Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
Переключатель 8 угла и величины дисбаланса устанавливают в положение «Величина» и разгоняют деталь до балансировочной скорости. Последовательно определяют величины неуравновешен ности правого и левого кондов детали, для чего с помощью пере ключателя датчиков 5 поочередно подключают к счетчику дисба ланса левую и правую стороны детали. Балансировку начинают со стороны, имеющей большую неуравновешенность.
При балансировке вначале определяют угол расположения дис баланса, затем его величину. Для этого в составе балансировоч ного станка имеется генератор 11 постоянного тока, синхронно вращающийся с балансируемой деталью. Статор генератора име ет две обмотки и может поворачиваться на 360° вместе с жестко соединенным с ним неподвижным угломером. Для поворота преду смотрен ручной привод. Напряжения обмоток сдвинуты по фазе на 90°. Одна обмотка служит для определения угла дисбаланса, другая — его величины.
При балансировке подключают датчик балансируемой стороны и разгоняют деталь до выбранной частоты вращения. При этом стрелка счетчика дисбаланса отклонится на некоторую величину.
При вращении детали переключатель 8 устанавливают в поло жение «Угол» и маховичком 10 ручного привода начинают разво рот статора генератора (вместе с неподвижным угломером) до момента совмещения стрелки счетчика дисбаланса с нулевым де лением (когда напряжения двух катушек счетчика сдвигаются по фазе на 90°). В этом положении показание шкалы неподвижного угломера будет соответствовать углу расположения дисбаланса в балансировочной плоскости того конца детали, который подверга ют балансировке.
Не прекращая вращения детали, переключатель 8 устанавлива ют в положение «Величина» и по отклонению стрелки счетчика оп ределяют величину дисбаланса балансируемого конца детали.
Останавливают вращение детали и вручную поворачивают за приводной вал вращающийся угломер 12 в положение, соответст вующее положению неподвижного угломера. При этом деталь ус тановится так, что место расположения дисбаланса балансиро вочной плоскости балансируемого конца детали будет находиться у стрелки указателя, закрепленной в горизонтальной плоскости на станине станка со стороны рабочего места.
Устанавливают уравновешивающий груз и проверяют качество балансировки.
Таким же образом балансируют противоположный конец де тали.
Снова проверяют качество балансировки первого конца ротора и исправляют величину и место расположения первого уравнове шивающего груза из-за внесения уравновешивающего груза на вторую балансировочную плоскость. Проверяют и исправляют ба лансировку второго конца ротора. Устанавливают постоянные уравновешивающие грузы или снимают металл с тяжелых мест ротора.
2 6 4
Затем окончательно проверяют качество балансировки ротора. В данное время ведутся разработки по автоматическому сня тию дисбаланса у балансируемой детали. Например, уже имеется устройство, изобретенное С. П. Моржаковым, которое позволяет электроискровым методом осуществлять бесконтактное снятие и нанесение металла на балансируемую деталь с помощью специаль
ного электрического датчика и системы электродов.
Глава XIV
СБОРКА И МОНТАЖ МЕХАНИЗМОВ И ВАЛОПРОВОДОВ
§75. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СБОРКЕ. СБОРКА ДВИГАТЕЛЕЙ
Сборка механизмов подразделяется на два этапа: сборку комплектов и узлов, общую сборку.
После окончания ремонта или изготовления детали механизмов собирают в комплекты и узлы (например, детали поршневого дви жения двигателя, навешенные механизмы двигателя, роторы турби« и т. д.), проводят необходимые пригоночные и проверочные работы.
После сборки комплектов и узлов приступают к общей сборке механизма в цехе на сборочном стенде или на судовом фунда менте. Обычно на судне собирают главные двигатели большой мощности и больших габаритов, у которых остовы при ремонте не демонтировали с судовых фундаментов. На судне также собирают механизмы, проходящие текущий ремонт и не демонтированные с судовых фундаментов.
Сборку комплектов, узлов и общую сборку ведут по маркам и клеймам, руководствуясь техническими условиями заводов-изгото- вителей механизмов, устанавливающими зазоры и натяги в сопря жениях, допуски на отклонения во взаимном расположении плос костей, осей и деталей, усилия затяжки болтов, анкерных свя зей и т. д.
К моменту монтажа механизма подготавливают судовой фун дамент. При необходимости заваривают в нем трещины, заменяют ребра жесткости, заваривают старые отверстия фундаментных болтов или приваривают новые полки фундамента, фрезеруют и припиливают на краску уравнительные планки полок. У фундамен тов главных двигателей проверяют, кроме того, сцентрованность их с осью валопровода.
Монтаж механизмов ведут в порядке, установленном завод ским технологическим графиком на ремонт судна.
Сборку двигателя ведут в порядке, обратном разборке: соби рают детали механизмов поршневых движений, комплектуют и собирают крышки цилиндров, запрессовывают втулки в блоки ци линдров, пригоняют и устанавливают в постели рамы двигателя
265
рамовые подшипники, собирают навешенные механизмы, подго тавливают для сборки механизм газораспределения и трубопро воды.
Общую сборку начинают с укладки коленчатого вала по за данным техническим условиям: допустимому раскепу щек моты лей, просадке по первому и последнему подшипникам, углу охва та подшипником (нижним вкладышем) шейки вала (90—110°), качеству шабрения (2—3 пятна на 1 см2), установочному масляно му зазору, усилию затяжки шпилек рамовых подшипников.
Рис. 111. Подъем коленчатого вала подъемником системы инж. Улицкого:
1 — вал телескопический; 2 — редуктор; 3 — редуктор с электроприводом
При укладке (рис. 111) рамовые шейки коленчатого вала сма зывают тонким слоем краски (берлинской лазурью), вал опуска ют на подшипники, проворачивают на 2—3 оборота, поднимают и шабрят подшипники по отпечаткам краски и т. д. В процессе ук ладки контролируют положение коленчатого вала по упругим или жестким раскепам и по просадке.
При укладке тяжелых коленчатых валов практикуют поочеред ное выкатывание вкладышей и шабрение их без подъема вала.
После того как раскепы и просадка коленчатого вала достиг нут заданных пределов, а подшипники будут равномерно приле гать к шейкам, производят развалку подшипников, затем пригоня ют верхние вкладыши и устанавливают масляные зазоры.
При развалке равномерно сшабривают металл в районе холо дильников с таким расчетом, чтобы угол охвата шейки был в за
266
данных пределах, а зазор у разъема равнялся примерно половине масляного зазора в подшипнике.
При укладке коленчатого вала важно правильно и быстро оп ределить, какой подшипник необходимо шабрить и какой слой ан тифрикционного металла снимать при этом. Эту задачу помогает разрешить графический метод построения изломанной оси колен чатого вала по замеренным раскепам и стрелкам излома, разра ботанный доц. Г. А. Меграбовым.
Стрелкой излома оси коленчатого вала на середине мотыля называется перпендикуляр, опущенный из точки пересечения осей рамовых шеек, прилегающих к мотылю, на линию, соединяющую продолжение этих осей на середине соседних мотылей.
Если рассматриваются крайние мотыли, то перпендикуляр опу скается на линию, соединяющую середину соседнего мотыля с кон цом отрезка, равного расстоянию между цилиндрами и отложенно го от середины рассматриваемого мотыля по направлению оси крайней рамовой шейки.
Стрелка f излома оси коленчатого вала на середине рассмат риваемого мотыля связана с раскепом между щеками этого мо тыля зависимостью
/ = — Д = АА м ,
где В — расстояние от оси мотылевой шейки до места измерения раскепа, мм;
L — расстояние от середины рассматриваемого мотыля до середины соседнего мотыля (расстояние между осями цилиндров), мм;
------постоянный коэффициент при определении величины
стрелки излома оси коленчатого вала, который может быть заранее вычислен.
Если раскеп положительный, то значение стрелки излома по ложительное, и наоборот.
При построении изломанной оси коленчатого вала по заме ренным раскепам пользуются правилом: излом оси вала на се редине любого мотыля со стрелкой f можно получить, изогнув свободную часть вала, равную по длине расстоянию между ци линдрами, на дугу с хордой 2f. Под свободной частью вала по нимается часть, которая повернется при изломе оси вала на середине какого-либо мотыля, если другая часть вала при этом неподвижна.
Для удобства построения ось коленчатого вала (рис. 112, а) до его изгиба изображают в виде прямой линии (рис. 112, б) в масштабе 1:10, 1:20, 1:25, 1:50. На эту линию наносят поло жение середины мотылей и рамовых подшипников (мотыли обо значают черточками и нумеруют римскими цифрами, а рамовые подшипники обозначают кружочками и нумеруют арабскими цифрами).
267
По замеренным раскепам определяют значения удвоенных стрелок излома оси вала на серединах мотылей в масштабе изо бражения по следующему выражению:
Z = 2 t n f = 2 т |
А=2отЛГД= АГ1Д, |
|
|||
•где |
т — масштаб |
изображения |
стрелок излома оси |
||
|
вала, мм |
(масштаб 200:1, |
100:1, 50:1, |
||
|
25:1); |
|
|
|
|
К,, = 2т — = 2 тК^ — постоянная |
величина для данного коленча- |
||||
4 R |
того вала принятого масштаба. |
||||
|
|||||
1 |
Ш Ш |
W |
7 Ш |
Ш |
Ш |
Рис. 112. Построение изломанной оси коленчатого вала
По вычисленным значениям удвоенных стрелок излома оси вала на серединах мотылей в масштабе изображения строят из ломанную ось вала, пользуясь указанным выше правилом. При этом, если раскепы (а следовательно, и стрелки излома оси ва ла) были положительными, отрезки, изображающие расстояния между серединами мотылей, поворачивают вверх на дугу с хор дой, равной 2f; если раскепы отрицательные, то эти отрезки по ворачивают вниз на ту же величину. На рис. 112, в показано по строение для вертикальной плоскости изломанной оси восьми коленчатого вала, у которого на мотылях I, II, III были отрица
268
тельные раскепы, а на мотылях IV, V, VI, VII и VIII — положи тельные.
Нанеся на построенную изломанную ось вала середины рамовых подшипников (рис. 112, г), получим представление о том, ка кие подшипники необходимо шабрить для выпрямления оси вала. Для определения толщины слоя антифрикционного сплава под шипников, подлежащих шабрению, проводят нижнюю хх и верх нюю уу пограничные прямые.
Пограничными прямыми называют линии, проходящие через крайние верхнюю и нижнюю точки, имитирующие середины рамовых подшипников, параллельно заданному положению оси ко ленчатого вала. В частном случае, каждая из этих прямых может проходить через одну, две или несколько точек. На рисунке верх няя пограничная прямая уу проходит через точки 2 и 9, имити рующие середины второго и девятого подшипников, а нижняя пограничная прямая хх проходит через точку 6, имитирующую середину шестого рамового подшипника.
По расстоянию между пограничными прямыми можно опреде лить максимальную толщину слоя сшабриваемого антифрикцион ного сплава. В данном случае эта величина в масштабе, принятом для стрелки излома, определится для подшипников 2 и 9 ордина тами t i ' и tg ', для остальных подшипников — соответственно орди натами t t g , ti, U ' , t i ', t & . Следовательно, если рамовые подшип ники будут сшабрены на указанные величины, то ось восьмико ленчатого вала выпрямится по линии хх.
Если представить, что изломанная ось вала (см. рис. 112, г) построена по горизонтальным раскепам, то будем иметь изломан ную ось в горизонтальной плоскости. После имитации на оси по ложения рамовых подшипников можно определить, какие из них нужно шабрить для выпрямления оси в горизонтальной плос кости.
Ось вала в горизонтальной плоскости можно выпрямить, если все точки, имитирующие расположение рамовых подшипников, сов местить либо с прямой хх, либо с прямой уу (рис. 112, д). При этом в первом случае придется шабрить правую сторону подшип ников, за исключением 6, а во втором — левую сторону подшипни ков, за исключением 2 и 9.
Но в горизонтальной плоскости снятие антифрикционного слоя с подшипников приводит к увеличению зазоров между рамовымп шейками вала и их подшипниками, которые при выпрямлении оси могут выйти за пределы допустимых норм. Поэтому в горизон тальной плоскости между пограничными прямыми хх и уу прово дят среднюю линию zz, и подшипники шабрят с таким расчетом, чтобы совместить ось вала со средней прямой линией. В нашем случае для этого мы должны у подшипников 1, 2, 3 и 9 вышабрить правые стороны, а у подшипников 4, 5, 6, 7 — левые.
После укладки коленчатого вала и установки масляных зазо ров необходимо проверить зазоры между щеками мотылей и вкла дышами рамовых подшипников (особенно, если вкладыши под
269