Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе ремонта объекта важно, чтобы была четко органи­ зована информация о продвижении работ (в первую очереди лежащих на критическом пути) для возможности своевременной корректировки сетевого графика и принятия соответствующих мер.

Система сетевого планирования и управления позволяет ши­ роко использовать вычислительную технику, что облегчает опера­ тивное планирование и управление СРП.

В судоремонтном производстве сетевые графики впервые были применены на Рижском СРЗ в декабре 1964 г., а в марте 1965 г. на этом же заводе по сетевому графику был проведен доковый ре­

монт

(при непосредственном участии

Союзморниипроекта).

В

дальнейшем опыт использования

сетевых графиков в управ­

лении производством распространился, и сейчас их успешно при­ меняют на Одесском заводе имени 50-летия Советской Украины, Ильичевском СРЗ, Клайпедском, Мурманском, имени Дзержин­ ского и др. Внедрению сетевых графиков послужили разработан­ ные Союзморниипроектом «Методические указания по применению СПУ на судоремонтном заводе ММФ», «Временное положение о группе сетевого планирования и управления производственно­ диспетчерского отдела судоремонтного завода ММФ».

§ 28. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Задачи системы. Автоматизированные системы управления (АСУ) охватывают различные области работы, начиная от авто­ матизации локальных процессов и кончая управлением производ­ ственно-хозяйственной деятельностью всего производства.

Главная задача, на решение которой направлена АСУ,— макси­ мальное повышение эффективности управления объектами путем отыскания и реализации оптимальных решений.

Проводимая в стране хозяйственная реформа на основе новой системы планирования и экономического стимулирования требует разработки для каждого производства оптимального плана и пол­ ного использования имеющихся трудовых материальных и энерге­ тических ресурсов. Совершенствование методов планирования и управления производством связано с широким применением совре­ менных средств механизации и автоматизации управления и, в частности, с внедрением электронно-вычислительных машин

(ЭВМ).

Для создания АСУ используют комплекс из ЭВМ, устройств для формирования и обработки исходных данных и средств пере­ дачи их по каналам связи. Вся циркулирующая внутри производ­ ства первичная документация, подлежащая обработке, должна быть переведена на машинные носители информации для автома­ тического считывания. Сам процесс управления осуществляется с помощью алгоритмов, представляющих собой определенную после­ довательность логиконепротиворечивых правил для преобразова­

85


ния исходной информации о состоянии объекта и внешних воздей­ ствиях в управляющие сигналы. Реализация алгоритма, опреде­ ляющего решение задачи, производится с помощью программы, расписывающей соответствующую последовательность действий в

кодах ЭВМ.

Таким образом, под АСУ понимают совокупность технических средств, математического обеспечения и форм организации сбора, обработки и передачи информации, позволяющую осуществлять оптимальный контроль процессов по установленным програм­

мам.

В настоящее время различают следующие виды АСУ для уп­ равления производственными объектами:

цифровые программные устройства (для управления отдельны­ ми станками);

управляющие математические машины (для управления слож­ ными агрегатами);

централизованные системы управления производственными комплексами, предприятиями и целыми отраслями.

Наиболее сложна система полной автоматизации управления производственным объектом.

При наличии сложных производственных объектов трудно осу­ ществить полную автоматизацию всех входящих в объект участ­ ков. На многих участках остается производственно-технический и административный персонал, принимающий решения по управле­ нию локальными процессами на основе субъективного анализа и оценки получаемой информации. В этом случае система управле­ ния должна обеспечивать максимальное использование возмож­ ностей человека и машины и осуществлять их наилучшее сочета­ ние по целенаправленному управлению всем объектом.

Наличие и закрепление в системе за человеком некоторых уп­ равляющих или информационных функций приводит к образова­ нию АСУ. В этом случае возникает сложный вид системы чело­ век— автомат, в которой человек работает параллельно с авто­ матическими устройствами. Проблему наиболее гармоничного со­ четания функций человека и автоматической системы можно счи­ тать решенной в том случае, когда производственный персонал располагает информацией, позволяющей в любой ситуации вы­ брать наиболее рациональное решение.

Ограниченность человеческих возможностей в области объема и скорости приема информации и несвоевременное получение нужной информации при управлении производственными процес­ сами являются лимитирующими факторами при принятии конеч­ ных решений. Поэтому старая техника управления была основана главным образом на приобретенном опыте и осуществлении воле­ вых действий в условиях различных ситуаций. В большинстве случаев это снижало ценность получаемых результатов и умень­ шало их экономическую эффективность.

Применение современных средств вычислительной техники в процессе управления позволяет иначе решать производственные

86


задачи. Электронно-вычислительные машины, включенные в си­ стему управления, позволяют быстро и эффективно перерабаты­ вать получаемые данные о состоянии объектов и вести контроли­ руемые процессы в оптимальных режимах.

С увеличением числа рассредоточенных объектов система ук­ рупняется, и для ее рациональной организации применяют прин­ цип иерархического управления. В этом случае системы строят по многоступенчатой структуре с учетом распределения функций меж­ ду ее соподчиненными частями. Общей задачей управления выс­ шей ступени системы является координация работы комплексов низших ступеней.

Такое распределение функций управления и ответственности за конечные результаты обеспечивает достаточную автономность каж­ дого из звеньев системы и не перегружает ее высшие ступени большим объемом информации локального характера.

В последние годы на морском транспорте значительно возрос­ ли масштабы работ и расширились районы плавания флота, что резко увеличило поток информации. В таких условиях управлять работой флота и портов без использования достижений современ­ ной науки и техники невозможно. Поэтому в ММФ разработана комплексная АСУ «Морфлот», которая обеспечивает оперативный контроль дислокации флота и перевозочного процесса, оператив­ ное планирование и регулирование работы флота и портов. На нее возлагается подготовка необходимых материалов для фрахтова­ ния иностранных и отфрахтования советских судов.

АСУ «Морфлот» обеспечивает также текущее планирование производственной деятельности морского транспорта, контроль за

техническим

состоянием

флота, планирование и регулирование

его ремонта

на СРП,

планирование материально-технического

снабжения, учет материальных ценностей, бухгалтерский и стати­ стический учет, анализ производственной деятельности, движения кадров. Для обеспечения перечисленных функций АСУ имеет со­ ответствующие подсистемы.

Одновременно с функциональными подсистемами, которые от­ носятся к подсистемам высшего уровня, в составе АСУ «Морфлот» имеются АСУ пароходств, портов и СРЗ со своими вычислитель­ ными центрами. Функциональные подсистемы высшего уровня и производственные АСУ — есть составные части единой АСУ мор­ ским транспортом.

Комплекс технических средств АСУ «Морфлот» включает сред­ ства вычислительной техники, устройства ввода и вывода инфор­ мации, устройства регистрации и подготовки данных, приема и пе­ редачи данных по каналам связи, визуального представления ин­ формации, копирования и размножения.

Применение АСУ в судоремонте. АСУ обеспечивает высокую рентабельность производства, увеличение производительности тру­ да, более полное использование производственных площадей, улуч­ шение условий труда и техники безопасности, способствует повы­ шению общей технической культуры производства.

87


АСУ судоремонтным производством включает в себя подсисте­ мы: оперативного управления производством, технико-экономиче­ ского планирования; подготовки производства; технологического обеспечения; материально-технического снабжения, учета кадров, расчета по труду, статистического и бухгалтерского учета.

Наиболее важной и трудной по своей организации является подсистема оперативного управления производством. Она обеспе­ чивает четкое взаимодействие между отдельными производствен­ ными звеньями и функциональными службами завода, используя три основных информационных потока: директивную информацию, оперативную информацию из производственных подразделений и комплекс сведений по принятым нормативам.

Директивная информация формируется из номенклатурных и количественных показателей годового, квартального и месячного планов.

Оперативная информация включает сведения о запуске в про­ изводство и выпуске продукции, а также данные о браке и поте­ рях производства, трудовых и материальных затратах, заработной плате, движении рабочей силы и работе оборудования, движении основных и вспомогательных материалов. При принятии оператив­ ных решений широко используют нормативную информацию, на­ пример, для корректировки суточных и сменных заданий.

Подсистема технико-экономического планирования связана с решением перспективных задач по дальнейшему развитию завода и составлению перспективных планов. Она должна обеспечивать машинное выполнение расчетов трудовых затрат и фондов зара­ ботной платы, расхода основных и вспомогательных материалов, себестоимости выпускаемой продукции.

Подсистема подготовки производства обеспечивает автомати­ зированную обработку заказной документации на ремонт судов, технологическую и конструкторскую подготовку производства к предстоящему ремонту судов.

Подсистема технологического обеспечения объединяет работы, связанные с совершенствованием существующих и разработкой но­ вых технологических процессов. Она обеспечивает разработку ти­ повых и нормализованных технологических процессов, а также другой технической и конструкторской документации, механиза­ цию расчета режимов различных видов технологии производства, механизирует учет технической документации.

Подсистема материально-технического снабжения связана с ре­ шением вопросов обеспечения производства материальными ресур­ сами. Основные ее функции сводятся к своевременному получению данных об имеющихся материальных запасах, рациональному рас­ пределению их между потребителями, прогнозированию изменения потребности завода в основных и вспомогательных материалах и формированию заказов на их получение.

Подсистема учета кадров обеспечивает механизацию учета кад­ ров, позволяет быстро получать сводные данные о кадрах завода и производить нужные выборки по соответствующим признакам.

■88


Подсистема расчета по труду обеспечивает оперативные и пла­ новые расчеты на ЭВМ на основе технически обоснованных норм времени, производит необходимые расчеты по загрузке имею­ щихся мощностей завода.

Подсистема статистического и бухгалтерского учета обеспечи­ вает механизацию: всех учетных и расчетных операций, связанных

Рис. 14. Административно-организационная схема централизо­ ванной автоматизированной системы управления СРП

с отражением хозяйственной и финансовой деятельности предприя­ тия; учета денежных средств, фондов, ссуд и финансовых резуль­ татов работы предприятия; составления годового отчета предприя­ тия и его главной части — бухгалтерского баланса.

В состав СРП входят структурные подразделения (цехи, хозяй­ ства, склады и т. д.), которые образуют основу централизованной автоматизированной системы управления СРП (рис. 14).

Нижняя ступень системы, обслуживающая цехи и участки, обо­ рудована средствами автоматики местного назначения. Основной задачей локальных автоматизированных систем является стабили­ зация управляемых параметров и поддержание их на уровне, уста­ новленном высшей ступенью управления.

89