§31. Расчет автоколебаний, обусловленных нелинейностями первичных двигателей
исистем регулирования скорости
Автоколебания активной мощности при параллельной работе, вызываемые нелинейностями первичных двигателей и их систем регу лирования скорости, имеют более высокую частоту по сравнению с автоколебаниями реактивного тока. Их частота, как правило, со ставляет 1,5—4 Гц.
Рассмотрим характерные нелинейности, присущие регуляторам ско рости первичных двигателей. К ним относятся: ограничения по ходу штока сервомотора; ограничения хода золотника; ограничение угла поворота ведомой части муфты центробежного измерителя скорости, люфт в измерительном элементе, нелинейности в изодромных обрат ных связях в регуляторах непрямого действия в виде предварительной затяжки пружины изодрома и наличия отсечных окон.
Характеристики первичных двигателей также нелинейны. Особенно это относится к дизелям. Нелинейности связаны с отклонениями цикло вой подачи топлива и индикаторного к. п. д. от установившегося зна чения. Подробно о нелинейностях дизеля сказано в работе [50]. Одно временный учет многих нелинейностей делает задачу определения автоколебаний трудноразрешимой. Кроме того, достоверность мето дов, основанных на гармонической линеаризации, значительно сни жается при увеличении числа нелинейностей.
Особенно опасны нелинейности, способствующие увеличению ам плитуды колебаний (т. е. увеличивающие динамический коэффи циент усиления регулятора в колебательных режимах) и вносящие в замкнутый контур регулирования дополнительные фазовые сдвиги.
Первые нелинейности свойственны регуляторам непрямого дей ствия с внутренними обратными связями. Различные ограничения в цепях обратных связей (типа отсечек в изодромной ОС, предвари тельных затяжек пружин) приводят к увеличению коэффициента усиления регулятора скорости в колебаниях. Вторые нелинейности свойственны регуляторам прямого действия. К ним в первую очередь относится неоднозначная нелинейность типа люфт (нелинейность су хого трения) в измерительном элементе или на выходе регулятора ско рости.
К неопасным нелинейностям можно отнести те, которые уменьшают коэффициент усиления регулятора скорости в колебаниях. Это нели нейности типа ограничения подачи топлива, ограничения угла пово рота ведомой части муфты измерителя, зоны нечувствительности из мерителя регулятора прямого действия и т. д. Перечисленные ограни чения определяют амплитуду автоколебательного цикла, когда си стема неустойчива «в малом». Следовательно, устойчивость в этом слу чае может быть проанализирована методами линейной теории.
Подробный анализ автоколебаний, обусловленных нелинейностями изодромной обратной связи регулятора скорости дизель-генератора при работе его в параллель с сетью был проведен в работе [25]. Здесь остановимся лишь на автоколебаниях, вызываемых нелинейностями