Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

теля N n_ v может выйти за пределы интервала возможных для дан­

ной нелинейности значений g (а). Тогда берется ближайшее крайнее его значение и подставляется в выражение (VII.33). В этом случае отбрасываются лишние участки границы устойчивости, полученные на первом этапе, и заменяются другими, вытекающими из ограничения интервала возможных значений g (а) для конкретной нелинейности.

Достаточные условия устойчивости (или

неустойчивости)

становятся

в этом случае и необходимыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишем характеристическое уравнение замкнутого нелинейного

контура, изображенного на рис. VI 1.7:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k0p

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 +

(г оР2+ 1 )( ГР.сР2 +

2|р. сТр. ср +

=

0 .

 

(VII. 35)

 

1)

 

 

 

 

Полагая Т 0 =

Тр сА,

после несложных

преобразований

получим

Ч . И V + 2Т1.

СР3+ [ ц . с (Л2 + \ ) - k 0£ £ > -] Р» +

 

Обозначим

+ [2£р. СТР. с+ g (a) k0] Р +

1 = 0.

 

 

(VII.36)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П . Л ! = Л ,;

т 1.ЛАг+ [ ) - к , г Ц р -

= А^,

 

 

 

2ДР. СА £ р . с — - Ах,

2 |р сТ р>с+ £ (я ) k0= A g.

 

 

 

Предпоследний

определитель

Гурвица (VI 1.36) имеет вид

АД— 1 =

А^А^А^ А 0А3) — А \

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N « - г = (2Ер. еГ р . с ■+ 8 ( а )

К)

2 £ р. с Ы

{Аг+

j ) _

S' («)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q

 

 

 

^

р . / р . с + ^ о ] ТР

.

С

(

V

I

1.37)

Согласно приведенной выше методике, выбираем максимально

возможную для исследуемой нелинейности типа «люфт» величину —

(учитывая ориентировочно и частоту Q). Из рис. VI 1.8, б следует,

что

g'(a)max = 4 -

ПР И Й = 1

H g ' ( a ) max = {

,

 

 

 

Частота Q лежит в диапазоне 3 — 4 Гц (19—25 рад/с). Следовательно,

/ 8' (а) \

 

1

 

0,013-0,017с.

 

 

 

\ ^

/max

п (19 -f- 25)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

263-


Из условия положительности коэффициентов уравнения (VI 1.36) будем полагать

8' (а) ^ т р. с ( л 2 + 0

(VI 1.38)

Оh

Следует заметить, что данное условие в реальном диапазоне частот Q всегда выполняется.

Найдем значение g (а), доставляющее экстремум N

^

 

M « - i

;Р. Л с ( л 2 -

1 ) - 1 р. с К К "

Л ^ р . Д(а) =

0, (VI 1.39)

 

dg(a)

где k.

8' (а) \

 

 

 

 

^ •

/max

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определив

из (VI 1.39)

 

 

 

 

 

 

_^р. с^р.с(^

0

£р. с^О^З

(VI 1.40)

 

 

g (а) =

^

-----■!

°p-c"u"a

 

 

 

 

k 0 T р. с

 

 

и подставив его в уравнение (VI 1.35), получим выражение

 

 

К-

Ц . С( А - \ У

 

(V II.41)

которое определяет границу неустойчивости. Это утверждение выте­ кает из отрицательного знака второй производной

™ п - 1 = —k0T р . с < 0 .

д82 (а)

Для определения достаточных условий неустойчивости подставим значение k0, полученное из (VII.41), в выражение (VII.40). Тогда

 

 

8 (а) =

* р- С

'

№ 4 2 )

 

 

 

1)

 

Необходимо, чтобы значение g (а)

из (VI 1.42)

не выходило за пре­

делы

0 < Д < 1 , которые имеют

нелинейность типа «люфт». Если это

условие

выполняется для реальных

значений

параметров £р с, к3,

Тр. с,

А,

то уравнение (VII.41)

является необходимым и достаточным

условием неустойчивости. Оно определяет в плоскости параметров k„ и А границу, отделяющую область неустойчивости от области периоди­ ческих решений. Для определения границы, отделяющей область пе­ риодических решений от области устойчивого равновесия, подставим в уравнение максимально возможное в случае люфта значение g (а) = 1 и решим его относительно k0. После несложных преобразований получим

k = ^ Р - с^Р- с \Тр. с (''У —

1) — 2^р, cfe3]

(VII. 43)

Т’р. с + 2£р. ck3

 

или при k3 = 0

 

 

ко 2£р. СТ р с (Л2

1).

 

264


Данное выражение при линейном анализе определяет границу устой­ чивости электромеханического контура с PC. Из (VII.43) можно полу­ чить дополнительное условие существования границы устойчивости при наличии люфта в контуре регулирования. Действительно, k0 из (VII.43) будет положи­

тельным, если

ко

:( Л З - 1)

 

^Sp. с

0,10

 

Т0 (Л« - 1 )

 

 

2i4gp.c

ОМ

Данное выражение опреде­

 

ляет критическое значение

ом

коэффициента кзкр, имею­

щего смысл запаздывания,

I

вносимого

гистерезисной

0,07

петлей.

При

Т 0 = 0,16-+-

 

н-0,04с А =

1,5+-3

 

Р

_ V ~ 2 .

ОМ

Ь р .с — „ >

 

r~t>

°>K A °>B\ m

1 ___

k J

кз. кр ^

0,025-^-0,25.

0,05

Значение

k3

при этом

ом

находится

 

в

диапазоне

0,04—0,01с.

Причем

k3 =

E

= 0 ,0 1 с соответствует час­

0,03

тоте со0

=

-^ -=

25

рад/с

 

(4 Гц),

a

k3 =

0,04с

час­

0,02

тоте м0

=

6 рад/с (1 Гц).

 

Заметим,

что при

сравни­

0,01

тельно

высоких

частотах

колебаний

 

со0

=

20 +- 25

 

рад/с

влияние

 

чистого

___i___

запаздывания

 

(например,

3 А

теплового

и запаздывания

Рис. VII.9. Области устойчивости, автоколеба-

топливоподачи

в

дизеле)

ний и неустойчивости электромеханического

может в несколько раз пре­

контура с НЭ типа «люфт»

вышать

влияние

нелиней­

 

ного запаздывания, вносимого люфтом. Так, если при частоте 3—4 Гц, свойственной дизель-генераторам, максимальный коэффициент нелиней­ ного запаздывания составляет 0,013—0,017 с, то чистое запаздывание, достигающее значений т = 0,02-^0,04 с, очевидно, больше. Прибли­ женно совместное влияние чистого запаздывания и люфта может быть учтено увеличением коэффициента k3 на величину чистого запаздыва­ ния, т. е.

g' (Д)гг

+ g(a) т.

Q

265


При a = 2b g'(a)max = -^ -; g(a) = - j и, следовательно,

kg S' ( fl)m ax

X .

 

 

1

 

Q

2

 

При больших амплитудах колебаний g'

(а) О, a g (а) --

1, следова­

тельно, ks — т. Таким образом, при больших амплитудах

колебаний

результирующее запаздывание определяется целиком чистым запазды­ ванием, а при малых — распределяется приблизительно поровну между нелинейным и чистым запаздываниями.

Амплитуда и частота автоколебаний системы IV порядка может быть определена из уравнений (VII.И) и (VII. 13):

 

 

П2 =

Ai

* * -! =

<>•

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая выражение (VII.36) и (VII.37),

получим

 

Q __ 1 / 2 |р . сТ У с Н~ S (а) bp

 

 

 

 

2 Т 1 СА*

6р. с И

с {а2 ~ 0

+ V t \. с( л 2 -

1)2 + *0* зК * з- 272р. с( л 2 + 1)]}

g ( a ) = :

 

 

( Т ' р . С “Г i p . С ^ з ) ^ 0

 

 

 

_ 1р. М {

а 2 ~ 1) + V

Tl [ A 2 - ^ 2 +

A \ k 3 [A2k0k g ~ 2 ( A 2 + l ) T l } }

 

 

А (Та А £р. сй3) £0

Задаваясь значениями g (а) в плоскости двух наиболее важных параметров, можно построить линии равных амплитуд и частот авто­ колебаний. На рис. VI 1.9 изображены графики равных амплитуд и частот автоколебаний в плоскости параметров k0 и А. На этом же ри­ сунке показаны области неустойчивости и устойчивости равновесия (области I к II соответственно).

§32. Расчет автоколебаний, обусловленных нелинейностями систем автоматизации

Проанализируем влияние нелинейностей типа «люфт» и «сухое тре­ ние» на частоту и амплитуду автоколебаний в системе распределения активных нагрузок. В главе V производились расчеты устойчивости линеаризованной модели такой системы. Причем действие люфта приб­ лиженно учитывалось введением чистого запаздывания.

Такая идеализация позволила с запасом оценить устойчивость си­ стемы и построить ее границу в плоскости двух наиболее важных на­ строечных параметров ky и k0 с. При учете нелинейностей в плоскости тех же параметров появится зона автоколебаний, которая распола-

266


гается между областью устойчивости равновесия и неустойчивости. Выбор в качестве определяющих нелинейностей типа «люфт» и «сухое трение» подсказан опытом экспериментальной наладки подобных систем автоматизации на судах.

Нелинейность типа «насыщение» усилителя при действии обратной связи по скорости, как правило, не проявляется, т. е. усилитель ра­ ботает благодаря обратной связи в линейной зоне, поэтому остановимся подробнее на нелинейности типа сухого трения. Данная нелинейность часто встречается в механических звеньях систем автоматического управления. Как правило, она присутствует в механизмах изменения оборотов первичных двигателей, через которые осуществляется регу­ лирующее воздействие от систем поддержания частоты и распределе­

ния

активных

мощно­

 

 

В) FT ( a v S i n £ l t )

 

стей.

Особенностью

не­

 

 

 

линейности

типа

«сухое

 

 

 

 

трение» является

то,

что

 

 

 

 

сила

трения FT может

 

 

% 2тс

принимать любое значе­

 

 

0

(|>=s i t

ние в

пределах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—L < E T< + L,

 

 

 

 

 

 

 

 

(VII .44>

 

 

 

 

равное в кажд ый данный

 

 

 

 

момент време ни

сумме

 

 

 

 

всех

других

действую­

 

 

 

 

щих сил. Характери­

Рис. VII.10. Статическая характеристика НЭ

стика

силы

сухого тре­

ния

представлена

на

типа «сухое трение»

 

рис. VII. 10, а. Это самая распространенная

характеристика,

по виду

напоминающая релейную. С учетом (VII.44)

имеем

 

 

 

 

 

FT = Lsign рх2 при

рх2=^ 0;

 

 

 

 

—L <

FT < + L при

рх2 = 0 .

 

Здесь х 2 — выходная

координата звена.

 

 

противо­

Сила сухого трения постоянна по величине и имеет знак,

положный скорости изменения выходной величины х 2. В том случае, когда скорость выходной величины равна нулю, сила трения может при­ нимать любое значение от + L до —L, в зависимости от сил, действую­ щих в кинематической паре с сухим трением. Если в системе с нелиней­ ностью типа сухого трения можно пренебречь инерционностью под­ вижных трущихся частей, а в нелинейном звене отсутствует восстанав­ ливающая сила, то уравнение нелинейного звена принимает вид

L sign рх2 = kpc-i

при рх2 ф 0;

(VII. 45)

—L < fe1x1< -)-L

при рх2 = 0 ,

 

где*! — входная координата; /гх — коэффициент пропорциональности. Если в системе с нелинейностью можно пренебречь инерционностью

267