Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Для измерения давления от 1 до 100 кгс/см2 и более применя ют гармониковые мембраны — сильфоны (рис. 101, б). В качестве материала для их изготовления используют латунь Л80, бериллиевую бронзу Бр.Б2 и нержавеющую сталь 1Х18Н9Т.
Применяют также трубки в виде цилиндрической спирали — геликоидальные (рис. 101, в). Они как измерители давления ши
роко применяются в самопишущих приборах, электромеханических релейных системах.
В тех системах, где приходится измерять давление масла, ис пользуют поршневые чувствительные элементы, которые представ ляют собой поршень, нагружен ный с одной стороны регулирую
щим |
давлением, а с |
другой — |
- |
пружиной. В этом случае при ре |
|
||
монте |
восстанавливают |
первона |
чальный зазор в поршневом эле менте обычно путем хромиро вания поршня или путем изготов ления нового поршня с увеличен
ным |
диаметром. |
Пружину при |
необходимости (наличии трещин |
||
усталости, утрате |
упругости |
|
и т. |
д.) заменяют. |
|
Шарнирные соединения орга |
нов регуляторов ремонтируют, за меняя втулки, подшипники каче ния и пальцы.
В усилительных устройствах чаще всего применяют гидравли ческие усилители струйного типа, в которых чаще всего изнаши ваются сопла. В процессе ремон та сопла заменяют новыми, изго товленными из стали ХВГ,
ШХ-15 и др.
Исполнительным механизмом регуляторов непрямого действия являются обычно гидравлические сервомоторы, которые делят на поршневые, мембранные и ротативные многооборотные.
У поршневых сервомоторов износу подвержены обычно цилинд ры, поршни и уплотнения поршней, у мембранных — мембраны и пружины, у ротативных — шестерни, лопасти и внутренние поверх
ности корпусов.
Все детали в процессе ремонта в зависимости от их состояния заменяют или восстанавливают. Например, у поршневых сервомо торов цилиндры шлифуют (или растачивают и шлифуют), поршни наращивают или заменяют, уплотнения заменяют. В качестве уп лотнений обычно используют кожаные или резиновые манжеты из маслотеплостойкой резины. У мембранных сервомоторов мембра ны и пружины при наличии дефектов заменяют. У ротативных
247
сервомоторов внутренние изношенные поверхности корпусов на плавляют, растачивают, а роторы заменяют.
К регулирующим органам относятся клапаны, золотниковые и плунжерные пары, заслонки и форсунки. При ремонте восстанав ливают плотность клапанных, плунжерных и золотниковых пар, некоторые из них заменяют.
Наладка регуляторов. К наладке регуляторов приступают пос ле окончания их ремонта и сборки. Наладку при наличии спе циальных стендов производят сначала в цехе, а затем на судне на
штатных местах.
Независимо от назначения регуляторов их наладку производят в следующей последовательности:
проверяют правильность сборки и состояние всех элементов; настраивают измерительное устройство" на заданное значение
регулируемой величины. Настраивают усилительное устройство. Снимают статическую характеристику, по которой определяют не чувствительность этих органов;
у поршневых сервомоторов проверяют протечку рабочей жидко сти из одной полости.в другую и измеряют страгивающий перепад давлений на поршне сервомотора, а также время движения поршня;
определяют полную нечувствительность регулятора и настраи вают заданную статическую характеристику регулирования.
На рис. 102, а приведена схема настройки регулятора без об ратной связи.
К усилительному органу регулятора подводится рабочая жид кость заданного давления (8—10 кгс/см2). Измерительный орган через трубопровод присоединяется к нагнетательному штуцеру масляного пресса 1. К тому же трубопроводу подключен мано метр 2. К трубопроводам рабочей жидкости, проведенным от уси лителя к сервомотору, присоединены манометры 3 со шкалой 0— 12 кгс/см2.
Общую нечувствительность регулятора определяют для трех положений поршня сервомотора. При каждом положении прессом создают номинальное давление на измеритель. Когда по показа ниям манометров заслонка достигнет среднего положения, на прес се постепенно изменяют величину разновесок (увеличивают или уменьшают) и фиксируют момент страгивания сервомотора. Вес груза, необходимый для того, чтобы сервомотор стронулся с места,
зависит от типа регулятора, но не должен превышать ± |
50 г. |
|
Более |
сложную схему имеют установки для наладки регуля |
|
торов с |
обратной связью, например, регулятор |
Р13М-КЕ |
(рис. 102, б). |
|
|
Регулятор имеет в своем составе изодром 6, жесткую |
(кинема |
тическую) обратную связь и развитый механизм ограничения на грузки.
В испытательную установку, кроме регулятора, входят: первич ный двигатель 10 (например, марки Д-1410, 5/13), трехфазный синхронный генератор 11 марки ЛПНТ-85, тахоскоп марки 9ИП,
248
регулятор двух-, восьмиступенчатыи с конической передачей на вал испытываемого регулятора, щит управления 13 и нагрузочная панель.
Режим регулятору задают вручную путем затягивания пружи ны измерительного органа рукояткой 8 управления частоты вра щения. При определенном затяги вании пружины регулятор испыты вают и отлаживают .на трех нагру зочных режимах, изменяя нагрузку от холостого хода до номинальной.
Нагрузочные режимы генератора устанавливают вручную путем включения пакетников на щите уп равления; при этом включаются нагрузочные сопротивления 12 — лампы накаливания на щите.
При изменении нагрузки на ге нератор изменяется частота вра щения первичного двигателя.' Эта изменение передается через редук тор 7 на центробежный маятник,, в результате работы которого уси
лительный |
золотник |
сообщает нижнюю полость |
сервомотора |
с линией |
напорного |
масла или со сливом. При |
этом пор |
шень 5 сервомотора начинает перемещаться вверх или вниз и че рез вал 4 и рычаги перемещает соответственно рейку топливного насоса двигателя. Ход рейки в миллиметрах фиксируется по шка ле 9.
249
Показания шкалы и соответствующую частоту вращения зано сят в специальную таблицу и строят статическую характеристику, которую сопоставляют с заданной. При необходимости производят соответствующие наладочные работы (изменяют натяжение пру жин, положение корректора 14 и т. д.).
Глава XIII
РЕМОНТ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ТУРБОЗУБЧАТЫХ АГРЕГАТОВ
§71. РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ТУРБИНЫ
Кхарактерным дефектам деталей турбин относятся: деформация рабочих дисков и ослабление их посадки на валу,
трещины в районе разгрузочных отверстий и шпоночных пазов; деформация диафрагм, эрозия, коррозия и механические разру
шения их направляющих лопаток; тепловые деформации и неуравновешенность роторов;
механические и усталостные разрушения, эрозия и коррозия рабочих лопаток роторов.
При эксплуатации турбин в основном происходят тепловые деформации деталей, вызванные нарушениями правил эксплуа тации, в меньшей степени — деформации, связанные с перерас пределением остаточных напряжений после термообработки де талей, которой они подвергались в процессе изготовления или ремонта.
Ослабление посадки дисков на валах (уменьшение натяга в сопряжении) объясняется длительным воздействием больших растягивающих усилий в диске во время работы турбины. Появ ление трещин на дисках — явление весьма редкое, однако встре чается как у паровых, так и у газовых турбин. В этом случае це лесообразна замена дисков.
Механические повреждения направляющих и рабочих лопаток (как и других деталей проточной части) возникают в результате попадания посторонних предметов в проточную часть турбины (сор вавшихся в результате плохого закрепления деталей крепежа, кусочков разрушившихся паровых фильтров, бандажей и рабочих лопаток). Механические повреждения могут быть результатом за девания вращающихся частей о неподвижные из-за большой про садки или при сдвиге ротора. Последствия попадания посторонних предметов в проточную часть могут быть различными — от незна чительных повреждений кромок лопаток до тяжелых аварий.
Усталостным разрушениям чаще всего подвержены рабочие лопатки низких ступеней давления, которые работают с частотой собственных колебаний, близкой к резонансной. Усталостным раз рушениям способствуют коррозионные и эрозионные разрушения.
Коррозионному разрушению подвержены главным образом внутренние полости корпусов, а также направляющие и рабочие
250
лопатки паровых и газовых турбин и компрессоров. При работе наиболее интенсивно протекает газовая коррозия, при длительном бездействии — атмосферная. Газовые турбины подвержены вана диевой коррозии.
Наиболее активному эрозионному разрушению подвержены
направляющие и рабочие лопатки, работающие в среде влажного пара.
Тепловые деформации и, как следствие, неуравновешенность роторов турбин появляются в результате неравномерного их про грева при подготовке к запуску и при выводе из действия, а также из-за местного нагрева вала в местах касания вращающегося ро тора о неподвижные детали статора (ножи уплотнения). Работа неуравновешенного ротора вызывает вибрацию турбины, что мо жет привести к обрыву лопаток и бандажей, к наклепыванию и разрушению антифрикционного металла опорных подшипников, к повреждению уплотнений и т. д.
Ремонт дисков. При ремонте дисков характерными являются работы, связанные с устранением деформации дисков и с восста новлением посадки дисков на валах роторов.
Деформацию диска определяют по торцевому биению его обода при проверке ротора на биение в центрах станка. Если биение не превышает 0,2 мм, деформацию устраняют проточкой торца обода. При большей величине деформации диск подвергают обычно меха нической правке наклепом на валу или после спрессовки диска с вала ротора.
Величину натяга в сопряжении дисков с валом ротора в зави симости от условий работы назначают в пределах (0,001-т- -^-0,0016) D (где D — диаметр вала ротора).
Для того чтобы во время ремонта можно было восстановить расчетную величину натяга у роторов вспомогательных турбоме ханизмов, между посадочным местом диска и валом предусмат ривают установку конической разрезной втулки с нажимной гай кой. Величину натяга в сопряжении в этом случае регулируют из менением усилия затяжки гайки. Если такой промежуточный эле мент отсутствует, восстановление посадки возможно только путем увеличения размеров посадочного места вала. Для этого можно использовать хромирование, электромеханическую обработку, электровибрационную наплавку и другие способы наращивания металла.
Ремонт диафрагм. При ремонте диафрагм основными являются работы, связанные с устранением деформации диафрагм, запилов кой разрушенных кромок направляющих лопаток, заменой уста новочных штифтов.
Деформацию диафрагмы определяют на плите щупом. Для это го диафрагму укладывают ободом со стороны выхода пара на пли ту и щупом проверяют наличие зазоров между ободом и плитой. Деформацию устраняют шлифованием или шабрением торца обода по плите на краску. Затем по пришабренному торцу обода диаф рагмы пришабривают боковую поверхность посадочного паза в
251