Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
снятие ограждения, наружных трубопроводов и арматуры, за тем навешенных механизмов и устройств;
вскрытие крышек картера и кожухов; снятие деталей распределительного и передаточных механиз
мов, трубопроводов, расположенных внутри картера двигателя, и крышек цилиндров;
разборка и удаление механизмов поршневых движений; снятие блоков (или блока) цилиндров, картера или станины;
|
|
Рис. 80. Установка для |
наружной мойки двигателя: |
|
||||||
/ —•насос |
фекальный; |
2 — труба |
сливного |
бака; |
3 — радиатор паровой; |
4 — кран |
отстой |
|||
ника; |
5 — отстойник; |
6 — сосуд; 7 — перегородка; |
8 — трубопровод чистой воды; |
9 — кран |
||||||
для |
слива |
масла; 10 — кран трубопровода |
чистой |
воды; 11— бак |
средний; /2 — насос |
|||||
рабочий; |
/5 — двери; |
14 — сопла; |
/5 — труба; 16 — камера |
моечная; |
17 |
— механизм при |
||||
водной; 18— труба канализационная; 19—-труба |
сливная; |
20 — ящик; |
21 — бак |
сливной |
||||||
вскрытие рамовых подшипников и поднятие коленчатого вала; |
||||||||||
выпрессовка цилиндровых втулок; |
|
(поршневые движения, |
||||||||
разборка всех снятых узлов |
на детали |
крышки цилиндров и т. д.).
На рис. 81 показаны отдельные операции по разборке главного двигателя.
Последовательность разборки паровой турбины (активного ти па) следующая:
снятие изоляции с горизонтального разъема, затем трубопрово да отсоса и уплотнения, масляного трубопровода;
отдача болтов горизонтального разъема;
203
вскрытие крышек концевых сальниковых уплотнений; установка подъемного приспособления, ослабление крышки
статора отжимными болтами и подъем ее устройством (при соблю дении параллельности фланца крышки статору; для страховки по мере подъема под фланец крышки подкладывают деревянные брусья);
ф
] 1
Рис. 81. |
Выемка поршня (а) и разборка мотылевого подшипника |
(б): |
||
1 — колпак; |
2 — подъемное приспособление; |
3 — скоба; 4 — поперечина с |
рымом; |
|
5 — опорное |
кольцо (траверза); 6 — съемные |
проушины; |
7 — деревянные |
планки; |
|
8 — кронштейны; 9 — трубки; 10 — стопорные |
винты |
|
установка крышки статора на опорные колонки и перестройка приспособления на подъем ротора;
застропливание крышки статора и поднятие краном, укладыва ние на деревянные брусья;
вскрытие подшипников; с помощью подъемного приспособления поднятие ротора из
статора, отвод краном в сторону и укладывание на подкладки
(рис. 82);
снятие с крышки статора сопловых коробок, байпасных кла панов и переворачивание крышки;
отдача стопоров и выкатывание из крышки и статора диаф рагм;
разборка уплотнений и подшипников; снятие изоляции статора.
204
При разборке валопровода рассоединяют фланцевые соедине ния, измеряют изломы и смещения на каждом соединении, сни мают гребной винт, разбирают дейдвудное устройство, поднимают промежуточные валы, снимают трубопровод охлаждения, снимают промежуточные подшипники, упорный подшипник и доставляют детали в цех для ремонта.
Наиболее трудоемкими операциями при разборке валопро вода и дейдвудного устройства являются выпрессовка фланцевых
болтов, снятие гребного винта |
с конуса гребного вала |
и вы- |
||||||
прессовка дейдвудных втулок. |
|
|
||||||
Для |
выполнения |
этих |
опера |
|
|
|||
ций |
применяют |
специальные |
|
|
||||
приспособления. |
|
винта с |
|
|
||||
Снятие гребного |
|
|
||||||
конуса |
вала |
у |
современных |
|
|
|||
крупных морских судов осуще |
|
|
||||||
ствляют с помощью механиче |
|
|
||||||
ских |
и |
гидравлических |
при |
|
|
|||
способлений. |
Одно |
из таких |
|
|
||||
приспособлений |
(рис. 83, а) |
|
|
|||||
состоит |
из шпилек, |
вворачи |
|
|
||||
вающихся в отверстия ступи |
|
|
||||||
цы, и траверзы. Путем равно |
|
|
||||||
мерного обжатия гаек, навер |
|
|
||||||
нутых на шпильки, создается |
|
|
||||||
усилие, необходимое для стра- |
|
|
||||||
гивания винта с конуса. Для |
Рис. 82. Приспособление для |
подъема |
||||||
того |
чтобы винт не соскакивал, |
|||||||
гайку обычно |
не свинчивают с |
ротора турбины |
|
хвостовика вала, а отдают на 2—3 оборота.
На рис. 83, б показано снятие гребного винта с помощью гид равлического домкрата. Для облегчения снятия в отверстие на сту пице подают керосин.
После разборки детали укладывают на отведенные места (складские площадки, специальные стойки, стеллажи). Детали, подлежащие транспортировке в другие цехи и участки, обвертыва ют (в районе рабочих шеек) мягкой тканью и обшивают деревян ными планками для предотвращения механических повреждений; мелкие и средние детали укладывают в ящики и контейнеры.
При разборке особое внимание следует уделять клеймению и маркировке деталей.
Дело в том, что на СРП одновременно ремонтируется большое количество механизмов, устройств и систем с различных судов. Многие из них однотипны. Кроме того, каждый механизм имеет большое количество одинаковых по форме и размерам деталей (вкладыши подшипников, поршни, втулки и т. д.). Часть деталей проходила при изготовлении взаимную пригонку, часть их взаимно приработалась. Поэтому их взаимное расположение после ремонта
205
необходимо сохранить, для чего узлы, детали и места их установки клеймят и маркируют.
Под клеймением понимают нанесение на деталь или узел со кращенного обозначения (буквами и цифрами), определяющего принадлежность данной детали к судну, механизму и место ее ус тановки.
.А
Когда конструкция и назначение детали или узла не позволяют наносить клеймо непосредственно на поверхность, то на них наве шивают бирки с предварительно нанесенными клеймами.
Наименование судов при клеймении обозначают сокращенно, начальными буквами (например, «Оренбург»—«Ор.», «Москаль- во»—«Моек.», «Владивосток»—«Вл.» и т. д.). Практикуют и напи сание номера заказа на ремонт данного судна вместо его наимено вания.
Если необходимо определить принадлежность детали к право му или левому главному двигателю, то на клеймах ставят букву «П» или «Л». Порядковый номер детали (например, вкладыша рамового подшипника) определяют цифрой; отсчет при этом ве дут с носа.
Пример маркировки вкладыша рамового подшипника главного двигателя теплохода «Владивосток»: Вл-П-1, или, используя номер заказа: 135-П-1.
206
Клеймение производят краской или выбивают (где возможо) буквы и цифры штампами.
Под маркировкой понимают нанесение на деталь индексов в виде рисок или точек, определяющих взаимное положение сопря гаемых деталей (посредством зубила, чертилки или керна).
Маркировкой фиксируют взаимное положение сопряженных деталей (часто после пригонки и сборки) для обеспечения в даль нейшем их правильной сборки без излишних затрат труда (напри мер, положение крышек относительно цилиндра двигателя, поло жение штока относительно поршня, относительное положение фланцев валопровода и т. д.).
Обычно детали механизмов клеймят и маркируют заводы-из готовители. Поэтому Ьри ремонте необходим# тщательно изучить и записать существующие обозначения. Если по каким-либо при чинам клейма и марки не сохранились, их необходимо возобновить.
Как уже отмечалось, в ходе демонтажных работ и разборки производят замеры, позволяющие судить о взаимном положении узлов и деталей механизмов и устройств и о их техническом со стоянии. Например, перед снятием двигателя с фундамента дела ют замеры, определяющие состояние его центровки с линией ва лопровода. В процессе разборки у двигателя снимают раскепы ко ленчатого вала, у паровых турбин — зазоры в проточной части, у зубчатых редукторов — зазоры в зубчатом зацеплении и т. д.
Все замеры, которые необходимо снять в процессе демонтажа и разборки механизма, указаны в инструкции на разборку и в картах ремонтных замеров.
§58. ОЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ
Впроцессе эксплуатации детали судовых механизмов и уст ройств загрязняются органическими (масла, жиры), неорганиче скими (продукты коррозии, пыль) и другими отложениями. Чаще всего отложения носят смешанный характер. Для проведения ка чественной дефектации детали предварительно очищают механиче скими и физико-химическими способами.
К механическим способам относятся очистки: ручным инстру ментом (скребками, щетками), гидропескоструйная, пневматиче
ская (косточковой крошкой) и гидравлическая.
Очистку ручным инструментом применяют в тех случаях, когда другие, более производительные методы неприемлемы (например, очистка деталей в судовых условиях).
При гидропескоструйной очистке воздух, подаваемый через соп ло под давлением 3—4 кгс/см2, засасывает из специального сбор ника воду с песком и подает эту смесь по шлангу на очищаемую поверхность.
Пневматическая очистка косточковой крошкой по принципу действия не отличается от гидропескоструйной. В этом случае вме сто песка с водой используют мелко раздробленную скорлупу плодовых косточек (персика, абрикоса и-т. д.).
207
Перспективны специальные установки, очищающие поверхно сти высоконапорной водяной струей при давлении 250—500 кгс/см2. Эти установки успешно используют для очистки крупногабаритных деталей и больших поверхностей (подводной части корпуса суд на). Высоконапорная водяная струя подается на очищаемую по верхность по шлангу через специальный наконечник с отверстием диаметром 2 мм.
К физико-химическим методам очистки относятся: электроли тическая, ультразвуковая и при помощи растворителей и спе циальных средств. Деталь, подвешенную в ванне с электролитом к аноду (или катоду), подвергают механическому и.эмульгирую щему воздействию выделяющегося на поверхности детали водо рода.
Электролитическая очистка высококачественна. Однако при этом способе трудно очистить детали со сложной конфигурацией из-за неравномерного выделения водорода на поверхности. Поэто му ее применяют ограниченно, например, при обезжиривании (анодное травление) перед гальванопокрытиями.
Основу очищающего воздействия ультразвука составляет яв ление кавитации, которое появляется на очищаемой поверхности под действием распространяющихся в жидкости ультразвуковых волн. Однако ультразвуковые волны нельзя рассматривать как собственно моющее средство, так как колебания лишь способст вуют удалению загрязнений. Поэтому применение ультразвука до статочно эффективно только в таких жидких средах, которые са ми являются эффективными моющими средствами.
Основным узлом установки для очистки деталей с помощью ультразвука является ванна с магнитострикционным преобразова телем, питающимся от ультразвукового генератора. Магнитострикционный преобразователь связан с диафрагмой, которая пе редает ультразвуковые колебания непосредственно в раствор.
С помощью ультразвука удается достичь высокого качества очистки деталей самой сложной конфигурации с большим коли чеством мелких отверстий и каналов (например, деталей топлив ной аппаратуры).
Применение растворителей и специальных моющих средств помогает достичь высокого уровня механизации и автоматизации процесса очистки деталей.
В качестве растворителей для очистки деталей обычно исполь зуют керосин, дизельное топливо, бензин, ацетон и др. (как в це ховых, так и в судовых условиях).
Наиболее распространены при очистке деталей механизмов и устройств многокомпонентные моющие жидкости па основе со леи щелочных металлов с добавлением веществ, эффективно сма чивающих, эмульгирующих и переводящих в коллоидный раствор масляные загрязнения. Их применяют как в стационарных ваннах, так и в различных моющих машинах. Чаще применяют трехка мерные моечные машины конвейерного типа, в которых последо вательно очищают детали моющей жидкостью, нагретой до темпе
208
ратуры 60—80° С, промывают горячей водой и сушат горячим воз духом.
Для очистки стальных, чугунных и бронзовых деталей применя ют следующие моющие составы (%):
водный раствор каустической соды (NaOH) 8—10;
едкий калий (КОН) — 2, 3; |
сода кальцинированная (СаС03) — |
||||
0,65; |
зеленое мыло — 0,33 или |
хозяйственное мыло — 0,6; вода — |
|||
остальное; |
|
сода |
кальцинированная |
||
сода |
'каустическая (NaOH)— 1; |
||||
(СаС03)— 7,5; фосфорокислый |
натрий |
(Na3P 0 4) — 1,3; мыло хо |
|||
зяйственное — 0,2; вода — остальное. |
|
|
|||
Для очистки алюминиевых деталей применяют состав, состоя |
|||||
щий |
из |
следующих компонентов (%): кальцинированная сода — |
|||
0,5; |
каустическая сода — 0,15; |
фосфорокислый |
натрий — 0,15; зе |
леное мыло — 0,1; вода — остальное.
Иногда в качестве эффективного моющего средства применяют горячую воду (например, для промывки поверхностей нагрева па ровых котлов).
Глава XI
РЕМОНТ КОРПУСОВ МЕХАНИЗМОВ, ИХ ПОДШИПНИКОВ И ВАЛОВ
§59. ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ ДЕТАЛЕЙ
Кхарактерным дефектам деталей корпусов механизмов и уст ройств относятся коррозионно-эрозионные разрушения поверхно стей, омываемых водой, паром и газом, механические повреждения (трещины и поломки) и износ трущихся поверхностей (цилиндров, параллелей).
У деталей, имеющих большие плоские обработанные поверхно сти (параллели, разъемы корпусов), отмечается деформация (ко робление), возникающая от тепловых воздействий и перераспре деления остаточных литейных и сварочных напряжений.
Характерными дефектами для подшипников являются износ и разрушение антифрикционного материала, а также ослабление посадки вкладышей подшипников в постелях. У вкладышей тяже ло нагруженных неуравновешенных механизмов (двигателей внут реннего сгорания) на посадочных местах встречается фретингкоррозия, образованию которой способствует недостаточно плот ная посадка вкладышей в постелях.
Характерными дефектами валов является деформация, износ рабочих шеек, усталостные разрушения (трещины и поломки) и коррозионные разрушения поверхностей, соприкасающихся с агрес сивными средами (пресной и морской водой, паром, газами и т. д.).
В наиболее сложных и тяжелых условиях работают коленчатые валы ДВС и гребные валы. Именно с деформациями и разруше
14 О. К. Балякин |
20Э |