Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
В процессе ремонта объекта важно, чтобы была четко органи зована информация о продвижении работ (в первую очереди лежащих на критическом пути) для возможности своевременной корректировки сетевого графика и принятия соответствующих мер.
Система сетевого планирования и управления позволяет ши роко использовать вычислительную технику, что облегчает опера тивное планирование и управление СРП.
В судоремонтном производстве сетевые графики впервые были применены на Рижском СРЗ в декабре 1964 г., а в марте 1965 г. на этом же заводе по сетевому графику был проведен доковый ре
монт |
(при непосредственном участии |
Союзморниипроекта). |
В |
дальнейшем опыт использования |
сетевых графиков в управ |
лении производством распространился, и сейчас их успешно при меняют на Одесском заводе имени 50-летия Советской Украины, Ильичевском СРЗ, Клайпедском, Мурманском, имени Дзержин ского и др. Внедрению сетевых графиков послужили разработан ные Союзморниипроектом «Методические указания по применению СПУ на судоремонтном заводе ММФ», «Временное положение о группе сетевого планирования и управления производственно диспетчерского отдела судоремонтного завода ММФ».
§ 28. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Задачи системы. Автоматизированные системы управления (АСУ) охватывают различные области работы, начиная от авто матизации локальных процессов и кончая управлением производ ственно-хозяйственной деятельностью всего производства.
Главная задача, на решение которой направлена АСУ,— макси мальное повышение эффективности управления объектами путем отыскания и реализации оптимальных решений.
Проводимая в стране хозяйственная реформа на основе новой системы планирования и экономического стимулирования требует разработки для каждого производства оптимального плана и пол ного использования имеющихся трудовых материальных и энерге тических ресурсов. Совершенствование методов планирования и управления производством связано с широким применением совре менных средств механизации и автоматизации управления и, в частности, с внедрением электронно-вычислительных машин
(ЭВМ).
Для создания АСУ используют комплекс из ЭВМ, устройств для формирования и обработки исходных данных и средств пере дачи их по каналам связи. Вся циркулирующая внутри производ ства первичная документация, подлежащая обработке, должна быть переведена на машинные носители информации для автома тического считывания. Сам процесс управления осуществляется с помощью алгоритмов, представляющих собой определенную после довательность логиконепротиворечивых правил для преобразова
85
ния исходной информации о состоянии объекта и внешних воздей ствиях в управляющие сигналы. Реализация алгоритма, опреде ляющего решение задачи, производится с помощью программы, расписывающей соответствующую последовательность действий в
кодах ЭВМ.
Таким образом, под АСУ понимают совокупность технических средств, математического обеспечения и форм организации сбора, обработки и передачи информации, позволяющую осуществлять оптимальный контроль процессов по установленным програм
мам.
В настоящее время различают следующие виды АСУ для уп равления производственными объектами:
цифровые программные устройства (для управления отдельны ми станками);
управляющие математические машины (для управления слож ными агрегатами);
централизованные системы управления производственными комплексами, предприятиями и целыми отраслями.
Наиболее сложна система полной автоматизации управления производственным объектом.
При наличии сложных производственных объектов трудно осу ществить полную автоматизацию всех входящих в объект участ ков. На многих участках остается производственно-технический и административный персонал, принимающий решения по управле нию локальными процессами на основе субъективного анализа и оценки получаемой информации. В этом случае система управле ния должна обеспечивать максимальное использование возмож ностей человека и машины и осуществлять их наилучшее сочета ние по целенаправленному управлению всем объектом.
Наличие и закрепление в системе за человеком некоторых уп равляющих или информационных функций приводит к образова нию АСУ. В этом случае возникает сложный вид системы чело век— автомат, в которой человек работает параллельно с авто матическими устройствами. Проблему наиболее гармоничного со четания функций человека и автоматической системы можно счи тать решенной в том случае, когда производственный персонал располагает информацией, позволяющей в любой ситуации вы брать наиболее рациональное решение.
Ограниченность человеческих возможностей в области объема и скорости приема информации и несвоевременное получение нужной информации при управлении производственными процес сами являются лимитирующими факторами при принятии конеч ных решений. Поэтому старая техника управления была основана главным образом на приобретенном опыте и осуществлении воле вых действий в условиях различных ситуаций. В большинстве случаев это снижало ценность получаемых результатов и умень шало их экономическую эффективность.
Применение современных средств вычислительной техники в процессе управления позволяет иначе решать производственные
86
задачи. Электронно-вычислительные машины, включенные в си стему управления, позволяют быстро и эффективно перерабаты вать получаемые данные о состоянии объектов и вести контроли руемые процессы в оптимальных режимах.
С увеличением числа рассредоточенных объектов система ук рупняется, и для ее рациональной организации применяют прин цип иерархического управления. В этом случае системы строят по многоступенчатой структуре с учетом распределения функций меж ду ее соподчиненными частями. Общей задачей управления выс шей ступени системы является координация работы комплексов низших ступеней.
Такое распределение функций управления и ответственности за конечные результаты обеспечивает достаточную автономность каж дого из звеньев системы и не перегружает ее высшие ступени большим объемом информации локального характера.
В последние годы на морском транспорте значительно возрос ли масштабы работ и расширились районы плавания флота, что резко увеличило поток информации. В таких условиях управлять работой флота и портов без использования достижений современ ной науки и техники невозможно. Поэтому в ММФ разработана комплексная АСУ «Морфлот», которая обеспечивает оперативный контроль дислокации флота и перевозочного процесса, оператив ное планирование и регулирование работы флота и портов. На нее возлагается подготовка необходимых материалов для фрахтова ния иностранных и отфрахтования советских судов.
АСУ «Морфлот» обеспечивает также текущее планирование производственной деятельности морского транспорта, контроль за
техническим |
состоянием |
флота, планирование и регулирование |
его ремонта |
на СРП, |
планирование материально-технического |
снабжения, учет материальных ценностей, бухгалтерский и стати стический учет, анализ производственной деятельности, движения кадров. Для обеспечения перечисленных функций АСУ имеет со ответствующие подсистемы.
Одновременно с функциональными подсистемами, которые от носятся к подсистемам высшего уровня, в составе АСУ «Морфлот» имеются АСУ пароходств, портов и СРЗ со своими вычислитель ными центрами. Функциональные подсистемы высшего уровня и производственные АСУ — есть составные части единой АСУ мор ским транспортом.
Комплекс технических средств АСУ «Морфлот» включает сред ства вычислительной техники, устройства ввода и вывода инфор мации, устройства регистрации и подготовки данных, приема и пе редачи данных по каналам связи, визуального представления ин формации, копирования и размножения.
Применение АСУ в судоремонте. АСУ обеспечивает высокую рентабельность производства, увеличение производительности тру да, более полное использование производственных площадей, улуч шение условий труда и техники безопасности, способствует повы шению общей технической культуры производства.
87
АСУ судоремонтным производством включает в себя подсисте мы: оперативного управления производством, технико-экономиче ского планирования; подготовки производства; технологического обеспечения; материально-технического снабжения, учета кадров, расчета по труду, статистического и бухгалтерского учета.
Наиболее важной и трудной по своей организации является подсистема оперативного управления производством. Она обеспе чивает четкое взаимодействие между отдельными производствен ными звеньями и функциональными службами завода, используя три основных информационных потока: директивную информацию, оперативную информацию из производственных подразделений и комплекс сведений по принятым нормативам.
Директивная информация формируется из номенклатурных и количественных показателей годового, квартального и месячного планов.
Оперативная информация включает сведения о запуске в про изводство и выпуске продукции, а также данные о браке и поте рях производства, трудовых и материальных затратах, заработной плате, движении рабочей силы и работе оборудования, движении основных и вспомогательных материалов. При принятии оператив ных решений широко используют нормативную информацию, на пример, для корректировки суточных и сменных заданий.
Подсистема технико-экономического планирования связана с решением перспективных задач по дальнейшему развитию завода и составлению перспективных планов. Она должна обеспечивать машинное выполнение расчетов трудовых затрат и фондов зара ботной платы, расхода основных и вспомогательных материалов, себестоимости выпускаемой продукции.
Подсистема подготовки производства обеспечивает автомати зированную обработку заказной документации на ремонт судов, технологическую и конструкторскую подготовку производства к предстоящему ремонту судов.
Подсистема технологического обеспечения объединяет работы, связанные с совершенствованием существующих и разработкой но вых технологических процессов. Она обеспечивает разработку ти повых и нормализованных технологических процессов, а также другой технической и конструкторской документации, механиза цию расчета режимов различных видов технологии производства, механизирует учет технической документации.
Подсистема материально-технического снабжения связана с ре шением вопросов обеспечения производства материальными ресур сами. Основные ее функции сводятся к своевременному получению данных об имеющихся материальных запасах, рациональному рас пределению их между потребителями, прогнозированию изменения потребности завода в основных и вспомогательных материалах и формированию заказов на их получение.
Подсистема учета кадров обеспечивает механизацию учета кад ров, позволяет быстро получать сводные данные о кадрах завода и производить нужные выборки по соответствующим признакам.
■88
Подсистема расчета по труду обеспечивает оперативные и пла новые расчеты на ЭВМ на основе технически обоснованных норм времени, производит необходимые расчеты по загрузке имею щихся мощностей завода.
Подсистема статистического и бухгалтерского учета обеспечи вает механизацию: всех учетных и расчетных операций, связанных
Рис. 14. Административно-организационная схема централизо ванной автоматизированной системы управления СРП
с отражением хозяйственной и финансовой деятельности предприя тия; учета денежных средств, фондов, ссуд и финансовых резуль татов работы предприятия; составления годового отчета предприя тия и его главной части — бухгалтерского баланса.
В состав СРП входят структурные подразделения (цехи, хозяй ства, склады и т. д.), которые образуют основу централизованной автоматизированной системы управления СРП (рис. 14).
Нижняя ступень системы, обслуживающая цехи и участки, обо рудована средствами автоматики местного назначения. Основной задачей локальных автоматизированных систем является стабили зация управляемых параметров и поддержание их на уровне, уста новленном высшей ступенью управления.
89