отказа от подвозбудителя с его системой регулирования и от преобразователя. Вместо этого
потребуется специальный источник питания небольшой мощ ности для первоначальной подачи тока в сверхпроводящую об мотку и для его поддержания.
3. Для создания бесщеточных возбудителей для турбогенера
торов мощностью 2000 МВт и более с весьма простыми и надеж
ными выпрямительными блоками необходима разработка и созда ние кремниевых роторных тиристоров на токи 1000 А и обратное напряжение 5000 В. Применение таких тиристоров позволит исклю чить возможность возникновения внутренних коротких замыканий
в выпрямительной установке и тем самым применение предохра нителей.
4. Очень важное значение имеет проблема выбора наиболее
выгодной частоты возбудителя переменного тока и его оптималь-
19§
ной геометрии, а также разработка и получение листовой электро технической стали с пределом текучести до 60—70 кГ/мм2. При менив такой стали позволит увеличить диаметр якорей и мощность одпоякорных возбудителей.
5.G целью упрощения возбудительных систем важно разра ботать и создать в ближайшие годы подвозбудители с постоянными
магнитами на мощность до 200—300 кВт при скорости вращения 1500—3000 об./мин.
6.Следует провести обстоятельное изучение проблем охлажде
ния выпрямительных блоков как с использованием газового (воз душного и водородного), так и водяного охлаждения. При этом вентиляционные потери должны быть сведены до минимума.
7. По-прежнему важной проблемой остается дальнейшее сни жение уровня шумов.
В заключение следует заметить, что создание бесщеточных систем возбуждения в СССР значительно сложнее, чем за ру
бежом. Это объясняется более высокими требованиями в СССР
к кратности форсирования возбуждения и длительности такого
режима.