Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
частотных САР частоты вращения (частота собственных колебаний этих систем от 2 Гц и выше) на переходные процессы электромехани ческого контура, учитывающего регулирование возбуждения, рацио нально представить этот контур в виде колебательного звена с доми нирующей (т. е. высокой) частотой.
Заметим также, что частотная характеристика низкочастотного звена знаменателя передаточной функции WSMl {р) при устойчивом электромагнитном контуре близка к частотной характеристике звена 2-го порядка числителя этой же передаточной функции [см. (111.64)1. Поэтому для получения общих качественных оценок можно предполо жить, что их действие будет скомпенсировано. В этом случае ПФ элек
тромеханического контура без учета |
действия регулятора скорости |
||
# э м 1 (р) может быть представлена в |
виде одного высокочастотного |
||
колебательного звена |
|
|
|
|
1 |
|
|
^ЭМ1 (Р) = 7 V + |
Mso |
(III.81) |
|
2i32r 32p + l |
|||
|
Параметры Тэ2; 1э2 этого выражения могут быть определены на основании выведенных ранее уравнений для высокочастотных коле баний электромеханического контура:
1 |
— со0 |
Г0/2 ( 1 - A * ) + k0 |
|
|
(III.82) |
|
—— _ соэ2 |
Т0А (21Э1 + У2А) |
’ |
|
|||
*Э2 |
|
|
|
|
||
V 2 Г0А3 + 4Т0йэ1А2 + ( 4 К 2 Т ^ 1- * 0) |
— . |
(III.83) |
||||
^Э2 — |
|
4l2! + 1) |
||||
2Т\А (ЗА2 + 6 V 2 Еэ1 А + |
(0 |
Э2 |
4 |
' |
Таким образом, была получена передаточная функция и опреде лены основные параметры электромеханического контура свернутого относительно регулятора возбуждения. Свертывание могло быть вы полнено сначала относительно регулятора скорости. Однако это при вело бы к ряду неоправданных осложнений. Начальное свертывание электромеханического контура относительно регулятора возбуждения обусловлено одинаковой природой естественной синхронной связи через коэффициент синхронной связи М $й (синхронная жесткость) и связи через регулятор возбуждения. Общность этих связей состоит в том, что обе они влияют на движение ротора, изменяя (увеличивая или уменьшая) отбор его кинетической энергии. Регулятор же ско рости (в отличие от регулятора возбуждения) изменяет кинетическую энергию ротора, воздействуя на подвод энергии к агрегату. Поэтому все электрические связи были объединены и рассмотрены совместно.
Влияние системы автоматического регулирования частоты вращения первичного двигателя на устойчивость электромеханического контура ГА . Регуляторы скорости первичных двигателей судовых ГА могут быть разделены на два основных класса: регуляторы прямого и непря мого действия.
114
Наиболее простым по структуре является регулятор скорости пря мого действия, динамика которого в рабочем диапазоне частот может быть описана уравнением 2 -го порядка.
Покажем, как описывается PC прямого действия в рабочем диапа зоне частот с учетом катаракта. Для этого запишем передаточную функцию PC в соответствии со структурной схемой, представленной на рис. II.4:
^р.с(Р) |
У я. с (Р) |
|
|
1+ W „ . c ( p) - Wi ( p) |
|
||
|
|
||
= ________________ T i P + |
1________________ |
_ |
|
T p i P 3 + [TKTt + Tf) p2 + |
[ Tt (6 + 6C) + r K] p + 6 |
■ |
Разложим знаменатель ПФ на множители, предполагая, что два корня комплексно-сопряженные, а один простой, причем по модулю комплексно-сопряженные корни значительно больше простого. Тогда при поиске комплексно-сопряженных корней можно пренебречь сво бодным членом, а при поиске простого корня первыми двумя членами знаменателя. С учетом этого и Г,- (б -1- бс)Д Тк, можно записать
TiP +1
|
w v. A p) = - |
б ( Тр.сР2+ ^ р . Л . с Р + 1) Ti (6+ бс) |
р + 1 |
|||||||
|
|
|
||||||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тк + Т2г/ тс |
||
г |
V |
|
T' Ti |
W |
П - =р. с- |
|||||
Ti (б + |
V r f i б + 6 с) ‘ |
|||||||||
р-с |
V |
6 |
С) + т к |
~ V |
бс + б ’ |
|
||||
В |
интересуемом |
при |
анализе |
устойчивости |
диапазоне частот |
|||||
(О'>20 1/с производная Т ,р>1, а |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
Т i |
Р » |
1 . |
|
|
||
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
Тогда можно записать |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
^р.с(Р) |
|
1 /(6 |
+ бс) |
^ |
|
||
|
|
|
Р р . с Р 2 + % с Р + 1 |
’ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Сравнивая передаточную функцию PC с учетом и без учета ката ракта можно установить, что коэффициент передачи регулятора в ра бочем диапазоне частот в первом случае уменьшается и определяется суммарной неравномерностью (б + бс). Одновременно увеличивается собственная частота регулятора (см. выражение для Тр. с). Эти фак торы, как будет показано ниже, способствуют увеличению запаса устойчивости электромеханического контура.
Более сложными и разнообразными по структуре являются регу ляторы скорости непрямого действия. Общим в структуре таких ре гуляторов является наличие различных обратных связей по выходной и промежуточной координатам, назначение которых — обеспечить устойчивость одиночной работы при требуемом быстродействии и ста тической точности регулятора.
5* |
115 |
Эти требования придают регулятору как элементу структуры оп ределенные свойства, заключающиеся в том, что он обладает опреде ленной частотой собственных колебаний и декрементом затухания, т. е. регулятор с одной стороны для обеспечения устойчивости не дол жен иметь чрезмерно высокое быстродействие, а с другой — не должен быть слишком «вялым», чтобы обеспечить требуемые динамические
параметры.
Поэтому регулятор скорости непрямого действия, независимо от сложности его структуры, обладает всеми свойствами колебательного звена, т. е. при качественном исследовании устойчивости может быть заменен эквивалентным звеном 2 -го порядка:
________ kp. с________
W , C(P)
> р .с Р 2 + 2§р. сТ р. ср + 1
где kp_с — коэффициент усиления регулятора скорости; Тр с — экви валентная постоянная времени регулятора скорости; | р. с — эквива лентный декремент затухания.
В этом случае передаточная функция обратной связи от угла б 12
кмоменту через передаточную функцию PC может быть представлена
ввиде
йр-с
^ р .с ( Р )= ^ р .с ( Р ) - ^ = |
|
|
|
(III.84) |
|
р2- |
|
J P.сР + 1 |
|
Т2 |
■2Sp. |
|||
1 |
р. |
|
Результирующая передаточная функция электромеханического кон тура с учетом регулирования возбуждения и скорости равна
^эм: (р)
^эм(Р) =
1 + ^эмПр) ^р.с(Р)
Подставляя значения Wml (р) |
и |
Wp,c (p) из |
выражений |
(III.81) |
|
и (111.84), получим |
|
|
|
|
|
т М Т ?.сР2 + |
2Ер. с7'р. сР + |
1) |
|
||
м |
|
|
|
, |
(III.85) |
^эм(Р) = |
|
|
|
||
T l K сР4 + 2 (Г2э2Гр. с| р. с + Тэ2Т1 с| э2) р3 + |
|
||||
+ ( ^ 2 + ^ . 0 |
+ |
^ |
. сТэ2Тр. с) р 2 + |
|
|
+ (2 ?эгРэ2 "Т 2 ^р. СТр. с -f- k01) р -f- 1 |
|
||||
где |
|
|
|
|
|
coi • |
: |
Р- С |
|
(III.86) |
|
|
Mso(£> |
|
|
Полученное выражение формально полностью соответствует пере даточной функции электромеханического контура без учета регуля тора скорости [см. выражение (III.64)]. Однако коэффициент усиле-
k
ния обратной связи по производной в данной структуре k01 = — 5^— Afs0 CDs
значительно меньше. Так, при обычном коэффициенте усиления ре-16
116
гулятора &р. с = 33 (что соответствует степени неравномерности ре гуляторной характеристики, равной 3%) и Ms0 = 1:
33 |
0, 1, |
К,01 |
|
1-314 |
|
в то время как |
|
k |
нагрузок 50—300%). |
fe0 = — & -«0,3-=-1 (в диапазоне |
|
Ms0 |
|
Это приводит при прочих равных условиях к большему запасу устойчивости рассматриваемого общего электромеханического кон тура (учитывающего регулирование по возбуждению и частоте вра щения первичного двигателя) по сравнению с электромеханическим контуром, учитывающим регулирование только по возбуждению. За метим, что если в электромеханическом контуре собственные частоты внутренних контуров имеют достаточное разнесение (это благопри ятно сказывается на устойчивости системы в целом), то в рассматри ваемом случае частоты внутренних контуров соэ2 и шр с, как правило, близки по значению. Последнее обстоятельство при практической не возможности обеспечить высокий декремент затухания электромеха нического контура, учитывающего регулирование возбуждения (без введения специальных обратных связей) может привести к снижению устойчивости.
Рассмотрим устойчивость общего электромеханического контура при различных декрементах затухания внутреннего электромехани ческого контура, учитывающего регулирование возбуждения.
При Еэ2 = 1р. с= V2 |
коэффициент k 01 может быть |
определен по |
||||||
формуле, |
аналогичной формуле (III.67): |
|
|
|
||||
koi = |
Т у ^ |
А'} {1 + |
л ' 3 + |
1 + л 0 [(1 + |
А')2+ 2 |
А ' } } , |
(III.87) |
|
где ДГ _ |
(0р. С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависимость |
k01 = / |
(А ') приведена на рис. |
III. 15. |
|
|
|||
Как видно из рисунка, |
разнесение частоты в реальных |
пределах |
||||||
(от А' = |
1 до 0,5) не приводит к повышению допустимого контурного |
|||||||
коэффициента усиления. |
Это |
подтверждает |
известное положение |
теории автоматического регулирования о том, что при хорошем демпфи ровании ^£эа= | р, с= ~^2- ^ устойчивость [системы мало зависит от
разнесения частот (за счет, например, увеличения частоты регулятора скорости). Отметим, что к аналогичному выводу приходит автор ра боты [50].
Рассмотрим случай, когда объект представляет собой консерватив ное звено, т. е. декремент затухания | э 2 = 0. Этот случай соответст вует реальным параметрам судовых ГА. Экспериментальные исследо вания натурных объектов показывают, что декремент затухания во
117
многих случаях лежит в диапазоне от 0,1 до 0,2. Аналогичные выводы сделаны в работе [50].
Составляя определитель Гурвица для характеристического урав
нения передаточной функции W3M(p) [выражение |
(III.85)] и решая |
его относительно k 01 (при | э 2 = 0 ), получим |
|
*ox= 27sa&p. c( i ^ i H ) , |
(1П-88) |
где А ' =
'Ор.с
Из этого выражения видно, что положительное значение k01 мо
жет быть получено только при А '< 1 , т. |
е. при сор. с> соэ2. |
|
|
|||||||||
|
|
На |
рис. |
III. 16 |
представлена зависи |
|||||||
|
мость |
А' |
= f |
(|р с) |
при |
k01 = 0,1 и |
||||||
|
Тэ2 = |
0,16 |
с. |
Как |
видно |
из |
рисунка, |
|||||
|
с |
увеличением |
| |
р. |
с |
необходимое |
для |
|||||
|
обеспечения |
устойчивости |
разнесение |
|||||||||
|
собственных частот регулятора скорости |
|||||||||||
|
и электромеханического контура умень |
|||||||||||
|
шается. Понижение частоты собственных |
|||||||||||
|
колебаний |
|
объекта |
также |
приводит |
|||||||
|
к |
уменьшению |
необходимой |
степени |
||||||||
•PC |
разнесения |
частот А'. |
Регуляторы |
ско |
||||||||
|
рости |
инерционных |
двигателей, напри |
|||||||||
Рис. 111.16. Зависимость |
мер, |
регуляторы скорости некоторых |
||||||||||
А' = / (|р. с) при k01 = 0,1 и |
паровых |
и |
газовых |
турбин |
по |
виду |
||||||
ГЭ2 =0,16 с |
частотной |
|
характеристики |
эквивалент |
||||||||
|
ны |
апериодическому |
звену. |
Поэтому |
интересно рассмотреть устойчивость в случае, когда объект, охвачен ный регулятором возбуждения,— консервативное звено, а регулятор скорости — апериодическое звено. Тогда характеристическое урав нение электромеханического контура примет вид
Тэ2Тр, cps+ Тэ2р2-(- (Г?, с + k01) Р + 1 = 0 -
Запишем определитель Гурвица для данного характеристического уравнения
7 ’э2 (7 ’р. с+ ^ ) - Тр. Л 2> 0 или kQ]>0. |
(111-89) |
При £ o i> 0 определитель всегда больше нуля, независимо от зна чения постоянных времени Гэ 2 и Тр с. Отсюда следует важный вывод, что даже если ГА при отключенном PC работает с сетью неустойчиво, при подключении апериодического PC можно обеспечить устойчивость электромеханического контура. По этой причине не наблюдалось неустойчивости параллельной работы тех газотурбогенераторов и турбогенераторов, ПФ регуляторов скорости которых представляют собой апериодические звенья. Последнее условие апериодично сти регулятора скорости для легких машин обычно вступает в противо речие с требованием поддержания частоты вращения при одиночной
118