Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Локальные системы замыкаются через блок связи 12 на вычи­ слительный центр 9, который оборудован электронно-вычислитель­ ной машиной 10. Кроме того, учетно-статистическая информация может также вводиться в машину через внешние вводные устрой­ ства 13 с помощью перфокарт или перфолент. Необходимая ин­ формация по конечным решениям через блок формирования уп­ равляющих сигналов 11 подается на центральный диспетчерский пульт управления 14.

Учетно-статистическая информация о расходе рабочей силы, материалов, сырья, о движении незавершенного производства и готовой продукции, о расходе различных видов энергии поступает в вычислительный центр из производственных цехов 1, заготови­ тельных 2 и вспомогательнах 3, судоподъемных сооружений 4, складов 7, транспортного хозяйства 6 и со счетчиков расхода энергии 8.

Центральный диспетчерский пульт управления связан также с заводоуправлением 5, откуда поступают данные о результатах финансовых операций и данные бухгалтерского учета.

Иногда учетно-статистическая информация может фиксиро­ ваться в момент составления первичного документа на перфоленте для последующей переправки ее на центральный диспетчерский пункт. Результаты окончательной переработки информации в этом случае в виде интегральных показателей выводятся на выходное печатающее устройство 15.

Директивная информация по принятым руководствам СРП ре­ шениям на основании результатов переработки учетно-статистиче­ ской информации передается из центрального диспетчерского пункта в соответствующие подразделения предприятия.

Централизованная автоматизированная система управления предусматривает широкое использование в перспективном плани­ ровании и оперативном управлении сетевых графиков.

РАЗДЕЛ

В Т О Р О Й

ДЕФЕКТАЦИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СУДОВЫХ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ, УСТРОЙСТВ И КОРПУСА СУДНА

Гла ва VI

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБНАРУЖЕНИЕ ДЕФЕКТОВ, ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ

§29. ДЕФЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА СУДНА

При проектировании и постройке судна преследуется основная цель — обеспечить максимальную экономичность и надежность его эксплуатации. Это может быть выполнено только в том случае, если при постройке будут соблюдены все технические условия, предусмотренные проектной документацией.

В процессе эксплуатации в судовых технических средствах и элементах корпуса судна по различным причинам возникают де­ фекты (износы и повреждения), в результате чего общее техниче­ ское состояние судна перестает соответствовать построечным тех­ ническим условиям, судно утрачивает первоначальные технико­ эксплуатационные качества и необходимую надежность.

Дефекты технических средств и элементов корпуса судна мож­ но разделить на конструктивные, производственные, аварийные, эксплуатационные.

В свою очередь, эксплуатационные дефекты можно подразде­ лить на эксплуатационные отложения и дефекты от естественного изнашивания и разрушений.

Для судовых технических средств и элементов корпуса наибо­ лее характерными естественными видами изнашивания и разру­ шений являются: изнашивание трением и эрозионное, коррозион­ ное и усталостное разрушение, ползучесть металлов.

Изнашивание — это постепенное изменение размеров, чистоты поверхности и т. д. Результат процесса изнашивания (например, трением) принято называть износом. Отношение величины износа ко времени, в течение которого происходит изнашивание, называ­ ется скоростью изнашивания.

Термином «изнашивание» и производными от него определяют только поверхностные процессы. Все остальные процессы, в ре­ зультате которых затрагиваются структура материала, объем, напряжения в материале и т. д., называют разрушением.

Изнашивание или разрушение могут сопровождаться другими процессами. Например, изнашивание трением может сопровож­ даться коррозионным разрушением и т. д.

91


К о н с т р у к т и в н ы е дефекты возникают

вследствие упуще­

ний и ошибок,

допущенных при расчете и конструировании объ­

ектов (подбор

не соответствующих условиям

работы материалов

деталей и элементов, назначение неправильной термической обра­ ботки, неправильных допусков на сопряжения деталей и т. п.).

Конструктивные дефекты чаще проявляются на головных судах

серии (повышенная вибрация валопровода, проявление

слеминга

и т. д.).

Но некоторые дефекты характерны для всех судов (меха­

низмов)

серии. Например, в результате неправильного

подбора

материала возможно повышенное эрозионное изнашивание греб­ ных винтов, рабочих колес циркуляционных насосов и т. д.

Правильно выполненная термическая обработка во многом оп­ ределяет долговечность детали. Например, на главных двигателях встречалось выкрашивание рабочих поверхностей кулачных шайб распределительных валов из-за недостаточной глубины поверхно­ стной закалки в результате неправильного назначения термической обработки. После того как термообработка была изменена и ку­ лачные шайбы стали закаливать по всему объему, выкрашивание прекратилось.

В практике эксплуатации были случаи разрыва бронзовых об­ лицовок гребных валов из-за больших величин натяга в сопряже­ нии посадочных мест облицовки и вала.

П р о и з в о д с т в е н н ы е дефекты являются обычно следст­ вием отступлений, допущенных от установленных технических ус­ ловий, правил и ГОСТов на изготовление и ремонт судовых тех­ нических средств и корпусных конструкций (от неправильного применения материалов, неправильного выполнения термической обработки или других видов упрочнения, неправильной сборки и т. д.).

Конструктивные и производственные дефекты могут приводить к повышенным износам, деформациям и поломкам деталей, что в свою очередь ведет к авариям (аварийный износ дейдвудного подшипника, разрыв шатунных болтов, деформация шатуна, по­ ломка картера двигателя и т. д.).

Из-за нарушения правил эксплуатации встречаются а в а р и й ­ ные дефекты (повышенный износ втулок и поршней цилиндров двигателя, деформация роторов турбин, поломка различных де­ талей и т. д.).

Тяжелые условия навигации (штормовая погода, тяжелая ле­ довая обстановка) часто приводят к деформации корпусных конст­

рукций, повреждению рулевых

устройств и

гребных винтов.

Э к с п л у а т а ц и о н н ы е

о т л о ж е н и я

образовываются в

процессе эксплуатации, когда судно и его части соприкасаются с окружающей средой (корпус судна находится в воде, богатой солями и морскими организмами; внутренние поверхности котлов, трубопроводов, теплообменных аппаратов, полостей охлаждения двигателей соприкасаются с водой и конденсатом, содержащими соли; через системы и охладители прокачивается масло, содержа­ щее примеси и т. д.);

9 2


Эксплуатационные отложения необходимо периодически уда­ лять, так как они ведут к снижению эксплуатационных характери­ стик и изменению условий работы механизмов. Обрастание под­ водной части корпуса судна, например, ведет к снижению скоро­ сти хода, отложение солей в охлаждающих полостях механиз­ мов— к изменению теплового режима работы, появлению ускорен­ ных износов.

В связи с этим эксплуатационные отложения могут быть допу­ щены только в тех случаях, когда они не вызывают существенных отклонений эксплуатационных характеристик механизмов, уст­ ройств и судна в целом от построечных. Пределы допустимых ве­ личин отложений устанавливают во время эксплуатации судна и его механизмов путем наблюдения за изменением эксплуатацион­ ных характеристик. Часть эксплуатационных отложений периоди­

чески

устраняют

во время

эксплуатации

судна (осадки в фильт­

рах,

отложения

в полостях

охлаждения

механизмов), часть — во

время ремонтов

(обрастание подводной части корпуса судна).

§ 30. ИЗНОС ОТ ТРЕНИЯ И ЭРОЗИИ

Изнашивание трением. Применительно к механическим систе­ мам процесс изнашивания трением рассматривается как измене­ ние размеров и формы поверхностей элементов. Интенсивность процесса изнашивания зависит от внешних и внутренних факто­ ров. К первым относятся величина и характер нагрузок, наличие и качество смазки, температурные условия, режим взаимного пе­ ремещения поверхностей, участвующих в процессе трения, ха­ рактер образующихся на поверхности защитных окисных пленок; ко вторым — твердость, предел упругости, теплофизические ха­ рактеристики, химическая стойкость, характеристики структуры материала, способность адсорбировать смазку и т. д.

Взависимости от количества внешних и внутренних факторов

вматериалах возникают сложные явления, сочетание которых определяет процесс изнашивания.

Внастоящее время наиболее распространена классификация

видов изнашивания трением, приведенная на рис. 15.

Согласно этой классификации все виды трения делятся на ме­ ханические, молекулярно-механические и коррозионно-механиче­ ские.

М е х а н и ч е с к о е изнашивание представляет собой процесс разрушения поверхностных слоев в результате упругих и пласти­ ческих деформаций без существенных физико-химических измене­ ний свойств материалов.

Подвидами механического изнашивания являются абразивное изнашивание, пластическое деформирование, изнашивание при кавитации и хрупкое разрушение поверхности.

Абразивное изнашивание представляет собой пластическую де­ формацию поверхностных слоев при трении скольжения в ре­ зультате воздействия на сопряженные поверхности твердых аб-

93


Рис. 15. Классификация процессов изнашивания трением

разивных частиц. Взаимодействие поверхности детали с твердыми частицами разнообразно. При абразивном изнашивании происхо­ дит пластическое деформирование материала независимо от того, образуется при этом стружка (уносимая, например, током смаз­ ки), или возникают риски, борозды и т. д. Абразивные частицы — это частицы нагара, продукты изнашивания и включения твердых частиц в смазочные жидкости.

Примером абразивного изнашивания может быть изнашивание цилиндровых втулок и поршней двигателей, дейдвудных подшип­ ников буксирных судов при работе на мелководье и др.

Абразивная эрозия представляет собой изнашивание поверхно­ сти под воздействием движущихся в потоке газа или жидкости аб­ разивных частиц, например, эрозия кромок лопаток газовых тур­ бин под воздействием частиц золы, движущихся вместе с газовоз­ душным потоком.

При пластическом деформировании под воздействием внешних нагрузок и высоких температур более мягкий материал перемеща­ ется в направлении движения, а затем и отрывается; например, изнашивание мягких антифрикционных материалов (баббитов) подшипников скольжения, наволакивание материала зубьев зуб­ чатых передач при работе с перегрузкой и т. д.

Изнашивание при кавитации представляет собой хрупкое раз­ рушение поверхностей деталей в результате местных гидравличе­ ских ударов; например, разрушение поверхностей лопастей греб­ ных винтов с засасывающей стороны, поверхностей гидравлических частей центробежных насосов и др.

Хрупкое разрушение поверхности происходит в тех случаях, когда поверхностные слои материала из-за многократно повторяю­ щихся деформаций становятся хрупкими — в результате наклепа и усталости материала; например, усталостные разрушения зубьев зубчатых передач в районе линии контакта (питтинг), когда из-за многократно повторяющихся пульсирующих нагрузок образуются микротрещины с последующим хрупким разрушением материала; при трении качения (у подшипников качения), когда на поверх­ ностях тел качения и беговых дорожек образуются усталостные

разрушения в результате так называемой (в данном

случае)

контактной усталости.

 

М о л е к у л я р

но - м е х а н и ч е с к о е изнашивание — это раз­

рушение местных

металлических связей в том случае, когда

сопря­

женные трущиеся поверхности сближены на расстояние, не превы­ шающее размеров атомных решеток, т. е. когда возможно моле­ кулярное взаимодействие поверхностей. При этом на поверхностях отсутствуют окисные пленки, смазка и пр. Молекулярно-механиче­ ское изнашивание происходит как при низких и нормальных тем­ пературах, так и при высоких. В первом случае происходит чисто молекулярно-механическое взаимодействие, во втором (молекуляр­ но-тепловом изнашивании)— изменение структуры и механических свойств поверхностных слоев металла. В обоих случаях микро­ объемы вырываются из поверхностей после молекулярного схва-

95


тывания и уносятся другой поверхностью или током смазки. При­ мер: вырывание микрообъемом с контактной поверхности зубьев тяжело нагруженных зубчатых передач при срывах в режиме

смазки.

К о р р о з и о н н о - м е х а н и ч е с к о е изнашивание представ­ ляет собой разрушение поверхности детали при одновременном механическом и коррозионном воздействии на нее. Окислительный процесс наблюдается в том случае, когда в результате непосредст­ венного контакта сопряженных поверхностей происходит пластиче­ ское деформирование и срезание выступов с обнажением незащи­ щенного окисной пленкой металла и его окисление. Наличие в га­ зовой или жидкой среде, омывающей деталь, агрессивных ве­ ществ значительно ускоряет процесс разрушения; например, изна­

шивание рабочих шеек

валов механизмов

(насосов),

работаю­

щих в морской воде.

 

результате относительно - не­

Фретинг-коррозия возникает в

большого перемещения

(например,

при вибрации) находящихся

в контакте двух деталей, одна из

которых

(или обе)

металли­

ческая.

Фретинг-коррозия приводит к образованию обычно на металли­ ческой сопряженной поверхности питингов (мелких точечных раз­ рушений). Частицы окислов металлов заполняют образовавшиеся питинги, поэтому только после удаления продуктов коррозии они становятся видимыми.

Фретинг-коррозии подвержены, например, посадочные места вкладышей рамовых подшипников тяжелонагруженных двигате­ лей внутреннего сгорания, посадочные места гребных валов в райо­ не кормовых торцов облицовок, насаженных по прессовой посад­ ке и др.

В процессе изнашивания трением все перечисленные явления происходят в большинстве случаев одновременно, но одно из них обычно является ведущим, определяющим износ, остальные ему сопутствуют.

Из всех рассмотренных видов изнашиваний наиболее распро­ странено абразивное.

Эрозионное изнашивание. Эрозия металлов возникает при ме­ ханическом ударном воздействии на поверхность разрушаемого элемента ‘(Детали) жидких и твердых частиц, движущихся с не­ которой скоростью и обладающих запасом кинетической энергии. Эрозия возможна также при воздействии волн кавитационного происхождения.

Эрозионному изнашиванию подвергаются поверхностные слои металла. При этом интенсивность изнашивания находится в прямой зависимости от состояния поверхности и запаса кинетиче­ ской энергии движущихся частиц. С увеличением шероховатости поверхности и скорости движения потока перед ударом о поверх­ ность интенсивность эрозионного изнашивания повышается. Уста­ новлено, что интенсивность изнашивания находится в шестой сте­ пени от скорости потока.

96