Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§31. Расчет автоколебаний, обусловленных нелинейностями первичных двигателей

исистем регулирования скорости

Автоколебания активной мощности при параллельной работе, вызываемые нелинейностями первичных двигателей и их систем регу­ лирования скорости, имеют более высокую частоту по сравнению с автоколебаниями реактивного тока. Их частота, как правило, со­ ставляет 1,5—4 Гц.

Рассмотрим характерные нелинейности, присущие регуляторам ско­ рости первичных двигателей. К ним относятся: ограничения по ходу штока сервомотора; ограничения хода золотника; ограничение угла поворота ведомой части муфты центробежного измерителя скорости, люфт в измерительном элементе, нелинейности в изодромных обрат­ ных связях в регуляторах непрямого действия в виде предварительной затяжки пружины изодрома и наличия отсечных окон.

Характеристики первичных двигателей также нелинейны. Особенно это относится к дизелям. Нелинейности связаны с отклонениями цикло­ вой подачи топлива и индикаторного к. п. д. от установившегося зна­ чения. Подробно о нелинейностях дизеля сказано в работе [50]. Одно­ временный учет многих нелинейностей делает задачу определения автоколебаний трудноразрешимой. Кроме того, достоверность мето­ дов, основанных на гармонической линеаризации, значительно сни­ жается при увеличении числа нелинейностей.

Особенно опасны нелинейности, способствующие увеличению ам­ плитуды колебаний (т. е. увеличивающие динамический коэффи­ циент усиления регулятора в колебательных режимах) и вносящие в замкнутый контур регулирования дополнительные фазовые сдвиги.

Первые нелинейности свойственны регуляторам непрямого дей­ ствия с внутренними обратными связями. Различные ограничения в цепях обратных связей (типа отсечек в изодромной ОС, предвари­ тельных затяжек пружин) приводят к увеличению коэффициента усиления регулятора скорости в колебаниях. Вторые нелинейности свойственны регуляторам прямого действия. К ним в первую очередь относится неоднозначная нелинейность типа люфт (нелинейность су­ хого трения) в измерительном элементе или на выходе регулятора ско­ рости.

К неопасным нелинейностям можно отнести те, которые уменьшают коэффициент усиления регулятора скорости в колебаниях. Это нели­ нейности типа ограничения подачи топлива, ограничения угла пово­ рота ведомой части муфты измерителя, зоны нечувствительности из­ мерителя регулятора прямого действия и т. д. Перечисленные ограни­ чения определяют амплитуду автоколебательного цикла, когда си­ стема неустойчива «в малом». Следовательно, устойчивость в этом слу­ чае может быть проанализирована методами линейной теории.

Подробный анализ автоколебаний, обусловленных нелинейностями изодромной обратной связи регулятора скорости дизель-генератора при работе его в параллель с сетью был проведен в работе [25]. Здесь остановимся лишь на автоколебаниях, вызываемых нелинейностями

259



регуляторов скорости, вносящих дополнительные фазовые сдвиги в кон­ тур регулирования.

Расчет автоколебаний при параллельной работе ГА с сетью при учете нелинейности типа «люфт» в регуляторе скорости (PC). Данные автоколебания проявляются в виде обменных колебаний активной мощ­ ности, предельный цикл которых меньше предельного цикла, опреде­ ляемого упорами органа топливоподачи. На рис. VI 1.7 изображена структурная схема электромеханического контура, образованного объектом — консервативным звеном (которым описывается генератор, работающий параллельно с мощной сетью в случае слабого демпфиро­ вания) и регулятором скорости прямого действия, который тоже опи­

сывается колебательным звеном. На выходе PC включена не­

линейность типа «люфт».

Гармо­

ническая

линеаризация

петле­

вых, неоднозначных нелинейно­

стей

приводит к

передаточной

функции нелинейного звена наи­

более общего вида:

 

 

F

{х) =

8(a)-

8 ' (а) р]*-

Рис. VII.7. Структурная схема электро­

 

 

й

 

 

 

(VII. 30)

механического контура с НЭ в PC

 

 

Заметим, что для однозначных нелинейностей — F (х) = g (а) х. Вто­ рой член g ' (a) iQp в выражении (VII.30) имеет смысл нелинейного запаздывания, определяемого гистерезисной петлей. Действительно,

раскладывая функцию е~рх вряд Тейлора и учитывая первые два члена этого ряда, придем к выражению

 

 

е~рх ^

1 рх.

 

Если в выражении (VI 1.30) вынести за скобки g (а), то получим

 

(X) —S i a) [l

8' («)

х,

 

Qg (а) _

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

8 ' (а)

 

 

 

 

Q g (а)

 

 

Следовательно,

петлевую

нелинейность F (х) приближенно можно

представить в

виде F (х)

_nf

 

я* g (а) е

экв.

 

Вотличие от линейного нелинейное запаздывание зависит от частоты

иамплитуды колебаний. Рассмотрим более подробно выражения для определения нелинейности типа «люфт». В соответствии с выводами

работы [40],

при

b имеем

 

 

 

 

g(a) =

л ,

.

 

1

2Ь

■2 1

2Ь_

 

■ А

----- b arcsin

\

1

-------

а V

1

 

2

 

 

а

 

 

а

(VII.31)

260


(VII.32)

На рис. V II.8 , б представлены графики зависимости g (а) и g' (а). Характеристика g' (а) при а = (т. е. при амплитуде колебаний, равной удвоенной ширине люфта) имеет максимум

_ k

§' (4'max ” “я

Характеристика g (а) монотонно изменяется от 0 до k, где k — тангенс угла наклона нелинейной характеристики (обычно полагают k — 1 , что соответствует а = 45°). Внесение петлевой нелинейностью допол­ нительного фазового сдвига в замкнутый контур регулирования су­ жает область устойчивости равновесия, поэтому прежде чем определить

а,

Рис. VII.8. Характеристики НЭ типа «люфт»: а — статическая харак­ теристика; б — зависимость коэффициентов гармонической линеариза­ ции g (а) и g' (а) от амплитуды а

амплитуду и

частоту автоколебаний электромеханического контура-

(рис. V II.7),

проанализируем его устойчивость в сравнении с устой­

чивостью линейной системы без люфта.

В предыдущих задачах определялись, в основном, периодические решения и их устойчивость, т. е. рассматривалась такая область параметров нелинейной системы, в которой имеются периодические решения, устойчивые (автоколебания) или неустойчивые. Однако часто систему регулирования требуется отладить таким образом^ чтобы автоколебаний не возникало вовсе и равновесие было устой­ чивым при любых начальных условиях. В этих случаях область устой­ чивости равновесия системы находят вне области периодических ре­ шений. Вообще говоря, в нелинейной системе вне области периоди­ ческих решений могут появиться и другие сложные особенности (сепаратриссы, седла и т. д.). Однако в большинстве практических задач с типичными реальными нелинейностями вне области периодических решений, по крайней мере по соседству с ней, нет таких особенностей а имеет место либо область устойчивости равновесия, либо неустойчи­ вости при любых начальных условиях.

26!


В данной задаче под анализом устойчивости будем понимать отыс­ кание областей устойчивости равновесия и соответственно неустой­ чивости вне области периодических решений. При этом нредполагается существование у системы единственного равновесного состояния. Отсутствие периодического решения объясняется тем, что характери­ стическое уравнение гармонически линеаризованной системы ни при каких значениях коэффициентов, свойственных рассматриваемой не­ линейности, не имеет чисто мнимых корней. Поэтому, если в области отсутствуют периодические решения, но выполняется критерий Гурвица [Nn-1 >• 0 ) при любых возможных g к g ', то вблизи найденной

границы область отсутствия периодического решения будет областью устойчивости равновесия системы. Если же вне области периодических решений при любых возможных для данной нелинейности значениях g и g' гармоническое линеаризованное характеристическое уравнение не удовлетворяет критерию Гурвица, то это и будет область неустой­ чивости системы.

Суть методики определения границ устойчивости и неустойчивости

вплоскости нескольких наиболее важных параметров системы состоит

вследующем [40]:

1) значение коэффициента g ' , как правило, сужающего область устойчивости, полагается наибольшим;

2 ) находится значение коэффициента g, доставляющее определи­ телю N п_ { экстремум из уравнения

 

 

 

 

 

d N „

,

 

(VII.33)3

 

 

 

 

 

7 ~ - = 0;

 

3)

определяется

характер

экстремума

(максимум или

минимум

• проверкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d N i

0 .

 

(VI 1.34)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dg 2 (а)

 

dri­

 

 

 

6 N

П—1

 

 

 

 

 

Выражению

 

> > 0

соответствует минимум, а

ll—\

— мак-

dg2(a)

■ < 0

 

 

'

'

'

dg2(a)

 

симум.

Значение коэффициента g, полученное из (VII.33), подставляется

вуравнение

инаходится зависимость между параметрами системы. При этом ми-

6Nl_.

нимум — > 0 определяет границу устойчивости равновесия,

а максимум

d N n - \

---------< 0 границу неустойчивости. Следует заметить, что

 

dg2 (а)

исключение g (а) из уравнений (VII.33) и N„-i = 0 дает условия устой­ чивости (или неустойчивости), достаточные при любой форме однознач­ ной нечетно-симметричной нелинейности и не зависящие от формы

нелинейности.

Однако получаемая из уравнения (VII.33)

величина

g (а), которая

соответствует математическому экстремуму

определи­

262