Файл: Бочаров, В. В. Экономический анализ деятельности геологических организаций в новых условиях хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2)на образование фондов материального поощрения, социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства;

3)остальная сумма прибыли используется на следующие цели:

на взносы в Стройбанк для финансирования выполненных

геологоразведочных работ;

на финансирование централизованных капитальных вложений;

на финансирование прироста собственных оборотных средств, покрытие убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хо­ зяйства, расходов по хозяйственному содержанию культурно-про­ светительных учреждений, пионерских лагерей, геологических фон­

дов

территориальных управлений перечисляется министерству и

на

другие цели, предусмотренные финансовым планом;

4)разница между общей суммой плановой расчетной прибыли

ивышеперечисленными платежами и отчислениями направляется в бюджет в виде свободного остатка прибыли.

Сверхплановая прибыль используется в том же порядке, что и плановая, с той лишь разницей, что отчисления в фонды экономи­ ческого стимулирования производятся после погашения ссуд банка,

полученных на временное восполнение недостатка собственных обо­ ротных средств. Кроме того, из сверхплановой прибыли производятся

отчисления на премирование по Всесоюзному социалистическому

соревнованию и отчисления до 30% на строительство жилых домов. Организации, не обеспечивающие выполнение плана прибыли,

распределяют фактически полученную ими прибыль в следующем порядке: в первую очередь вносится в бюджет плата за производ­ ственные фонды и уплачиваются проценты за кредит банка; после уплаты указанных платежей производятся отчисления в установлен­

ных размерах в фонды экономического стимулирования; оставшаяся часть прибыли распределяется между другими плановыми расходами

организации и свободным остатком прибыли, подлежащим взносу

в бюджет, в пропорциях, определенных по финансовому плану орга­ низации.

Задача анализа доходов заключается в том, чтобы выяснить выпол­ нение плана распределения прибыли и причины отклонения от плана. В условиях деятельности геологических организаций по новой си­

стеме в связи с изменением порядка распределения денежных на­

коплений необходимо выполнение плана по распределению прибыли

рассмотреть также в динамике.

Пример. Проанализируем использование балансовой прибыли по финансовому плану и по отчету (см. форму Ks 9-оп в прилож. 4) территориаль­ ного геологического управления за годы работы по новой системе хозяйствования путем сопоставления фактических и плановых данных. Сопоставление приводи­ мых в табл. 42 цифр по плану и по отчету дает возможность ответить на постав­

ленные вопросы.

Как уже отмечалось, в первую очередь вносится в бюджет плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Эта плата устана­ вливается в целях повышения заинтересованности геологических организаций в систематическом улучшении использования основных фондов и нормируемых

139



Распределение балансовой прибыли по территориальному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

Отклонения

 

 

 

 

 

 

 

(«+» более,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Отчет

«—» менее)

 

 

 

 

 

 

 

от плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма

%

A. Сумма балансовой прибыли

бюджет.....................................и проценты

2987

3167

+180

6,0

Б. Всего платежи из прибыли в

 

 

 

 

за банковский кредит

.............................................................

 

 

 

 

372

406

+34

9,1

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плата в бюджет за производственные фонды

363

406

+43

11,8

уплата процентов за кредит банка ....

9

—9

B. Расчетная прибыль к распределению (А—Б) . .

2615

2761

+146

5,7

Из нее:

 

 

 

 

 

 

1163

 

+32

2,7

отчисления в фонд материального поощрения

1195

отчисления в фонд социально-культурных

 

 

_

_

мероприятий и жилищного

строительства

86

86

отчисления в фонд развития

производства

40

39

-1

2,5

взносы в Стройбанк на финансирование гео­

 

 

 

логоразведочных работ .................................

финансирование

620

620

взносы

в

Стройбанк на

 

централизованных капитальных вложений

 

на покрытие убытков от

эксплуатации жи­

123

176

+53

40,0

лищно-коммунального хозяйства ....

отчисления

на

премирование

по Всесоюз­

 

33

+33

ному социалистическому соревнованию . .

 

на пополнение

собственных

оборотных

 

 

-

средств

.................................................................

 

 

сверхплановой при­

59

59

30%-ные отчисления от

 

 

 

 

были на жилищное строительство ....

 

-

изъятие

министерством

по

перераспреде­

410

410

_

лению

.....................................................................

 

 

 

 

 

прочие плановые затраты.................................

 

 

51

51

Г. Итого распределено расчетной прибыли . .

2552

2669

+117

4,6

Д. Свободный остаток прибыли, подлежащий взносу

63

92

+29

46,0

в бюджет (В—Г)

.....................................................................

 

 

 

 

 

оборотных средств. Плата за производственные фонды, начиная с 1972 г., уста­ навливается для отдельных организаций Министерства геологии СССР в размере от 1 до 6% к их среднегодовой стоимости и выступает как твердый норматив, на основании которого строятся взаимоотношения геологических управлений и трестов с бюджетом. В рассматриваемой геологической организации плата за производственные фонды является основной формой изъятия части прибыли

в бюджет. Удельный вес платы за производственные фонды в общем объеме ба­ лансовой прибыли геологического управления составлял в I г. — 12,8% ; во

II — 11,7%; в III — 12,9%; в IV — 18,9%, а свободного остатка прибыли соответственно: 2,9; 5,1; 4,9 и 0,1%. C первого января IV г. норматив платы за

140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 42

геологическому управлению, тыс, руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные годы

 

 

 

 

 

 

 

 

и Отклонения

 

 

IIIОтклонения

 

 

IVОтклонения

 

 

(«+» более,

 

 

(«+» более,

 

 

(«4-а более,

План

Отчет

«—» менее)

План

Отчет

«—» менее)

План

Отчет

«—» менее

от плана

от плана

от плана

 

 

Сумма

%

 

 

Сумма

%

 

 

Сумма

%

2955

3362

+407

13,8

3150

3331

+ 181

5,7

3576

3836

+260

7,3

382

395

+13

3,4

395

419

+24

6,0

644

732

+88

13,7

375

394

+19

4,1

390

419

+29

7,4

636

728

+92

14,5

7

1

-6

85,7

5

-5

8

4

-4

50,0

2573

2967

+394

15,3

2755

2912

+ 157

5,6

2932

3104

+172

5,8

1170

1311

+141

12,0

1215

1236

+21

1,8

1613

1660

+47

2,9

87

97

+10

11,5

88

90

+2

2,3

324

334

+10

3,1

41

46

+5

12,2

49

48

-1

2,0

51

54

+3

5,9

716

716

862

862

388

388

— — -

- — —

30

30

131

224'

+93

70,2

131

202

+71

54,2

131

163

+32

24,4

37

+37

12

+12

68

+68

197

196

-1

0,5

51

+51

350

350

_

_

51

_

_

_

13

13

51

395

403

+8

2,0

2508

2794

+286

11,4

2593

2748

+155

6.0

2932

3100

+170

5.8

65

173

+108

166,1

162

164

+2

1.2

4

+4

производственные фонды данной организации был повышен с 2,5 до 4% , поэтому ее удельный вес в общем объеме балансовой прибыли резко возрос.

Особенность этой формы взаимоотношения хозяйства с бюджетом состоит в том, что объектом обложения выступает не масса прибыли, а производственные фонды, которые в значительной мере обусловливают рост массы прибыли.

В соответствии с принципами хозяйственной реформы в геологоразведке плата

за производственные фонды должна стимулировать лучшее их использование,

побуждать геологические организации реализовывать запасы излишнего и не­ нужного оборудования, приборов и аппаратуры. Анализируемое управление реа­ лизовало их в Í г. — 38, во II г. — 91, в III г. — 21, в IV г. —50 тыс. руб.,

141


что позволило заметно повысить фондоотдачу. Однако в целом по отрасли стиму­ лирующая функция платы за производственные фонды выполняется пока слабо, поэтому необходимо более широко дифференцировать ее нормативы в зависимости от конкретных условий производства геологоразведочных работ в экспедициях

ипартиях.

Врассматриваемом периоде I—IV гг. внесено в бюджет платы за производ­ ственные фонды больше плана на 183 тыс. руб. или 10,4%. Это вызвано тем, что

фактическая среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств оказалась выше плановой. В то же время наличие на складах управления излишних и ненужных товарно-материальных ценностей привело к превышению платы за фонды за I—IV гг. на сумму, превы­

шающую 20 тыс. руб.

Из показателей табл. 42 следует далее, что удельный вес прибыли, напра­ вляемой в фонды экономического стимулирования, возрос, а именно: в I г. он составлял 41,6; во II — 43,3; в III — 41,2; в IV — 53,3%. Это свидетельствует об эффективности материального стмулированиЯ коллективов экспедиций и пар­ тий в новых условиях хозяйствования.

Дальнейший анализ показателей табл. 42 позволяет установить, что на

финансирование геологоразведочных работ и централизованных капитальных вложений прибыль аккумулирована в банке полностью, в пределах плановых назначений. Значительные отклонения от плана в сторону превышения имеются по расходам на покрытие плановых убытков жилищно-коммунального хозяй­ ства. Эти расходы были систематически выше плана и в значительной степени покрывались из сверхплановой прибыли геологического управления.

Однако если такая прибыль отсутствует, то геологические организации вы­ нуждены привлекать для этих целей собственные оборотные средства, что при­ водит к их иммобилизации. В этом случае целесообразно предусматривать в фи­ нансовых планах геологических управлений и трестов большую долю плановой прибыли, чем это имеет место на практике. Необходимо также усилить контроль со стороны финансовой службы геологических организаций как при планиро­ вании, так и при расходовании средств на указанную выше цель.

Прибыль была использована также на пополнение собственных оборотных средств геологического управления. В I г. было направлено на эти цели 1,9,

ав III — 5,9% общего ее объема.

ВI—II гг. в финансовом плане геологического управления было предусмо­ трено изъятие части прибыли министерством — соответственно 13,7 и 11,8%.

Представляется целесообразным для организаций, переведенных на новую си­ стему хозяйствования, устанавливать в их финансовых планах твердо зафиксиро­ ванную сумму отчислений от прибыли министерству в размере стабильного нор­ матива. Например, от 1,0 до 2,0% плановой балансовой прибыли, что позволит строить взаимоотношения между геологическими управлениями (трестами) и

их вышестоящими органами на твердой финансовой базе. Из приведенных в табл. 42 данных видно, что в распределении прибыли геологической организа­ ции в I—IV гг. участвовали само управление, государственный бюджет, Строй­ банк и вышестоящий орган — Министерство геологии союзной республики, что соответствует действующему порядку распределения прибыли.

Важное место в системе распределения прибыли управления занимает использование ее на образование фондов экономического

стимулирования. Экономический анализ их образования и исполь­ зования приводится в следующем разделе.

Фонды экономического стимулирования и анализ

их использования

В новых условиях хозяйствования вопрос об образовании и ра­ циональном использовании стимулирующих фондов приобретает

важное народнохозяйственное значение. Задача анализа в данном

142


случае заключается в том, чтобы рассмотреть условия, объем, источ­ ники и обоснованность образования стимулирующих фондов, про­

анализировать их использование, содержание и выявить их влияние

на повышение эффективности геологоразведочных работ.

В состав стимулирующих фондов геологических организаций

входят: 1) фонд материального поощрения; 2) фонд социально­

культурных мероприятий и жилищного строительства; 3) фонд

развития производства.

Образование указанных фондов производится по установленным

нормативам путем прямого отчисления средств от массы полученной

расчетной прибыли по мере выполнения геологических заданий или

завершения их этапов, а также сопутствующих работ. При анализе правильности образования и распределения стимулирующих фондов

должно быть обращено внимание на то, чтобы темпы их роста не опе­ режали темпов роста балансовой прибыли.

При анализе образования фондов

материального поощрения

и социально-культурных мероприятий

следует обратить внимание

на правильность их распределения между партиями, экспедициями, так как правом образования этих фондов пользуются только геоло­ гические организации, наделенные правами социалистического про­

изводственного предприятия. Этими правами в организациях Ми­

нистерства геологии СССР главным образом наделены геологиче­

ские управления (тресты) и отдельные крупные экспедиции.

Геологические организации, которым предоставлено это право, образуют фонды по общим результатам работы всех подчиненных подразделений и сразу же распределяют их этим же подразделениям в строгом соответствии с утвержденными стабильными нормативами и достигнутыми финансовыми результатами. Поэтому в процессе анализа следует определить обоснованность разработки расчетных

распределительных нормативов внутри организаций геологического управления или экспедиции. Следует также установить влияние

стимулирующих фондов на повышение эффективности геологоразве­ дочных работ, на обеспечение планомерного и пропорционального развития производственно-хозяйственного комплекса геологической организации. Следует одновременно подвергнуть анализу и своевре­ менность разработки расчетных нормативов, доведение фондов до

низовых подразделений, своевременность выплат премий и т. д. Просчеты, допущенные при определении нормативов и распре­ деления фондов стимулирования, могут привести к тому, что при

равном трудовом вкладе и одинаковых финансовых результатах размеры поощрений одним коллективам будут повышенные, другим —

заниженные. Очень важно при анализе распределения фондов по­

ощрения и разработке нормативов обратить внимание на сумму

фактически существующих в экспедициях и партиях основных произ­

водственных фондов и нормируемых оборотных средств, принимае­ мых для исчисления платы за фонды и последующего определения

расчетной прибыли, так как фонды поощрения начисляются по нор­ мативам от массы расчетной прибыли. На практике часто встреча-

143