Файл: Бочаров, В. В. Экономический анализ деятельности геологических организаций в новых условиях хозяйствования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ются случаи, когда вышестоящая организация из-за недостаточно
обоснованного планирования в течение года меняет своим подотчет ным подразделениям план по прибыли, а расчетные нормативы от числений в поощрительные фонды не корректирует. Это приводит
ктому, что организация, которой увеличен план прибыли, окажется
влучшем положении, чем та, у которой уменьшили эту прибыль.
Естественно, что такие явления отрицательно сказываются на эф фективности использования поощрительных фондов.
Пример. Рассмотрим влияние изменения балансовой прибыли на фонд материального поощрения в партиях на данных, приведенных в табл. 43.
Таблица 43
Распределение фонда материального поощрения по отдельным партиям, входящим в состав экспедиции, тыс. руб.
|
Первоначально утвержден |
|
Показатели с учетом |
|
|
|
ные показатели |
произведенной корректи |
|
|
|
(I вариант) |
|
ровки (II вариант) |
|
|
|
и |
|
|
|
|
« |
|
Номера партий |
|
|
п |
ч |
|
|
о |
||
|
|
|
о |
3 |
|
|
|
й |
|
|
|
|
ев |
ю |
|
|
|
s |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
св |
Ä |
|
|
|
ю |
й |
|
|
|
и |
к |
|
|
|
св ¿ |
2 |
|
|
|
Я R |
|
|
|
|
5 й |
о |
|
|
|
≡ E |
F |
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
св |
I |
|
|
90 |
83 |
II |
|
|
120 |
115 |
III |
|
|
110 |
106 |
IV |
|
|
120 |
112 |
V |
|
|
80 |
74 |
Всего по экспедиции |
520 |
490 |
520 |
490 |
Из приведенного примера можно наглядно видеть, как влияет на распреде
ление фонда материального поощрения в партиях изменение плана прибыли без соответствующей корректировки расчетных нормативов. Так, в партии I
первоначально утвержденный фонд материального поощрения составлял 61,5 тыс. руб. (123 X 50 : 100). В результате уменьшения плана прибыли этот фонд установлен ей в гораздо меньшем размере — 41,5 тыс. руб. (83 X 50 : 100). Партии II плановая балансовая прибыль была увеличена без соответствующей корректировки расчетных нормативов, поэтому отчисления в фонд материального поощрения повысились с 51 тыс. руб. (85 X 60 : 100) до 69 тыс. руб. (115 X 60 : : 100). Кроме того, за счет корректировки в отчетном году плана балансовой и расчетной прибыли партиям, норматив отчислений в фонд материального по ощрения в целом по экспедиции возрос с 51,9 до 53,0%. Поэтому сумма фонда
144
материального поощрения по каждому подчиненному подразделению на 5,5 тыс. руб. (259,9 — 254,4) превышает фонд в целом по экспедиции. В этих условиях необходимо применить поправочный коэффициент (0,9784) к фондам подотчет ных партий, так как экспедиция имеет право распределить только 254,4 тыс.руб.
При изучении распределения поощрительных фондов подчинен ным подразделениям следует обращать внимание на обоснованность их распределения в финансовом плане по кварталам, где они должны
быть распределены в строгом соответствии с плановыми показателями
прибыли и утвержденными для подразделения расчетными норма
тивами. Очень важным моментом при анализе использования фонда материального поощрения является проверка правильности резерви
рования и учета этого фонда по объектам геологического задания, а также правильности исчисления фонда при перевыполнении или невыполнении плана расчетной прибыли, так как в этих случаях
на сумму перевыполнения или невыполнения при образовании
(распределении) фонда материального поощрения применяются соот ветствующие коэффициенты. При этом следует иметь в виду, что минимальный размер отчислений в фонд материального поощрения при невыполнении плана прибыли не должен быть ниже 40% этого фонда, предусмотренного в финансовом плане на данный
квартал.
Если геологической организации в течение года изменяется план прибыли, то одновременно подлежат корректировке плановые суммы поощрительных фондов. При увеличении плана прибыли суммы этих фондов соответственно повышаются по действующим
нормативам, пониженным не менее чем на 20%, и, наоборот, при уменьшении плана прибыли они снижаются по действующим норма
тивам, увеличенным не менее чем на 20%. В целях расширения прав в использовании фонда материального поощрения геологическим организациям предоставлена возможность перераспределять средства
между указанным фондом и фондом социально-культурных меро
приятий и жилищного строительства в пределах до 20% суммы каж дого фонда. Перераспределение денежных ресурсов между этими
фондами создает базу для финансирования первоочередных расходов.
Однако в процессе анализа следует проверить целесообразность такого перераспределения средств.
Ведущее место в системе стимулирующих фондов занимает фонд
материального поощрения, который с переходом на новую систему формируется за счет средств, предусмотренных на эти цели в плане
(на период с момента перехода на новую систему) на премирование руководящих, инженерно-технических работников и служащих по фонду заработной платы, на премирование работников из фондов
геологической организации, а также отчислений от дополнительной
прибыли. Кроме того, в этот фонд включаются суммы премий, вы
плачиваемых рабочим из фонда заработной платы (по сдельно-пре
миальной и повременно-премиальной системам).
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства образуется только за счет отчислений от прибыли.
10 Заказ 1001 |
145 |
Объемы ɪɪ источники образования фондов экономического стимулиро
Услов
|
|
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
га |
|
|
|
|
|
Й |
Фонд |
материального |
поощре |
|||
ния |
..................................................... |
|
|
|
1448 |
|
В том числе: |
|
|
||
а) |
за |
счет |
отчислений |
от |
|
|
прибыли |
|
1140 |
||
б) |
премии, |
начисленные |
по |
||
|
фонду |
заработной |
платы 308 |
||
Фонд |
социально-культурных |
||||
мероприятий |
|
жилищного |
|||
строительства |
|
85 |
|||
Фонд |
развития |
производ |
|||
ства |
..................................................... |
|
|
|
498 |
|
В том числе: |
|
|
||
а) |
за |
счет |
амортизации |
на |
|
|
реновацию ......................... |
|
458 |
||
б) |
за |
счет |
прибыли , |
на |
|
|
правленной |
|
этот |
||
|
фонд |
..................................... |
|
40 |
|
в) за счет выручки от реали |
|||||
|
зации |
выбывшего |
имуще |
||
|
ства, |
числящегося в |
сос |
||
|
таве основных фондов . . |
I
о
Ch
О
EI
≡
св
X
|
|
ес О |
|
|
|
|
|
|
о / |
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
≈s ≈ |
|
5≡ « |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
Отчет |
≈ ? |
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
§ 2 |
га |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«о |
|
|
|
|
|
|
>> S |
|
|
|
|
100 |
1548 |
100 |
1581 |
100 |
1612 |
100 |
78,7 |
1179 |
76,2 |
1163 |
73,6 |
1195 |
74.1 |
21,3 |
369 |
23,8 |
418 |
26,4 |
417 |
25,9 |
100 |
90 |
100 |
86 |
100 |
86 |
100 |
100 |
544 |
100 |
493 |
100 |
447 |
100 |
95,0 |
465 |
85,5 |
433 |
•88,0 |
394 |
88.2 |
5,0 |
41 |
7,5 |
40 |
8,0 |
39 |
8,7 |
|
38 |
7,0 |
20 |
4.0 |
14 |
3,1 |
вания по |
территориальному геологическому |
управлению, |
|||||||
ные годы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
IV |
|
|
|
Q |
|
|
О |
|
О |
|
О |
|
|
О |
|
|
о |
|
о |
|
о |
|
|
X |
|
|
S |
|
≡ |
|
g |
|
|
« |
|
|
л |
|
л |
|
ЄС |
|
|
F° |
|
öS? |
|
oè? |
|
о |
|
|
|
|
о |
|
ω |
|
|
|||
План |
« |
источник |
Отчет |
«S W |
План |
}≡ «Г |
Отчет |
JS Ä |
План |
Удельны |
Удельны источник |
J⅛g |
Удельны источник |
||||||
|
|
|
|
|
|
s≡ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
1654 |
100 |
1795 |
100 |
1761 |
100 |
1782 |
100 |
2213 |
|
1170 |
70,9 |
1311 |
73,0 |
1215 |
69,5 |
1236 |
69,4 |
1613 |
|
484 |
29,1 |
484 |
27,0 |
546 |
30,5 |
546 |
30.6 |
500 |
|
87 |
100 |
97 |
100 |
88 |
100 |
90 |
100 |
324 |
|
541 |
100 |
545 |
100 |
589 |
100 |
588 |
100 |
632 |
|
480 |
88,7 |
450 |
83,6 |
520 |
88,3 |
483 |
82,1 |
561 |
|
41 |
7,6 |
46 |
7,4 |
49 |
8,3 |
48 |
8,2 |
51 |
|
20 |
3,7 |
49 |
9,0 |
20 |
3,4 |
57 |
9,7 |
20 |
Таблица 44
тыс. руб.
V
оО
оо
и g
я |
|
сб |
га |
|
|
g- |
|
gs5 |
Я |
|
X |
5≡ CÖ |
|
J≡ СО |
Удельны источник |
Отчет |
Уделыіь: источник |
100 |
2263 |
100 |
72,9 |
1660 |
73,4 |
27,1 |
603 |
26,6 |
100 |
334 |
100 |
100 |
647 |
100 |
88,7 |
511 |
79,0 |
8,1 |
54 |
8,3 |
3,2 |
82 |
12,7 |
Фонд развития производства образуется за счет 40%-ных аморти
зационных отчислений на полное' восстановление основных фондов, отчислений от прибыли и выручки от реализации выбывшего иму
щества, числящегося в составе основных фондов (за вычетом расхо
дов по их ликвидации). В процессе анализа следует проверить пра
вильность образования стимулирующих фондов и соблюдение соот
ветствующих условий, при которых они могут создаваться. Данные об источниках образования фондов экономического стимулирования и их объемах отражаются в разделе IV приложения к балансу по
основной деятельности геологических организаций, переведенных
на новую систему планирования по форме № 9-оп. Для наглядности
в табл. 44 приводятся источники образования фондов экономиче
ского стимулирования по территориальному геологическому управле
нию за годы работы по новой системе хозяйствования. Следующим очень важным этапом является анализ исполь
зования фондов экономического стимулирования на цели, преду смотренные действующими положениями и утвержденными сме тами.
Плановые и фактические показатели, необходимые для анализа использования фондов экономического стимулирования, содержатся в составе как годовой, так и текущей отчетности геологических орга
низаций. В составе годовой отчетности различные сведения о фон дах экономического стимулирования приводятся в форме № 2 —
приложение к балансу по основной деятельности геологических
146 |
10* |
147 |
организаций, в форме № Il-T — отчет о выполнении плана по труду
ив других документах.
Впроцессе анализа устанавливается, какая доля фонда матери
ального поощрения направлена на текущее премирование работни
ков и на выплату вознаграждений за общие результаты работы ор
ганизации по итогам года. В территориальных управлениях и тре
стах может сложиться различное соотношение между указанными
видами поощрения. Так, например, в рассматриваемом геологиче
ском управлении первый вид поощрения занимал 65—70% в общем
объеме фондов поощрения, а вознаграждения по итогам работы за год в размере 20—25%. Остальная сумма фонда материального по
ощрения использована на единовременное поощрение и на премиро
вание по внутрипроизводственному социалистическому соревнова
нию. Целесообразно планировать размер вознаграждений по итогам работы геологических организаций за год исходя из конкретных
условий их производственно-хозяйственной деятельности. Однако
общий объем вознаграждения по итогам работы за год должен со
ставлять примерно 3—4% от общего фонда заработной платы всех
категорий трудящихся.
При анализе использования данного фонда рассматривается также,
какое соотношение сложилось в материальном поощрении отдель
ных категорий персонала — рабочих, инженерно-технических ра ботников и служащих геологических организаций. Иначе говоря,
выясняется, каков удельный вес премий, начисленных отдельным категориям работников в их фонде заработной платы. Глубокое и все стороннее изучение указанных вопросов позволяет установить эф фективность материального поощрения коллективов за те или иные
показатели производственно-хозяйственной деятельности геологи
ческих организаций.
Полезно также анализировать данные об использовании фонда
материального поощрения в динамике, для чего может быть исполь зован «Отчет о выполнении плана по труду на геологоразведочных работах» по форме № H-T (табл. 45).
Как видно из данных табл. 45, за время работы геологического управления по новой системе хозяйствования значительно увеличилась не только общая масса, но и удельный вес начисленных премий в общем фонде заработной платы работников. Так, например, за I—V гг. удельный вес премий рабочим в общем фонде их заработной платы увеличился в 1,54 раза, а инженерно-технических работников и служащих в 1,43 раза. Значительно возрос удельный вес фонда материального поощрения в общем фонде заработной платы всего персонала тер риториального геологического управления, что свидетельствует об эффектив ности новой системы планирования и экономического стимулирования.
Важной задачей геологических организаций, переведенных на новую систему, является правильное распределение фонда мате
риального поощрения, которое способствовало бы повышению ка чества и результативности геологоразведочных работ. Это сводится
к установлению экономически наиболее обоснованных соотно шений между суммами средств, направляемых из прибыли в фонд
148
Таблица 45∙
Использование фонда материального поощрения по геологическому управлению, тыс. руб.
Показатели
Фонд з работной платы инже нерно-технических работников и
Н омера строк
Условные годы
I |
II |
III |
IV |
V |
служащих |
......................................... |
|
|
|
|
1 |
5834 |
6576 |
6873 |
7118 |
7366 |
||
Начис ело премий ИТР п служа |
2 |
511 |
648 |
709 |
688 |
|
|||||||
щим за |
год |
премирование..................................... |
ИТР |
и |
711 |
||||||||
Текущее |
|
|
|
|
|
|
|||||||
служащих к фонду пх заработной |
|
|
|
|
|
|
|||||||
платы (строка 2 к строке 1 |
X 100), |
3 |
8,8 |
9,9 |
10.3 |
9,6 |
9,7 |
||||||
% ......................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Фонд заработной платы рабочих |
4 |
7673 |
8282 |
8545 |
9105 |
9132 |
|||||||
Текущее премирование из |
фонда |
5 |
362 |
411 |
457 |
533 |
579 |
||||||
заработной платы |
........................ |
рабочих |
|||||||||||
Текущее |
премирование |
|
|
|
|
|
|
||||||
к фонду пх заработной платы (стро |
6 |
4,7 |
5,0 |
5,4 |
6,0 |
6,3 |
|||||||
ка 5 к строке 4 × 100), % |
|
... |
|||||||||||
Текущее |
премирование |
рабочих |
7 |
48 |
102 |
70 |
72 |
86 |
|||||
за счет прибыли ............................ |
|
рабочих |
|||||||||||
Текущее |
премирование |
|
|
|
|
|
|
||||||
за счет прибыли к фонду их заработ |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ной платы (строка 7 к строке 4 X |
8 |
0,6 |
1,3 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
|||||||
X ЮО), |
% |
......................................... |
|
|
|
|
|||||||
Вознаграждение по итогам работы |
9 |
20 |
384 |
345 |
399 |
335 |
|||||||
за год................................................. |
|
|
|
|
|
||||||||
а) |
В том числе: |
|
|
|
|
10 |
12 |
157 |
142 |
147 |
107 |
||
рабочим................................ |
|
|
|
|
|||||||||
б) инженерно-техническим ра |
И |
8 |
205 |
186 |
229 |
228 |
|||||||
|
ботникам її служащим . . |
||||||||||||
Фонд заработной платы рабочих, |
|
|
|
|
|
|
|||||||
IITP |
и |
служащих |
(строка |
1 |
+ |
12 |
13 507 |
14 858 |
15 418 |
16 223 |
16 498 |
||
— строка 4) ..................................... |
|
премий, |
|||||||||||
Сумма |
начисленных |
|
|
|
|
|
|
||||||
включая вознаграждения по итогам |
|
|
|
|
|
|
|||||||
работы за год (строки 2 + 5 + 7 + |
13 |
941 |
1545 |
1581 |
1692 |
1711 |
|||||||
+ 9)..................................................... |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Общая сумма начисленных пре |
|
|
|
|
|
|
|||||||
мий к фонду заработной платы ра |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ботников, занятых на геологораз |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ведочных работах (строка 13 к стро |
14 |
7,0 ■ |
10,3 |
10,3 |
10,5 |
10,4 |
|||||||
ке 12 X 100), % ............................. |
|
|
|
|
|||||||||
Начислено премий рабочим (стро |
15 |
422 |
670 |
669 |
752 |
772 |
|||||||
ки 5 + 7 + 10) ............................. |
|
|
|
|
|||||||||
Сумма премий рабочим к их фонду |
|
|
|
|
|
|
|||||||
заработной платы (строка 15 к стро |
16 |
5,5 |
8,1 |
7,8 |
8,4 |
8,5 |
|||||||
ке 4 X 100), % ............................. |
|
|
|
|
|||||||||
Начислено премий HTP и служа |
17 |
519 |
853 |
895 |
917 |
939 |
|||||||
щим (строки 2-і- 11) ..................... |
|
|
|
||||||||||
Премии ИТР и служащим к пх |
|
|
|
|
|
|
|||||||
фонду заработной платы (строка 17 |
18 |
8,9 |
13,0 |
13,0 |
12,9 |
12,7 |
|||||||
к строке 1 |
X 100), |
% ................ |
|
|
|
14»