Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
другого. Все это вызвало усложнение как самой структурной схемы, так и построенной в соответствии с ней схемы модели параллельно работающих генераторов.
Если в качестве независимых переменных взять не ток, а поток, структурная схема получается еще более сложной.
Проведение структурного анализа по этим схемам практически невозможно.
Как показано в литературе [18] для решения большинства задач, связанных с анализом динамики параллельной работы и синтезом оптимального регулирования, в качестве независимых переменных целесообразно выбрать электрическую координату — э. д. с. по про дольной оси Ed и механическую координату — угол б12 между рото рами генераторных агрегатов, а все остальные переменные предста вить как функции независимых переменных. Действительно, выбор в качестве независимой переменной напряжения неудобен для оценки устойчивости параллельной работы, так как при колебаниях синхрон ных генераторов напряжение на шинах (так же как и мощность на грузки) практически остается постоянным.
Выбор в качестве независимых переменных Ей и б12 позволяет по лучить относительно простую и наглядную структурную схему. Схема моделирования в этом случае тоже значительно упрощается, так как отпадает необходимость в блоках преобразования осей и указанных выше нелинейностях.
Структурная схема параллельной работы генератора с сетью, в ко торой за независимую переменную принят угол б12, была использо вана в работе [48] для определения причин возникновения и поисков путей устранения обменных колебаний мощности при параллельной работе ГА.
Электродвижущая сила Ed в этой работе была принята постоян ной. Такое допущение базировалось на проведенных эксперименталь ных исследованиях, в процессе которых было установлено наличие идентичных колебаний мощности в случае питания обмотки возбужде ния от независимого источника с постоянным напряжением.
В общем случае контур регулирования возбуждения может оказы вать влияние на устойчивость параллельной работы и служить источ ником возбуждения колебаний. Следовательно, Ed при анализе ра боты генераторов в таких случаях не может быть принята постоянной.
При исследовании непосредственно параллельной работы ГА в су довых условиях более рационально в качестве независимой перемен ной брать не угол между роторами, а скорости самих ГА (отклонение
скоростей) <рх и ф2. В данном случае угол б12 = (фх— ф2). Это по
зволяет наряду с относительным движением, характеризующим ко лебательные явления в системе, анализировать одновременно и аб солютное движение системы.
Структурная схема параллельной работы двух однотипных ГА, составленная на основании уравнений, где за независимые переменные приняты Edl\ Ейг и фх; ф2 была предложена в работах [7, 10]. Однако по структурной схеме, предложенной в этих работах, нельзя было
№
проводить анализ колебательных явлений в СЭС с разнотипными ГА. Кроме того, в силу установленной экспериментально малой зависи мости устойчивости параллельной работы исследуемого типа генера торов от параметров системы регулирования напряжения система ре гулирования напряжения описывалась упрощенными уравнениями.
В настоящей книге предпринята попытка на основании полных линеаризованных уравнений всех элементов параллельно работающих ГА получить такую базовую структурную схему для двух разнотип ных ГА, учитывающую действие всех систем регулирования, с по мощью которой могли бы быть исследованы любые виды колебатель ных явлений в сложных САЭС.
ГЛАВА 111
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ САЭС
§ 9. Составление и основные особенности структурной схемы параллельной работы двух разнотипных ГА
На основании системы уравнений (11.86) и структурных схем от дельных элементов, составленных ранее, можно построить общую структурную схему параллельной работы двух разнотипных ГА с уче том действия систем автоматического регулирования напряжения и скорости. Такая общая схема представлена на рис. I II .1. Эта схема содержит основные физические параметры, которые могут быть не посредственно замерены на натурном объекте (активная мощность, напряжение и ток возбуждения генератора и др.).
В отличие от схем, составленных на основании полных уравнений Горева-Парка [14, 22], которые позволяют проводить исследования практически всех возможных режимов, данная схема наиболее удобна для аналитического исследования задач устойчивости парал лельной работы ГА, а также для исследования сравнительно медлен ных процессов, связанных с динамикой распределения активной и реактивной мощности, изменения частоты сети, угла между роторами ГА и т. д.
Особенно удобна рассматриваемая схема при использовании ма тематической модели. В этом случае могут быть исследованы и сугубо нелинейные задачи. Включение нелинейностей в структурную схему может быть произведено достаточно просто.
Отметим наиболее характерные особенности полученной схемы
70
Рис. III. J. Структурная схема параллельной работы двух разнотипных ГА
Первой особенностью является наличие |
в схеме отдельных собст |
венных и взаимных контуров, замкнутых |
относительно э. д. с. EQ1 |
и EQ2, частоты вращения фх и ф2 и угла б12. |
(Под собственными конту |
рами понимаются контуры, образованные звеньями данного агрегата, под взаимными — образованные звеньями обоих агрегатов.)
Собственные контуры, замкнутые относительно э. д. с. E q , я в л я ю т с я электромагнитными и учитывают действие вынужденной и свободной составляющих тока возбуждения (tB. вьш и t„. св).
Собственные контуры, замкнутые относительно скорости ф1(2). являются механическими и учитывают действие регулятора скорости и самовыравнивание объекта.
Взаимный контур, образованный встречно-параллельными пере |
|
крестными связями по э. д. |
с. jEq! и Eq2, является электромагнитным |
и учитывает действие всех |
составляющих собственных электромаг |
нитных контуров. |
|
|
Взаимный |
контур, образованный согласно-пар аллельными |
свя |
зями по э. д. |
с. EqX и E q2, учитывает действие собственной э. д. |
с. на |
электромагнитный момент другого агрегата. |
|
|
Контуры, |
замкнутые относительно угла 6 12, включают в себя все |
электромагнитные и механические контуры. Следовательно, устой чивость системы относительно угла б12 есть результирующая. Она зависит от устойчивости всех перечисленных выше контуров. Следует заметить, что каждый из контуров может обусловить возникновение колебаний либо в той или иной степени усилить их.
Вторая особенность данной структурной схемы заключается в том, что в ней существуют четыре особых сумматора, выходной сигнал ко торых воспринимается обоими агрегатами.
Сумматор, образующий частоту Д/с, характеризует только абсо лютное движение системы. Два других сумматора, образующих раз ность скоростей (фх—ф2) и разность реактивных мощностей (Qt—Q2), характеризуют только относительное движение системы. И, наконец, четвертый сумматор, образующий напряжение и, характеризует от носительное (из-за составляющей пропорциональной углу 6 12) и аб солютное движение.
Третья особенность заключается в структурной симметрии схем собственных контуров и взаимных связей.
Симметрия собственных контуров вызвана одинаковыми законами регулирования по индивидуальным параметрам (скорости, току, на пряжению). Необходимость такого регулирования диктуется тем, что каждый агрегат должен функционировать в режимах и одиночной, и параллельной работы.
Симметрия взаимных связей вызвана одинаковыми законами ре гулирования по групповым параметрам.
Таким образом, структурная схема двух разнотипных параллельно работающих ГА — сложная многосвязная схема с прямыми и обрат ными перекрестными связями. Аналитическое исследование по данной структурной схеме даже линейных задач представляет определенные трудности. Поэтому, прежде чем перейти к непосредственному ана лизу устойчивости двух параллельно работающих разнотипных ГА,
72
остановимся на исследовании более простых режимов параллельной работы ГА. Изучение структур этих режимов поможет установить, основные закономерности, общие для всех случаев параллельной ра боты, и значительно упростит исследование устойчивости наиболее, сложной системы — двух разнотипных ГА.
§ 10. Структурный анализ устойчивости параллельной работы ГА с мощной сетью
Параллельная работа с мощной (береговой) сетью является одним из важных режимов для судовой практики. Т-образная схема заме щения генератора при работе агрегата в таком режиме представлена на рис. III.2.
В этой схеме связь узла нагрузки с точкой неизменного напряже ния (мощной сетью) представлена реактивным сопротивлением кабеля связи с берегом хк, а мест ная нагрузка — сопротив лением гя.
Структурная схема па раллельной работы агре гата с береговой сетью может быть получена не посредственно из общей структурной схемы, пред ставленной на рис. II 1.1, если рассматривать дейст
вие только собственных контуров и не учитывать дополнительных воз мущений, создаваемых перекрестными связями. Такое допущение по зволяет в силу структурной симметрии электромагнитных и механи ческих контуров данной схемы разделить ее на две части, в каждой из которых остаются собственные электромагнитный и механический контуры, а э. д. с. и скорость исключаемых агрегатов предполагаются постоянными («закрепляются»). Таким образом, схема, представлен ная на рис. III. 1, распадается на две аналогичных по структуре схемы с «закрепленными» координатами.
Схема (рис. III.3), полученная в результате такого разделения,
соответствует схеме |
параллельной работы регулируемого агрегата |
|
(Eq = var; |
cp = var) |
с нерегулируемым агрегатом (E Q = const; ф = |
= const), т. |
е. с ГА, |
обладающим бесконечно большим моментом инер |
ции и независимым (нерегулируемым) возбуждением.
Этот случай параллельной работы агрегатов аналогичен параллель ной работе ГА с мощной сетью, значение напряжения которой равно э. д. с. E q статического режима, а связь узла нагрузки с точкой неиз менного напряжения представлена реактивным сопротивлением xq. Если принять, что значение закрепленной э. д. с. равно напряжению береговой сети и, а реактивность xq равна сопротивлению кабеля хк, то схема, представленная на рис. III.3, будет эквивалентна схеме параллельной работы агрегата с береговой сетью через сложную связь
(см. рис. III.2).
73
Схема, приведенная на рис. III.3, позволяет легко перейти к ре жиму работы агрегата непосредственно с береговой сетью без связи через реактивное сопротивление соединительного кабеля х к , кото рым в большинстве случаев можно пренебречь. В этом случае в узле
нагрузки ф = |
, |
. |
ди |
ди |
const и и |
= const, частные производные |
|
и |
|
равны нулю, |
а остальные частные производные должны быть вычис |
|||
лены в предположении, |
что xq нерегулируемого агрегата |
и zH равны |
бесконечности. Таким образом, эта схема является наиболее общей схемой параллельной работы агрегата с сетью.
Отметим, что при параллельной работе агрегата с сетью вводится статизм по реактивной мощности. В этом случае на корректор по дается сигнал, пропорциональный реактивной мощности, а не разно
сти реактивных мощностей, как при параллельной работе |
агрегатов. |
||
Проведем |
структурный анализ схемы параллельной |
работы |
ГА |
с сетью и преобразуем ее к более простому виду. |
|
(см. |
|
Вначале |
рассмотрим внутренние замкнутые контуры схемы |
рис. III.3). Особое внимание уделим анализу знаков связей между основными и промежуточными координатами, определение которых представляет известную трудность, вследствие их неочевидности. Одни и те же связи, будучи положительны относительно одних коор динат,— отрицательны относительно других.
Структурный анализ внутреннего электромагнитного контура, об разованного регулятором возбуждения. Одним из основных внутрен них контуров является электромагнитный контур, включающий в себя
передаточную функцию обмотки возбуждения -----------, которая в
1 + Тд0р
данной структурной схеме повторена дважды: для вынужденной состав ляющей тока возбуждения, проходящей по прямой цепи 10—11—9 рис. III.3 и для свободной составляющей тока возбуждения, прохо дящей по цепи обратной связи 4—6—8. Электромагнитный контур включает также естественные связи генератора и искусственные связи, действующие через систему регулирования возбуждения. В отличие от систем регулирования возбуждения генераторов береговых электро станций [38], в которых все обратные связи по режимным параметрам воздействуют через один и тот же канал регулирования (как правило содержащий инерционные элементы), в судовых электростанциях, где в настоящее время применяются генераторы с системами самовозбуж дения, обратные связи воздействуют по разным каналам.
Обратные связи по току и напряжению подаются непосредственно на обмотку возбуждения через практически безынерционные элементы (через токовую обмотку и обмотку напряжения трансформатора фа зового компаундирования), а обратные связи по реактивной мощности и отклонению напряжения — через обычно инерционный канал кор ректора напряжения. При этом знаки обратных связей системы ре
гулирования возбуждения жестко задаются и не изменяются при пе реходе от режима к режиму.
Электромагнитный контур условно можно разделить на две части: часть, включающую объект регулирования (обмотку возбуждения)
74