Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
корпусе турбины со стороны выхода пара. Это делают для достижения плотного прилегания диафрагмы к корпусу с тем, чтобы уменьшить протечки пара.
Если эрозионные и коррозионные разрушения кромок направ ляющих лопаток диафрагмы не превышают 0,5—1 мм, их вырав нивают запиловкой и зашлифовывают вручную. При больших раз рушениях, а также при наличии трещин на лопатках или на теле диафрагмы ее заменяют.
Диафрагмы на СРЗ не изготавливают, поэтому заменить их можно при наличии в смено-запасных частях или при условии из готовления на заводе.
Для центровки диафрагмы по оси ротора и установки в поса дочном пазе теплового зазора каждая половина диафрагмы имеет три радиальных штифта по окружности и три аксиальных штифта на торце обода со стороны входа пара. Штифты изготавливают из нержавеющей стали 2X13. При ремонте их заменяют, оставляя припуск на припиловку при центровке диафрагмы. Штифты уста навливают в отверстия по прессовой посадке.
Ремонт роторов. Роторы современных главных турбин чаще всего изготавливают цельноковаными. У вспомогательных турбо механизмов ротор обычно сборный, состоящий из 1вала, рабочего колеса турбины и, например, крылаток центробежного насоса.
При ремонте роторов чаще всего устраняют деформации и неу равновешенность.
Если деформация (изгиб) рртора не превышает 0,2 мм, ее уст раняют механической обработкой (проточкой), если больше — ме ханической или термомеханической правкой.
Особенно ответственной работой, требующей у исполнителей высокой квалификации, является правка цельнокованых роторов главных турбин.
Ротор в районе правки (или вал сборного ротора) подвергают термообработке (отжигу) для снятия напряжений, а затем — теп ловым испытаниям при температуре рабочей среды в проточной части турбины. Во время термообработки и тепловых испытаний ротор все время вращают с частотой 15—20 об/мин. Для нагрева при отжиге применяют газовые горелки или токи промышленной частоты. Тепловые испытания проводят в специальных камерах.
По окончании правки и термообработки шейки ротора и рабо чие поверхности упорного гребня протачивают и шлифуют; при необходимости торцуют ободы рабочих дисков.
Завершающей работой является статическая и динамическая балансировки ротора. Если ротор сборный, то все детали (рабо чие диски, крылатки и т. д.) балансируют статически, а ротор в сборе подвергают динамической балансировке.
Ремонт и замена рабочих лопаток. К основным работам по ремонту и замене рабочих лопаток относятся: запиловка и шли фовка входных и выходных кромок лопаток, замена ленточных бандажей, удаление старых лопаток, подбор по пакетам и уста новка новых лопаток.
252
Если коррозионные и эрозионные разрушения кромок лопаток не превышают 0,5—1 мм, то их запиливают и шлифуют вручную. При больших разрушениях лопатки заменяют. Лопатки по зака зам пароходства или СРП изготавливают на турбостроительных заводах.
При наличии механических повреждений и отрывов ленточные бандажи активных рабочих лопаток (а также направляющих ло паток) заменяют, для чего удаляют старый бандаж. Шипы, лопа ток пакета аккуратно запиливают и удлиняют за счет опиловки торцев лопаток. Из листовой стали 2X13 соответствующей толщи ны вырезают заготовку бандажа с припуском по ширине 1—2 мм. Снимают шаблон из прессшпана с расположения шипов, размеча ют по нему отверстия на заготовке и вырубают их штампом или прошивают на электроискровом станке. Подгоняют и.устанавлива ют бандаж на место и расклепывают шипы. По стыкам бандажа пропиливают тепловые зазоры 1—1,5 мм. Точную величину этого зазора определяют по формуле
|
|
с |
, 2 к R |
|
|
S — ta---- мм, |
|
|
|
|
п |
где |
t — температура |
пара, |
0 С; |
|
а — коэффициент |
линейного расширения материала банда |
|
|
жа, 1/°С; |
|
|
R — радиус окружности по концам лопаток, мм; п — число секций бандажа по окружности.
Затем, как правило, 2—3 крайних шипа с каждой стороны па кета припаивают серебряным припоем ПСр-45. Ротор устанавли вают на токарно-винторезный станок и обрабатывают боковые по верхности новых бандажей заподлицо со старыми.
При необходимости старые лопатки удаляют, посадочные места тщательно зачищают от забоин и различных загрязнений и наби рают новые лопатки.
Если предположительной причиной дефектов и выхода из строя лопаток является их вибрация, то перед перелопатыванием прове ряют частоту колебаний лопаток. Изменить частоту колебаний можно повышением жесткости крепления лопаток, переносом от верстий для бандажной проволоки, изменением количества лопа ток в пакете, укорочением лопаток и т. д.
У паровых турбин чаще всего встречается установка лопаток в паз диска или барабана ротора, но встречается посадка и верхо вого типа. У газовых турбин лопатки могут быть установлены в отдельно отфрезерованные гнезда.
Рассмотрим технологию замены рабочих лопаток паровых турбин.
Практика показывает, что даже после непродолжительной экс плуатации турбины старые лопатки удалить через замковые от верстия бывает очень трудно из-за отложений накипи и продуктов коррозии. Поэтому срезают, удаляют и заменяют полный ряд ло паток в следующей последовательности.
253
Ротор устанавливают на токарно-винторезный станок и среза ют лопатки под корень резцом. Затем посередине оставшихся хво стовиков вытачивают паз и хвостовики легко удаляют из него (или снимают с гребня). При этом у лопаток с верховой посадкой предварительно высверливают и удаляют крепежные заклепки.
Подбирают новые лопатки по пакетам на плите, обращая вни мание на качество взаимного их прилегания по хвостовым частям и на вес. Местные зазоры при этом не должны превышать 0,05 мм.
При необходимости лопатки подгоня ют. Лопатки должны быть подобраны так, чтобы все пакеты были одинако вого веса, что в дальнейшем значи тельно облегчит балансировку ротора.
Тщательно зачищают посадочные места лопаток на роторе, смазывают их ртутной мазью или дисульфидмолибденом, заводят через замковое от верстие (или прорезь) медный упор, продвигают и закрепляют его в диа метрально противоположной точке от замкового отверстия.
Набирают лопатки по пакетам сна чала, например, в левую часть окруж ности ряда, а затем (после удаления упора) — в правую. При наборе уда
рами молотка через медную оправку продвигают и уплотняют лопатки.
Периодически проверяют радиальные и осевые навалы лопа ток по шаблонам (рис. 103), допуски на которые установлены чертежом или техническими условиями. Если предусматривается установка проволочных бандажей, то после заводки лопаток каж дого пакета устанавливают проволочный бандаж.
После набора и уплотнения всех лопаток ряда подгоняют, уста навливают и закрепляют замковую вставку или замковую лопатку. После этого (если предусмотрено чертежом) изготавливают и ус танавливают ленточные бандажи по технологии, описанной выше.
§72. РЕМОНТ КОНЦЕВЫХ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ УПЛОТНЕНИЙ
Всовременных турбинах применяют в основном лабиринтовые уплотнения (концевые и промежуточные).
Характерными работами при ремонте уплотнений являются за мена ножей и изготовление колец ножевых и елочных уплотнений.
При ремонте ножевых уплотнений со вставными ножевыми сег ментами последние вырезают резцом на токарно-винторезном станке, штампуют новые с припуском на расточку и зачеканивают или закатывают в пазы обойм с использованием промежуточных тел (рис. 104). Затем сегменты в обоймах растачивают на необ ходимый размер.
254
Новые ножевые сегменты в данном случае изготавливают из листовой латуни Л62 или ЛМц58-2 толщиной 1 мм. Промежуточ ные тела делают медными.
Новые кольца ножевых и елочных уплотнений изготавливают в следующей последовательности (на примере изготовления колец елочного уплотнения).
Материалом заготовок (обечаек) служит нержавеющая сталь 2X13 или нейзильбер МНЦ15-20.
У з е л А
Рис. 104. Роликовая оправка (а) для расчеканки (б) прово лочных стопоров ножевидных уплотнений:
/ — р о л и к ; 2 — н а ж и м н а я п р у ж и н а ; 3 — н а ж и м н а я г а й к а ; 4 — р о л и к ; 5 — с у п п о р т с т а н к а с о п р а в к о й ; 6 — п р о в о л о ч н ы е с т о п о р ы ; 7 — у п л о т н и т е л ь н ы е н о ж и
Из листовой стали необходимой толщины вырезают заготовку и свертывают в цилиндр, кромки которого сваривают продольным двусторонним швом. Заготовку подвергают термической обработке для снятия внутренних напряжений.
Заготовку из нейзильбера выполняют отливкой. Ее тоже под вергают термической обработке.
Устанавливают заготовку 1 (рис. 105, а) на токарно-винторез ный станок, протачивают по наружному и внутреннему диаметрам, подрезают торец и вытачивают с одной стороны профиль елочек и хвостовую часть, отрезают кольцо 2. Снова подрезают торец, вытачивают елочки и профиль хвостовой части и отрезают второе кольцо и т. д.
Отрезанные кольца поочередно устанавливают в разрезную оп равку 3, закрепленную в патроне станка, вытачивают елочки с другой стороны и окончательно обрабатывают кольцо (рис. 105,6).
На фрезерном станке кольца разрезают на сегменты. Причем часть колец разрезают на три равных сегмента, а часть — на пять.
Если кольца изготавливают из сварной заготовки, то при разрезке на три сегмента каждый сегмент делают равным 115°, а при раз резке на пять сегментов — по 65°. Такая разрезка дает возмож-
Рис. 105. Токарная обработка кольца елочного уплотнения
ность выбросить участок сварного шва, в котором вероятно обна
ружение в процессе обработки скрытых дефектов. |
|
|
|||
|
Устанавливают сегменты 1 (рис. |
||||
|
106) в |
обоймы |
уплотнений. |
При |
|
|
этом в каждый ряд половины обой |
||||
|
мы 3 устанавливают сегмент в 115° |
||||
|
и сегмент в 65°. В стык между сег |
||||
|
ментами |
устанавливают |
медную |
||
|
прокладку 4, по толщине равную |
||||
|
тепловому зазору (-0,8—1,5 |
мм). |
|||
|
Секторы жестко расклинивают мед-. |
||||
Рис. 106. Установка сегментов в |
ными клиньями 2. При такой уста |
||||
новке |
торцы |
сегментов |
немного |
||
обойме уплотнения |
выступают над разъемами обоймы. |
||||
|
Фрезеруют и шлифуют |
высту |
пающие части сегментов заподлицо с разъемами обоймы. Медные клинья обычно удаляют при сборке турбины после замера ра диальных зазоров по уплотнениям.
§ 73. РЕМОНТ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
Характерными дефектами зубчатых передач являются износы зубьев и нарушение центровки осей шестерен и колес передачи. Наиболее опасным износом зубьев является выкрашивание, питтингование.
Причинами выкрашивания может быть применение некачест венного, обводненного масла, масла с повышенной и особенно с пониженной вязкостью, нарушение центровки зубчатой передачи, приводящее к работе зубьев с перегрузкой.
Исследованиями установлено, что выкрашивание связано с ус талостными явлениями в металле. По характеру выкрашивание может быть ограниченным и прогрессирующим.
256
При ограниченном выкрашивании, которое присуще нетвердым зубьям (Н В <300), после некоторого срока работы (приработки после изготовления или ремонта) процесс может прекратиться, а образовавшиеся язвины (питтннги) — завальцеваться вследствие увеличения контактной поверхности в процессе приработки с со ответствующим снижением удельной нагрузки на зубья.
Начавшееся прогрессирующее выкрашивание продолжается до устранения причин, его вызвавших, или до поломки зубьев. Оно обусловлено появлением на контактирующих поверхностях зубьев усталостных микротрещин, в которые под давлением, соизмеримым с контактным (до 6000 кгс/см2), проникает масло. Масло способст вует сначала увеличению трещин, а затем и отделению от поверх ности зуба микрообъемов металла с образованием язвин. :
В процессе выкрашивания большое значение имеют силы трб-- ния, максимальные в районе контактной линии со стороны ножки,
где скорость скольжения |
наибольшая. В этих районах и следует |
в первую очередь искать |
прогрессирующее выкрашивание. |
Увеличение количества масла при выкрашивании не прекра щает начавшегося разрушения зубьев, а наоборот, интенсифици рует его. Поэтому необходимо на смазку зубчатых зацеплений подавать такое минимально необходимое количество масла, при котором нет прогрессирующего выкрашивания, но нет и заедания. Стойкость зубчатой передачи против выкрашивания, кроме того, повышается при использовании масла с оптимальной вяз костью.
Результатом прогрессирующего выкрашивания является нару шение правильного профиля зубьев с увеличением боковых зазо ров, что вызывает, в свою очередь, удары и размыкание зубьев при работе, их поломку.
Заедание и наволакивание металла зубьев возможно при недо статочном количестве масла, подаваемого на зацепление.
Взубчатых передачах встречается и абразивное изнашивание
вслучаях использования засоренного масла. При этом появляются многочисленные царапины, направленные перпендикулярно к оси зуба. Исследования показывают, что абразивное изнашивание не сопровождается явлением выкрашивания.
Наиболее тяжелым повреждением зубчатой передачи является поломка зубьев вследствие усталостных разрушений и попадания в передачу посторонних предметов.
Центровка осей шестерен и колес зубчатой передачи нарушает ся из-за неравномерного износа подшипников и шеек валов пере дачи, а также деформаций корпуса передачи.
При ремонте зубчатых и червячных передач следует устранить дефекты зубьев, выполнить центровку передач, обеспечить необ ходимый контакт в зубчатом зацеплении.
Возможность ремонта зубьев определяется характером, разме ром дефекта и назначением зубчатой передачи. Например, если' зубья малонагруженных зубчатых и червячных передач вспомога тельных механизмов возможно ремонтировать электронаплавкой,.
17 О. К. Балякин |
257 |