Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рамовых шеек путем последовательной установки прибора на ука­ занные шейки.

При положении судна на плаву для устранения влияния качки используют одновременный отсчет по двум приборам, установлен­ ным на мотылевой и рамовой шейках вала.

Непараллельность и скрещивание осей мотылевых шеек с осью коленчатого вала допускается не более 0,15 мм/м.

§ 47. ПРОВЕРКА ЦЕНТРОВКИ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА

Проверку центровки зубчатого редуктора рассмотрим на приме­ ре зубчатого редуктора главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА).

Состояние центровки оценивают в данном случае по величинам непараллельности и скрещивания осей зубчатых колес и шестерен, что определяют по изменению суммарного бокового зазора AS в зубчатом зацеплении. На СРЗ это делают обычно так.

Рис. 51. Укладка свинцовых проволочек и измерение толщины свинцовых от­ тисков при проверке центровки зубчатой передачи

Несколько свинцовых проволочек 4 (рис. 51, а) длиной около 200 мм каждая и диаметром 0,7—1 мм укладывают на равном расстоянии по 4— 6 штук на каждом венце зубчатого колеса 2. Крайние проволочки укладывают на расстоянии 40—60 мм от тор­

151

ца колеса. После этого редуктор проворачивают и снимают свин­ цовые оттиски, проверяя «отжим» шестерни 1. Если он превышает 0,05 мм, то это учитывают в последующих расчетах.

Под «отжимом» понимают некоторое поднятие шестерни на свин­ цовом оттиске. Его измеряют с помощью двух индикаторов 3, под­ веденных к обеим шейкам шестерни.

В результате измерений толщины оттисков по каждой прово­

лочке

рассчитывают средние

величины зазоров с рабочей Р (пе­

реднего хода)

и нерабочей Я

(заднего хода)

сторон зуба

по фор­

мулам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

% Р[к)

V

/у(?>

 

 

 

Л =

н х— 1

111

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

21 ^

Нп =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

К, <7, i, j

— количество

 

сделанных

измерений по

каждой

Полученные

проволочке

I к II (рис.

51,

б).

графика

величины откладывают на

ординатах

(рис. 51, в). График строят для того, чтобы убедиться в правиль­ ности выполненных измерений. Если величины зазоров вдоль зу­ ба, т. е. при переходе от точки к точке, изменяются по линейному закону, то измерения сделаны правильно. Здесь же можно учесть величины отжима.

Для расчета непараллелы-юсти нужно знать изменение суммар­ ного бокового зазора вдоль зуба, равное:

A S = /(Р1+ Я 1) — (Р „ + Я „ )|.

При скрещивании осей величина AS выражается как сумма изменения зазоров с рабочей и нерабочей сторон вдоль зуба, т. е. она может быть представлена в виде

A S — ЦР -/> „) + (Я ,-Я „ ) |.

Формулы для определения непараллельности х и скрещива­ ния у можно представить в следующем виде:

Х = 1(Я,+//■)-(/>,+//,)!

мм /м .

2 1

S i n а

 

|( Р . - Р П)+ ( Я 1-Я „)[

мм/м,

2 1

COS а

 

где / — расстояние между

крайними

проволочками (см. рис. 50,

а), м;

 

 

а — угол зацепления (для отечественных зубчатых передач

а = 20°).

152


Если при расчете непараллельное™ необходимо учесть отжим, то формула будет иметь вид

,,

[(Pi+^A Е ,) ( Р п-\-Нп—Е 2)\

,

 

Л

*-----------------------------------------------------------------------------------------------— М М М ,

 

 

 

21 s i n

а

 

 

 

где Еи Е2— величины

отжима,

замеренные на

шейках

шестерни

и приведенные к местам укладки крайних

проволо­

чек,

мм.

 

 

 

 

 

Подсчитанные непараллельное.™ и скрещивание осей шестерен

и колес сравнивают с предельно допустимыми

при эксплуатации

(0,1 мм/м) и делают

заключение

о состоянии

центровки редук­

тора.

 

редуктора

определяется

также

контактом

Качество центровки

в зубчатом зацеплении. Для оценки контакта в условиях СРП обычно используют краску, которую наносят тонким слоем на зубья шестерни, и проворачивают редуктор последовательно на передний и задний ходы. После этого по протяженности и характеру распо­ ложения отпечатков краски на боковых поверхностях зубьев ко­ леса судят о качестве контакта зубчатого зацепления.

Для главных зубчатых передач установлены следующие нормы на контакт в зацеплении: по длине зуба — не менее 90%, по высо­ те-— не менее 60%. Для зубчатых передач вспомогательных меха­ низмов требования к контакту в зацеплении менее жесткие, по длине зуба 30—60%, а по высоте 15—20% (в зависимости от на­ значения и условий работы передачи).

§ 48. ПРОВЕРКА ЦЕНТРОВКИ ВАЛОПРОВОДА

Проверка по изломам и смещениям. Состояние центровки валопровода (относительного расположения осей валов) оценивают

по величинам изломов (мм/м) и смещений (мм)

осей валов в райо­

нах фланцевых (муфтовых) соединений.

изломы и сме­

Различают положительные и отрицательные

щения.

Излом считается положительным, если фланцы раскрыты ввер­ ху (для вертикальной плоскости) или со. стороны левого борта (для горизонтальной плоскости). Смешение считается положитель­ ным, если фланец носового вала смещен вниз (для вертикальной плоскости) или в сторону правого борта (для горизонтальной

плоскости).

Существуют два способа определения излома и смещения на фланцевых соединениях: при помощи линейки и щупа; при помо­

щи двух пар стрел.

На СРП на валопроводах с фланцевыми соединениями чаще используют первый способ, как требующий меньших затрат вре­ мени на подготовительные работы.

Перед снятием замеров соединения валов рассоединяют, а ва­ лы раздвигают до появления между ними зазора в несколько де­ сятых миллиметра.

153


При использовании линейки 2 и щупа 1 (рис. 52) производят измерения в четырех точках по окружности фланцев (верх, низ, правый и левый борта) при одном положении валопровода. Затем измерения повторяют после проворачивания валопровода на 180° для того, чтобы исключить влияние неперпендикулярности торцев фланцев и радиальных биений фланцев на результаты подсчета излома и смещения.

Рис. 52. Измерение смещения и излома при помощи линейки и щупа:

а — места измерений; б — измерение смещений; в — измерение изломов

Рис. 53. Измерение смещения осей промежуточных валов при различном диаметре их фланцев

При измерении смещения линейку накладывают на выступаю­ щий фланец, а щупом измеряют зазор между линейкой и окруж­ ностью второго фланца. Если фланцы одного диаметра или раз­ ного, но окружность меньшего фланца выступает за окружность большего (рис. 53, а), то смещение определяют по формуле

о = ---------

.

2

Если фланцы разного диаметра и окружность меньшего флан­ ца не выступает за окружность большего (рис. 53, б), то смеще­ ние определяют по формуле

* "La—Ib

о — -------- .

2

154

Для определения излома щупом измеряют зазоры между флан­

цами.

При

этом щуп заводят на глубину не более чем на 20—

30 мм

(см.

рис. 51, б).

Результаты замеров сводят в расчетную таблицу (табл. 16) и подсчитывают изломы и смещения на всех фланцевых соединениях

валопровода.

 

 

 

 

 

 

 

При использовании стрел на каж­

 

дое фланцевое соединение устанавли­

 

вают в вертикальной плоскости диа­

 

метрально противоположно две пары

 

стрел (рис. 54).

Далее измеряют за­

 

зоры а, Ъ, т, п при четырех положе­

 

ниях валопровода, отличных друг от

 

друга на 90°.

 

Результаты

замеров

 

сводят в расчетную таблицу (табл. 17)

 

и подсчитывают изломы

и смещения.

 

Для определения знака смещения от­

 

мечают, на каком

фланце

(носовом

 

или кормовом)

установлены

 

охваты­

 

вающие стрелы.

замеров

необходимо

 

При снятии

 

обращать внимание

на расположение

 

подшипников

промежуточных

 

валов.

 

Дело в том, что промежуточные валы

 

не являются

абсолютно

жесткими и

 

после рассоединения

фланцев

 

упруго

 

деформируют

 

под

действием

силы

Рис. 54. Центровка валопро-

собственной тяжести. Характер дефор­

вода при помощи двух пар

мации (прогиба) валов зависит от

стрел

расположения опор

(рис. 55).

Иногда

 

прогиб консольных частей валов и поворот фланцев могут дости­ гать значительной величины (несколько десятых миллиметра), ко­ торую нельзя не учитывать при замерах.

■Н- г—|

Рис. 55. Прогибы промежуточных валов от собственной массы в зависимости от характера расположения опор

На практике влияние деформаций валов учитывают путем рас­ чета стрелок прогиба их консольных частей и углов поворота флан­ цев или устраняют путем постановки временных опор в положение, исключающее прогибы консольных частей и обеспечивающее пер­ пендикулярность фланцев геометрической оси вала.

155


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

Номер

 

 

 

Смещение

 

 

 

Излом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фланцево­

Место замера

Величина

Сумма

 

Величина

Сумма

 

го соеди­

замера,

мм

Величина смещения, мм

замера .мм

Величина излома, мм/м

нения

 

 

 

замеров

 

 

замеров

 

 

180°

 

 

180°

 

 

 

Верх

а1

«2

о,у-\-а.2

 

Ха+Х6

 

 

т<2

m if-M j

 

Е/П-Ея

 

1

Низ

bi

bi

b\-\~b2

° о -

4

 

«1

По

«1 + «2

Yb

2D

 

Правый борт

Cl

C2

cl + c2

 

Хс+Е/7

 

г>1

 

W l+ t’2

 

S o - Sr

 

 

ог_

 

 

 

 

 

Левый борт

di

d2

 

4

 

 

с2

C l+ C 2

 

2D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и я : 1. В

формуле

для определения

смещения

знак

( + )

ставится

в том случае,

когда окружность одного

фланца выходит за пределы другого, знак

(—) — в

случае,

когда

окружность одного

фланца

находится

в пределах

ок­

ружности

другого.

 

 

м.

j

 

 

 

 

 

 

 

 

2. D — диаметр фланцевого соединения,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

17

 

 

 

 

Смещение

 

 

 

 

 

Излом

 

 

Номер

 

Величина за­

 

 

 

 

Величина за­

 

 

 

 

фланцево­

Место замера

Сумма

 

 

 

Сумма

 

 

 

го соеди­

мера пары, мм

Величина смещения, мм

мера пары, мм

Величина/излома, мм/м

 

нения

 

 

 

замеров

 

 

замеров

 

 

 

первой

второй

 

 

 

 

первой

второй

 

 

 

 

 

Верх

д 1

Ь2

1 + ^ 2

 

Ха—Е6

т ,

/И2

т1+ т 2

 

Е/и— Ел

 

 

Низ

h

 

4

 

«1

п2

п1~\~п2

 

 

 

1

 

 

^

 

 

 

9в~

2D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правый борт

с,

С2

С1+ С2

 

Ес—Ed

^i

 

V i + v 2

 

So—Sr

 

 

 

 

 

 

 

Левый борт

 

d2

^ 1 + ^ 2

°г“

4

 

Cl

Г2

Cl+ Сз

9 г _

2D

 

П р и м е ч а н и е . D — размер разноса стрел, м


Расчеты выполняют по формулам сопромата, рассматривая промежуточный вал как балку на двух опорах, равномерно нагру­ женную распределенной нагрузкой от собственной массы с сосре­ доточенной нагрузкой на концах от массы фланцев.

Консольную часть дейдвудного вала рассчитывают как за­

щемленную балку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расположение

временных

опор

определяют

по

таблицам

Г. А. Меграбова в зависимости от размеров вала.

и

смещений

Для

определения допустимых

величин

изломов

строят номограммы для

данной

конструкции валопровода.

 

Z найм

________11____________

 

 

 

 

$ 7 Г “

\ •' А Л ''

II

1

II

 

А

 

-

>

 

ц Г Ч

 

Рис. 56. Схема валопровода при определении коэффициента гибкости

Валопроводы подразделяют на длинные и короткие.

которых

К

длинным

валопроводам

относят

те,

длина

L ^ 3 0 d (где d — диаметр промежуточных валов, см).

 

К коротким валопроводам относят

валопроводы при L ^ 2 2 y d ,

а также те, которые не имеют промежуточных валов.

 

Для построения номограммы допусков длинного валопровода подсчитывают величину коэффициента гибкости валопровода по формуле

К = 3,74------ -------,

 

105 ( d ^

- d j

)

 

где/_(наи«_ среднее расстояние

между

опорами

трех смежных

3

(рис. 56),

общая длина которых — наимень­

пролетов

шая для данного валопровода в районе между носо­

вой дейдвудной опорой и кормовым

подшипником

двигателя

или его редуктора (на длине L), см;

d и d0— наружный

и внутренний

диаметры

промежуточных

валов, см.

 

 

 

 

 

По коэффициенту гибкости определяют допуски для вертикаль­ ной и горизонтальной плоскостей для всех фланцевых соедине­

ний валопровода, за исключением соединения у двигателя,

где

эти допуски

устанавливаются в пределах: на смещение — 0,1

мм;

на излом—

0,15 мм/м.

 

Для построения номограммы допустимых величин смещений и изломов (рис. 57) используют следующие выражения:

при укладке каждого промежуточного вала на двух подшип­ никах

I i_i_ 2000 ц.1 ^ 2

ту-

М + 1 Г Р К Т

АГ.

157