Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПФ электромеханического контура с разомкнутой связью по каналу регулирования скорости имеет следующий вид:

для ДГ

 

(0,222р2 + 2-0,383-0,22р + 1)

33

 

314

W э1 раз(Р) =

1,66(1 — 0,007)

(1,14р + 1) (0,082р -U 1) (0,062р2 + 0,115 - 0,06р +

1) (0,0352р2 +

 

 

f 2-0,3-0,035р+ 1),

 

Рис. V.2. ЛАФХ электромеханического контура, включа­

ющего PC для ДГ

ДЛЯ

ТГ

 

 

 

 

w

/ х

(0,222р2+ 2-0,383-0,22р + 1)----------

!-----------

-

р

1,66(1 — 0.007)

314

 

" э1 раз\Р)

(0,76p + 1) (0,105р + 1) (0,112р2+ 2 • 0,008 ■0,11р +

1) X

 

 

Х (0,2р +1)(0,017р +

1).

 

 

Частоты сопряжения, соответствующие постоянным времени звеньев, для ДГ

<»! == 0,8 рад/с,

со2 = 4,5

рад/с,

<о3= 1 2 рад/с,

со4 = 1 6

рад/с,

со5 = 29

рад/с,

200


д л я Т Г

©1

=

1 , 3

рад/с,

© 2 = 4,5

рад/с,

ю3 = 5

рад/с,

© 4 =

9,5

рад/с,

©6= 1 0

рад/с,

юв = 59

рад/с.

ЛАФХ представлены на рис. V.2 (для ДГ) и на рис. V.3 (для ТГ) здесь же с целью уточнения возможности упрощения задачи представ-

\

\

Рис. V.3. ЛАФХ электромеханического контура, включаю­

щего PC для ТГ

лены ЛАФХ (показаны пунктиром), построенные по приближенным: ПФ (III.81). Упрощенные ПФ имеют следующий вид:

для ДГ

33

w , v ________________________ 314-1,66 Р_______________________.

n p W (0,06V + 2-0,115-0,06р + 1) (0,035V + 2-0,3-0,035р + 1) ’

201

д л я

Т Г

 

36

 

___________________ 1,66-314 Р___________________

^пр (Р ) =

 

(0,112р2 + 2-0,008-0,11р+ 1)(0,2р + 1)(0,017р+ 1)

Как

следует из рассмотрения рисунков, приближение приводит

к меньшему запасу устойчивости системы. В случае ДГ расчет по при­ ближенной ПФ показал неустойчивость системы, а расчет по точной ПФ — устойчивость с запасом по амплитуде А — 9 дБ и фазе tp3 = = 110°. В случае ТГ расчет по приближенной ПФ показал устойчивость

системы с запасом по фазе

ф3. пр

= 10° и амплитуде Апр = 13,

а

по точной ПФ — фз =

30° и А =

16 дБ.

и

Из рис. V.2 и V.3

видно,

что наибольшее расхождение полная

приближенная ЛАФХ имеют в области несущественных для расчетов устойчивости низких частот. В области частот, близких к собственной частоте электромеханического контура, эта разница становится ми­ нимальной. ■

Фазовые характеристики ДГ и ТГ подобны. В области низких частот их значения положительные. При приближении к собственной частоте электромеханического контура следует резкий переход фа­ зовых характеристик в отрицательную область и характеристики достигают критического значения ф = — 180°.

Амплитудно-частотные характеристики ДГ и ТГ подобны только

в области до собственной частоты

электромеханического контура,

В дальнейшем в характеристике ДГ

наблюдается опасный всплеск на

собственной частоте PC, который и является причиной неустойчивости при расчете по приближенной ПФ. Благодаря этому всплеску ДГ об­ ладают очень незначительным запасом по амплитуде (в нашем случае А = 9 дБ). Естественно, что уменьшить подъем амплитудной харак­ теристики системы в области частот, близких к собственной частоте электромеханического контура, можно увеличением демпфирования

вPC, снижением его динамического коэффициента усиления и увели­ чением собственной частоты PC. Увеличение демпфирования и сниже­ ние коэффициента усиления снижают быстродействие PC и могут при­ вести к значительному увеличению динамических отклонений частоты

вусловиях одиночной работы. Диапазон увеличения собственной ча­ стоты PC ограничен сверху требованиями к фильтрующим свойствам

регулятора в

области существенных

частот возмущений оборотов

ДГ. Поэтому

ограничить подъем

амплитудной характеристики

в области собственной частоты PC до требуемой по расчету величины удается лишь в результате всех перечисленных выше мероприятий [25].

Таким образом, «линейная» методика решения, строго говоря, нелинейной задачи, (при существующих экспериментальных данных) позволяет ответить на вопрос о причинах неустойчивости и определить пути повышения устойчивости. Несовпадение результатов экспери­ мента по ДГ с расчетными данными (в первом случае система на гра­ нице устойчивости (автоколебания), а во втором обладает незначи­ тельным запасом по амплитуде А — 9 дБ) следует отнести, по-види­ мому, за счет некоторого отличия реальной 1Гэ1дг(р) от расчетной.

202


На практике с целью проверки возможности обеспечения устой­ чивости был испытан регулятор скорости, в котором вместо сервомо­ тора с исполнительным поршнем диаметром 42 мм и ведущим поршнем, обратной связи диаметром 38 мм был установлен сервомотор с диамет­ ром поршней соответственно 48 и 48 мм. Это привело к увеличениювременной степени неравномерности, а следовательно, и к пропорцио­ нальному уменьшению динамического коэффициента усиления регу­ лятора скорости.

После замены сервомотора колебания не возникали даже при син­ хронизации А/ = 0,8 Гц. Не возникали колебания и в других режимах. Таким образом, была доказана возможность устранения колебаний, путем проведения соответствующих изменений в регуляторе скорости.

В результате больших экспериментальных и аналитических исследо­ ваний [25] был создан регулятор, обеспечивающий устойчивую па­ раллельную работу при хороших динамических показателях на оди­

ночной работе.

Амплитудная характеристика ТГ не имеет опасных всплесков в области частот выше собственной частоты электромеханического контура, поэтому ТГ обладает большим запасом по амплитуде, чем ДГ. Однако запас по фазе в случае ТГ невелик. Основная отрицательная фаза вносится слабо задемпфированным электромеханическим конту­ ром (демпфирование меньше, чем в ДГ) и сравнительно медленным (по сравнению с ДГ) PC (основная частота сопряжения PC со = 5 рад/с). С уменьшением времени сервомотора T s, например, в 2 раза основная частота сопряжения PC увеличивается приблизительно также в 2 раза, (ю = 10 рад/с), что может увеличить запас по фазе на 15—20°.

§ 20. Расчет устойчивости параллельной работы двух однотипных ГА

Расчет проведем в той же последовательности, с теми же парамет­ рами, что и в предыдущем примере. Дополнительными исходными дан­ ными для расчета будут данные режима: = S 2 = 1 (предпола­ гается пропорциональное распределение активных и реактивных на­ грузок между ГА); cos <р„ = 0,8, где фн — угол между векторами на­ пряжения и тока нагрузки.

Как было показано в § 11, методика расчета параллельной ра­ боты одинаковых ГА при симметрии режима ничем не отличается от методики расчета параллельной работы ГА с сетью. Необходимо лишь пересчитать некоторые коэффициенты.

Расчет устойчивости электромагнитного контура. Требуется опре­ делить декремент затухания и собственную частоту электромагнитного контура при пересчитанном коэффициенте k6. п. р = кб. п. р опт. Зна­

чение коэффициента k6, п. ропт = 0,025

берется из расчета ТГ с сетью:.

^б. п. р ~

п. р опт»

где"р = »2 cos a n /zu j:? (см. I II .112).

 

203


Значение коэффициента

р,

вычисленное при za — 0,5

и cos <р =

= 0,8, равно 1,5. Тогда

 

 

 

 

fe6. п. Р =

1,5-0,025 да 0,04.

 

Из табл. V.1 определяем

©0£ и

£э1, соответствующие

k6 п _ =

= 0,04:

 

 

 

 

®о£ =

5,5

рад/с,

? Э1 = 0,31.

 

Расчет устойчивости электромеханического контура без учета ре­ гулирования скорости. Как было показано в § 11, значения коэффи­ циентов M s0 и D (р) при параллельной работе с сетью и двух ГА (при симметрии режима) совпадают. Поэтому можно использовать значе­ ние со0 и с0 из предыдущего расчета параллельной работы ГА с сетью:

©о= 7 рад/с, ё0 = 0,184.

Коэффициент проходной ПФ Ws -(p) Т6 (табл. V.2) соответствует

значению &к&б. п. Р, определенному по формуле (III.116)

 

1 ' „ „ = К

п п2

=

0,025 • 2 == 0,05,

Т.

=

16.

 

 

 

^б. п.р

б. п. Р

 

7

>

О,

 

 

 

 

Согласно выражению (III. 132) и при учете (III. 130),

 

 

 

 

 

Ь

 

с 141

,

 

 

 

 

 

 

 

 

КА

---------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a3Ms0

 

 

 

 

 

 

где |rfs | = 0,59 при

k^, п. Р =

0,025-2 =

0,05

(табл.

V.2),

а 3

= 3,2

при кб.п.р =

0,04 (табл. V .l),

С = 0,2

из расчета,

приведенного в

§ 18. Откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

0,2-0,59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ка=

----------- .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,2-1,66

 

 

 

 

 

 

•Определяем коэффициент kQ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kQ= k6T 6i = 0,02 -16 = 0,32.

 

 

 

 

 

Сравнивая

значение

коэффициента /г0крит =

0,35

(рис. V.1,

кри­

вая / ) при

kKk6. п. р =

0,4

с

вычисленным

значением

0 =

0,32,

можно установить, что электромеханический контур при параллель­ ной работе двух ТГ будет также устойчив, но запас устойчивости будет меньшим, чем при параллельной работе ТГ с сетью. Действи­ тельно, при параллельной работе двух ГА разность

* ;кр и т -* о = 0 .3 5 -0 ,3 2 = 0,03.

При параллельной работе ГА с сетью, как следует из рис. V.1, эта раз­ ность составляет 0,09 (разность между ординатами кривой Г я 3 при

M W p = 0.25).

Расчет параллельной работы двух однотипных ГА с учетом дей­ ствия регулятора скорости не отличается от аналогичного расчета параллельной работы ГА с сетью, проведенного в § 19.

204


§ 21. Расчет устойчивости параллельной работы ГА с комбинированными PC и быстродействующей системой распределения активной мощности

Задача реализации быстродействующей системы распределения активных мощностей тесно связана с задачей обеспечения устойчивости параллельной работы ГА. В данном параграфе приведем пример рас­ чета быстродействующей системы регулирования обменного перетока мощности АР, обеспечивающей одновременно устойчивость парал­ лельной работы ГА. В качестве ГА рассмотрим газотурбогенераторы

ГГГ Д 1ном = 1500 кВт и Р 1ном = 600 кВт с комбинированными ре­ гуляторами скорости, между которыми проложены уравнительные связи по активной мощности. В расчете используем обозначения, принятые в § 1 2 .

Исходные данные для расчета следующие:

Pi ном = 1500 кВт;

Р 2НОМ= 600 кВт;

Т а1= 14 с;

Тд2 = 22 с;

6 ! = 3,3%;

б2 = 2,7%.

Разность статизмов в пределах точности задания статических характеристик: 6 Х— 6 2 = 0 ,6 %.

Из осциллограмм синхронизации и набросов-сбросов нагрузки уста­ новлено, что частота обменных перетоков мощности /собст является приблизительно постоянной, слабо зависящей от предварительной загрузки агрегатов:

/собст = 1 Г ц , Т собст = С.

Декремент затухания обменных колебаний мощности £ по данным осциллограмм составляет 0,4.

Чистое запаздывание в канале регулирования отсутствует, однако имеется тепловая емкость. Действие тепловой емкости может быть представлено в виде интегродифференцирующего звена вида

Мд = ! ) тР±—

-В ,

(V.1)

- ^ - Р +

1

 

где Мд — относительный момент, развиваемый ГТГ; р, — относитель­

ное перемещение органа топливоподачи.

 

 

Для ГТГ2 k =

0,32, 7 СТ =

7 с,

для

ГТГ1 k

= 0,278, Тст= 9,1 с

и, следовательно,

 

 

 

 

 

М

д1

9,1/?+ 1

Hi; М 2

7р+1

И-2 -

 

1 2 , 6р + 1

 

Д '

10,3 р + 1

 

 

 

 

Как следует из данных уравнений, начиная

с частоты с о = — =

=0,14 рад/с для

ГТГ2 и

со = ~

— 0,11 рад/с для ГТГ1 действие

205