подвижных трущихся частей, а в нелинейном звене имеется линейная восстанавливающая сила, уравнение нелинейного звена примет вид
L sign рх24 - k2x2 — k1x1 при рх2 ф 0;
(VII. 46)
+ при рх2 = О,
где хт — значение х г в момент остановки; k 2 — коэффициент пропор циональности выходной координаты.
В этом случае от значения выходной величины х %зависит второй член левой части первого равенства уравнений (VI 1.46), который обус ловлен наличием восстанавливающей силы. Выражение L sign р х 2,
|
|
|
как |
и ранее, показывает зависимость силы трения от скорости измене |
ния |
выходной величины. Скорость изменения выходной величины |
равна нулю, если входная величина х 1 меньше, чем |
по абсолют |
ной величине. Такое уравнение нелинейного звена эквивалентно нели нейной функции х 2 = F (хj), изображенной на рис. V II.8 , а, где гори зонтальные линии соответствуют различным значениям хт. В данном случае влияние сухого трения оказалось эквивалентным влиянию люфта в механической передаче. Следует заметить, что люфт в редук ционной части механизма изменения оборотов в основном обусловлен сухим трением и в меньшей степени зазорами в кинематических па рах механизма. Нелинейность, вызванная сухим трением, описывается уравнениями (VI 1.45). Она свойственна электродвигателям механизмов изменения оборотов первичных двигателей.
Гармоническая линеаризация нелинейности типа «сухое трение». Определим коэффициенты гармонической линеаризации для харак теристики сухого трения, изображенной на рис. VII. 10, а при от сутствии заметных остановок внутри периода колебаний.
Полагаем, что решение для рх2 находится в виде [53]
|
|
|
px2 = av sinQt, |
|
|
|
где av — амплитуда |
колебаний |
скорости; Q — частота |
колебаний. |
Тогда в соответствии с |
графиком F7 (рх2) |
получим |
периодиче |
скую функцию Fr (av sin Qt) с аргументом Ш (рис. VI1.10, б). |
Причем |
точкам |
переключения рх 2 |
— 0 |
соответствуют |
значения |
аргумента |
Ш = 0. |
Применяя |
формулы |
гармонической |
линеаризации |
полу |
чаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g K ) |
= |
— |
; g'(av) = о. |
|
( V I 1 . 47) |
|
|
|
|
nav |
|
|
|
Таким образом, формула гармонической линеаризации сухого трения с характеристикой вида рис. VII. 10, а будет
F, (рх2) = g (av) рх2. |
(VI 1.48) |
При исследовании нелинейной системы желательно получить решение для самой переменной х2. Полагая
х2 = а sin Ш\ рх2= aii cos Ш,
получим
a„ = aQ.
Тогда, обозначив
получим в соответствии с (VII.47) и (VII.48) формулу гармонической линеаризации характеристики момента сухого трения Л4тр для этого случая в виде
A4Tp = F-(*) = l ^ W |
(VI 1.49) |
Расчет системы распределения активных мощностей с учетом не линейности типа «люфт» и «сухое трение». Передаточные функции элементов системы, за исключением редуктора и электродвигателя, берутся такими же, как и в расчете САРАМ для линейного случая. Рассмотрим ПФ электродвигателя при учете сухого трения, действую
щего на его вал. |
|
|
|
|
|
|
|
Уравнение моментов на |
валу двигателя |
в этом случае имеет вид |
|
|
М а-Г М д-(- Л1тр — М у, |
|
(VII. 50) |
где М и = |
1р2а — момент, |
обусловленный |
силами |
инерции |
ротора |
двигателя, |
редуктора и |
нагрузкой, приведенной к |
валу |
двигателя; |
/ — суммарный момент |
инерции |
двигателя |
редуктора и |
нагрузки, |
приведенный к валу двигателя; а — угол поворота двигателя; |
М у = |
k'pa — демпфирующий момент; |
М у = k"u — управляющий |
момент |
двигателя; и — напряжение управления двигателем; Л1тр = |
F (ра) — |
момент сил сухого трения, приведенный к оси двигателя; F (ра) — |
нелинейная зависимость силы трения от скорости (см. |
рис. |
VII. 10). |
Характеристику момента трения принимаем в виде идеальной ре лейной. Согласно формуле (VII.49), характеристику силы сухого тре ния можно представить в виде
Подставляя выражение моментов в уравнение (VII.50), получим
Ip2a + k'pa -)- —lJ a>[ра = k"u.
Введем в рассмотрение постоянную времени двигателя T v Тогда
(VII.51)
rp |
J |
двигателя; g |
AT |
— приве- |
где / i = —-c— постоянная времени |
= — |
денный |
коэффициент гармонической |
линеаризации; |
|
|
|
L i = j r |
‘, |
|
(VII. 52) |
|
Къ = ~ -----коэффициент передачи двигателя. |
(VII.53) |
Механические характеристики двухфазного асинхронного двига теля можно приблизительно представить в виде параллельных прямых
|
(рис. VII. 11). Из них легко |
определить |
|
коэффициенты k' и k". |
|
|
|
Из механической |
характеристики |
|
рис. VII. 11 |
можно представить момент, |
|
развиваемый |
двигателем, как |
|
MRB = k’ru - -k'nR = M y |
Мд, |
|
j^rr_ М пуск |
ГСМ |
k’ = |
-^пуск Г-СМ -С, |
|
И Н О М |
В |
|
|
|
|
Рис. VI 1.11. Механические характеристики двухфазного асинхронного двигателя
k ДВ ' Мпуск
где М пуск — пусковой момент двигателя; «х.х — скорость холостого хода; ыном номинальное напряжение.
Учитывая (VII.53), получим
Пх. х____Ях. х 1
Уравнение редуктора при учете люфта будет
a = F (а).
После гармонической линеаризации люфта, согласно (VII.30), оно преобразуется к виду
Структурная схема системы с учетом гармонически линеаризован ных нелинейностей типа «люфт» и «сухое трение» представлена на рис. VII. 12. Характеристическое уравнение данной замкнутой системы имеет вид
|
Т№Т 0р3- |
1 4- — |
|
—4 -k0. с&у ) Т 0-\-Тдв |
Р2 + |
|
|
|
й |
|
|
|
+ |
Й |
Й |
|
' К. с^у P + g 2 ( a ) k Др = 0, |
(VI 1.54) |
|
|
|
|
|
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
^дат' ^у ‘ ^дв ' ^0 * |
|
|
Очевидно, что член g‘ ^ - , обусловленный нелинейностью типа
«сухое трение», входит в коэффициенты характеристического уравне ния так же, как и коэффициент kQ с. Следовательно, эта нелинейность действует как дополнительная обратная связь по скорости серводви гателя.
Определитель Гурвица и частота автоколебаний для данной си стемы третьего порядка, согласно (VII. 11) и (VII. 12), имеет вид
|
Nn- 1 |
g\ (а) |
К. с^у 1 ^ 0 ~Т ТДВ X |
|
|
1 |
Q |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g'l (а) |
|
|
|
|
|
|
X 1 - |
I и и |
и |
S2(.a) |
|
-TpJogda) /гДр= 0 ; |
(VI1.55) |
й |
+ К. Л |
Кр |
Q |
|
Й2 |
|
gi (°) |
. ь ъ |
|
ь |
g2{a) |
(VI1.56) |
|
1 |
|
|
|
|
|
ко. ску |
К'Ар |
|
Рис. VI1.12. Структурная схема САРАМ с гармонически линеари зованными нелинейностями типа «люфт» и «сухое трение»
где А 0 и А 2 — соответственно коэффициенты при р 3 и р характеристи ческого уравнения (VI 1.54).
Очевидно, что одновременный учет этих двух нелинейностей су щественно затрудняет получение в общем виде границ устойчивости равновесия, автоколебаний и неустойчивости в плоскости двух наи более важных параметров. Поэтому разобьем исследование на два этапа. На первом будем пренебрегать люфтом, а на втором — сухим трением. Такое разбиение позволит наиболее наглядно показать влия ние каждой нелинейности на устойчивость системы. В качестве пара метров, в плоскости которых будут определяться характерные гра ницы устойчивости, выберем £др и k0, с.
Из уравнения (VII.55) легко найти границу устойчивости при пре небрежении действием обеих нелинейностей:
и |
(1 + к0. cky) [(1 -j- k0. cky) T a + Где] |
(VI 1.57) |
Ч , ----------------------- • |