Файл: Бочаров, В. В. Экономический анализ деятельности геологических организаций в новых условиях хозяйствования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
2)на образование фондов материального поощрения, социально культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства;
3)остальная сумма прибыли используется на следующие цели:
—на взносы в Стройбанк для финансирования выполненных
геологоразведочных работ;
—на финансирование централизованных капитальных вложений;
—на финансирование прироста собственных оборотных средств, покрытие убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хо зяйства, расходов по хозяйственному содержанию культурно-про светительных учреждений, пионерских лагерей, геологических фон
дов |
территориальных управлений перечисляется министерству и |
на |
другие цели, предусмотренные финансовым планом; |
4)разница между общей суммой плановой расчетной прибыли
ивышеперечисленными платежами и отчислениями направляется в бюджет в виде свободного остатка прибыли.
Сверхплановая прибыль используется в том же порядке, что и плановая, с той лишь разницей, что отчисления в фонды экономи ческого стимулирования производятся после погашения ссуд банка,
полученных на временное восполнение недостатка собственных обо ротных средств. Кроме того, из сверхплановой прибыли производятся
отчисления на премирование по Всесоюзному социалистическому
соревнованию и отчисления до 30% на строительство жилых домов. Организации, не обеспечивающие выполнение плана прибыли,
распределяют фактически полученную ими прибыль в следующем порядке: в первую очередь вносится в бюджет плата за производ ственные фонды и уплачиваются проценты за кредит банка; после уплаты указанных платежей производятся отчисления в установлен
ных размерах в фонды экономического стимулирования; оставшаяся часть прибыли распределяется между другими плановыми расходами
организации и свободным остатком прибыли, подлежащим взносу
в бюджет, в пропорциях, определенных по финансовому плану орга низации.
Задача анализа доходов заключается в том, чтобы выяснить выпол нение плана распределения прибыли и причины отклонения от плана. В условиях деятельности геологических организаций по новой си
стеме в связи с изменением порядка распределения денежных на
коплений необходимо выполнение плана по распределению прибыли
рассмотреть также в динамике.
Пример. Проанализируем использование балансовой прибыли по финансовому плану и по отчету (см. форму Ks 9-оп в прилож. 4) территориаль ного геологического управления за годы работы по новой системе хозяйствования путем сопоставления фактических и плановых данных. Сопоставление приводи мых в табл. 42 цифр по плану и по отчету дает возможность ответить на постав
ленные вопросы.
Как уже отмечалось, в первую очередь вносится в бюджет плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Эта плата устана вливается в целях повышения заинтересованности геологических организаций в систематическом улучшении использования основных фондов и нормируемых
139
Распределение балансовой прибыли по территориальному
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
Показатели |
|
|
|
|
|
Отклонения |
||
|
|
|
|
|
|
|
(«+» более, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
План |
Отчет |
«—» менее) |
|
|
|
|
|
|
|
|
от плана |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма |
% |
A. Сумма балансовой прибыли |
бюджет.....................................и проценты |
2987 |
3167 |
+180 |
6,0 |
|||||
Б. Всего платежи из прибыли в |
|
|
|
|
||||||
за банковский кредит |
............................................................. |
|
|
|
|
372 |
406 |
+34 |
9,1 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плата в бюджет за производственные фонды |
363 |
406 |
+43 |
11,8 |
||||||
уплата процентов за кредит банка .... |
9 |
— |
—9 |
— |
||||||
B. Расчетная прибыль к распределению (А—Б) . . |
2615 |
2761 |
+146 |
5,7 |
||||||
Из нее: |
|
|
|
|
|
|
1163 |
|
+32 |
2,7 |
отчисления в фонд материального поощрения |
1195 |
|||||||||
отчисления в фонд социально-культурных |
|
|
_ |
_ |
||||||
мероприятий и жилищного |
строительства |
86 |
86 |
|||||||
отчисления в фонд развития |
производства |
40 |
39 |
-1 |
2,5 |
|||||
взносы в Стройбанк на финансирование гео |
|
|
|
— |
||||||
логоразведочных работ ................................. |
финансирование |
620 |
620 |
— |
||||||
взносы |
в |
Стройбанк на |
|
— |
— |
— |
||||
централизованных капитальных вложений |
|
|||||||||
на покрытие убытков от |
эксплуатации жи |
123 |
176 |
+53 |
40,0 |
|||||
лищно-коммунального хозяйства .... |
||||||||||
отчисления |
на |
премирование |
по Всесоюз |
|
33 |
+33 |
— |
|||
ному социалистическому соревнованию . . |
|
|||||||||
на пополнение |
собственных |
оборотных |
|
|
- |
— |
||||
средств |
................................................................. |
|
|
сверхплановой при |
59 |
59 |
||||
30%-ные отчисления от |
|
|
|
|
||||||
были на жилищное строительство .... |
|
— |
- |
— |
||||||
изъятие |
министерством |
по |
перераспреде |
410 |
410 |
_ |
— |
|||
лению |
..................................................................... |
|
|
|
|
|
||||
прочие плановые затраты................................. |
|
|
51 |
51 |
— |
— |
||||
Г. Итого распределено расчетной прибыли . . |
2552 |
2669 |
+117 |
4,6 |
||||||
Д. Свободный остаток прибыли, подлежащий взносу |
63 |
92 |
+29 |
46,0 |
||||||
в бюджет (В—Г) |
..................................................................... |
|
|
|
|
|
оборотных средств. Плата за производственные фонды, начиная с 1972 г., уста навливается для отдельных организаций Министерства геологии СССР в размере от 1 до 6% к их среднегодовой стоимости и выступает как твердый норматив, на основании которого строятся взаимоотношения геологических управлений и трестов с бюджетом. В рассматриваемой геологической организации плата за производственные фонды является основной формой изъятия части прибыли
в бюджет. Удельный вес платы за производственные фонды в общем объеме ба лансовой прибыли геологического управления составлял в I г. — 12,8% ; во
II — 11,7%; в III — 12,9%; в IV — 18,9%, а свободного остатка прибыли соответственно: 2,9; 5,1; 4,9 и 0,1%. C первого января IV г. норматив платы за
140
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 42 |
|
геологическому управлению, тыс, руб. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Условные годы |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
и Отклонения |
|
|
IIIОтклонения |
|
|
IVОтклонения |
|||
|
|
(«+» более, |
|
|
(«+» более, |
|
|
(«4-а более, |
|||
План |
Отчет |
«—» менее) |
План |
Отчет |
«—» менее) |
План |
Отчет |
«—» менее |
|||
от плана |
от плана |
от плана |
|||||||||
|
|
Сумма |
% |
|
|
Сумма |
% |
|
|
Сумма |
% |
2955 |
3362 |
+407 |
13,8 |
3150 |
3331 |
+ 181 |
5,7 |
3576 |
3836 |
+260 |
7,3 |
382 |
395 |
+13 |
3,4 |
395 |
419 |
+24 |
6,0 |
644 |
732 |
+88 |
13,7 |
375 |
394 |
+19 |
4,1 |
390 |
419 |
+29 |
7,4 |
636 |
728 |
+92 |
14,5 |
7 |
1 |
-6 |
85,7 |
5 |
— |
-5 |
— |
8 |
4 |
-4 |
50,0 |
2573 |
2967 |
+394 |
15,3 |
2755 |
2912 |
+ 157 |
5,6 |
2932 |
3104 |
+172 |
5,8 |
1170 |
1311 |
+141 |
12,0 |
1215 |
1236 |
+21 |
1,8 |
1613 |
1660 |
+47 |
2,9 |
87 |
97 |
+10 |
11,5 |
88 |
90 |
+2 |
2,3 |
324 |
334 |
+10 |
3,1 |
41 |
46 |
+5 |
12,2 |
49 |
48 |
-1 |
2,0 |
51 |
54 |
+3 |
5,9 |
716 |
716 |
— |
— |
862 |
862 |
— |
— |
388 |
388 |
— |
— |
— — — - |
— - — — |
30 |
30 |
— |
— |
||||||
131 |
224' |
+93 |
70,2 |
131 |
202 |
+71 |
54,2 |
131 |
163 |
+32 |
24,4 |
— |
37 |
+37 |
— |
— |
12 |
+12 |
— |
— |
68 |
+68 |
— |
— |
— |
— |
— |
197 |
196 |
-1 |
0,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
51 |
+51 |
— |
— |
— |
— |
— |
350 |
350 |
_ |
_ |
— |
51 |
— |
— |
— |
_ |
_ |
_ |
13 |
13 |
— |
— |
51 |
— |
— |
395 |
403 |
+8 |
2,0 |
|
2508 |
2794 |
+286 |
11,4 |
2593 |
2748 |
+155 |
6.0 |
2932 |
3100 |
+170 |
5.8 |
65 |
173 |
+108 |
166,1 |
162 |
164 |
+2 |
1.2 |
— |
4 |
+4 |
— |
производственные фонды данной организации был повышен с 2,5 до 4% , поэтому ее удельный вес в общем объеме балансовой прибыли резко возрос.
Особенность этой формы взаимоотношения хозяйства с бюджетом состоит в том, что объектом обложения выступает не масса прибыли, а производственные фонды, которые в значительной мере обусловливают рост массы прибыли.
В соответствии с принципами хозяйственной реформы в геологоразведке плата
за производственные фонды должна стимулировать лучшее их использование,
побуждать геологические организации реализовывать запасы излишнего и не нужного оборудования, приборов и аппаратуры. Анализируемое управление реа лизовало их в Í г. — 38, во II г. — 91, в III г. — 21, в IV г. —50 тыс. руб.,
141
что позволило заметно повысить фондоотдачу. Однако в целом по отрасли стиму лирующая функция платы за производственные фонды выполняется пока слабо, поэтому необходимо более широко дифференцировать ее нормативы в зависимости от конкретных условий производства геологоразведочных работ в экспедициях
ипартиях.
Врассматриваемом периоде I—IV гг. внесено в бюджет платы за производ ственные фонды больше плана на 183 тыс. руб. или 10,4%. Это вызвано тем, что
фактическая среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств оказалась выше плановой. В то же время наличие на складах управления излишних и ненужных товарно-материальных ценностей привело к превышению платы за фонды за I—IV гг. на сумму, превы
шающую 20 тыс. руб.
Из показателей табл. 42 следует далее, что удельный вес прибыли, напра вляемой в фонды экономического стимулирования, возрос, а именно: в I г. он составлял 41,6; во II — 43,3; в III — 41,2; в IV — 53,3%. Это свидетельствует об эффективности материального стмулированиЯ коллективов экспедиций и пар тий в новых условиях хозяйствования.
Дальнейший анализ показателей табл. 42 позволяет установить, что на
финансирование геологоразведочных работ и централизованных капитальных вложений прибыль аккумулирована в банке полностью, в пределах плановых назначений. Значительные отклонения от плана в сторону превышения имеются по расходам на покрытие плановых убытков жилищно-коммунального хозяй ства. Эти расходы были систематически выше плана и в значительной степени покрывались из сверхплановой прибыли геологического управления.
Однако если такая прибыль отсутствует, то геологические организации вы нуждены привлекать для этих целей собственные оборотные средства, что при водит к их иммобилизации. В этом случае целесообразно предусматривать в фи нансовых планах геологических управлений и трестов большую долю плановой прибыли, чем это имеет место на практике. Необходимо также усилить контроль со стороны финансовой службы геологических организаций как при планиро вании, так и при расходовании средств на указанную выше цель.
Прибыль была использована также на пополнение собственных оборотных средств геологического управления. В I г. было направлено на эти цели 1,9,
ав III — 5,9% общего ее объема.
ВI—II гг. в финансовом плане геологического управления было предусмо трено изъятие части прибыли министерством — соответственно 13,7 и 11,8%.
Представляется целесообразным для организаций, переведенных на новую си стему хозяйствования, устанавливать в их финансовых планах твердо зафиксиро ванную сумму отчислений от прибыли министерству в размере стабильного нор матива. Например, от 1,0 до 2,0% плановой балансовой прибыли, что позволит строить взаимоотношения между геологическими управлениями (трестами) и
их вышестоящими органами на твердой финансовой базе. Из приведенных в табл. 42 данных видно, что в распределении прибыли геологической организа ции в I—IV гг. участвовали само управление, государственный бюджет, Строй банк и вышестоящий орган — Министерство геологии союзной республики, что соответствует действующему порядку распределения прибыли.
Важное место в системе распределения прибыли управления занимает использование ее на образование фондов экономического
стимулирования. Экономический анализ их образования и исполь зования приводится в следующем разделе.
Фонды экономического стимулирования и анализ
их использования
В новых условиях хозяйствования вопрос об образовании и ра циональном использовании стимулирующих фондов приобретает
важное народнохозяйственное значение. Задача анализа в данном
142
случае заключается в том, чтобы рассмотреть условия, объем, источ ники и обоснованность образования стимулирующих фондов, про
анализировать их использование, содержание и выявить их влияние
на повышение эффективности геологоразведочных работ.
В состав стимулирующих фондов геологических организаций
входят: 1) фонд материального поощрения; 2) фонд социально
культурных мероприятий и жилищного строительства; 3) фонд
развития производства.
Образование указанных фондов производится по установленным
нормативам путем прямого отчисления средств от массы полученной
расчетной прибыли по мере выполнения геологических заданий или
завершения их этапов, а также сопутствующих работ. При анализе правильности образования и распределения стимулирующих фондов
должно быть обращено внимание на то, чтобы темпы их роста не опе режали темпов роста балансовой прибыли.
При анализе образования фондов |
материального поощрения |
и социально-культурных мероприятий |
следует обратить внимание |
на правильность их распределения между партиями, экспедициями, так как правом образования этих фондов пользуются только геоло гические организации, наделенные правами социалистического про
изводственного предприятия. Этими правами в организациях Ми
нистерства геологии СССР главным образом наделены геологиче
ские управления (тресты) и отдельные крупные экспедиции.
Геологические организации, которым предоставлено это право, образуют фонды по общим результатам работы всех подчиненных подразделений и сразу же распределяют их этим же подразделениям в строгом соответствии с утвержденными стабильными нормативами и достигнутыми финансовыми результатами. Поэтому в процессе анализа следует определить обоснованность разработки расчетных
распределительных нормативов внутри организаций геологического управления или экспедиции. Следует также установить влияние
стимулирующих фондов на повышение эффективности геологоразве дочных работ, на обеспечение планомерного и пропорционального развития производственно-хозяйственного комплекса геологической организации. Следует одновременно подвергнуть анализу и своевре менность разработки расчетных нормативов, доведение фондов до
низовых подразделений, своевременность выплат премий и т. д. Просчеты, допущенные при определении нормативов и распре деления фондов стимулирования, могут привести к тому, что при
равном трудовом вкладе и одинаковых финансовых результатах размеры поощрений одним коллективам будут повышенные, другим —
заниженные. Очень важно при анализе распределения фондов по
ощрения и разработке нормативов обратить внимание на сумму
фактически существующих в экспедициях и партиях основных произ
водственных фондов и нормируемых оборотных средств, принимае мых для исчисления платы за фонды и последующего определения
расчетной прибыли, так как фонды поощрения начисляются по нор мативам от массы расчетной прибыли. На практике часто встреча-
143