Файл: Бочаров, В. В. Экономический анализ деятельности геологических организаций в новых условиях хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

∙∏∙∏ I

£

 

Продолжение

табл. 37

 

 

Отклонения

Наименование показателей

План Отчет

(«+» более,

«—» менее

 

 

плана)

 

II. Направление средств

 

 

1

Затраты на геологоразведочные работы . .

31 855

31 839

—16

2

Затраты на капитальные вложения . . .

954

921

-33

3

Затраты на капитальный ремонт ....

685

748

+63

4

Прирост норматива оборотных средств

 

33

33

5

Плановые убытки от содержания жилищно-

131

202

+ 71

6

коммунального хозяйства .............................

 

Расходы по содержанию отдела геологи­

26

26

 

7

ческих фондов .................................................

 

 

Расходы по содержанию отдела торфяного

14

14

 

8

фонда .....................................................................

 

Расходы на изобретательство....................

 

3

3

9

Расходы по содержанию пионерлагеря

 

25

25

10

Расходы на выплату вознаграждения за

292

352

+60

11

годовые результаты работы .........................

 

Отчисления в фонд материального поощре­

1 215

1 236

+21

12

ния ..........................................................................

 

Отчисления в фонд социально-культурных

88

90

+2

13

мероприятий и жилстроительства .....

Отчисления в фонд развития производства

589

588

-1

14

30 о -пые отчисления от сверхплановой при­

51

+51

15

были на строительство жилых домов . . .

Отчисления на строительство и ремонт

_

5

+5

16

автодорог .............................................................

. .

Уплата процентов за кредит банка

5

—5

17

Платежи в бюджет.........................................

 

896

927

+31

 

В том числе:

 

344

344

 

 

а) изъятие оборотных средств................

 

+ 29

 

б) плата за производственные фонды

 

390

419

 

в) взносы свободного остатка прибыли

162

164

+2

 

Всего .................................................

 

36 811

37 060

+259

завершаемым этапам геологических заданий, который в балансе

доходов и расходов не отражается. План по амортизационным от­

числениям органически связан с планом технического развития дан­

ной организации.

Качество финансового плана зависит также от стабильности утвер­

жденных в

нем показателей. Частые изменения этих показателей

в течение

года снижают мобилизующую роль финансового плана

и обязательность выполнения предусмотренных в нем заданий,

подрывают соблюдение финансовой дисциплины в геологической организации. Следует учесть, что обоснованные изменения отдельных показателей утвержденных производственных и финансовых планов могут вноситься не позднее чем за 45 дней до окончания квартала.

Рассмотрим, что представляет собой финансовый план геологического управления (см. табл. 37) за отчетный год. Следует прежде всего подчеркнуть,

что в истекшем году финансовый план трижды подвергался изменению в связи

125


суточнением затрат на геологоразведочные работы и па капитальные вложения.

Всвязи с этим все аналитические сопоставления следует производить с послед­

ним вариантом

финансового плана.

В порядке

предварительного анализа следует установить, что является

основными источниками покрытия расходов геологической организации и ка­ ково соотношение между этими источниками. Основным источником покрытия расходов, связанных с хозяйственной деятельностью анализируемой геологи­ ческой организации, являются бюджетные ассигнования. Их удельный вес в общем объеме ресурсов по финансовому плану составляет 84,4% (31 070 : : 36 811 × 100). В связи с тем, что организации Министерства геологии СССР

(по сравнению с промышленными предприятиями и объединениями) малорента­

бельны, то удельный вес прибыли в общем объеме доходов и поступлений равен

8,5% (3150 : 36 811 X 100) *.

Удельный вес амортизационных отчислений в общем объеме доходов и по­ ступлений также невелик и составляет 6,5% (2395 : 36 811 X 100), из которых

3,5% (1310 X 36 811 X 100) направляются на полное восстановление основных фондов и 3,0% (1075 : 36 811 X 100) на их капитальный ремонт.

Б новых условиях хозяйствования появился специфический

источник покрытия плановых затрат — временно свободные средства фонда материального поощрения, подлежащего выплате в следующем

году. Средства этого фонда являются временным финансовым резервом геологической организации, так как они изымаются в бюджет только в конце года (обычно в IV квартале), а в I—III кварталах отчетного периода используются для покрытия плановых затрат. Временно свободные средства фонда материального поощрения, изъятые в бюд­ жет в конце текущего года, подлежат возврату данной геологической

организации в следующем году за счет прибыли или перераспреде­

ления оборотных средств.

В анализируемом нами финансовом плане геологического управления эти средства составляют 344 тыс. руб. или около 1% от общего объема денежных ресурсов.

При анализе раздела «Направление средств» финансового плана следует отметить, что затраты на геологоразведочные работы составляют 31 855 тыс. руб. пли 86,2% от общего объема затрат по балансу доходов и расходов. Основными источниками покрытия этих затрат являются: бюджетные ассигнования (30 608 тыс. руб. или 96,1%); прибыль по основной деятельности (862 тыс. руб. или 2,7%); амортизация на полное восстановление основных фондов (351 тыс. руб. или 1,1%); прочие источники (34 тыс. руб. или 0,1%).

Вряд ли целесообразно направлять на покрытие затрат по геолого­

разведочным работам «амортизацию на реновацию», так как экономи­

ческое назначение ее иное. Эта амортизация служит в первую очередь источником воспроизводства основных фондов и должна использо­ ваться на финансирование централизованных и нецентрализованных

капитальных вложений.

В нашем примере использование «амортизации на реновацию» на финанси­ рование выполненных геологоразведочных работ тем более неправомерно, что в финансовом плане в качестве источника финансирования централизованных капитальных вложений частично предусмотрены бюджетные ассигнования. Для этой цели следовало использовать в первую очередь всю сумму амортиза­

* Для большей убедительности следует отметить, что в целом по промыш­ ленности рентабельность, как отношение прибыли к производственным фондам, составляла в 1969—1970 гг. соответственно 20,5 и 21,5%, а по организациям Министерства геологии СССР только 7—8%.

126


ции, предназначенной на полное восстановление основных фондов (за исключе­ нием той части, которая используется на образование фонда развития произ­ водства). Такой порядок обусловлен основными положениями новой системы планирования и экономического стимулирования геологоразведочных работ.

Расходы на централизованные капитальные вложения по финансовому плану (табл. 37) составляют 954 тыс. руб. или 2,6% (954 : 36 811 X 100) от общего объема затрат и отчислений. Основными источниками их покрытия служат: бюджетные ассигнования — 445 тыс. руб. или 46,6% ; амортизацион­ ные отчисления на полное восстановление основных фондов — 439 тыс. руб. или 46,0% ; амортизационные отчисления на капитальный ремонт основных фондов — 37 тыс. руб. или 3,9%; прочие источники —33 тыс. руб. или 3,5%.

Затраты на капитальный ремонт по финансовому плану определены в сумме 685 тыс. руб. или 1,9% (685 : 36 811 X 100) общего объема расходов. Эти за­ траты покрываются в основном за счет амортизационных отчислений на капи­ тальный ремонт основных фондов в сумме 672 тыс. руб. и экономии от снижения себестоимости работ по капитальному ремонту, выполняемому собственными силами управления — 13 тыс. руб.

В финансовом плане анализируемой геологической организации преду­ смотрено изъятие министерством 366 тыс. руб. или 34% (366 : 1075 X 100) от общего объема амортизационного фонда на капитальный ремонт основных средств. Перечисление такой значительной суммы амортизационных отчислений создало определенные трудности в финансировании затрат, связанных с капи­ тальным ремонтом основных фондов в экспедициях геологического управления. Поэтому фактическое перечисление министерству средств в централизованный фонд значительно меньше, чем предусмотрено в финансовом плане данной геологической организации и составляет 201 тыс. руб. (366—165).

Новыми расходами для геологических организаций, работающих

в условиях хозяйственной реформы, являются отчисления на образо­

вание фондов экономического стимулирования, т. е. фондов мате­ риального поощрения, социально-культурных мероприятий и жи­

лищного строительства, а также фонда развития производства.Первые

два фонда образуются за счет отчислений от массы расчетной при­ были (балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды и процентов банку по ссудам) по стабильным нормативам,

утвержденным вышестоящей организацией.

В нашем примере (см. табл. 37) отчисления в фонд материального поощре­ ния равны 1215 тыс. руб. или 3,3% от общего объема расходов по финансовому плану управления, а в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного

строительства — 88 тыс. руб. или 0,2%.

Фонд развития производства является источником финансирования нецен­ трализованных капитальных вложений. В нашем примере он равен 589 тыс. руб. или 1,6% от общего объема денежных расходов по финансовому плану. Источ­ никами его образования являются: амортизационные отчисления на реновацию — 520 тыс. руб. или 88,3%; прибыль по основной деятельности — 49 тыс. руб. или 8,1%; выручка от реализации выбывшего имущества — 20 тыс. руб. или 3,6%. Как видно из этих данных, удельный вес прибыли в общем объеме фонда развития производства незначителен, что снижает его стимулирующее значение. Представляется целесообразным повысить удельный вес прибыли в общем объеме фонда развития производства, что будет способствовать дальнейшему ■совершенствованию производства геологоразведочных работ.

Взносы в бюджет платы за производственные фонды и свободного остатка

прибыли по финансовому плану геологического управления определены в сумме 552 тыс. руб. или 1,5% общего объема расходов. В то же время плата в бюджет за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства равна

390 тыс. руб. или 12,4% всей балансовой прибыли, в взносы свободного остатка прибыли — 162 тыс. руб. или 5,1%. Следовательно, у рассматриваемой

127


организации в бюджет изымается только 17,3% общего объема плановой прибыли, а 82,7% оставлено в распоряжении геологического управления на образование стимулирующих фондов и покрытие других затрат.

Кроме расходования средств на геологоразведочные работы, капитальные вложения, капитальный ремонт основных средств и образование фондов эконо­

мического стимулирования геологическая организация предусмотрела:

— прирост норматива собственных оборотных средств в сумме 33 тыс. руб. (он обеспечивается в первую очередь за счет прироста устойчивых пассивов, а при необходимости — из прибыли или ассигнований из бюджета);

плановые убытки от содержания жилищно-коммунального хозяйства

(как разница между расходами по смете и доходами от эксплуатации) в сумме 131 тыс. руб., которые покрываются из прибыли геологического управления;

расходы по содержанию пионерского лагеря в сумме 25 тыс. руб., покры­

ваемые в порядке распределения прибыли;

— расходы по содержанию отдела геологических фондов — 26 тыс. руб., которые также покрываются за счет прибыли;

— затраты по содержанию отдела торфяного фонда (14 тыс. руб.) и на

изобретательство (3 тыс. руб) осуществляются за счет бюджетных ассигнований.

После ознакомления со структурой отдельных статей финансового плана геологического управления необходимо перейти к анализу

выполнения его плановых заданий по доходам и расходам. Для этой

цели привлекаются данные бухгалтерского баланса и другие отчет­ ные формы.

Общее перевыполнение плана доходов и расходов составило 259 тыс. руб.

(37 060—36 811) или 0,7% (табл. 37). В доходной части финансового плана пере­ выполнено задание по прибыли на 181 тыс. руб. (3331—3150) илина 5,7% за счет спижения себестоимости фактически выполненных геологоразведочных работ. Сверхплановая прибыль использована на взносы в бюджет платы за про­ изводственные фонды — 29 тыс. руб.; на дополнительные отчисления в фонды экономического стимулирования — 23 тыс. руб.; на выплату премий по все­ союзному и республиканскому социалистическому соревнованию — 5 тыс. руб.;

па покрытие сверхплановых убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства — 71 тыс. руб.; 30%-ные отчисления от сверхплановой прибыли на жилищное строительство — 51 тыс. руб.; дополнительные взносы в бюджет свободного остатка прибыли — 2 тыс. руб.

По амортизационным отчислениям план не выполнен на 132 тыс. руб. пли на 5,5%, в том числе по амортизации, предназначенной на полное вос­ становление основных фондов, — 45 тыс. руб. или на 1,9% и по амортизации на капитальный ремонт основных средств — 87 тыс. руб. или 3,6%. Неполное начисление амортизации вызвано тем, что фактическая среднегодовая стоимость основных фондов оказалась несколько ниже первоначально запланированной

суммы.

Сверхплановая выручка от реализации выбывшего имущества в сумме

37 тыс. руб. (57—20) направлена в фонд развития производства.

Затраты на геологоразведочные работы оказались ниже плана на 16 тыс. руб. (31 855—31 839) в связи с гем, что предусмотренные балансом доходов и расходов прибыль и экономия по строительству, осуществляемому хозяй­ ственным способом за счет операционных средств госбюджета, оказались не­ реальными. Вместо планируемой прибыли управление получило от этих работ

убыток.

Затраты па централизованные капитальные вложения оказались ниже плана на 33 тыс. руб. (954—921). Это обстоятельство вызвано тем, что предусмотрен­ ные в финансовом плане прочие источники финансирования фактически не были получены.

Сверхплановые расходы на капитальный ремонт основных фондов в сумме

63 тыс. руб. (748—685) покрыты за счет амортизационных отчислений, подле­

жащих изъятию министерством, но фактически не перечисленных вышестоящему

128


органу, а направленных управлением на указанную выше цель. Отклонение от установленных заданий по расходам на содержание жилищно-коммунального хозяйства и по образованию поощрительных фондов перекрыто сверхплановой прибылью управления.

Фонд развития производства образован в сумме 588 тыс. руб. при плане 589 тыс. руб. Структура источников формирования этого фонда также отли­ чается от плана. Так, амортизационные отчисления на реновацию составляют 483 тыс. руб. или 82,1% (по плану 88,3%); выручка от реализации выбывшего имущества — 57 тыс. руб., или 9,7% (по плану 3,6%); прибыль— 48 тыс. руб. или 8,2% (по плану 8,1%). Фонд был использован в основном на приобретение оборудования, инструментов и производственного инвентаря, не входящих в сметы строек и не требующих монтажа.

Анализ выполнения финансового плана нельзя ограничивать

годовыми показателями. Необходим также внутригодовой оператив­

ный анализ. В этих целях следует использовать данные ежемесячной и квартальной отчетности. Среди отчетных показателей финансово­

хозяйственной деятельности геологических организаций, переве­ денных на новые условия хозяйствования, имеются месячные данные о выполнении плана завершения этапов геологических заданий,

о суммах основных производственных фондов и нормируемых обо­ ротных средств, с которых взимается плата за фонды, о взносе в бюд­ жет платы за фонды и свободного остатка прибыли, о сумме начи­ сленной амортизации и ее распределении, об объеме образованных фондов экономического стимулирования и их использовании. Все

перечисленные показатели позволяют объективно судить о финансо­ вом положении данной организации, а в случае выявления недостат­ ков в работе принимать конкретные меры по их устранению. При анализе финансового плана и его выполнения особенно большое внимание следует уделять вопросам использования прибыли в гео­

логических организациях.

§2. Экономический анализ формирования

ииспользования прибыли

Формирование прибыли и факторы, влияющие на ее выполнение

Деятельность геологических организаций направлена на ком­

плексное изучение территории страны с целью создания новых и рас­ ширения действующих минерально-сырьевых баз для развития всех

отраслей народного хозяйства. На геологоразведочных работах

не создается продукция в материально-вещественной форме (как

это имеет место в промышленности), предназначенная для реализа­

ции, поэтому процесс образования прибыли отличается от других отраслей народного хозяйства. Это обусловливается тем, что затраты на геологоразведочные работы (за исключением глубокого разве­

дочного бурения на нефть и природный газ) покрываются за счет, операционных средств государственного бюджета, а конечной целью работы геологических организаций является передача детально

9 Заказ 1001

129