Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для измерения давления от 1 до 100 кгс/см2 и более применя­ ют гармониковые мембраны — сильфоны (рис. 101, б). В качестве материала для их изготовления используют латунь Л80, бериллиевую бронзу Бр.Б2 и нержавеющую сталь 1Х18Н9Т.

Применяют также трубки в виде цилиндрической спирали — геликоидальные (рис. 101, в). Они как измерители давления ши­

роко применяются в самопишущих приборах, электромеханических релейных системах.

В тех системах, где приходится измерять давление масла, ис­ пользуют поршневые чувствительные элементы, которые представ­ ляют собой поршень, нагружен­ ный с одной стороны регулирую­

щим

давлением, а с

другой —

-

пружиной. В этом случае при ре­

 

монте

восстанавливают

первона­

чальный зазор в поршневом эле­ менте обычно путем хромиро­ вания поршня или путем изготов­ ления нового поршня с увеличен­

ным

диаметром.

Пружину при

необходимости (наличии трещин

усталости, утрате

упругости

и т.

д.) заменяют.

 

Шарнирные соединения орга­

нов регуляторов ремонтируют, за­ меняя втулки, подшипники каче­ ния и пальцы.

В усилительных устройствах чаще всего применяют гидравли­ ческие усилители струйного типа, в которых чаще всего изнаши­ ваются сопла. В процессе ремон­ та сопла заменяют новыми, изго­ товленными из стали ХВГ,

ШХ-15 и др.

Исполнительным механизмом регуляторов непрямого действия являются обычно гидравлические сервомоторы, которые делят на поршневые, мембранные и ротативные многооборотные.

У поршневых сервомоторов износу подвержены обычно цилинд­ ры, поршни и уплотнения поршней, у мембранных — мембраны и пружины, у ротативных — шестерни, лопасти и внутренние поверх­

ности корпусов.

Все детали в процессе ремонта в зависимости от их состояния заменяют или восстанавливают. Например, у поршневых сервомо­ торов цилиндры шлифуют (или растачивают и шлифуют), поршни наращивают или заменяют, уплотнения заменяют. В качестве уп­ лотнений обычно используют кожаные или резиновые манжеты из маслотеплостойкой резины. У мембранных сервомоторов мембра­ ны и пружины при наличии дефектов заменяют. У ротативных

247


сервомоторов внутренние изношенные поверхности корпусов на­ плавляют, растачивают, а роторы заменяют.

К регулирующим органам относятся клапаны, золотниковые и плунжерные пары, заслонки и форсунки. При ремонте восстанав­ ливают плотность клапанных, плунжерных и золотниковых пар, некоторые из них заменяют.

Наладка регуляторов. К наладке регуляторов приступают пос­ ле окончания их ремонта и сборки. Наладку при наличии спе­ циальных стендов производят сначала в цехе, а затем на судне на

штатных местах.

Независимо от назначения регуляторов их наладку производят в следующей последовательности:

проверяют правильность сборки и состояние всех элементов; настраивают измерительное устройство" на заданное значение

регулируемой величины. Настраивают усилительное устройство. Снимают статическую характеристику, по которой определяют не­ чувствительность этих органов;

у поршневых сервомоторов проверяют протечку рабочей жидко­ сти из одной полости.в другую и измеряют страгивающий перепад давлений на поршне сервомотора, а также время движения поршня;

определяют полную нечувствительность регулятора и настраи­ вают заданную статическую характеристику регулирования.

На рис. 102, а приведена схема настройки регулятора без об­ ратной связи.

К усилительному органу регулятора подводится рабочая жид­ кость заданного давления (8—10 кгс/см2). Измерительный орган через трубопровод присоединяется к нагнетательному штуцеру масляного пресса 1. К тому же трубопроводу подключен мано­ метр 2. К трубопроводам рабочей жидкости, проведенным от уси­ лителя к сервомотору, присоединены манометры 3 со шкалой 0— 12 кгс/см2.

Общую нечувствительность регулятора определяют для трех положений поршня сервомотора. При каждом положении прессом создают номинальное давление на измеритель. Когда по показа­ ниям манометров заслонка достигнет среднего положения, на прес­ се постепенно изменяют величину разновесок (увеличивают или уменьшают) и фиксируют момент страгивания сервомотора. Вес груза, необходимый для того, чтобы сервомотор стронулся с места,

зависит от типа регулятора, но не должен превышать ±

50 г.

Более

сложную схему имеют установки для наладки регуля­

торов с

обратной связью, например, регулятор

Р13М-КЕ

(рис. 102, б).

 

Регулятор имеет в своем составе изодром 6, жесткую

(кинема­

тическую) обратную связь и развитый механизм ограничения на­ грузки.

В испытательную установку, кроме регулятора, входят: первич­ ный двигатель 10 (например, марки Д-1410, 5/13), трехфазный синхронный генератор 11 марки ЛПНТ-85, тахоскоп марки 9ИП,

248


регулятор двух-, восьмиступенчатыи с конической передачей на вал испытываемого регулятора, щит управления 13 и нагрузочная панель.

Режим регулятору задают вручную путем затягивания пружи­ ны измерительного органа рукояткой 8 управления частоты вра­ щения. При определенном затяги­ вании пружины регулятор испыты­ вают и отлаживают .на трех нагру­ зочных режимах, изменяя нагрузку от холостого хода до номинальной.

Нагрузочные режимы генератора устанавливают вручную путем включения пакетников на щите уп­ равления; при этом включаются нагрузочные сопротивления 12 — лампы накаливания на щите.

При изменении нагрузки на ге­ нератор изменяется частота вра­ щения первичного двигателя.' Эта изменение передается через редук­ тор 7 на центробежный маятник,, в результате работы которого уси­

лительный

золотник

сообщает нижнюю полость

сервомотора

с линией

напорного

масла или со сливом. При

этом пор­

шень 5 сервомотора начинает перемещаться вверх или вниз и че­ рез вал 4 и рычаги перемещает соответственно рейку топливного насоса двигателя. Ход рейки в миллиметрах фиксируется по шка­ ле 9.

249


Показания шкалы и соответствующую частоту вращения зано­ сят в специальную таблицу и строят статическую характеристику, которую сопоставляют с заданной. При необходимости производят соответствующие наладочные работы (изменяют натяжение пру­ жин, положение корректора 14 и т. д.).

Глава XIII

РЕМОНТ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ТУРБОЗУБЧАТЫХ АГРЕГАТОВ

§71. РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ТУРБИНЫ

Кхарактерным дефектам деталей турбин относятся: деформация рабочих дисков и ослабление их посадки на валу,

трещины в районе разгрузочных отверстий и шпоночных пазов; деформация диафрагм, эрозия, коррозия и механические разру­

шения их направляющих лопаток; тепловые деформации и неуравновешенность роторов;

механические и усталостные разрушения, эрозия и коррозия рабочих лопаток роторов.

При эксплуатации турбин в основном происходят тепловые деформации деталей, вызванные нарушениями правил эксплуа­ тации, в меньшей степени — деформации, связанные с перерас­ пределением остаточных напряжений после термообработки де­ талей, которой они подвергались в процессе изготовления или ремонта.

Ослабление посадки дисков на валах (уменьшение натяга в сопряжении) объясняется длительным воздействием больших растягивающих усилий в диске во время работы турбины. Появ­ ление трещин на дисках — явление весьма редкое, однако встре­ чается как у паровых, так и у газовых турбин. В этом случае це­ лесообразна замена дисков.

Механические повреждения направляющих и рабочих лопаток (как и других деталей проточной части) возникают в результате попадания посторонних предметов в проточную часть турбины (сор­ вавшихся в результате плохого закрепления деталей крепежа, кусочков разрушившихся паровых фильтров, бандажей и рабочих лопаток). Механические повреждения могут быть результатом за­ девания вращающихся частей о неподвижные из-за большой про­ садки или при сдвиге ротора. Последствия попадания посторонних предметов в проточную часть могут быть различными — от незна­ чительных повреждений кромок лопаток до тяжелых аварий.

Усталостным разрушениям чаще всего подвержены рабочие лопатки низких ступеней давления, которые работают с частотой собственных колебаний, близкой к резонансной. Усталостным раз­ рушениям способствуют коррозионные и эрозионные разрушения.

Коррозионному разрушению подвержены главным образом внутренние полости корпусов, а также направляющие и рабочие

250


лопатки паровых и газовых турбин и компрессоров. При работе наиболее интенсивно протекает газовая коррозия, при длительном бездействии — атмосферная. Газовые турбины подвержены вана­ диевой коррозии.

Наиболее активному эрозионному разрушению подвержены

направляющие и рабочие лопатки, работающие в среде влажного пара.

Тепловые деформации и, как следствие, неуравновешенность роторов турбин появляются в результате неравномерного их про­ грева при подготовке к запуску и при выводе из действия, а также из-за местного нагрева вала в местах касания вращающегося ро­ тора о неподвижные детали статора (ножи уплотнения). Работа неуравновешенного ротора вызывает вибрацию турбины, что мо­ жет привести к обрыву лопаток и бандажей, к наклепыванию и разрушению антифрикционного металла опорных подшипников, к повреждению уплотнений и т. д.

Ремонт дисков. При ремонте дисков характерными являются работы, связанные с устранением деформации дисков и с восста­ новлением посадки дисков на валах роторов.

Деформацию диска определяют по торцевому биению его обода при проверке ротора на биение в центрах станка. Если биение не превышает 0,2 мм, деформацию устраняют проточкой торца обода. При большей величине деформации диск подвергают обычно меха­ нической правке наклепом на валу или после спрессовки диска с вала ротора.

Величину натяга в сопряжении дисков с валом ротора в зави­ симости от условий работы назначают в пределах (0,001-т- -^-0,0016) D (где D — диаметр вала ротора).

Для того чтобы во время ремонта можно было восстановить расчетную величину натяга у роторов вспомогательных турбоме­ ханизмов, между посадочным местом диска и валом предусмат­ ривают установку конической разрезной втулки с нажимной гай­ кой. Величину натяга в сопряжении в этом случае регулируют из­ менением усилия затяжки гайки. Если такой промежуточный эле­ мент отсутствует, восстановление посадки возможно только путем увеличения размеров посадочного места вала. Для этого можно использовать хромирование, электромеханическую обработку, электровибрационную наплавку и другие способы наращивания металла.

Ремонт диафрагм. При ремонте диафрагм основными являются работы, связанные с устранением деформации диафрагм, запилов­ кой разрушенных кромок направляющих лопаток, заменой уста­ новочных штифтов.

Деформацию диафрагмы определяют на плите щупом. Для это­ го диафрагму укладывают ободом со стороны выхода пара на пли­ ту и щупом проверяют наличие зазоров между ободом и плитой. Деформацию устраняют шлифованием или шабрением торца обода по плите на краску. Затем по пришабренному торцу обода диаф­ рагмы пришабривают боковую поверхность посадочного паза в

251