Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при укладке всех или нескольких промежуточных валов на од­ ном подшипнике и применении в качестве вторых опор во время центровки монтажных подшипников

2000

м + 3/ и < ф * .

где ср и 8— изломы и смещения на разобщенных фланцевых сое­ динениях.

Номограмму строят в системе координат ху, поочередно раз­ решая то или иное выражение относительно ф и б (в первом слу­

чае принимают 6= 0,

во втором

случае ф= 0).

 

рис. 57)

 

 

 

По номограмме (см.

 

 

определяют допустимую

величи­

 

 

ну смещения бь например, по за­

 

 

меренной

допустимой

величине

 

 

излома фь Можно и, приняв за

 

 

основу

замеренную

допустимую

 

 

величину

смещения 6<, опреде­

 

 

лить допустимую

для

данного

 

 

случая величину излома ф*.

V 0,2 0,10,ч f, 0,6 0,7 fmax

 

При

центровке

валопровода

 

 

на стапеле сухого дока или сли­

Рис. 57. Номограмма для определе­

па допуски уменьшают вдвое.

ния допустимых величин

смещений

 

Если короткий валопровод име­

и изломов

 

ет

промежуточный

вал

(рис. 58,

 

 

а,

б),

то

номограммой

устанав­

ливают допуски на изломы ф! и ф2 фланцевых соединений проме­ жуточного вала с гребным и упорным.

Если короткий валопровод не имеет промежуточного вала или имеет, но без опорных подшипников (рис. 58, в, г), то номограм­ мой устанавливают допуски на излом ф и смещение б фланцевого соединения упорного вала с валопроводом.

Номограммы устанавливают как в первом, так и во втором случае допуски для вертикальной и горизонтальной плоскостей.

Допустимые величины расцентровки коротких валопроводов рассчитывают исходя из допустимых величин моментов М х и. М2, прилагаемых у концов валопровода для его изгиба на величину несоосности гребного вала и вала двигателя.

Рассмотрим методику расчета допусков и построения номограм­ мы для наиболее распространенной конструкции короткого вало­ провода, имеющего один промежуточный вал (см. рис. 58, б).

В данном случае допустимые величины изломов ф( и ф2 и ко­ ординаты исходных точек для построения номограммы определяют по формулам:

[? l(2 7 .p ac 4 З/3)—f—ср2(ЗС 7.расч)]

■'и*'расч

42 -103 /

 

[91( 3/3 — -/.расч)“Ь 9 2 (2 Z p aC4 — ЗС)]

ML'S

■“"^ расч

 

42-102/

158


где Z.pac4,

h, С — размеры по рис. 58, б,

см;

I

М — наименьшее значение

величины моментов М\

 

и М2, определенных по нижеприведенным фор­

 

мулам, кгс-см;

 

/ _

— средний момент инерции изгибаемой части вало-

 

■^-расч

(здесь

провода на длине Lpaсч, см4

/ ь / 2, /з— моменты инерции сечений валов на длине

Lpac4=h-\-h-\-C) •

Наименьшую расчетную величину момента М определяют из нижеследующих условий.

159


1) ограничения дополнительной нагрузки на подшипники дви гателя и дейдвудные втулки:

где/?! vlR 2— допускаемые максимальные дополнительные нагруз­ ки на носовую дейдвудную втулку и кормовой под­ шипник двигателя, кгс;

h и h — размеры по рис. 58, б\

2) ограничения дополнительных напряжений в промежуточном вале:

| М | < 0 , 1 ( < / 3п р d Sп р . о ) О и з г ',

3) ограничения дополнительных напряжений в вале двигателя:

| М |

< 0 , 1

( < / 3ДВ----- d 3Д В .о ) О и з г -

В этих формулах dnp,

dBр.0,

d№, с?дв.0 — наружные и внутренние

диаметры валов,

см;

 

°изг“ допустимые дополнительные напряжения изгиба в проме­ жуточном вале и вале двигателя, кгс/см2 (для промежу­ точных валов и валов электродвигателей аизг= 300, для коленчатых валов аИЗг= 50).

С помощью номограммы определяют допустимые пределы из­ лома на одном разобщенном соединении валов по данному заме­ ренному значению излома на другом соединении. Смещение при этом в любом случае не допускают более 0,1 мм.

Номограмму строят следующим образом (рис. 59): 1. Проводят оси координат.

160

2. Из ранее приведенных формул получают уравнения вида:

 

+ а ф ! — йф2= С ;

— /Иф1+ п ф 2 = /(,

где а,

Ь, т, п — цифровые коэффициенты.

3.

Поочередно решают уравнения относительно ф2 и ф! и полу­

чают координаты точек А, В, С,

D из первого уравнения и точек

Е, F,

К, L — из второго.

 

Решение уравнений:

 

+ Йф1 — &ф2 =

С

 

Л ( ' Ь = 0;

?2 =

 

Г«

о II

?1= +

a J

 

 

 

С ( ? г = 0;

?2 = +

 

* ) '

Е)(?2=0; ?1 = т У

—Шф1+ «ф2= Я

f(?i=0; ?2=+-f);

П ъ = о;

т J

 

К(<?1=0;

?2= —

^(?2=0;

?i = + — )•

 

т /

4. Точки наносят на оси и через них проводят с соответствую­ щим продолжением прямые АВ, CD, FE, LK. Получают фигуру (параллелограмм) D'F'B'L', которая является номограммой, опре­ деляющей поле допуска для cpt и ф2 данного валопровода.

Пользуются номограммой так.

Измеряют, например, излом ф1 и откладывают его на оси абс­ цисс. Если его величина не выходит за пределы поля допуска номо­ граммы, то из полученной точки, в данном случае 1, выполняют по­ строение (пунктирные линии на рисунке) и в точках 4 и 5 получа­ ют два допустимых значения (одно положительное, другое отрица­ тельное) для излома ф2.

Проверка с помощью оптических приборов. Иногда при вы­ полнении ремонтных работ необходимо определить положение тео­ ретической оси валопровода до его монтажа и центровки; напри­ мер, после замены большого количества листов наружной обшив­ ки и набора в районе валопровода, после замены фундамента главного двигателя и т. д. В таком случае прибегают к пробивке осевой линии валопровода с помощью оптических приборов. На основе этой пробивки определяют, например, координаты для рас­ точки дейдвудной трубы (втулок) или расцентровку концевых ва­ лов валопровода (дейдвудного вала и вала двигателя или его ре­ дуктора).

В качестве оптических приборов используют визирные трубы стандартных геодезических приборов.

Чтобы определить координаты для расточки дейдвудной трубы, поступают следующим образом (рис. 60).

На фланец 5 вала двигателя (или его редуктора) устанавли­ вают кронштейн 2 с визирной трубой / так, чтобы ось визирной трубы совпадала с осью вала 6 двигателя. Положение кронштейна регулируют с помощью регулировочных болтов 3 и 4. На носовой

11 О. К. Балякин

161


торец дейдвудной трубы устанавливают фанерную мишень с наклеенной на нее чертежной бумагой, на которой тушью нане­ сены координатные оси с миллиметровыми делениями. Мишень устанавливают так, чтобы точка перекрестия координатных осей совпала с осью дейдвудной трубы. На визирную трубу надевают светопроекционную насадку и проектируют перекрестие визирной

трубы на мишень.

По относительному расположению перекрестий на мишени оп­ ределяют величину расцентровки осей вала двигателя и дейдвуд­ ной трубы со стороны ее носового торца и, приняв за центр пере­ сечение осей спроекти­ рованного перекрестия визирной трубы, нано­ сят циркулем на носо­ вой торец дейдвудной трубы контрольную ок­

ружность.

Подобные работы выполняют, перенеся мишень на кормовой торец дейдвудной тру­ бы. В итоге получают две установочные про­ верочные базы (конт­ рольные окружности) для установки расточ­ ной борштанги.

Эту работу выпол­ няют при нахождении судна в сухом доке.

Для определения расцентровки концевых валов валопровода поступают так (рис. 61).

Кронштейн с визирной трубой устанавливают на фланце одно­ го из концевых валов. На фланец другого вала устанавливают ми­ шень. Пусть, например, визирная труба установлена на фланце вала двигателя. В этом случае, фокусируя визирную трубу на мишень или проектируя перекрестие визирной трубы на мишень ■(как в предыдущем варианте центровки), определяют, на какую величину смещено перекрестие мишени от перекрестия визирной трубы. Затем подобные работы выполняют перенеся кронштейн с визирной трубой на фланец дейдвудного вала.

Далее по снятым замерам подсчитывают для вертикальной и горизонтальной плоскостей наклон (излом) осей концевых валов по формулам:

162

а также смещение оси вала двигателя относительно оси дейдвудного вала

/i =

^i+cci/ мм;

f2= b 2-{-a2l

мм.

 

 

В этих формулах

аи Ьи а2,

Ь2 — замеры

смещений

осей

пе­

 

 

рекрестий, мм;

 

ва-

 

 

Lnp— длина

промежуточного

 

 

лопровода, м;

м.

 

 

 

/ — размер по рис. 61,

 

После определения величины расцентровки (несоосности) кон­ цевых валов их сопоставляют с допустимыми, приведенными в табл. 18.

Если величины расцентровки не выходят за пределы допусти­ мых, то, не учитывая их при расчетах, производят монтаж и цент­ ровку валопровода по нагрузкам на подшипники или по изломам и смещениям на фланцевых соединениях.

При несоосности концевых валов выше допустимой соответст­ венно перемещают двигатель на фундаменте или растачивают (в небольших -пределах) дейдвудную трубу или дейдвудные втулки.

Проверка по нагрузкам на подшипники. Перед проверкой цент­ ровки валопровода рассчитывают допускаемые нагрузки на его подшипники.

Допускаемые дополнительные нагрузки на промежуточные под­ шипники валопровода и носовую дейдвудную опору для верти­ кальной и горизонтальной плоскостей устанавливают исходя из величины средней конструктивной нагрузки, а именно:

Д пр=±0,5Р; /?1= ±0,5Р,

где Рпр— допускаемая нагрузка на промежуточный подшипник, тс; Р — средняя конструктивная нагрузка, тс;

R i— допускаемая нагрузка на носовую дейдвудную опо­ ру, тс.

11*

163


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d ,

м

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема валопровода

 

 

^-расч,

 

 

Смещение /, мм

 

 

 

Наклон а, мм/м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,1

0,15

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,1

0,15

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

а)

Соединение

валопровода

с

двигателем

че­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рез редуктор или с электромотором

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

5,2

3,5

2,6

1,7

2,9

 

 

0,78

0,51

0,39

0,26

0,29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

11,7

7,8

5,8

3,9

1,17

0,78

0,58

0,39

 

 

 

 

 

 

 

 

20

20,8

13,9

10,4

6,9

5,2

4,2

 

1,56

1,04

0,78

0,52

0,39

0,31

 

б)

Коленчатый

вал поршневого

двигателя

точ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

но прицентрован к упорному валу

(со смещением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до 0,1

мм

и изломом до

0,15

мм/м)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

46,8

31,2

23,4

15,6

11,7

9,4

7,8

2,34

1,56

U 7

0,78

0,58

0,47

0,39

 

 

 

 

 

 

 

 

40

83,2

55,5

41,6

27,7

20,8

16,6

13,9

3,12

2,07

1,56

1,04

0,78

0,62

0,52

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

86,7

65,0

43,3

32,5

26,0

21,7

 

2,59

1,95

1,3

0,97

0,78

0,65

в)

Соединение

валопровода

непосредственно с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коленчатым

валом

поршневого

двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оД

~ 1

 

/

Г

f

60

 

 

93,6

62,4

46,8

37,4

31,2

 

 

2,34

1,56

1,17

0,94

0,78

 

 

 

Loan

 

 

 

f

70

__

__

84,9

63,7

51,0

42,5

1,82

1,36

1,09

0,91

 

 

 

Г * ® * Сг 1

80

 

 

 

 

83,2

66,6

55,5

 

 

 

 

1,56

1,25

1,08

П р и м е ч а н и е . Величины f и а указаны для схем валопровода а и б; для схемы в эти величины уменьшаются вдвое.