Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

мso

lon!L c o s

612=

 

0,9 =

1, 66;

 

 

 

 

 

xq

 

 

0,949

 

 

 

 

 

 

c = i i n

^

= _0J9_ =

 

 

 

 

 

 

 

 

xq

 

0,946

 

 

 

 

Определение

собственной частоты

и

декремента

затухания не­

регулируемого объекта. Согласно формулам

(III.45) и (II 1.46), имеем

 

 

 

 

1 /

 

44so

rp

 

1

 

 

 

 

 

° " V ~ т Г ' Т ’ = -S T '

 

 

 

 

 

 

 

|.=

 

Dco0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЛГ.

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D

[ х д —

х "д) T Q cos2 6 12»2

 

(0,946 — 0,125)-0,114-0,8Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

0,9462

 

=0,085.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для ДГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

314-1,66

1СО

,

 

rp

 

1

=0,06 с;

 

0

2-----=

16,2

рад/с;

 

Г 0дг= - ^ -

*®дг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t

 

0,085-16,2

 

п ....

 

 

 

 

 

* * =

2 -!.6 6

=

°-415'

 

 

Для ТГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(0 Отг =

, Г 3,14-1,66

п о

,

 

 

 

 

у

— - — = 7,2

рад/с;

 

 

Отг '

=

п , ,

 

е

0,085-7,2

Л . Q,

 

0,14 с;

5 0т г =

. J

=0,184.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 -

1,66

 

 

Определение

коэффициентов

 

проходной

ПФ

 

(р). Коэффици­

енты dt -ч- ds найдем по формулам (III.51) — (III.54). Коэффициенты

d 2 и d3 зависят от настроечного параметра k6, п. р, поэтому

определяем

их в реальном диапазоне настройки k6_п. р 0,025 -^0,1 .

В этом же

диапазоне находятся вспомогательные коэффициенты k&, Гер k6T,

(III. 132), (III.133);

2 А

 

C-tL

61-

 

Л4сп^.Ч

V * ■4cI^cIq

^

 

Значение коэффициента а 3 берется по предыдущему расчету элек­ тромагнитного контура. Результаты расчетов сведены в табл. V.2.

Построение границы устойчивости в плоскости коэффициентов

k0 и kKk6 n, v. По формуле (III. 135) найдем значения k0 на колеба­ тельной границе устойчивости в зависимости от определенных ранее значений параметров ю0£; | э1; £0; со0; Т 0.

195


Таблица V.2

 

 

 

 

кккб.и.р

 

 

 

*о.с = °'09

0,025

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

0,1

 

а,

10

9,7

9,1

8,52

15,1

7,35

6,8

5,6

d.2

8,0

d3

—0,15

—0,24

—0,42 -0,59 —0,76 —0,94

1,1

—1,46

k 6

0,007

0,01

0,016

0,019

0,024

0,027

0,029

0,033

Г6,

70

43

23

16

12

9,6

7,8

5,7

k6T&i= к0

0,49

0,44

0,37

0,31

0,29

0,26

0,23

0,19

Так как со0£ и £ э1 зависят от коэффициента М б . п. Р>то &0 кРит =

/ (М б. п. р)•

В табл. V.3 приведены значения А; | э1; | 0; Т0; М Рит при М б. п. р в диапазоне 0,25 -г- 1 для случая ТГ и ДГ.

Таблица V.3

 

 

 

 

 

кк кб.п.р

 

 

 

ко.с = °’09

0,25

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

1

 

 

 

?Э1

0,383

0,355

0,31

0,28

0,25

0,242

0,227

0,2

М

’т Рад/с

4,47

4,8

5,5

6

6,55

7

7,5

8,34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1о тг

 

 

 

0,184

 

 

 

ft>o тг» Р^Д/с

 

 

 

7

 

 

 

 

То тг (с)

1,61

1,5

1,3

0,139

1

0,96

0,865

Л тг = о>о/©эх

1,2

1,1

h'

Крит, тг

0,154

0,138

0,1

0,085

0,07

0,06

0,055

0,05

"0

 

ДГ:

 

 

 

0,416

 

 

 

 

£о ДГ

 

 

 

 

 

 

(Оо дг» ряд/с

 

 

 

16

 

 

 

 

 

А

3,62

3,38

2,95

0,06

2,48

2,29

2,16

1,92

,

2,68

Лдг

0,77

0,7

0,53

0,47

0,42

0,35

0,3

0,2

«0 К р и т , д г

На рис. V.1 представлена колебательная граница устойчивости

электромеханического контура в плоскости параметров k0 и М б. п. р для ТГ и ДГ (кривые 1 и 2 соответственно). На этом же рисунке по­

строена зависимость

k0 = / (М б. п. Р) (кривая 3),

одинаковая для

обоих агрегатов, полученная на основании результатов табл. V.2.

Она характеризует действительное значение k0 при

изменениях ко­

эффициента М

б. п р.

 

 

Из рис. V.1

видно,

что кривая зависимости 3 находится выше кри­

вой 1, которая является границей устойчивости для ТГ в плоскости параметров k0 и М б. п. Р> т. е. электромеханический контур ТГ не-

196


устойчив во всем реальном диапазоне изменения kKk6 n p . Напротив, электромеханический контур ДГ устойчив во всем диапазоне настройки (кривая 2 лежит выше кривой 3). Для того чтобы обеспечить устойчи­ вость в случае ТГ, увеличим постоянную времени демпферной обмотки T q в 2,7 раза. При этом, согласно (III.48), в 2,7 раза увеличится дек­

ремент затухания

нерегулируемого объекта | 0 хг

и достигнет значе­

ния

0,5.

Кривая Г

представляет собой новую границу устойчивости

для

ТГ.

В диапазоне изменения kKk6 u , p от 0,25

до 0,4 она лежит

выше кривой 3, т. е. электромеханический контур ТГ будет устойчивым. Как следует из рис. V. 1, с увеличением &к&б. п. р области устойчи­ вости сужаются. Следовательно, оптимальным значением параметра настройки kKk6<п. р, при котором обеспечивается наибольший запас устойчивости электромеханического контура, в обоих случаях является

0,25

(наибольшее

расстояние

между ординатами кривых kQкрИт = -

f {^к^б. п. р)

И

Йо

/

(kKk§ п. р)

 

 

на

рис.

V. 1).

При

 

kK =

1 0

*о'

 

^б- п. р опт

0,025.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение ПФ электромеха­

 

 

нического контура при

выбранном

 

 

оптимальном коэффициенте k6,mp.

 

 

Определим

корни , характеристи­

 

 

ческого уравнения электромехани­

 

 

ческого контура, замкнутого через

 

 

регулятор

возбуждения

при зна­

 

 

чении коэффициента &б. п. ропт.

 

 

 

Расчет произведем для ТГ и ДГ.

 

 

Для ДГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М б. п . Р = 0,25;

Г0 =

 

0,06

с;

 

 

 

 

Г

1

-=

1

 

_

 

 

Рис. V. 1.

Граница устойчивости элек­

 

э1

fi>0Е

4,47

 

 

 

 

 

 

 

тромеханического контура в плос-

 

= 0,22

с;

| 0 0,415;

 

 

кости

параметров k'0 и kKk6 п

| э1 =

0,383;

/го — 0,49;

 

/гб =

0,007.

 

 

Подставим эти значения в знаменатель (характеристический поли­

ном)

электромеханического

контура

(II 1.64) и определим методом

Лина

[29] корни характеристического уравнения. В

результате по­

лучим

Pi = — 0,88; р2 =

— 12,2;

р3>4= — 1,72 ±

16,2/.

 

Запишем ПФ электромеханического контура в виде произведения типовых звеньев

1

(0,222р2 + 2-0,383-0,22р + 1)

,66 (1 — 0,007)

^э!дг (М

(1,14р + 1)(0,082р + 1)(0,062р2+ 2-0,115-0,06р + 1)

 

Для ТГ

 

 

 

М б. п. р — 0,25;

Г 0-0 ,1 3 9

с; Гэ1 = 0,22 с;

 

So= 0,5;

1А = 0,383;

k6 = 0,007.

197


Корни характеристического уравнения будем находить так же,

как для ДГ. В результате = — 1,3; р 2 = — 9,5; р ЗА = —0,07 + /9,05;

(0,22ар2 + 2.0,383-0,22р4- 1)

(0,105р + 1) (0,76/0 + 1) (0,11аР2 + 2 0,008-0,1 Ip + 1)

§ 19. Расчет устойчивости электромеханического контура при одновременном учете регулирования

возбуждения и скорости

Следует определять значение настроечных параметров PC, обеспе­ чивающих наибольший запас устойчивости электромеханического контура при учете регулирования возбуждения и скорости. Так как замыкание через PC является последним, то исследование устойчи­ вости наиболее удобно производить по разомкнутой ПФ электромеха­ нического контура:

(p) = W3l(p)Wp. c ( p ) - ^

ПФ электромеханического контура при учете только регулирования возбуждения определена предыдущим расчетом. ПФ регулятора ско­ рости имеет следующий вид:

6

^р . С Д Г (Р) =

Вначале главы отмечалось, что данная ПФ была приближенно ■определена экспериментально. Во время испытаний дизель-генератора мощностью 1,5 мВт при параллельной работе его с сетью наблю­ дались автоколебания. Строгое решение данной нелинейной задачи было описано в работе [25]. Однако имеется менее строгий линей­ ный подход, приводящий к более быстрому решению задачи при сохранении достаточной точности. Этот подход состоит в предполо­ жении о том, что сложный, включающий нелинейности PC в опреде­ ленном рабочем диапазоне частот может быть заменен эквивалентным линейным звеном, вносящим в этом диапазоне такой же фазовый сдвиг и обладающим тем же динамическим коэффициентом усиле­ ния, что и реальный PC.

На рис. 1.8 были показаны автоколебания ДГ с сетью и установ­ лено, что при частоте почти гармонических автоколебаний со = 4,3 Гц PC обеспечивает сдвиг по фазе ф ~ —90° и имеет динамический ко­

эффициент усиления йдин = |И7р с (/ю)[. Предполагая, что ПФ ре­ гулятора скорости может быть аппроксимирована звеном второго по­

198

рядка, определим ее параметры. Для этого необходимо решить систему из следующих двух уравнений:

 

|\Г р, с (/со) 1 = —

 

 

6

 

 

 

= = 4 - ; -

 

 

 

 

1 / ( 1 - Г 2. са>2)2 + 4|2Г 2. с

6

 

 

tg«p(<0).= —

:^Р-сГр^

t

фи = — 90°,

 

 

 

 

 

1 -

Т р.

У

 

 

 

 

 

в которой неизвестны Гр. с и £р-с.

 

 

 

 

 

 

Решая систему уравнений при со =

4,3

Гц,

получим

 

 

 

 

Гр с = 0,035

с,

 

 

 

 

 

 

 

 

£р.с = 0,3.

 

 

 

 

 

Исходные

значения

параметров

PC:

 

 

 

 

 

 

Гр. с =

0,035

с;

ip. с =

0,3;

у

= 33.

Определим теперь

ПФ регулятора скорости турбогенератора:

 

 

W р . С т г

(р)-

knkf. дWо, 3 (р) Wсм (р)

 

 

 

1 +

Vo. з (Р) 1ГСМ(р) k0. ,

 

 

 

 

 

 

 

После несложных преобразований с учетом того, что

 

 

^О. 3 (Р) ;

 

ko. :

 

 

 

WcA p)-

 

получим

 

^о. зТо. зР“b 1

 

ГsP

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

W р . с т г (Р):

 

 

и тд

Ко. |

 

 

 

 

Г0 - 3?У р 2 + .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

&0 - <

 

^о. 3^0- I ■р +

1

Исходные значения параметров PC:

 

 

 

 

 

Г 0.з = 0,012 с;

Г8 = 0,1 с;

£о. с=

0,4;

&0 . 3 = 1,33.

При

Г5 >

4йо.з T 0.3koc

квадратный

 

трехчлен имеет простые

вещественные

отрицательные корни. При

Ts <iikl.3T 0. 3k0. с — ком­

плексные

корни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При исходных значениях параметров PC значение корней квадрат­

ного трехчлена:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рх= — 58;

р2= — 5.

 

 

Следовательно, трехчлен распадается на два апериодических звена

с постоянными времени:

 

 

Г х = +0,017 с,

Г 2= + 0 ,2

с.

Откуда

 

 

(0,2р +

1)(0,017р +

1) ‘

199