Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подвижных трущихся частей, а в нелинейном звене имеется линейная восстанавливающая сила, уравнение нелинейного звена примет вид

L sign рх24 - k2x2 — k1x1 при рх2 ф 0;

(VII. 46)

+ при рх2 = О,

где хт — значение х г в момент остановки; k 2 — коэффициент пропор­ циональности выходной координаты.

В этом случае от значения выходной величины х %зависит второй член левой части первого равенства уравнений (VI 1.46), который обус­ ловлен наличием восстанавливающей силы. Выражение L sign р х 2,

как

и ранее, показывает зависимость силы трения от скорости измене­

ния

выходной величины. Скорость изменения выходной величины

равна нулю, если входная величина х 1 меньше, чем

по абсолют­

ной величине. Такое уравнение нелинейного звена эквивалентно нели­ нейной функции х 2 = F (хj), изображенной на рис. V II.8 , а, где гори­ зонтальные линии соответствуют различным значениям хт. В данном случае влияние сухого трения оказалось эквивалентным влиянию люфта в механической передаче. Следует заметить, что люфт в редук­ ционной части механизма изменения оборотов в основном обусловлен сухим трением и в меньшей степени зазорами в кинематических па­ рах механизма. Нелинейность, вызванная сухим трением, описывается уравнениями (VI 1.45). Она свойственна электродвигателям механизмов изменения оборотов первичных двигателей.

Гармоническая линеаризация нелинейности типа «сухое трение». Определим коэффициенты гармонической линеаризации для харак­ теристики сухого трения, изображенной на рис. VII. 10, а при от­ сутствии заметных остановок внутри периода колебаний.

Полагаем, что решение для рх2 находится в виде [53]

 

 

 

px2 = av sinQt,

 

 

 

где av — амплитуда

колебаний

скорости; Q — частота

колебаний.

Тогда в соответствии с

графиком F7 (рх2)

получим

периодиче­

скую функцию Fr (av sin Qt) с аргументом Ш (рис. VI1.10, б).

Причем

точкам

переключения рх 2

0

соответствуют

значения

аргумента

Ш = 0.

Применяя

формулы

гармонической

линеаризации

полу­

чаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g K )

=

; g'(av) = о.

 

( V I 1 . 47)

 

 

 

 

nav

 

 

 

Таким образом, формула гармонической линеаризации сухого трения с характеристикой вида рис. VII. 10, а будет

F, (рх2) = g (av) рх2.

(VI 1.48)

При исследовании нелинейной системы желательно получить решение для самой переменной х2. Полагая

х2 = а sin Ш\ рх2= aii cos Ш,

268


получим

a„ = aQ.

Тогда, обозначив

получим в соответствии с (VII.47) и (VII.48) формулу гармонической линеаризации характеристики момента сухого трения Л4тр для этого случая в виде

A4Tp = F-(*) = l ^ W

(VI 1.49)

Расчет системы распределения активных мощностей с учетом не­ линейности типа «люфт» и «сухое трение». Передаточные функции элементов системы, за исключением редуктора и электродвигателя, берутся такими же, как и в расчете САРАМ для линейного случая. Рассмотрим ПФ электродвигателя при учете сухого трения, действую­

щего на его вал.

 

 

 

 

 

 

 

Уравнение моментов на

валу двигателя

в этом случае имеет вид

 

 

М аМ д-(- Л1тр — М у,

 

(VII. 50)

где М и =

1р2а — момент,

обусловленный

силами

инерции

ротора

двигателя,

редуктора и

нагрузкой, приведенной к

валу

двигателя;

/ — суммарный момент

инерции

двигателя

редуктора и

нагрузки,

приведенный к валу двигателя; а — угол поворота двигателя;

М у =

k'pa — демпфирующий момент;

М у = k"u — управляющий

момент

двигателя; и — напряжение управления двигателем; Л1тр =

F (ра)

момент сил сухого трения, приведенный к оси двигателя; F (ра)

нелинейная зависимость силы трения от скорости (см.

рис.

VII. 10).

Характеристику момента трения принимаем в виде идеальной ре­ лейной. Согласно формуле (VII.49), характеристику силы сухого тре­ ния можно представить в виде

Подставляя выражение моментов в уравнение (VII.50), получим

Ip2a + k'pa -)- —lJ a>[ра = k"u.

Введем в рассмотрение постоянную времени двигателя T v Тогда

(VII.51)

269



rp

J

двигателя; g

AT

— приве-

где / i = —-c— постоянная времени

= —

денный

коэффициент гармонической

линеаризации;

 

 

 

L i = j r

‘,

 

(VII. 52)

 

Къ = ~ -----коэффициент передачи двигателя.

(VII.53)

Механические характеристики двухфазного асинхронного двига­ теля можно приблизительно представить в виде параллельных прямых

(рис. VII. 11). Из них легко

определить

коэффициенты k' и k".

 

 

Из механической

характеристики

рис. VII. 11

можно представить момент,

развиваемый

двигателем, как

MRB = k’ru - -k'nR = M y

Мд,

j^rr_ М пуск

ГСМ

k’ =

-^пуск Г-СМ -С,

И Н О М

В

 

 

 

Рис. VI 1.11. Механические характеристики двухфазного асинхронного двигателя

k ДВ ' Мпуск

где М пуск — пусковой момент двигателя; «х.х — скорость холостого хода; ыном номинальное напряжение.

Учитывая (VII.53), получим

Пх. х____Ях. х 1

мпуск

w h o m Вс

Уравнение редуктора при учете люфта будет

a = F (а).

После гармонической линеаризации люфта, согласно (VII.30), оно преобразуется к виду

а г - &2(а)

Si (а)

а.

 

Структурная схема системы с учетом гармонически линеаризован­ ных нелинейностей типа «люфт» и «сухое трение» представлена на рис. VII. 12. Характеристическое уравнение данной замкнутой системы имеет вид

 

Т№Т 0р3-

1 4- —

 

—4 -k0. с&у ) Т 0-\-Тдв

Р2 +

 

 

 

й

 

 

 

+

Й

Й

 

' К. с^у P + g 2 ( a ) k Др = 0,

(VI 1.54)

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

р

^дат' ^у ‘ ^дв ' ^0 *

 

 

270


Очевидно, что член g‘ ^ - , обусловленный нелинейностью типа

«сухое трение», входит в коэффициенты характеристического уравне­ ния так же, как и коэффициент kQ с. Следовательно, эта нелинейность действует как дополнительная обратная связь по скорости серводви­ гателя.

Определитель Гурвица и частота автоколебаний для данной си­ стемы третьего порядка, согласно (VII. 11) и (VII. 12), имеет вид

 

Nn- 1

g\ (а)

К. с^у 1 ^ 0 ТДВ X

 

 

1

Q

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g'l (а)

 

 

 

 

 

 

X 1 -

I и и

и

S2(.a)

 

-TpJogda) /гДр= 0 ;

(VI1.55)

й

+ К. Л

Кр

Q

 

Й2

 

gi (°)

. ь ъ

 

ь

g2{a)

(VI1.56)

 

1

 

 

 

 

 

ко. ску

К'Ар

 

Рис. VI1.12. Структурная схема САРАМ с гармонически линеари­ зованными нелинейностями типа «люфт» и «сухое трение»

где А 0 и А 2 — соответственно коэффициенты при р 3 и р характеристи­ ческого уравнения (VI 1.54).

Очевидно, что одновременный учет этих двух нелинейностей су­ щественно затрудняет получение в общем виде границ устойчивости равновесия, автоколебаний и неустойчивости в плоскости двух наи­ более важных параметров. Поэтому разобьем исследование на два этапа. На первом будем пренебрегать люфтом, а на втором — сухим трением. Такое разбиение позволит наиболее наглядно показать влия­ ние каждой нелинейности на устойчивость системы. В качестве пара­ метров, в плоскости которых будут определяться характерные гра­ ницы устойчивости, выберем £др и k0, с.

Из уравнения (VII.55) легко найти границу устойчивости при пре­ небрежении действием обеих нелинейностей:

и

(1 + к0. cky) [(1 -j- k0. cky) T a + Где]

(VI 1.57)

Ч , ----------------------- •

271