Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
ПФ электромеханического контура с разомкнутой связью по каналу регулирования скорости имеет следующий вид:
для ДГ
|
(0,222р2 + 2-0,383-0,22р + 1) |
33 |
|
|
314 |
||
W э1 раз(Р) = |
1,66(1 — 0,007) |
||
(1,14р + 1) (0,082р -U 1) (0,062р2 + 0,115 - 0,06р + |
1) (0,0352р2 + |
||
|
|||
|
f 2-0,3-0,035р+ 1), |
|
Рис. V.2. ЛАФХ электромеханического контура, включа
ющего PC для ДГ
ДЛЯ |
ТГ |
|
|
|
|
w |
/ х |
(0,222р2+ 2-0,383-0,22р + 1)---------- |
!----------- |
- |
р |
1,66(1 — 0.007) |
314 |
|
|||
" э1 раз\Р) |
(0,76p + 1) (0,105р + 1) (0,112р2+ 2 • 0,008 ■0,11р + |
1) X |
|||
|
|
Х (0,2р +1)(0,017р + |
1). |
|
|
Частоты сопряжения, соответствующие постоянным времени звеньев, для ДГ
<»! == 0,8 рад/с, |
со2 = 4,5 |
рад/с, |
<о3= 1 2 рад/с, |
со4 = 1 6 |
рад/с, |
со5 = 29 |
рад/с, |
200
д л я Т Г
©1 |
= |
1 , 3 |
рад/с, |
© 2 = 4,5 |
рад/с, |
ю3 = 5 |
рад/с, |
© 4 = |
9,5 |
рад/с, |
©6= 1 0 |
рад/с, |
юв = 59 |
рад/с. |
ЛАФХ представлены на рис. V.2 (для ДГ) и на рис. V.3 (для ТГ) здесь же с целью уточнения возможности упрощения задачи представ-
\
\
Рис. V.3. ЛАФХ электромеханического контура, включаю
щего PC для ТГ
лены ЛАФХ (показаны пунктиром), построенные по приближенным: ПФ (III.81). Упрощенные ПФ имеют следующий вид:
для ДГ
33
w , v ________________________ 314-1,66 Р_______________________.
n p W (0,06V + 2-0,115-0,06р + 1) (0,035V + 2-0,3-0,035р + 1) ’
201
д л я |
Т Г |
|
36 |
|
___________________ 1,66-314 Р___________________ |
^пр (Р ) = |
|
|
(0,112р2 + 2-0,008-0,11р+ 1)(0,2р + 1)(0,017р+ 1) |
Как |
следует из рассмотрения рисунков, приближение приводит |
к меньшему запасу устойчивости системы. В случае ДГ расчет по при ближенной ПФ показал неустойчивость системы, а расчет по точной ПФ — устойчивость с запасом по амплитуде А — 9 дБ и фазе tp3 = = 110°. В случае ТГ расчет по приближенной ПФ показал устойчивость
системы с запасом по фазе |
ф3. пр |
= 10° и амплитуде Апр = 13, |
а |
|
по точной ПФ — фз = |
30° и А = |
16 дБ. |
и |
|
Из рис. V.2 и V.3 |
видно, |
что наибольшее расхождение полная |
приближенная ЛАФХ имеют в области несущественных для расчетов устойчивости низких частот. В области частот, близких к собственной частоте электромеханического контура, эта разница становится ми нимальной. ■
Фазовые характеристики ДГ и ТГ подобны. В области низких частот их значения положительные. При приближении к собственной частоте электромеханического контура следует резкий переход фа зовых характеристик в отрицательную область и характеристики достигают критического значения ф = — 180°.
Амплитудно-частотные характеристики ДГ и ТГ подобны только
в области до собственной частоты |
электромеханического контура, |
В дальнейшем в характеристике ДГ |
наблюдается опасный всплеск на |
собственной частоте PC, который и является причиной неустойчивости при расчете по приближенной ПФ. Благодаря этому всплеску ДГ об ладают очень незначительным запасом по амплитуде (в нашем случае А = 9 дБ). Естественно, что уменьшить подъем амплитудной харак теристики системы в области частот, близких к собственной частоте электромеханического контура, можно увеличением демпфирования
вPC, снижением его динамического коэффициента усиления и увели чением собственной частоты PC. Увеличение демпфирования и сниже ние коэффициента усиления снижают быстродействие PC и могут при вести к значительному увеличению динамических отклонений частоты
вусловиях одиночной работы. Диапазон увеличения собственной ча стоты PC ограничен сверху требованиями к фильтрующим свойствам
регулятора в |
области существенных |
частот возмущений оборотов |
ДГ. Поэтому |
ограничить подъем |
амплитудной характеристики |
в области собственной частоты PC до требуемой по расчету величины удается лишь в результате всех перечисленных выше мероприятий [25].
Таким образом, «линейная» методика решения, строго говоря, нелинейной задачи, (при существующих экспериментальных данных) позволяет ответить на вопрос о причинах неустойчивости и определить пути повышения устойчивости. Несовпадение результатов экспери мента по ДГ с расчетными данными (в первом случае система на гра нице устойчивости (автоколебания), а во втором обладает незначи тельным запасом по амплитуде А — 9 дБ) следует отнести, по-види мому, за счет некоторого отличия реальной 1Гэ1дг(р) от расчетной.
202
На практике с целью проверки возможности обеспечения устой чивости был испытан регулятор скорости, в котором вместо сервомо тора с исполнительным поршнем диаметром 42 мм и ведущим поршнем, обратной связи диаметром 38 мм был установлен сервомотор с диамет ром поршней соответственно 48 и 48 мм. Это привело к увеличениювременной степени неравномерности, а следовательно, и к пропорцио нальному уменьшению динамического коэффициента усиления регу лятора скорости.
После замены сервомотора колебания не возникали даже при син хронизации А/ = 0,8 Гц. Не возникали колебания и в других режимах. Таким образом, была доказана возможность устранения колебаний, путем проведения соответствующих изменений в регуляторе скорости.
В результате больших экспериментальных и аналитических исследо ваний [25] был создан регулятор, обеспечивающий устойчивую па раллельную работу при хороших динамических показателях на оди
ночной работе.
Амплитудная характеристика ТГ не имеет опасных всплесков в области частот выше собственной частоты электромеханического контура, поэтому ТГ обладает большим запасом по амплитуде, чем ДГ. Однако запас по фазе в случае ТГ невелик. Основная отрицательная фаза вносится слабо задемпфированным электромеханическим конту ром (демпфирование меньше, чем в ДГ) и сравнительно медленным (по сравнению с ДГ) PC (основная частота сопряжения PC со = 5 рад/с). С уменьшением времени сервомотора T s, например, в 2 раза основная частота сопряжения PC увеличивается приблизительно также в 2 раза, (ю = 10 рад/с), что может увеличить запас по фазе на 15—20°.
§ 20. Расчет устойчивости параллельной работы двух однотипных ГА
Расчет проведем в той же последовательности, с теми же парамет рами, что и в предыдущем примере. Дополнительными исходными дан ными для расчета будут данные режима: = S 2 = 1 (предпола гается пропорциональное распределение активных и реактивных на грузок между ГА); cos <р„ = 0,8, где фн — угол между векторами на пряжения и тока нагрузки.
Как было показано в § 11, методика расчета параллельной ра боты одинаковых ГА при симметрии режима ничем не отличается от методики расчета параллельной работы ГА с сетью. Необходимо лишь пересчитать некоторые коэффициенты.
Расчет устойчивости электромагнитного контура. Требуется опре делить декремент затухания и собственную частоту электромагнитного контура при пересчитанном коэффициенте k6. п. р = кб. п. р опт. Зна
чение коэффициента k6, п. ропт = 0,025 |
берется из расчета ТГ с сетью:. |
^б. п. р ~ |
п. р опт» |
где"р = »2 cos a n /zu j:? (см. I II .112). |
|
203
Значение коэффициента |
р, |
вычисленное при za — 0,5 |
и cos <р = |
|
= 0,8, равно 1,5. Тогда |
|
|
|
|
fe6. п. Р = |
1,5-0,025 да 0,04. |
|
||
Из табл. V.1 определяем |
©0£ и |
£э1, соответствующие |
k6 п _ = |
|
= 0,04: |
|
|
|
|
®о£ = |
5,5 |
рад/с, |
? Э1 = 0,31. |
|
Расчет устойчивости электромеханического контура без учета ре гулирования скорости. Как было показано в § 11, значения коэффи циентов M s0 и D (р) при параллельной работе с сетью и двух ГА (при симметрии режима) совпадают. Поэтому можно использовать значе ние со0 и с0 из предыдущего расчета параллельной работы ГА с сетью:
©о= 7 рад/с, ё0 = 0,184.
Коэффициент проходной ПФ Ws -(p) Т6 (табл. V.2) соответствует
значению &к&б. п. Р, определенному по формуле (III.116)
|
1 ' „ „ = К |
п п2 |
= |
0,025 • 2 == 0,05, |
Т. |
= |
16. |
|
|
||
|
^б. п.р |
б. п. Р |
|
7 |
> |
О, |
|
|
|
|
|
Согласно выражению (III. 132) и при учете (III. 130), |
|
|
|||||||||
|
|
|
Ь |
|
с 141 |
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
КА |
--------- |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
a3Ms0 |
|
|
|
|
|
|
где |rfs | = 0,59 при |
k^, п. Р = |
0,025-2 = |
0,05 |
(табл. |
V.2), |
а 3 |
= 3,2 |
||||
при кб.п.р = |
0,04 (табл. V .l), |
С = 0,2 |
из расчета, |
приведенного в |
|||||||
§ 18. Откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
0,2-0,59 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ка= |
----------- . |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
3,2-1,66 |
|
|
|
|
|
|
•Определяем коэффициент kQ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
kQ= k6T 6i = 0,02 -16 = 0,32. |
|
|
|
|
|
||||
Сравнивая |
значение |
коэффициента /г0крит = |
0,35 |
(рис. V.1, |
кри |
||||||
вая / ) при |
kKk6. п. р = |
0,4 |
с |
вычисленным |
значением |
/г0 = |
0,32, |
можно установить, что электромеханический контур при параллель ной работе двух ТГ будет также устойчив, но запас устойчивости будет меньшим, чем при параллельной работе ТГ с сетью. Действи тельно, при параллельной работе двух ГА разность
* ;кр и т -* о = 0 .3 5 -0 ,3 2 = 0,03.
При параллельной работе ГА с сетью, как следует из рис. V.1, эта раз ность составляет 0,09 (разность между ординатами кривой Г я 3 при
M W p = 0.25).
Расчет параллельной работы двух однотипных ГА с учетом дей ствия регулятора скорости не отличается от аналогичного расчета параллельной работы ГА с сетью, проведенного в § 19.
204
§ 21. Расчет устойчивости параллельной работы ГА с комбинированными PC и быстродействующей системой распределения активной мощности
Задача реализации быстродействующей системы распределения активных мощностей тесно связана с задачей обеспечения устойчивости параллельной работы ГА. В данном параграфе приведем пример рас чета быстродействующей системы регулирования обменного перетока мощности АР, обеспечивающей одновременно устойчивость парал лельной работы ГА. В качестве ГА рассмотрим газотурбогенераторы
ГГГ Д 1ном = 1500 кВт и Р 1ном = 600 кВт с комбинированными ре гуляторами скорости, между которыми проложены уравнительные связи по активной мощности. В расчете используем обозначения, принятые в § 1 2 .
Исходные данные для расчета следующие:
Pi ном = 1500 кВт; |
Р 2НОМ= 600 кВт; |
Т а1= 14 с; |
Тд2 = 22 с; |
6 ! = 3,3%; |
б2 = 2,7%. |
Разность статизмов в пределах точности задания статических характеристик: 6 Х— 6 2 = 0 ,6 %.
Из осциллограмм синхронизации и набросов-сбросов нагрузки уста новлено, что частота обменных перетоков мощности /собст является приблизительно постоянной, слабо зависящей от предварительной загрузки агрегатов:
/собст = 1 Г ц , Т собст = С.
Декремент затухания обменных колебаний мощности £ по данным осциллограмм составляет 0,4.
Чистое запаздывание в канале регулирования отсутствует, однако имеется тепловая емкость. Действие тепловой емкости может быть представлено в виде интегродифференцирующего звена вида
Мд = ! ) тР±— |
-В , |
(V.1) |
- ^ - Р + |
1 |
|
где Мд — относительный момент, развиваемый ГТГ; р, — относитель
ное перемещение органа топливоподачи. |
|
|
||||
Для ГТГ2 k = |
0,32, 7 СТ = |
7 с, |
для |
ГТГ1 k |
= 0,278, Тст= 9,1 с |
|
и, следовательно, |
|
|
|
|
|
|
М |
д1 |
9,1/?+ 1 |
Hi; М 2 |
7р+1 |
И-2 - |
|
|
1 2 , 6р + 1 |
|
Д ' |
10,3 р + 1 |
||
|
|
|
|
|||
Как следует из данных уравнений, начиная |
с частоты с о = — = |
|||||
=0,14 рад/с для |
ГТГ2 и |
со = ~ |
— 0,11 рад/с для ГТГ1 действие |
205