Файл: Бочаров, В. В. Экономический анализ деятельности геологических организаций в новых условиях хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

за время нахождения оборудования и приборов в капитальном

ремонте (со дня отправки их в ремонтные мастерские и до дня ввода вновь в эксплуатацию); .

в) по основным фондам, сданным в аренду, амортизационные отчисления производятся арендодателем по существующим нормам,

отражаются на его балансе и относятся на счет арендной платы с одновременным начислением износа;

г) по основным фондам стационарных партий (экспедиций), за­

нятых на предварительной разведке месторождений полезных иско­

паемых, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных

к ним местностях, амортизация не начисляется с момента издания

приказа о прекращении работ в этих партиях (экспедициях) на срок

их ликвидации, установленный в приказе вышестоящей организа­

ции,

но

не более

шести месяцев;

д)

в

случаях,

когда основные фонды, находящиеся в запасе

(в резерве, на складе), предназначены для нескольких организаций

или обезличены, начисленная по этим фондам сумма амортизации

распределяется на соответствующие структурные подразделения или на все подразделения, пропорционально выполненным ими объемам

геологоразведочных работ.

В процессе дальнейшего анализа следует выяснить причины

перерасхода или экономии средств по этой статье.

За последние годы геологические организации допускали по

статье «Амортизация основных фондов» перерасход средств по

сравнению со сметной стоимостью выполненных геологоразведочных

работ.

Об

этом свидетельствуют следующие данные, приведенные

в табл.

35.

Таблица 35

Отношение фактической себестоимости выполненных геологоразведочных работ к их сметной стоимости по статье «Амортизация основных фондов» , %

 

Всего

В том числе

 

территори­

 

Годы

по Министерству

геофизиче­

геологии

альное гео­

 

РСФСР

логическое

ский трест

 

 

управление

 

1966

158,5

153,6

154,7

1967

148,3

143,6

135,9

1968

146,9

146,0

122,5

1969

99,5

103,6

113,2

1970

109,1

118,4

99,6

1971

Данных нет

119,3

110,9

1972

То же

115,8

103,3

Одной из существенных причин увеличения затрат на производ­ ство по указанной выше статье является опережающий рост стоимости оборудования (особенно бурового и геофизического) по

8*

115


сравнению с увеличением его производительности. За период 1966— 1970 гг. по Министерству геологии СССР производительность на разведочном бурании выросла на 13,5%, цены на модернизирован­ ное оборудование на 30—50%, а на установки новых конструкций

в 2 раза. Анализ показывает, что новая техника эффективна при росте ее производительности не на 10—15%, а в 1,5—2,0 раза.

Только в этом случае будут резко уменьшаться издержки производ­ ства по статье «Амортизация основных фондов».

Помимо перечисленных причин на рост затрат по амортизации влияют следующие факторы:

1) включение в отчетную себестоимость затрат, вызванных до­ начислением амортизации за предшествующие периоды;

2) увеличение износа машин и оборудования, работающих в сложных горногеологических и климатических условиях Крайнего

Севера,

Сибири, Средней Азии, что требует повышенных затрат

на их

текущий ремонт.

Исходя из данных проведенного анализа, для предотвращения

перерасхода средств по сравнению с утвержденными сметными нормативами по статье «Амортизация основных фондов» в каждом территориальном управлении (тресте), экспедиции и партии целе­

сообразно проводить следующие мероприятия: а) сокращать запасы

неустановленного и излишнего оборудования й приборов; б) пол­

ностью использовать мощности действующего оборудования; в) не допускать простоев средств труда по организационным причинам (из-за отсутствия или несвоевременной подачи промывочной жид­

кости,

электроэнергии, запасных частей, транспортных средств

и др.);

г) снижать затраты времени на ликвидацию аварий на буро­

вых работах путем улучшения организации труда; д) сокращать

затраты времени на проведение ремонта оборудования и приборов и количество самих ремонтов путем бережного отношения к основ­ ным производственным фондам и совершенствования их системы;

е) снижать затраты времени на вспомогательные операции путем автоматизации спуско-подъемных операций; ж) совершенствовать систему аналитического учета амортизационного фонда во всех подразделениях геологической службы.

Удельный вес затрат по статье «Износ малоценных и быстро­

изнашивающихся предметов и сменного оборудования» в общих

затратах на геологоразведочные работы составляет 2—3%. Несмотря на небольшой удельный вес в общих расходах на геологоразведочные работы, в процессе анализа затрат по этой статье необходимо вы­

яснить размер экономии или перерасхода средств по сравнению

со сметными и плановыми нормативами и причины возможных отклонений. По данной статье показываются суммы погашения

стоимости (износ) бурового и горнопроходческого инструмента,

сменного оборудования и других малоценных и быстроизнашива­

ющихся предметов, находящихся в эксплуатации на геологоразведоч­

ных работах (износ спецодежды, спецобуви и защитных приспособле­ ний по охране труда в эту статью не включается, а учитывается

116


в составе накладных расходов полевых партий и экспедиций по

элементу «Охрана труда и техника безопасности»).

Анализ показывает, что отдельные геологические организации

на протяжении ряда лет допускали значительные перерасходы средств

по рассматриваемой статье по сравнению со сметными нормативами.

Так, например, по Геофизическому тресту Министерства геологии

РСФСР этот перерасход был равен за 1963 г. — 45,6; за 1965 —

24,6; за 1967 — 41; за 1969 — 45,3; за 1971 — 35,1 и за 1972 — 53,5%.

В процессе анализа необходимо детально изучить причины

перерасхода средств по указанной статье против сметных норм.

Наиболее вероятными из них являются следующие.

1. Содержание в партиях (экспедициях) сверхнормативного обо­ рудования (буровых станков и др.), находящегося в работе, что влечет дополнительные расходы малоценных предметов (бурильных и обсадных труб, аварийного инструмента и др.).

2. Низкое качество сменного оборудования, которое во многих

случаях не выдерживает установленного срока службы и претер­

певает преждевременный износ. Например, из-за низкого качества

замковых соединений к бурильным трубам диаметром 42 и 50 мм

часто

возникают обрывы, приводящие к

авариям.

3.

Наличие больших сверхнормативных

остатков малоценных

и быстроизнашивающихся предметов на базах и складах геологи­

ческих партий (экспедиций), что приводит к их преждевременному

износу еще до употребления. Такое положение является следствием недостатков в материально-техническом снабжении, когда произве­

денные поставки не соответствуют сделанным заявкам.

Бережное отношение к малоценным и быстроизнашивающимся предметам во всех производственных звеньях геологической службы

позволит значительно сократить издержки по рассматриваемой

статье.

Удельный вес расходов по статье «Услуги подсобно-вспомога­ тельных производств и со стороны» в общих издержках на геолого­

разведочные работы занимает по Министерству геологии СССР

5—7%. По этому элементу предусматриваются в смете и отражаются

врегистрах бухгалтерского учета следующие виды затрат.

1.Стоимость услуг и работ (кроме транспортных), выполнен­

ных для нужд основного производства собственными подсобно­

вспомогательными хозяйствами (механическими мастерскими, бюро

оформления и др.) или сторонними организациями.

2. Расходы по текущему ремонту оборудования и приборов, а также инструментов, малоценных и быстроизнашивающихся

предметов, находящихся в эксплуатации на геологоразведочных

работах (кроме расходов по ремонту спецодежды и спецобуви, относимых на накладные расходы).

Анализ расходов по данной статье состоит в изучении и оценке

результатов производственно-хозяйственной деятельности подсоб­ ных и вспомогательных хозяйств. При этом плановые расходы по

117


смете на производство сопоставляются с фактическими издержками по калькулируемым статьям и выявляются отклонения. При анализе

данных по этой статье следует обратить особое внимание на эффек­ тивность работы отдельных вспомогательных производств. В тех геологических организациях, где подсобно-вспомогательные хозяй­ ства работают не на полную мощность и. низок коэффициент исполь­

зования оборудования, наблюдается удорожание работ и услуг,

что приводит к перерасходу средств по сравнению со сметной стои­ мостью выполненных работ в целом по статье. Путем рациональной

организации деятельности подсобно-вспомогательных производств и хозяйств, их специализации, полной загрузки заказами, повыше­ ния качества и сокращения сроков текущего ремонта геологоразве­

дочных машин и оборудования можно добиться резкого сокращения

издержек по рассматриваемой статье.

Значительный удельный вес (13—16%) в общих издержках па

геологоразведочные работы занимают затраты на транспорт. По статье «Транспорт» показываются расходы по содержанию всех

видов собственного и наемного транспорта, который используется

при производстве геологоразведочных работ, а также при транспор­ тировке персонала и грузов партий к месту работ и обратно и транс­

портные расходы при командировках производственного персонала непосредственно к месту работ для выполнения геологических

заданий. В эту статью включаются также расходы по доставке

материальных ценностей от поставщиков или со склада геологи­

ческого управления (треста) на место проведения работ партии

(экспедиции).

Стоимость транспортных услуг определяется на основе следу­ ющих условий:

— транспортные услуги, оказанные собственным транспортом, не выделенным на самостоятельный баланс, принимаются по их

планово-расчетным ценам, но не свыше сметной цены;

транспортные услуги, оказанные собственным транспортом, выделенным на самостоятельный баланс, принимается по утвержден­ ным тарифам;

стоимость перевозок наемным автотранспортом принимается

по единым тарифам на автоперевозки;

стоимость перевозок наемным гужевым транспортом прини­ мается по стоимости коне-дня, олене-дня и других, утвержденной местными органами советской власти;

стоимость перевозок железнодорожным и водным транспортом

определяется по соответствующим тарифам на эти виды транспорта;

— стоимость перевозок авиационным транспортом принимается

по тарифам Министерства гражданской авиации, а в отдельных

случаях — по ценам полярной авиации.

Анализ расходов по статье «Транспорт» в некоторых органи­

зациях Министерства геологии РСФСР показывает, что в отдельные годы допускались перерасходы средств по сравнению с плановой

стоимостью выполненных работ. Так, например, по рассматривае­

118


мому территориальному геологическому управлению фактические затраты были выше плановых в 1969 г. на 1,7; в 1971 — на 4,4; в 1972 -на 1,0%.

Наиболее вероятными причинами отклонения (превышения) фак­ тической себестоимости выполненных геологоразведочных работ по сравнению со сметной и плановой стоимостью по статье «Транспорт»

следующие :

низкий коэффициент технической готовности подвижного

состава;

неполное использование коэффициента грузоподъемности;

недостаточные технические и эксплуатационные скорости движения грузового автотранспорта;

невыполнение плана по производительности на один автомо- биле-день работы;

неудовлетворительная организация погрузо-разгрузочных

работ;

недостатки в осуществлении учета фактических затрат по

статье

«Транспорт» в подразделениях геологической организации.

В

автотранспортных хозяйствах территориальных геологиче­

ских управлений и трестов анализ транспортных расходов произво­ дится по калькулируемым статьям, а именно: основная заработная

плата шоферов, содержание гаража, амортизационные отчисления на восстановление автомобильных шин, топливо и горюче-смазоч­ ные материалы, текущий ремонт автомобилей и накладные расходы.

Сравнение расходов со сметными нормативами текущего года и с предшествующими периодами дает возможность определить пере­ расход или экономию, а изучение причин этих отклонений позволяет наметить конкретные организационно-технические мероприятия по

улучшению работы автохозяйств. Внутренние резервы для более рационального использования автопарка и снижения себестоимости

перевозок сводятся к следующему: 1) рациональная организация

технического обслуживания и ремонта автомобилей; 2) сведение до минимума порожних пробегов; 3) ускорение погрузо-разгру­ зочных работ путем их механизации; 4) экономия бензина и горюче­

смазочных материалов; 5) сокращение излишней численности адми­

нистративно-управленческого и обслуживающего персонала авто­

хозяйств и расходов по их содержанию.

Завершающим этапом анализа себестоимости геологоразведочных

работ является изучение накладных расходов. Удельный вес этой статьи в общих затратах на геологоразведочные работы весьма значителен и составляет 15—16%. Поэтому анализу этих расходов

должно быть уделено самое пристальное внимание.

Накладные расходы за отчетный год отражаются в разделе IV формы № 9-бгр (прилож. 3) по отдельным элементам затрат в сопо­ ставлении с утвержденным планом.

Фактические затраты по статье «Накладные расходы» следует

также сопоставить со сметными нормативами, утвержденными для

данной геологической организации. Кроме того, фактические

119