Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
рамовых шеек путем последовательной установки прибора на ука занные шейки.
При положении судна на плаву для устранения влияния качки используют одновременный отсчет по двум приборам, установлен ным на мотылевой и рамовой шейках вала.
Непараллельность и скрещивание осей мотылевых шеек с осью коленчатого вала допускается не более 0,15 мм/м.
§ 47. ПРОВЕРКА ЦЕНТРОВКИ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА
Проверку центровки зубчатого редуктора рассмотрим на приме ре зубчатого редуктора главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА).
Состояние центровки оценивают в данном случае по величинам непараллельности и скрещивания осей зубчатых колес и шестерен, что определяют по изменению суммарного бокового зазора AS в зубчатом зацеплении. На СРЗ это делают обычно так.
Рис. 51. Укладка свинцовых проволочек и измерение толщины свинцовых от тисков при проверке центровки зубчатой передачи
Несколько свинцовых проволочек 4 (рис. 51, а) длиной около 200 мм каждая и диаметром 0,7—1 мм укладывают на равном расстоянии по 4— 6 штук на каждом венце зубчатого колеса 2. Крайние проволочки укладывают на расстоянии 40—60 мм от тор
151
ца колеса. После этого редуктор проворачивают и снимают свин цовые оттиски, проверяя «отжим» шестерни 1. Если он превышает 0,05 мм, то это учитывают в последующих расчетах.
Под «отжимом» понимают некоторое поднятие шестерни на свин цовом оттиске. Его измеряют с помощью двух индикаторов 3, под веденных к обеим шейкам шестерни.
В результате измерений толщины оттисков по каждой прово
лочке |
рассчитывают средние |
величины зазоров с рабочей Р (пе |
||||||
реднего хода) |
и нерабочей Я |
(заднего хода) |
сторон зуба |
по фор |
||||
мулам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% Р[к) |
V |
/у(?> |
|
||
|
|
Л = |
н х— 1 |
111 |
|
|||
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 ^ |
’ |
Нп = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
К, <7, i, j |
— количество |
|
сделанных |
измерений по |
каждой |
||
Полученные |
проволочке |
I к II (рис. |
51, |
б). |
графика |
|||
величины откладывают на |
ординатах |
(рис. 51, в). График строят для того, чтобы убедиться в правиль ности выполненных измерений. Если величины зазоров вдоль зу ба, т. е. при переходе от точки к точке, изменяются по линейному закону, то измерения сделаны правильно. Здесь же можно учесть величины отжима.
Для расчета непараллелы-юсти нужно знать изменение суммар ного бокового зазора вдоль зуба, равное:
A S = /(Р1+ Я 1) — (Р „ + Я „ )|.
При скрещивании осей величина AS выражается как сумма изменения зазоров с рабочей и нерабочей сторон вдоль зуба, т. е. она может быть представлена в виде
A S — ЦР -/> „) + (Я ,-Я „ ) |.
Формулы для определения непараллельности х и скрещива ния у можно представить в следующем виде:
Х = 1(Я,+//■)-(/>,+//,)! |
мм /м . |
|
2 1 |
S i n а |
|
|( Р . - Р П)+ ( Я 1-Я „)[ |
мм/м, |
|
2 1 |
COS а |
|
где / — расстояние между |
крайними |
проволочками (см. рис. 50, |
а), м; |
|
|
а — угол зацепления (для отечественных зубчатых передач
а = 20°).
152
Если при расчете непараллельное™ необходимо учесть отжим, то формула будет иметь вид
,, |
[(Pi+^A —Е ,) —( Р п-\-Нп—Е 2)\ |
, |
|
|||
Л — |
*-----------------------------------------------------------------------------------------------— М М М , |
|
||||
|
|
21 s i n |
а |
|
|
|
где Еи Е2— величины |
отжима, |
замеренные на |
шейках |
шестерни |
||
и приведенные к местам укладки крайних |
проволо |
|||||
чек, |
мм. |
|
|
|
|
|
Подсчитанные непараллельное.™ и скрещивание осей шестерен |
||||||
и колес сравнивают с предельно допустимыми |
при эксплуатации |
|||||
(0,1 мм/м) и делают |
заключение |
о состоянии |
центровки редук |
|||
тора. |
|
редуктора |
определяется |
также |
контактом |
|
Качество центровки |
в зубчатом зацеплении. Для оценки контакта в условиях СРП обычно используют краску, которую наносят тонким слоем на зубья шестерни, и проворачивают редуктор последовательно на передний и задний ходы. После этого по протяженности и характеру распо ложения отпечатков краски на боковых поверхностях зубьев ко леса судят о качестве контакта зубчатого зацепления.
Для главных зубчатых передач установлены следующие нормы на контакт в зацеплении: по длине зуба — не менее 90%, по высо те-— не менее 60%. Для зубчатых передач вспомогательных меха низмов требования к контакту в зацеплении менее жесткие, по длине зуба 30—60%, а по высоте 15—20% (в зависимости от на значения и условий работы передачи).
§ 48. ПРОВЕРКА ЦЕНТРОВКИ ВАЛОПРОВОДА
Проверка по изломам и смещениям. Состояние центровки валопровода (относительного расположения осей валов) оценивают
по величинам изломов (мм/м) и смещений (мм) |
осей валов в райо |
нах фланцевых (муфтовых) соединений. |
изломы и сме |
Различают положительные и отрицательные |
щения.
Излом считается положительным, если фланцы раскрыты ввер ху (для вертикальной плоскости) или со. стороны левого борта (для горизонтальной плоскости). Смешение считается положитель ным, если фланец носового вала смещен вниз (для вертикальной плоскости) или в сторону правого борта (для горизонтальной
плоскости).
Существуют два способа определения излома и смещения на фланцевых соединениях: при помощи линейки и щупа; при помо
щи двух пар стрел.
На СРП на валопроводах с фланцевыми соединениями чаще используют первый способ, как требующий меньших затрат вре мени на подготовительные работы.
Перед снятием замеров соединения валов рассоединяют, а ва лы раздвигают до появления между ними зазора в несколько де сятых миллиметра.
153
При использовании линейки 2 и щупа 1 (рис. 52) производят измерения в четырех точках по окружности фланцев (верх, низ, правый и левый борта) при одном положении валопровода. Затем измерения повторяют после проворачивания валопровода на 180° для того, чтобы исключить влияние неперпендикулярности торцев фланцев и радиальных биений фланцев на результаты подсчета излома и смещения.
Рис. 52. Измерение смещения и излома при помощи линейки и щупа:
а — места измерений; б — измерение смещений; в — измерение изломов
Рис. 53. Измерение смещения осей промежуточных валов при различном диаметре их фланцев
При измерении смещения линейку накладывают на выступаю щий фланец, а щупом измеряют зазор между линейкой и окруж ностью второго фланца. Если фланцы одного диаметра или раз ного, но окружность меньшего фланца выступает за окружность большего (рис. 53, а), то смещение определяют по формуле
о = --------- |
. |
2
Если фланцы разного диаметра и окружность меньшего флан ца не выступает за окружность большего (рис. 53, б), то смеще ние определяют по формуле
* "La—Ib
о — -------- .
2
154
Для определения излома щупом измеряют зазоры между флан
цами. |
При |
этом щуп заводят на глубину не более чем на 20— |
30 мм |
(см. |
рис. 51, б). |
Результаты замеров сводят в расчетную таблицу (табл. 16) и подсчитывают изломы и смещения на всех фланцевых соединениях
валопровода. |
|
|
|
|
|
|
|
При использовании стрел на каж |
|
||||||
дое фланцевое соединение устанавли |
|
||||||
вают в вертикальной плоскости диа |
|
||||||
метрально противоположно две пары |
|
||||||
стрел (рис. 54). |
Далее измеряют за |
|
|||||
зоры а, Ъ, т, п при четырех положе |
|
||||||
ниях валопровода, отличных друг от |
|
||||||
друга на 90°. |
|
Результаты |
замеров |
|
|||
сводят в расчетную таблицу (табл. 17) |
|
||||||
и подсчитывают изломы |
и смещения. |
|
|||||
Для определения знака смещения от |
|
||||||
мечают, на каком |
фланце |
(носовом |
|
||||
или кормовом) |
установлены |
|
охваты |
|
|||
вающие стрелы. |
замеров |
необходимо |
|
||||
При снятии |
|
||||||
обращать внимание |
на расположение |
|
|||||
подшипников |
промежуточных |
|
валов. |
|
|||
Дело в том, что промежуточные валы |
|
||||||
не являются |
абсолютно |
жесткими и |
|
||||
после рассоединения |
фланцев |
|
упруго |
|
|||
деформируют |
|
под |
действием |
силы |
Рис. 54. Центровка валопро- |
||
собственной тяжести. Характер дефор |
вода при помощи двух пар |
||||||
мации (прогиба) валов зависит от |
стрел |
||||||
расположения опор |
(рис. 55). |
Иногда |
|
прогиб консольных частей валов и поворот фланцев могут дости гать значительной величины (несколько десятых миллиметра), ко торую нельзя не учитывать при замерах.
■Н- г—|
Рис. 55. Прогибы промежуточных валов от собственной массы в зависимости от характера расположения опор
На практике влияние деформаций валов учитывают путем рас чета стрелок прогиба их консольных частей и углов поворота флан цев или устраняют путем постановки временных опор в положение, исключающее прогибы консольных частей и обеспечивающее пер пендикулярность фланцев геометрической оси вала.
155
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 16 |
Номер |
|
|
|
Смещение |
|
|
|
Излом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фланцево |
Место замера |
Величина |
Сумма |
|
Величина |
Сумма |
|
||
го соеди |
замера, |
мм |
Величина смещения, мм |
замера .мм |
Величина излома, мм/м |
||||
нения |
|
|
|
замеров |
|
|
замеров |
||
|
|
0° |
180° |
|
|
0° |
180° |
|
|
|
Верх |
а1 |
«2 |
о,у-\-а.2 |
|
Ха+Х6 |
|
|
т<2 |
m if-M j |
|
Е/П-Ея |
|
1 |
Низ |
bi |
bi |
b\-\~b2 |
° о - |
4 |
|
«1 |
По |
«1 + «2 |
Yb |
2D |
|
Правый борт |
Cl |
C2 |
cl + c2 |
|
Хс+Е/7 |
|
г>1 |
|
W l+ t’2 |
|
S o - Sr |
|
|
|
ог_ |
|
|
|
|
||||||||
|
Левый борт |
di |
d2 |
|
4 |
|
|
с2 |
C l+ C 2 |
|
2D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
П р и м е ч а н и я : 1. В |
формуле |
для определения |
смещения |
знак |
( + ) |
ставится |
в том случае, |
когда окружность одного |
|||||
фланца выходит за пределы другого, знак |
(—) — в |
случае, |
когда |
окружность одного |
фланца |
находится |
в пределах |
ок |
|||||
ружности |
другого. |
|
|
м. |
j |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. D — диаметр фланцевого соединения, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
17 |
|
|
|
|
Смещение |
|
|
|
|
|
Излом |
|
|
|
Номер |
|
Величина за |
|
|
|
|
Величина за |
|
|
|
|
||
фланцево |
Место замера |
Сумма |
|
|
|
Сумма |
|
|
|
||||
го соеди |
мера пары, мм |
Величина смещения, мм |
мера пары, мм |
Величина/излома, мм/м |
|
||||||||
нения |
|
|
|
замеров |
|
|
замеров |
|
|||||
|
|
первой |
второй |
|
|
|
|
первой |
второй |
|
|
|
|
|
Верх |
д 1 |
Ь2 |
1 + ^ 2 |
|
Ха—Е6 |
т , |
/И2 |
т1+ т 2 |
|
Е/и— Ел |
|
|
|
Низ |
h |
|
4 |
|
«1 |
п2 |
п1~\~п2 |
|
|
|
||
1 |
|
|
^ |
|
|
|
9в~ |
2D |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Правый борт |
с, |
С2 |
С1+ С2 |
|
Ес—Ed |
^i |
|
V i + v 2 |
|
So—Sr |
|
||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Левый борт |
|
d2 |
^ 1 + ^ 2 |
°г“ |
4 |
|
Cl |
Г2 |
Cl+ Сз |
9 г _ |
2D |
|
П р и м е ч а н и е . D — размер разноса стрел, м
Расчеты выполняют по формулам сопромата, рассматривая промежуточный вал как балку на двух опорах, равномерно нагру женную распределенной нагрузкой от собственной массы с сосре доточенной нагрузкой на концах от массы фланцев.
Консольную часть дейдвудного вала рассчитывают как за
щемленную балку. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расположение |
временных |
опор |
определяют |
по |
таблицам |
|||||
Г. А. Меграбова в зависимости от размеров вала. |
и |
смещений |
||||||||
Для |
определения допустимых |
величин |
изломов |
|||||||
строят номограммы для |
данной |
конструкции валопровода. |
||||||||
|
Z найм |
________11____________ |
|
|
|
|
||||
$ 7 Г “ |
\ •' А Л '' |
II |
1 |
II |
|
|||||
А |
|
- |
> |
|
ц Г Ч |
|
||||
Рис. 56. Схема валопровода при определении коэффициента гибкости |
||||||||||
Валопроводы подразделяют на длинные и короткие. |
которых |
|||||||||
К |
длинным |
валопроводам |
относят |
те, |
длина |
|||||
L ^ 3 0 d (где d — диаметр промежуточных валов, см). |
|
|||||||||
К коротким валопроводам относят |
валопроводы при L ^ 2 2 y d , |
|||||||||
а также те, которые не имеют промежуточных валов. |
|
Для построения номограммы допусков длинного валопровода подсчитывают величину коэффициента гибкости валопровода по формуле
К = 3,74------ -------,
|
105 ( d ^ |
- d j |
) |
|
|
где/_(наи«_ среднее расстояние |
между |
опорами |
трех смежных |
||
3 |
(рис. 56), |
общая длина которых — наимень |
|||
пролетов |
|||||
шая для данного валопровода в районе между носо |
|||||
вой дейдвудной опорой и кормовым |
подшипником |
||||
двигателя |
или его редуктора (на длине L), см; |
||||
d и d0— наружный |
и внутренний |
диаметры |
промежуточных |
||
валов, см. |
|
|
|
|
|
По коэффициенту гибкости определяют допуски для вертикаль ной и горизонтальной плоскостей для всех фланцевых соедине
ний валопровода, за исключением соединения у двигателя, |
где |
|
эти допуски |
устанавливаются в пределах: на смещение — 0,1 |
мм; |
на излом— |
0,15 мм/м. |
|
Для построения номограммы допустимых величин смещений и изломов (рис. 57) используют следующие выражения:
при укладке каждого промежуточного вала на двух подшип никах
I i_i_ 2000 ц.1 ^ 2 |
ту- |
М + 1 Г Р К Т |
АГ. |
157