Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
Советские специалисты изучают зарубежный опыт, берут из него все ценное и приемлемое и разрабатывают социалистические
принципы НОТ.
Главными направлениями, в которых ведутся работы в области НОТ, являются следующие:
выработка рациональных форм специализации и кооперации труда;
улучшение организации и обслуживания рабочих мест; изучение и распространение передовых приемов и методов
нормирования труда; всемерное облегчение и оздоровление труда;
улучшение подготовки кадров и постоянное повышение их
культурно-технического уровня; |
служащих |
|
укрепление дисциплины |
и воспитание рабочих и |
|
в духе коммунистического отношения к труду. |
и коопери |
|
Рациональное разделение |
труда (специализация) |
рование способствуют значительному повышению производитель ности труда. В данное время специализацию и кооперирование широко применяют во всех областях промышленности. Специа лизируют в определенных пределах и СРП, а также цехи, участки и бригады СРП. Активно развивается кооперирование СРП меж ду собой и с предприятиями госпромышленности.
Улучшение организации и обслуживания рабочих мест преду сматривает улучшение их планировки и специализации, оснаще ние удобным инвентарем, инструментом, средствами малой и большой механизации. Основное требование к планировке рабочего места заключается в том, что она должна обеспечивать наилучшие возможности для выполнения трудовых процессов.
Следующая группа вопросов НОТ касается изучения и распро странения передовых приемов и методов труда, исключающих лиш ние движения, организации производственного инструктажа, школ передового опыта, разработки инструкций, плакатов и т. д.
Совершенствование нормирования труда предусматривает рас ширение сферы нормирования, распространение различных видов научно обоснованных норм труда на все категории работ, широкое применение отраслевых нормативов.
Облегчение и оздоровление труда идет по пути механизации и автоматизации производственных процессов, применения научно обоснованных режимов труда и отдыха, создания благоприятных санитарно-гигиенических, психофизиологических и эстетических условий труда, обеспечения требований техники безопасности.
Кадры для производства готовят в школах профессиональнотехнического обучения и в специальных средних и высших учеб ных заведениях. Культурно-технический уровень рабочих, служа щих и инженерно-технических работников повышается на посто янно или периодически действующих курсах повышения квалифика ции и в школах передового опыта.
Укрепление дисциплины и воспитание рабочих и служащих в духе коммунистического отношения к труду осуществляется путем
80
проведения общественно-политической и воспитательной работы в массах.
Все главные направления НОТ в равной степени важны. По этому только комплексное проведение мероприятий по всем пере численным направлениям позволит наиболее полно использовать достижения науки и передовой опыт для повышения производи тельности труда.
Поскольку НОТ неразрывно связана с технологией и органи зацией производства, то наибольший эффект от мероприятий мож но получить лишь в том случае, если их разработка и внедрение будут осуществляться в комплексе с мероприятиями по совершен ствованию технологии и организации производства.
Для судоремонтного производства НОТ имеет свои особен ности.
1. Организация труда должна рассматриваться не только с по зиции наибольшей экономии и наилучшей организации труда ра бочих отдельных специальностей, бригад или участков, а с учетом максимального сокращения срока ремонта судов.
В теоретическом плане в этом случае следует рассматривать совокупный продукт, т. е. общую экономию труда рабочих и плав состава, а не экономию конкретного труда рабочих СРП. Это свя зано с тем, что сокращение стоянки судна в ремонте на несколько суток дает значительно большую сверхплановую прибыль, чем это может достичь СРЗ при сверхплановом снижении себестоимо сти работ. Поэтому иногда для сокращения срока ремонта су дов идут на увеличение трудовых затрат либо повышают оплату труда.
2. Большая сложность организации рабочих мест, так как при ремонте судна работы приходится вести и в цехах, и в доках, и в различных частях и отсеках судна. Если в цехах возможно созда ние замкнутых рабочих мест, то при работе вне цехов это трудно или невозможно, что усложняет анализ организации труда и выра ботку мероприятий, направленных на улучшение условий труда. Сложными становятся вопросы рациональной планировки рабо чих мест из-за тесноты на судне. Здесь требуется обеспечить лег кий доступ к рабочим местам и возможность работать в удобном положении, для чего необходима установка различных лесов, под мостей, переходных временных и постоянных трапов и т. д.
3. Сложная технология судоремонтных работ:
большая плотность бригадных работ, усложняющая эффектив ную загрузку каждого рабочего;
индивидуальный характер производства, усложняющий осна щение рабочих инструментами, оснасткой, приспособлениями, ко торые вынуждены делать универсальными, не всегда дающими достаточный эффект;
большая номенклатура работ, что создает сложность в их нормировании.
Все эти особенности должны учитываться при разработке и внедрении планов НОТ на СРП.
6 О. К. Балякин |
81 |
§ 27. СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
Для обеспечения ремонта судов (их механизмов, устройств, си стем и элементов корпуса) в установленные сроки на СРП состав ляют заводские технологические графики, которыми руководст вуются все отделы, службы, цехи и хозяйства.
Существуют два типа графиков: ленточный и сетевой. Ленточные графики, несмотря на простоту построения, имеют
серьезные недостатки, а именно: не отражают взаимосвязь работ и неизбежные изменения в объеме и содержании некоторых работ, возникающие в ходе их выполнения; не дают возможности выбора
лучшего варианта (оптимизации) проведения работ; не позволяют механизировать и автоматизировать управление производством.
Этих недостатков не имеют сетевые графики, которые успеш но применяют сейчас на передовых промышленных предприятиях, в том числе и судоремонтных.
Сетевой график представляет собой стрелочную диаграмму (рис. 13), в которой отдельные работы изображены стрелками /. Однако длина стрелок не определяет длительности выполнения ра боты; здесь важно лишь взаимное положение стрелок, а не их дли на или направление.
Для удобства контроля график может быть увязан с календар ным временем.
Момент перехода одной работы в другую, зависящую от пер вой, в сетевом графике изображают кружком или прямоугольни ком, который называется событием II.
Следовательно, *в сетевом описании термин «работа» означает определенную производственную деятельность, ограниченную с обеих сторон «событиями», которые характеризуются точкой во времени, не имеют длительности и не потребляют материальных ресурсов.
Таким образом, сетевой график производственного процесса состоит из элементов, каждый из которых отмечается двумя собы тиями и одной соединяющей их работой (рис. 13, а).
Сетевой график при построении изображают в виде сети в на правлении выполнения работ от исходного события (например,
82
приемка судна в ремонт) к завершающему событию (сдача судна заказчику после ремонта) слева направо.
Для удобства анализа и построения графика события отмеча ют цифрами. Соответственно индекс работы включает две цифры (начального и конечного событий) для данной работы (рис. 13, б). Так, работа между событиями 3 и 4 будет отмечена как рабо та 3—4.
Работы, составляющие производственный процесс, могут вы полняться как последовательно, так и параллельно. Последова тельные работы формируют цепочки, которые ведут от исходного события к любому событию сети. Такие цепочки получили назва ния «путей» по сети. Пути, ведущие от исходного события к за вершающему, будут полными путями через сеть. Они приведены в табл. 14.
Обозначение пути
1—2—3—4 1 - 2 - 6 —7 - 4
1—2—3—7—4 1—5—6— 7—4 1—5—2—3—4 1—5—2—6—7—4
1—5—2—3—7—4 1 - 5 - 3 —4
1C 1 |
1 |
1 |
|
|
N. |
|
Т а б л и ц а 14 |
Продолжитель |
Название пути |
ность, дни |
|
39 |
Резервный |
41 |
» |
25 |
|
23 |
|
55 |
Подкритический |
57 |
Критический |
41 |
Резервный |
49 |
Подкритический |
35 |
Резервный |
Анализ сетевого графика начинают с оценки длительности ра бот, включенных в описание. Оценка может быть дана в рабочих часах или днях.
Всетевом планировании применяют расчетные, вероятностные
иопытные способы оценки длительности работ.
Вусловиях судоремонта длительность работ целесообразно оп ределять с помощью нормирования плановых объемов. Оконча тельная оценка длительности в сетевых графиках выступает в форме «ожидаемого расчетного времени», которое проставляют под стрелками в соответствующих единицах времени.
Сетевой график часто включает так называемые «фиктивные» работы, не требующие затрат времени и ресурсов. Их вводят в тех случаях, когда необходимо показать зависимость во времени двух событий, между которыми нет реальной работы. Фиктивную рабо ту в этом случае показывают пунктирной стрелкой. Это означает, что работа, например, 7—4 может начаться только при выполне нии событий 5 и 7. Фиктивную работу иначе называют ожиданием.
Все пути в графике являются необходимыми, и для достиже ния конечной цели все работы, лежащие на этих путях, должны быть выполнены.
Путь, имеющий наибольшую суммарную продолжительность выполняемых работ, называется критическим. Он определяет срок
6* |
83 |
достижения конечной цели. На него всегда обращено основное внимание руководства предприятия и всех участников, занимаю щихся ремонтом данного объекта.
На рис. 13, б критическим является путь 1—5—2—6—7—4 с продолжительностью 57 дней. Остальные пути подразделяются на подкритические и ненапряженные (или резервные).
Подкритическим называют путь с суммарной продолжитель
ностью работ, |
близкой |
к продолжительности критического |
пути. |
||
В данном |
графике |
имеются |
два |
подкритических |
пути: |
1—5—2—3—4 и 1—5—3—4. |
или |
резервными, если |
у них |
||
Пути называют ненапряженными |
по сравнению с критическим имеется резерв времени для выпол нения работ, лежащих на этих путях.
Критический путь на графике обозначают толстой или цвет ной (красной) линией. Для наглядности иногда цветными линия ми обозначают также и подкритические пути.
В процессе выполнения работ критический путь не остается по стоянным. Вследствие изменений в продолжительности других работ, не лежащих на критическом пути, этот путь может перехо дить на другие пути, и в первую очередь на подкритические.
Для сокращения общего срока ремонта судна нужно в первую очередь уменьшить длительность работ, лежащих на критическом
пути, и определить новый критический |
путь. Если окажется, что |
в результате первого сокращения срок |
ремонта изменился недо |
статочно, то после определения нового критического пути необхо димо снова по возможности сократить длительность работ, лежа щих на новом критическом пути. Это повторяется столько раз, сколько требуетбя для достижения заданного срока. При этом рабочая сила и ресурсы переводят с работ, имеющих значительный резерв времени, на работы критического пути.
Процесс выбора наивыгоднейшего критического Пути называют оптимизацией сетевого графика по времени.
Если на определенном этапе дальнейшее перераспределение оказывается малоэффективным или требующим значительных и длительных организационных мероприятий, оптимизацию пре кращают и построенный сетевой график принимают к испол нению.
Для составления сетевых графиков используют ремонтные ве домости, в которых содержится большое количество работ по ре монту механизмов, устройств, систем и элементов корпуса. По этому сначала составляют сетевые графики на ремонт отдельных механизмов, устройств, систем и элементов корпуса, а затем — общий (сводный) сетевой график.
Отдельные графики составляют ответственные исполнители со ответствующих цехов, а сводный график составляет специалист группы сетевого планирования и управления при участии ведущего прораба.
На ремонт однотипных механизмов и устройств могут составляться типовые сетевые графики.
84