Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
обеспечивается даже при самых низких коэффициентах усиления кор ректора. Следовательно, обеспечение условия (III.39), а также усло вия а{ > x'dk T KT d(> всегда обеспечивает выполнение дополнительного
условия (III.40). Таким образом, основным параметром, влияющим на демпфирование, является параметр kKk0.c. Из выражения (111.39) следует, что произведение k Kk0.c прямо пропорционально постоянной
•) е
времени корректора и обратно пропорционально постоянной времени обмотки возбуждения при замкнутой обмотке статора Та-
Для судовых синхронных генераторов Та = 0,15—0,4 с, а Тк =
— 0,1 — 0,8 с. Причем менее мощным генераторам соответствуют ме
нее инерционные корректоры. Учитывая диапазон изменения Та и Тк, получаем
0 ,4 < — < 2 , |
(II 1.41) |
Та
92
и из выражения (III.39), учитывая (III.41), имеем
0 , 1 < * А . с < 1 , 7 .
Следовательно, для судовых синхронных генераторов обратная связь по напряжению возбуждения всегда необходима для обеспече ния устойчивости электромагнитного контура. На рис. ШЛО—III. 12
представлены зависимости декремента затухания | э1, построенные согласно выражению (III.38), при изменении основных настроечных параметров регулятора возбуждения.
Принятые параметры соответствуют параметрам генератора типа МСК-1875-1500. В качестве базовых значений настроечных парамет ров регулятора возбуждения (напряжения) были выбраны параметры на колебательной границе устойчивости:
= 20, fc0. с = 0 , 0 4 , = 0,04, Т к = 0,5 с, Дл = 2.
93
Диапазон изменения параметров находился в пределах:
Гк = 0 ,1 н- 1 с, £б. п. р = 0 , 0 1 -4 - 0 , 1 , £0.с = 0 , 0 1 ч -0 ,1 , К = 1 0 ч - 1 0 0 .
Этим диапазоном охватывается большинство случаев, которые мо гут встретиться при переходе от одного типа судового генератора
Рис. |
III.12. Зависимость | Э1 = I (Тк). а — при kK = |
||||
= 20; |
% п. р = |
0,04; |
k0. с = var; |
б — при |
feg. п. р = |
=*о. с= 0,04; |
kK = |
var; в — при |
kK = 20; |
k0, с = |
|
|
|
= 0,04; /eg. п. р. = |
var |
|
к другому. На рис. ШЛО, III .11 и III .12 построены следующие се мейства кривых:
£э1 = /Ч&к) при TK= var; k6. п. p = var; &0.c = var.
^э1 = f (k6. n. p) |
при TK= |
var; |
feK= var; |
feo c = var. |
= f ( T K) при |
k6. n. p = |
var; |
&K—var; |
fe0,c = var. |
94
Для |
построения зависимости, например £ э1 = f (*») |
ПРИ Т к = |
= var, |
изменялся коэффициент kK, а также параметр Тк, |
остальные |
два параметра k6. п. р и /г0. с имели свои базовые значения. |
выше, что |
|
Полученные кривые подтверждают вывод, сделанный |
на демпфирование электромагнитного контура наибольшее влияние оказывают параметры kK\ ko c; Тк. Как видно из рис. III. 12, при пас портных значениях настроечных параметров kK = 10ч-20, Т к = = 0 , 1 ч- 0 , 2 с положительные декременты затухания обеспечиваются
при коэффициентах |
обратной связи по напряжению возбуждения |
k0_с = 0,04 ч-0,08, |
что соответствует значению kKko c = 0,4ч-0,8. |
Часто действительные значения Т к бывают значительно больше пас портных, достигая 0,8 с. В этом случае положительное демпфирование обеспечивается при kKk0, c^>2. Следует отметить, что максимально достижимые декременты затухания ограничены диапазоном 0,2—0,4.
Таким образом, общая передаточная функция электромагнитного контура при параллельной работе ГА с сетью, представленная выра жением (III.6 ), может быть преобразована к следующему виду:
|
|
Хд |
|
|
|
|
1 + Гл р) kK- q |
|
|
W IQ(p)- |
|
Xd |
(111.42) |
|
1) {т21эр2 + 21э1Тэ1р + l) |
||||
( V + |
|
|||
или при Td0 да 7 \ |
|
|
|
|
W IQ( P) =— |
------------------- |
(111.43) |
||
тэ1р + |
2^э1Г э1р +1 |
|
где
Структурный анализ устойчивости электромеханического контура, включающего регулятор возбуждения и регулятор скорости. Для та
кого |
анализа проведем преобразование |
схемы, представленной на |
рис. |
III.3, аналогичное преобразованию, |
произведенному при оценке |
электромагнитного контура. Полученная в результате такого преоб разования схема электромеханического контура представлена на рис. III. 13. Как видно из схемы, электромеханический контур состоит
из прямой цепи с передаточной функцией в виде |
произведения двух |
|||
интегрирующих |
звеньев |
и обратных связей по |
частоте вращения |
|
Ф и углу |
6 12, |
которые |
образуют соответствующие составляющие |
|
моментов, |
действующих при работе ГА параллельно с сетью. Этими |
составляющими являются:
—составляющая момента, развиваемого первичным двигателем, обусловленная действием регулятора скорости АЛ4Д;
—составляющая момента, обусловленная самовыравниванием в ме ханической и электрической части генераторного агрегата АМП;
—составляющая момента, вызываемая действием синхронной связи
AM S-
—составляющая момента, обусловленная действием поперечной демпферной обмотки генератора АМД. 0;
95
CD
Oj
'Ws (p)
Рис. III. 13. Структурная схема электромеханического контура при параллельной работе ГА с сетью
— составляющая момента, вызываемая регулированием возбужде ния АМ э1, которая в свою очередь, как это следует из рис. III. 13, образуется тремя составляющими тока возбуждения генератора:
вынужденной iB. ВЫн. вызванной действием э. д. с. E Q, свободной г'в. св,
обусловленной изменением угла 6 i2, и вынужденной iB. вы„, вызван ной изменением угла б12.
Появление составляющей г'в. вын вследствие применения регулиро вания возбуждения приводит к образованию соответствующих обрат ных связей по углу, знак которых, как будет показано ниже, не всегда совпадает со знаком обратных связей по э. д. с. E Q.
Схема, представленная на рис. III. 13, позволяет относительно просто произвести анализ устойчивости в отдельных частных случаях, имеющих практическое значение при определении причин возникно вения колебаний. Так, разрыв связей по вынужденному току (разрыв по А А) соответствует отключению системы регулирования возбужде ния и переводу питания обмотки возбуждения от независимого источ ника. В этом случае э. д. с. EQ меняется только из-за изменения сво бодной составляющей тока возбуждения iB CB, наводимой из статора.
Разрыв контура регулирования частоты вращения (разрыв по В В) соответствует фиксированному положению органа подачи энергоно сителя.
Структурный анализ устойчивости нерегулируемого объекта. При одновременном разрыве связей по АА и ВВ получается схема, соот ветствующая параллельной работе с сетью нерегулируемого ГА (т. е. агрегата с отключенными системами регулирования частоты вращения и возбуждения). Проанализируем устойчивость системы в этом случае.
Структурная схема нерегулируемого объекта |
представлена на |
рис. III. 14. Рассмотрим выделенный пунктиром на |
рисунке контур, |
состоящий из двух интеграторов, охваченных отрицательной обрат
ной связью по углу б12 через коэффициент |
и двумя демпфирую- |
щими связями. |
36,2 |
|
Демпфирование в механической части осуществляется воздейст
вием на момент первичного двигателя |
через передаточную функцию |
|||
самовыравнивания |
/ дМ„ , |
ЗМЛ |
электрической части — воз- |
|
\ |
— =-|---- Ч , а в |
|||
|
Зф |
Зф J |
|
действием на электромагнитный момент через передаточную функцию поперечной демпферной обмотки D n (р). Такой контур является устойчивым при любом сочетании параметров [52],* что позволяет свернуть его и заменить одним звеном с передаточной функцией
W0(p) |
______Also______ |
(II 1.44) |
||
ТУ |
+ 2ёо7’оР+ 1 |
|||
|
|
* Имеется в виду, что при реальных значениях активных сопротивлений соединительных трасс в СЭС и реальных параметрах судовых генераторов не устойчивость, обусловленная активным сопротивлением статорной цепи (пара метрическая неустойчивость), не может возникнуть.
97
г д е
|
Msocos |
|
(111.45) |
|
|
|
|
dAf, |
aAit |
1 |
|
Dn (P) |
dM |
CDs |
|
d<p |
(111.46) |
||
Eo = - |
|
|
.Ms
(os
Таким образом, структурная схема параллельной работы нерегу лируемого ГА с сетью может быть сведена к одноконтурной схеме,
Рис. III.14. Структурная схема параллельной работы
ссетью нерегулируемого ГА
вкоторой передаточная функция W0 (р) [см. выражение (III.44)1 охвачена отрицательной обратной связью по углу б12, обусловленной демпфирующим действием обмотки возбуждения. Такая структура также устойчива.
Как правило, постоянные времени разгона судовых ГА лежат в диапазоне от 2,0 до 22 с. При этом постоянные времени дизель-ге нераторов находятся в пределах 2,0—3,5 с; турбогенераторов 8— 15 с и газотурбогенераторов 15—22 с.
Приближенно определим область характерных частот собственных колебаний нерегулируемого ГА, постоянная времени которого лежит в указанном диапазоне 2 — 2 2 с.
При параллельной работе с сетью и cos <рн яе: 0,7—0,8.
Е й |
Е |
M s0= -^2 - cos б1 2 « |
-Я2., так как cos 6 12 « 1 |
Хц |
Xq |
И U = 1. |
|
98
При изменении нагрузки агрегата от холостого хода до номиналь ной э. д. с. E q9лежит в диапазоне от 1 до 1,5. Коэффициент x q для наи более распространенных судовых генераторов серии МСК лежит в диа пазоне 0,9 ч- 1,1.
В этом случае
М S0 |
1 ч- 1,5 |
0,9 ч- 1,6, |
|
0,9ч- 1,1 |
|||
|
|
||
откуда |
|
|
|
MsptOs |
0,9 ч- 1,6 |
3 ,6 ч -16,2 рад/с = 0,6 ч-2,5 Гц. |
|
®о= |
2 ч- 22 |
||
Тл |
|
Определим теперь диапазон декремента затухания электромеханиче ского контура нерегулируемого ГА при работе его в параллель с сетью.
Оптимальным декрементом затухания | опт для электромеханиче ского контура нерегулируемого ГА следует считать декремент, равный
0,707 | • При таком декременте переходной процесс оптимален
по быстродействию и перерегулированию (перерегулирование в этом случае составляет 5%, а время затухания 3,3 Т).
Формула (III.46) для декремента затухания в случае неучета самовыравнивания (которое, как правило, незначительно) примет вид:
|
Du (Р) |
(III.47) |
|
ГдМ.то |
|
2 |
|
|
cos |
|
|
|
|
Как видно из этой формулы, декремент затухания при прочих равных условиях зависит от постоянной разгона генераторного агрегата Тд.
Следовательно, в случае |
применения одного и того же генератора |
с различными по моменту |
инерции первичными двигателями £ 0 бу |
дет изменяться. Причем для первичных двигателей с большой Гд (на
пример, для газотурбогенераторов) £ 0 будет меньше, чем для |
первич |
ных двигателей с малыми моментами инерции. |
|
Для обеспечения постоянства <Е0 = gonT при различных |
Т л сле |
дует изменять параметры демпферного контура. |
|
При пренебрежении электромагнитной инерцией демпферной об
мотки |
|
|
и<2{ха— х"а) Tq cos2S12 |
|
|
DniP) |
|
|
V ? |
|
|
В этом случае, считая и = 1 и cos26 1 2 = |
1, запишем |
|
\Х„ —X") т" |
|
|
Ч! |
Ч |
(III.48) |
|
|
хх 1 1 / Т'дМзо
Я4 У 4>s
99