Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
М есто за м е р а в порш не
В е р х ...........................................
Н и з ..............................
|
|
|
Т а б л и ц а 20 |
|
П о л о ж ен и е |
порш ня |
|
в. м. т . |
|
|
11. м. т. |
|
З а зо р ы , мм , |
со стороны |
|
носа |
корм ы |
носа |
кормы |
0,35(3,) |
0,15(3,) |
0,35 (о',) |
0,15(3',) |
0,10(6,) |
0,40 (В3) |
0,10(3'.,) |
0,40 (З'з) |
ложение и н. м. |
т.) и четырех положениях мотыля (около в. |
м. т. |
|||
и н. м. т., на правый и левый борт). |
|
двигателей |
|||
В отличие от |
бескрейцкопфных, у крейцкопфных |
||||
при замерах зазоров между |
поршнем |
и цилиндром |
мотыль |
при |
|
|
ffl |
в м.т. |
В. м. |
|
|
|
К о р м аI? ы |
Si |
|
|
|
|
tr |
|
|
||
|
унос |
|
|
I
\I %
г2
а*1
\ °
и
а2
Рис. 116. Измерение зазоров при проверке центровки механизма поршневого движения по ци линдру
вращении на передний ход на 30—35° переводят через в. м. т. и на 30—35° не доводят до н. м. т. Это делают для того, чтобы пол зун при замерах был прижат к параллели переднего хода, т. е. чтобы воспроизвести рабочее положение на передний ход.
У крейцкопфных двигателей одновременно с замерами зазоров между поршнем и цилиндром проверяют зазоры между ползунами и параллелями с рабочей и боковых сторон (см. рис. 116, б).
18* |
275 |
По данным замеров центровки окончательно шабрят мотылевые подшипники.
В табл. 20 приведены зазоры между тронком поршня и втулкой цилиндра, характеризующие наклон шатуна к корме. В этом слу чае для устранения расцентровки необходимо подшабрить верхнюю половину мотылевого подшипника с носа в корму, а затем ниж нюю половину.
Максимальную величину сшабривания металла, в данном слу чае с носовой стороны верхнего вкладыша, можно определить по формуле
|
h = № - Ц + ( У - » Л Ь . мм> |
|
2/т |
где |
о2, S3, S4 — зазоры между тронком и цилиндром, мм-. |
|
/м— длина мотылевого подшипника, мм; |
|
/т — длина тронка поршня, мм. |
Перекос поршня в цилиндре допускают не более 0,15 мм/м. После центровки окончательно собирают механизм поршневого
движения, обращая особое внимание на затяжку шатунных бол тов. Недостаточная затяжка приводит к раскрытию подшипника при работе двигателя и появлению дополнительных динамических нагрузок. Чрезмерная затяжка может вызвать появление недопу стимых напряжений и быстрое разрушение шатунных болтов.
Шатунные болты положено затягивать тарированным динамо метрическим ключом с усилием, рекомендованным заводом-строи- телем.
Крутящий момент и усилие на рукоятке ключа определяют по
формуле |
|
|
|
|
|
|
Мкр= Я /= //> з ^ к г С.см, |
|
|
|
|
где |
Р — усилие на рукоятке ключа, кгс; |
|
|||
|
/ — длина рукоятки ключа, |
см; |
|
соедине |
|
|
/ — коэффициент трения |
в |
резьбовом |
||
|
нии болта и гайки |
(принимается |
равным |
||
|
0,1- 0,12); |
|
|
|
|
P3=Fo = |
з — усилие затяжки, направленное |
по оси бол |
|||
|
та, кгс (здесь F — площадь сечения болта |
||||
|
в опасном месте, см2; а — допускаемое на |
||||
|
пряжение при расчете болта, кгс/см2; dm — |
||||
|
внутренний диаметр резьбы болта, см); |
||||
После сборки |
dcp— средний диаметр резьбы болта, |
см. |
|
||
механизма поршневого движения |
укладывают |
распределительный вал, соблюдая его параллельность коленчато му валу, собирают передаточные валы и проверяют правильность зацепления передаточных шестерен или правильность сборки цеп ного привода. Затем закрывают цилиндры крышками и проверя ют линейные величины камер сжатия, которые регулируют изме нением толщин компрессионных прокладок и прокладок под крыш ки цилиндров. Гайки на шпильках крышек затягивают в несколько
276
приемов по диаметрали, чтобы не допустить перекосов. Усилие затяжки определяют по формуле
P3= k — кгс , |
|
п |
|
где k — коэффициент запаса, обеспечивающий превышение уси |
|
лия затяжки гаек против давления газов на донышко |
|
крышки (принимается равным 1,25—1,5); |
|
рг — максимальное давление сгорания |
в цилиндре, кгс/см2; |
F — площадь донышка крышки, на |
которую воздействует |
давление газов в цилиндре, см2; |
|
п — число шпилек, которыми крышка крепится к блоку. |
|
Крутящий момент и усилие на рукоятке ключа определяют по той |
же формуле, что и для затяжки шатунных болтов.
Далее на двигателе собирают приводы газораспределения, на вешенные механизмы, коллекторы, трубопроводы, контрольно-из мерительные приборы и приводы управления, ограждения и т. д. Проверяют правильность установки газораспределения и нулево го положения топливных насосов.
Окончательно собранный двигатель проворачивают с обяза тельным контролем нагрузки на валоповоротном устройстве по амперметру. Величина нагрузки не должна превышать величины, записанной в формуляре двигателя.
§ 76. СБОРКА ГЛАВНЫХ ТУРБОЗУБЧАТЫХ АГРЕГАТОВ
При капитальном ремонте турбину ГТЗА обычно демонтируют и доставляют в цех для ремонта, а редуктор из-за относительно больших габарита и веса и недостаточной жесткости чаще остав ляют на судовом фундаменте. Поэтому турбины собирают в цехе, а редукторы — на судовых фундаментах.
Сборку турбины начинают со сборки комплектов и узлов. Соби рают роторы (если они сборные), сопловые коробки, байпасные клапаны, обоймы концевых уплотнений, устанавливают подшип ники.
Затем начинают общую сборку с укладки ротора на подшип ники. При укладке за проверочные базы принимают посадочные места обойм концевых уплотнений. После укладки ось ротора должна совпадать с осью, проходящей через центры посадочных мест обойм концевых уплотнений. Положение ротора в процессе укладки на подшипники 4 (рис. 117) контролируют с помощью стрел 2, устанавливаемых на каждой шейке концевого уплотнения 3 ротора 1. Замеры при этом снимают щупом или, если расстоя ние достаточное, на стрелу устанавливают индикатор.
После укладки ротора подшипники шабрят по калибру с та ким расчетом, чтобы угол охвата подшипником шейки вала ротора был 60°. Диаметр калибра делают равным диаметру шейки вала плюс величина масляного зазора. Затем пригоняют верхние по ловины подшипников с установкой масляного зазора.
277
Далее, если турбина активного типа, с помощью фальшвала ведут центровку нижних и верхних половин диафрагм. Для этого на концевые шейки фальшвала вытачивают и устанавливают чу гунные или стальные втулки, наружный диаметр которых равен диаметру рабочих шеек вала ротора. Фалыпвал втулками уклады вают в пригнанные подшипники вала ротора и через прокладки тонкого прессшпана или плотного картона зажимают крышками подшипников. Нижние половины диафрагм поочередно закатыва ют в свои посадочные пазы и путем опиловки радиальных штиф тов центруют по оси фальшвала.
А
Рис. 117. Контроль положения ротора по посадочным местам концевых уплотнений при укладке с помощью стрел:
а, б, в — места замеров при трех положениях стрел
После центровки нижних половин диафрагм статор турбины закрывают крышкой; с каждого торца крышки подводят специаль ные кронштейны, которые закрепляют на крышке и на фалыпвале. После этого разбирают подшипники, поднимают и перевертывают крышку с закрепленным фалыпвалом и поочередно центруют по оси фальшвала верхние половины диафрагм так же, как и в пре дыдущем случае.
После центровки у диафрагм путем опиловки аксиальных штифтов устанавливают боковые тепловые зазоры (0,2—0,25 мм) и окончательно устанавливают диафрагмы в статоре. С помощью линейки, уложенной на разъем статора, и щупа проверяют тепло вой зазор в стыке половин каждой диафрагмы. Затем крышку статора перевертывают и на нее устанавливают сопловые коробки и байпасные клапаны. Устанавливают уплотнения, опускают ротор, собирают и регулируют (путем изменения толщины установочных колец) упорный подшипник с таким расчетом, чтобы ротор уста новился в нужное аксиальное положение по проточной части. Про веряют зазоры по проточной части и уплотнениям, закрывают турбину, смазав фланцы разъема уплотняющей мастикой (напри мер, «Герметик»), собирают окончательно подшипники и концевые уплотнения.
Подъем и опускание крышки статора и ротора в статор пос ле установки диафрагм и уплотнений — ответственная операция в связи с небольшими величинами аксиальных зазоров в проточной части. Даже небольшой перекос и смещение (несколько миллимет ров) может вызвать серьезные повреждения лопаточного аппарата
278
и ножей или елочек уплотнения. Поэтому для таких операций при меняют специальное приспособление, обеспечивающее плавное пе ремещение крышки или ротора параллельно заданному поло жению.
Приспособление (рис. 118, а) прилагается к турбине и состоит из четырех винтовых колонок 1, устанавливаемых в специальные гнезда на горизонтальном разъеме статора, механизмов подъема-? и кронштейнов 2, которые крепятся к специальным фланцам крышки статора.
На винтовых колонках закреплены линейки 5 (рис. 118, 6} для контроля высоты подъема (опускания) крышки статора или ротора турбины. Для подъема или опускания ротора вместо крон штейнов на винтовые колонки устанавливают две поперечные балки 6 с бугелями 7 для захвата ротора.
Крышку статора приспособлением опускают следующим об разом. С помощью талей или крана ее устанавливают на четыре опорные колонки 3 и настраивают приспособление. Убирают опор ные колонки и четыре человека, работая в такт по команде, ру коятками механизмов опускают крышку. При опускании (как и при подъеме) через каждые 100—150 мм делают остановку, и ру ководитель работ, беря отсчеты по линейкам, проверяет равно мерность опускания крышки по расстояниям между фланцами разъема статора. При необходимости расстояния выравнивают и продолжают опускание.
Закрытие турбины производят в присутствии старшего механи ка и лица, ответственного за закрытие (производственного масте ра). На весь используемый инструмент составляют список для проверки.
Запрещаются перерывы в работе в промежуток времени между опусканием ротора' и крышки статора. Этот промежуток не дол жен превышать времени, необходимого для перестройки приспо собления с опускания ротора на опускание крышки статора. Если произошел более длительный перерыв в работе по любым обстоя тельствам, то необходимо вновь поднять ротор, осмотреть нижнюю половину статора, продуть ее воздухом и только после этого за крывать турбину.
Все отверстия статора должны быть закрыты заглушками и опломбированы. После закрытия турбину необходимо провернуть вручную и внимательно прослушать.
На закрытие турбины оформляют акт.
После монтажа турбины на судовой фундамент и прицентровки к редуктору устанавливают арматуру и контрольно-измеритель ные приборы, подсоединяют паропроводы, трубопроводы отсоса и уплотнения, масляный трубопровод.
После паровой пробы производят тепловую изоляцию турбины. Сборка редуктора ГТЗА предусматривает укладку на подшип ники колеса и шестерен с центровкой по зубчатому зацеплению колеса, закрытие редуктора, сборку системы смазки и установку
контрольно-измерительных приборов.
279