Файл: Бочаров, В. В. Экономический анализ деятельности геологических организаций в новых условиях хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ются случаи, когда вышестоящая организация из-за недостаточно

обоснованного планирования в течение года меняет своим подотчет­ ным подразделениям план по прибыли, а расчетные нормативы от­ числений в поощрительные фонды не корректирует. Это приводит

ктому, что организация, которой увеличен план прибыли, окажется

влучшем положении, чем та, у которой уменьшили эту прибыль.

Естественно, что такие явления отрицательно сказываются на эф­ фективности использования поощрительных фондов.

Пример. Рассмотрим влияние изменения балансовой прибыли на фонд материального поощрения в партиях на данных, приведенных в табл. 43.

Таблица 43

Распределение фонда материального поощрения по отдельным партиям, входящим в состав экспедиции, тыс. руб.

 

Первоначально утвержден­

 

Показатели с учетом

 

 

ные показатели

произведенной корректи­

 

 

(I вариант)

 

ровки (II вариант)

 

 

 

и

 

 

 

 

«

 

Номера партий

 

 

п

ч

 

 

о

 

 

 

о

3

 

 

 

й

 

 

 

ев

ю

 

 

 

s

 

 

 

4

 

 

 

св

Ä

 

 

 

ю

й

 

 

 

и

к

 

 

 

св ¿

2

 

 

 

Я R

 

 

 

 

5 й

о

 

 

 

≡ E

F

 

 

 

о

 

 

 

 

св

I

 

 

90

83

II

 

 

120

115

III

 

 

110

106

IV

 

 

120

112

V

 

 

80

74

Всего по экспедиции

520

490

520

490

Из приведенного примера можно наглядно видеть, как влияет на распреде­

ление фонда материального поощрения в партиях изменение плана прибыли без соответствующей корректировки расчетных нормативов. Так, в партии I

первоначально утвержденный фонд материального поощрения составлял 61,5 тыс. руб. (123 X 50 : 100). В результате уменьшения плана прибыли этот фонд установлен ей в гораздо меньшем размере — 41,5 тыс. руб. (83 X 50 : 100). Партии II плановая балансовая прибыль была увеличена без соответствующей корректировки расчетных нормативов, поэтому отчисления в фонд материального поощрения повысились с 51 тыс. руб. (85 X 60 : 100) до 69 тыс. руб. (115 X 60 : : 100). Кроме того, за счет корректировки в отчетном году плана балансовой и расчетной прибыли партиям, норматив отчислений в фонд материального по­ ощрения в целом по экспедиции возрос с 51,9 до 53,0%. Поэтому сумма фонда

144


материального поощрения по каждому подчиненному подразделению на 5,5 тыс. руб. (259,9 — 254,4) превышает фонд в целом по экспедиции. В этих условиях необходимо применить поправочный коэффициент (0,9784) к фондам подотчет­ ных партий, так как экспедиция имеет право распределить только 254,4 тыс.руб.

При изучении распределения поощрительных фондов подчинен­ ным подразделениям следует обращать внимание на обоснованность их распределения в финансовом плане по кварталам, где они должны

быть распределены в строгом соответствии с плановыми показателями

прибыли и утвержденными для подразделения расчетными норма­

тивами. Очень важным моментом при анализе использования фонда материального поощрения является проверка правильности резерви­

рования и учета этого фонда по объектам геологического задания, а также правильности исчисления фонда при перевыполнении или невыполнении плана расчетной прибыли, так как в этих случаях

на сумму перевыполнения или невыполнения при образовании

(распределении) фонда материального поощрения применяются соот­ ветствующие коэффициенты. При этом следует иметь в виду, что минимальный размер отчислений в фонд материального поощрения при невыполнении плана прибыли не должен быть ниже 40% этого фонда, предусмотренного в финансовом плане на данный

квартал.

Если геологической организации в течение года изменяется план прибыли, то одновременно подлежат корректировке плановые суммы поощрительных фондов. При увеличении плана прибыли суммы этих фондов соответственно повышаются по действующим

нормативам, пониженным не менее чем на 20%, и, наоборот, при уменьшении плана прибыли они снижаются по действующим норма­

тивам, увеличенным не менее чем на 20%. В целях расширения прав в использовании фонда материального поощрения геологическим организациям предоставлена возможность перераспределять средства

между указанным фондом и фондом социально-культурных меро­

приятий и жилищного строительства в пределах до 20% суммы каж­ дого фонда. Перераспределение денежных ресурсов между этими

фондами создает базу для финансирования первоочередных расходов.

Однако в процессе анализа следует проверить целесообразность такого перераспределения средств.

Ведущее место в системе стимулирующих фондов занимает фонд

материального поощрения, который с переходом на новую систему формируется за счет средств, предусмотренных на эти цели в плане

(на период с момента перехода на новую систему) на премирование руководящих, инженерно-технических работников и служащих по фонду заработной платы, на премирование работников из фондов

геологической организации, а также отчислений от дополнительной

прибыли. Кроме того, в этот фонд включаются суммы премий, вы­

плачиваемых рабочим из фонда заработной платы (по сдельно-пре­

миальной и повременно-премиальной системам).

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства образуется только за счет отчислений от прибыли.

10 Заказ 1001

145


Объемы ɪɪ источники образования фондов экономического стимулиро

Услов

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

га

 

 

 

 

 

Й

Фонд

материального

поощре­

ния

.....................................................

 

 

 

1448

 

В том числе:

 

 

а)

за

счет

отчислений

от

 

прибыли

 

1140

б)

премии,

начисленные

по

 

фонду

заработной

платы 308

Фонд

социально-культурных

мероприятий

 

жилищного

строительства

 

85

Фонд

развития

производ­

ства

.....................................................

 

 

 

498

 

В том числе:

 

 

а)

за

счет

амортизации

на

 

реновацию .........................

 

458

б)

за

счет

прибыли ,

на­

 

правленной

 

этот

 

фонд

.....................................

 

40

в) за счет выручки от реали­

 

зации

выбывшего

имуще­

 

ства,

числящегося в

сос­

 

таве основных фондов . .

I

о

Ch

О

EI

св

X

 

 

ес О

 

 

 

 

 

 

о /

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

≈s ≈

 

5≡ «

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

Отчет

≈ ?

C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2

га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«о

 

 

 

 

 

 

>> S

 

 

 

 

100

1548

100

1581

100

1612

100

78,7

1179

76,2

1163

73,6

1195

74.1

21,3

369

23,8

418

26,4

417

25,9

100

90

100

86

100

86

100

100

544

100

493

100

447

100

95,0

465

85,5

433

•88,0

394

88.2

5,0

41

7,5

40

8,0

39

8,7

 

38

7,0

20

4.0

14

3,1

вания по

территориальному геологическому

управлению,

ные годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

IV

 

 

 

Q

 

 

О

 

О

 

О

 

 

О

 

 

о

 

о

 

о

 

 

X

 

 

S

 

 

g

 

 

«

 

 

л

 

л

 

ЄС

 

 

 

öS?

 

oè?

 

о

 

 

 

о

 

ω

 

 

План

«

источник

Отчет

«S W

План

}≡ «Г

Отчет

JS Ä

План

Удельны

Удельны источник

J⅛g

Удельны источник

 

 

 

 

 

 

s≡

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

1654

100

1795

100

1761

100

1782

100

2213

1170

70,9

1311

73,0

1215

69,5

1236

69,4

1613

484

29,1

484

27,0

546

30,5

546

30.6

500

87

100

97

100

88

100

90

100

324

541

100

545

100

589

100

588

100

632

480

88,7

450

83,6

520

88,3

483

82,1

561

41

7,6

46

7,4

49

8,3

48

8,2

51

20

3,7

49

9,0

20

3,4

57

9,7

20

Таблица 44

тыс. руб.

V

оО

оо

и g

я

 

сб

га

 

g-

 

gs5

Я

 

X

5≡ CÖ

 

J≡ СО

Удельны источник

Отчет

Уделыіь: источник

100

2263

100

72,9

1660

73,4

27,1

603

26,6

100

334

100

100

647

100

88,7

511

79,0

8,1

54

8,3

3,2

82

12,7

Фонд развития производства образуется за счет 40%-ных аморти­

зационных отчислений на полное' восстановление основных фондов, отчислений от прибыли и выручки от реализации выбывшего иму­

щества, числящегося в составе основных фондов (за вычетом расхо­

дов по их ликвидации). В процессе анализа следует проверить пра­

вильность образования стимулирующих фондов и соблюдение соот­

ветствующих условий, при которых они могут создаваться. Данные об источниках образования фондов экономического стимулирования и их объемах отражаются в разделе IV приложения к балансу по

основной деятельности геологических организаций, переведенных

на новую систему планирования по форме № 9-оп. Для наглядности

в табл. 44 приводятся источники образования фондов экономиче­

ского стимулирования по территориальному геологическому управле­

нию за годы работы по новой системе хозяйствования. Следующим очень важным этапом является анализ исполь­

зования фондов экономического стимулирования на цели, преду­ смотренные действующими положениями и утвержденными сме­ тами.

Плановые и фактические показатели, необходимые для анализа использования фондов экономического стимулирования, содержатся в составе как годовой, так и текущей отчетности геологических орга­

низаций. В составе годовой отчетности различные сведения о фон­ дах экономического стимулирования приводятся в форме № 2 —

приложение к балансу по основной деятельности геологических

146

10*

147


организаций, в форме № Il-T — отчет о выполнении плана по труду

ив других документах.

Впроцессе анализа устанавливается, какая доля фонда матери­

ального поощрения направлена на текущее премирование работни­

ков и на выплату вознаграждений за общие результаты работы ор­

ганизации по итогам года. В территориальных управлениях и тре­

стах может сложиться различное соотношение между указанными

видами поощрения. Так, например, в рассматриваемом геологиче­

ском управлении первый вид поощрения занимал 65—70% в общем

объеме фондов поощрения, а вознаграждения по итогам работы за год в размере 20—25%. Остальная сумма фонда материального по­

ощрения использована на единовременное поощрение и на премиро­

вание по внутрипроизводственному социалистическому соревнова­

нию. Целесообразно планировать размер вознаграждений по итогам работы геологических организаций за год исходя из конкретных

условий их производственно-хозяйственной деятельности. Однако

общий объем вознаграждения по итогам работы за год должен со­

ставлять примерно 3—4% от общего фонда заработной платы всех

категорий трудящихся.

При анализе использования данного фонда рассматривается также,

какое соотношение сложилось в материальном поощрении отдель­

ных категорий персонала — рабочих, инженерно-технических ра­ ботников и служащих геологических организаций. Иначе говоря,

выясняется, каков удельный вес премий, начисленных отдельным категориям работников в их фонде заработной платы. Глубокое и все­ стороннее изучение указанных вопросов позволяет установить эф­ фективность материального поощрения коллективов за те или иные

показатели производственно-хозяйственной деятельности геологи­

ческих организаций.

Полезно также анализировать данные об использовании фонда

материального поощрения в динамике, для чего может быть исполь­ зован «Отчет о выполнении плана по труду на геологоразведочных работах» по форме № H-T (табл. 45).

Как видно из данных табл. 45, за время работы геологического управления по новой системе хозяйствования значительно увеличилась не только общая масса, но и удельный вес начисленных премий в общем фонде заработной платы работников. Так, например, за I—V гг. удельный вес премий рабочим в общем фонде их заработной платы увеличился в 1,54 раза, а инженерно-технических работников и служащих в 1,43 раза. Значительно возрос удельный вес фонда материального поощрения в общем фонде заработной платы всего персонала тер­ риториального геологического управления, что свидетельствует об эффектив­ ности новой системы планирования и экономического стимулирования.

Важной задачей геологических организаций, переведенных на новую систему, является правильное распределение фонда мате­

риального поощрения, которое способствовало бы повышению ка­ чества и результативности геологоразведочных работ. Это сводится

к установлению экономически наиболее обоснованных соотно­ шений между суммами средств, направляемых из прибыли в фонд

148


Таблица 45∙

Использование фонда материального поощрения по геологическому управлению, тыс. руб.

Показатели

Фонд з работной платы инже­ нерно-технических работников и

Н омера строк

Условные годы

I

II

III

IV

V

служащих

.........................................

 

 

 

 

1

5834

6576

6873

7118

7366

Начис ело премий ИТР п служа­

2

511

648

709

688

 

щим за

год

премирование.....................................

ИТР

и

711

Текущее

 

 

 

 

 

 

служащих к фонду пх заработной

 

 

 

 

 

 

платы (строка 2 к строке 1

X 100),

3

8,8

9,9

10.3

9,6

9,7

% .........................................................

 

 

 

 

 

 

 

Фонд заработной платы рабочих

4

7673

8282

8545

9105

9132

Текущее премирование из

фонда

5

362

411

457

533

579

заработной платы

........................

рабочих

Текущее

премирование

 

 

 

 

 

 

к фонду пх заработной платы (стро­

6

4,7

5,0

5,4

6,0

6,3

ка 5 к строке 4 × 100), %

 

...

Текущее

премирование

рабочих

7

48

102

70

72

86

за счет прибыли ............................

 

рабочих

Текущее

премирование

 

 

 

 

 

 

за счет прибыли к фонду их заработ­

 

 

 

 

 

 

ной платы (строка 7 к строке 4 X

8

0,6

1,3

0,8

0,8

0,9

X ЮО),

%

.........................................

 

 

 

 

Вознаграждение по итогам работы

9

20

384

345

399

335

за год.................................................

 

 

 

 

 

а)

В том числе:

 

 

 

 

10

12

157

142

147

107

рабочим................................

 

 

 

 

б) инженерно-техническим ра­

И

8

205

186

229

228

 

ботникам її служащим . .

Фонд заработной платы рабочих,

 

 

 

 

 

 

IITP

и

служащих

(строка

1

+

12

13 507

14 858

15 418

16 223

16 498

— строка 4) .....................................

 

премий,

Сумма

начисленных

 

 

 

 

 

 

включая вознаграждения по итогам

 

 

 

 

 

 

работы за год (строки 2 + 5 + 7 +

13

941

1545

1581

1692

1711

+ 9).....................................................

 

 

 

 

 

 

Общая сумма начисленных пре­

 

 

 

 

 

 

мий к фонду заработной платы ра­

 

 

 

 

 

 

ботников, занятых на геологораз­

 

 

 

 

 

 

ведочных работах (строка 13 к стро­

14

7,0 ■

10,3

10,3

10,5

10,4

ке 12 X 100), % .............................

 

 

 

 

Начислено премий рабочим (стро­

15

422

670

669

752

772

ки 5 + 7 + 10) .............................

 

 

 

 

Сумма премий рабочим к их фонду

 

 

 

 

 

 

заработной платы (строка 15 к стро­

16

5,5

8,1

7,8

8,4

8,5

ке 4 X 100), % .............................

 

 

 

 

Начислено премий HTP и служа­

17

519

853

895

917

939

щим (строки 2-і- 11) .....................

 

 

 

Премии ИТР и служащим к пх

 

 

 

 

 

 

фонду заработной платы (строка 17

18

8,9

13,0

13,0

12,9

12,7

к строке 1

X 100),

% ................

 

 

 

14»