Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М есто за м е р а в порш не

В е р х ...........................................

Н и з ..............................

 

 

 

Т а б л и ц а 20

 

П о л о ж ен и е

порш ня

 

в. м. т .

 

 

11. м. т.

 

З а зо р ы , мм ,

со стороны

 

носа

корм ы

носа

кормы

0,35(3,)

0,15(3,)

0,35 (о',)

0,15(3',)

0,10(6,)

0,40 (В3)

0,10(3'.,)

0,40 (З'з)

ложение и н. м.

т.) и четырех положениях мотыля (около в.

м. т.

и н. м. т., на правый и левый борт).

 

двигателей

В отличие от

бескрейцкопфных, у крейцкопфных

при замерах зазоров между

поршнем

и цилиндром

мотыль

при

 

ffl

в м.т.

В. м.

 

 

К о р м аI? ы

Si

 

 

 

tr

 

 

 

унос

 

 

I

\I %

г2

а*1

\ °

и

а2

Рис. 116. Измерение зазоров при проверке центровки механизма поршневого движения по ци­ линдру

вращении на передний ход на 30—35° переводят через в. м. т. и на 30—35° не доводят до н. м. т. Это делают для того, чтобы пол­ зун при замерах был прижат к параллели переднего хода, т. е. чтобы воспроизвести рабочее положение на передний ход.

У крейцкопфных двигателей одновременно с замерами зазоров между поршнем и цилиндром проверяют зазоры между ползунами и параллелями с рабочей и боковых сторон (см. рис. 116, б).

18*

275


По данным замеров центровки окончательно шабрят мотылевые подшипники.

В табл. 20 приведены зазоры между тронком поршня и втулкой цилиндра, характеризующие наклон шатуна к корме. В этом слу­ чае для устранения расцентровки необходимо подшабрить верхнюю половину мотылевого подшипника с носа в корму, а затем ниж­ нюю половину.

Максимальную величину сшабривания металла, в данном слу­ чае с носовой стороны верхнего вкладыша, можно определить по формуле

 

h = № - Ц + ( У - » Л Ь . мм>

 

2/т

где

о2, S3, S4 — зазоры между тронком и цилиндром, мм-.

 

/м— длина мотылевого подшипника, мм;

 

/т — длина тронка поршня, мм.

Перекос поршня в цилиндре допускают не более 0,15 мм/м. После центровки окончательно собирают механизм поршневого

движения, обращая особое внимание на затяжку шатунных бол­ тов. Недостаточная затяжка приводит к раскрытию подшипника при работе двигателя и появлению дополнительных динамических нагрузок. Чрезмерная затяжка может вызвать появление недопу­ стимых напряжений и быстрое разрушение шатунных болтов.

Шатунные болты положено затягивать тарированным динамо­ метрическим ключом с усилием, рекомендованным заводом-строи- телем.

Крутящий момент и усилие на рукоятке ключа определяют по

формуле

 

 

 

 

 

 

Мкр= Я /= //> з ^ к г С.см,

 

 

 

где

Р — усилие на рукоятке ключа, кгс;

 

 

/ — длина рукоятки ключа,

см;

 

соедине­

 

/ — коэффициент трения

в

резьбовом

 

нии болта и гайки

(принимается

равным

 

0,1- 0,12);

 

 

 

 

P3=Fo =

з — усилие затяжки, направленное

по оси бол­

 

та, кгс (здесь F — площадь сечения болта

 

в опасном месте, см2; а — допускаемое на­

 

пряжение при расчете болта, кгс/см2; dm

 

внутренний диаметр резьбы болта, см);

После сборки

dcp— средний диаметр резьбы болта,

см.

 

механизма поршневого движения

укладывают

распределительный вал, соблюдая его параллельность коленчато­ му валу, собирают передаточные валы и проверяют правильность зацепления передаточных шестерен или правильность сборки цеп­ ного привода. Затем закрывают цилиндры крышками и проверя­ ют линейные величины камер сжатия, которые регулируют изме­ нением толщин компрессионных прокладок и прокладок под крыш­ ки цилиндров. Гайки на шпильках крышек затягивают в несколько

276


приемов по диаметрали, чтобы не допустить перекосов. Усилие затяжки определяют по формуле

P3= k — кгс ,

 

п

 

где k — коэффициент запаса, обеспечивающий превышение уси­

лия затяжки гаек против давления газов на донышко

крышки (принимается равным 1,25—1,5);

рг — максимальное давление сгорания

в цилиндре, кгс/см2;

F — площадь донышка крышки, на

которую воздействует

давление газов в цилиндре, см2;

 

п — число шпилек, которыми крышка крепится к блоку.

Крутящий момент и усилие на рукоятке ключа определяют по той

же формуле, что и для затяжки шатунных болтов.

Далее на двигателе собирают приводы газораспределения, на­ вешенные механизмы, коллекторы, трубопроводы, контрольно-из­ мерительные приборы и приводы управления, ограждения и т. д. Проверяют правильность установки газораспределения и нулево­ го положения топливных насосов.

Окончательно собранный двигатель проворачивают с обяза­ тельным контролем нагрузки на валоповоротном устройстве по амперметру. Величина нагрузки не должна превышать величины, записанной в формуляре двигателя.

§ 76. СБОРКА ГЛАВНЫХ ТУРБОЗУБЧАТЫХ АГРЕГАТОВ

При капитальном ремонте турбину ГТЗА обычно демонтируют и доставляют в цех для ремонта, а редуктор из-за относительно больших габарита и веса и недостаточной жесткости чаще остав­ ляют на судовом фундаменте. Поэтому турбины собирают в цехе, а редукторы — на судовых фундаментах.

Сборку турбины начинают со сборки комплектов и узлов. Соби­ рают роторы (если они сборные), сопловые коробки, байпасные клапаны, обоймы концевых уплотнений, устанавливают подшип­ ники.

Затем начинают общую сборку с укладки ротора на подшип­ ники. При укладке за проверочные базы принимают посадочные места обойм концевых уплотнений. После укладки ось ротора должна совпадать с осью, проходящей через центры посадочных мест обойм концевых уплотнений. Положение ротора в процессе укладки на подшипники 4 (рис. 117) контролируют с помощью стрел 2, устанавливаемых на каждой шейке концевого уплотнения 3 ротора 1. Замеры при этом снимают щупом или, если расстоя­ ние достаточное, на стрелу устанавливают индикатор.

После укладки ротора подшипники шабрят по калибру с та­ ким расчетом, чтобы угол охвата подшипником шейки вала ротора был 60°. Диаметр калибра делают равным диаметру шейки вала плюс величина масляного зазора. Затем пригоняют верхние по­ ловины подшипников с установкой масляного зазора.

277


Далее, если турбина активного типа, с помощью фальшвала ведут центровку нижних и верхних половин диафрагм. Для этого на концевые шейки фальшвала вытачивают и устанавливают чу­ гунные или стальные втулки, наружный диаметр которых равен диаметру рабочих шеек вала ротора. Фалыпвал втулками уклады­ вают в пригнанные подшипники вала ротора и через прокладки тонкого прессшпана или плотного картона зажимают крышками подшипников. Нижние половины диафрагм поочередно закатыва­ ют в свои посадочные пазы и путем опиловки радиальных штиф­ тов центруют по оси фальшвала.

А

Рис. 117. Контроль положения ротора по посадочным местам концевых уплотнений при укладке с помощью стрел:

а, б, в — места замеров при трех положениях стрел

После центровки нижних половин диафрагм статор турбины закрывают крышкой; с каждого торца крышки подводят специаль­ ные кронштейны, которые закрепляют на крышке и на фалыпвале. После этого разбирают подшипники, поднимают и перевертывают крышку с закрепленным фалыпвалом и поочередно центруют по оси фальшвала верхние половины диафрагм так же, как и в пре­ дыдущем случае.

После центровки у диафрагм путем опиловки аксиальных штифтов устанавливают боковые тепловые зазоры (0,2—0,25 мм) и окончательно устанавливают диафрагмы в статоре. С помощью линейки, уложенной на разъем статора, и щупа проверяют тепло­ вой зазор в стыке половин каждой диафрагмы. Затем крышку статора перевертывают и на нее устанавливают сопловые коробки и байпасные клапаны. Устанавливают уплотнения, опускают ротор, собирают и регулируют (путем изменения толщины установочных колец) упорный подшипник с таким расчетом, чтобы ротор уста­ новился в нужное аксиальное положение по проточной части. Про­ веряют зазоры по проточной части и уплотнениям, закрывают турбину, смазав фланцы разъема уплотняющей мастикой (напри­ мер, «Герметик»), собирают окончательно подшипники и концевые уплотнения.

Подъем и опускание крышки статора и ротора в статор пос­ ле установки диафрагм и уплотнений — ответственная операция в связи с небольшими величинами аксиальных зазоров в проточной части. Даже небольшой перекос и смещение (несколько миллимет­ ров) может вызвать серьезные повреждения лопаточного аппарата

278

и ножей или елочек уплотнения. Поэтому для таких операций при­ меняют специальное приспособление, обеспечивающее плавное пе­ ремещение крышки или ротора параллельно заданному поло­ жению.

Приспособление (рис. 118, а) прилагается к турбине и состоит из четырех винтовых колонок 1, устанавливаемых в специальные гнезда на горизонтальном разъеме статора, механизмов подъема-? и кронштейнов 2, которые крепятся к специальным фланцам крышки статора.

На винтовых колонках закреплены линейки 5 (рис. 118, 6} для контроля высоты подъема (опускания) крышки статора или ротора турбины. Для подъема или опускания ротора вместо крон­ штейнов на винтовые колонки устанавливают две поперечные балки 6 с бугелями 7 для захвата ротора.

Крышку статора приспособлением опускают следующим об­ разом. С помощью талей или крана ее устанавливают на четыре опорные колонки 3 и настраивают приспособление. Убирают опор­ ные колонки и четыре человека, работая в такт по команде, ру­ коятками механизмов опускают крышку. При опускании (как и при подъеме) через каждые 100—150 мм делают остановку, и ру­ ководитель работ, беря отсчеты по линейкам, проверяет равно­ мерность опускания крышки по расстояниям между фланцами разъема статора. При необходимости расстояния выравнивают и продолжают опускание.

Закрытие турбины производят в присутствии старшего механи­ ка и лица, ответственного за закрытие (производственного масте­ ра). На весь используемый инструмент составляют список для проверки.

Запрещаются перерывы в работе в промежуток времени между опусканием ротора' и крышки статора. Этот промежуток не дол­ жен превышать времени, необходимого для перестройки приспо­ собления с опускания ротора на опускание крышки статора. Если произошел более длительный перерыв в работе по любым обстоя­ тельствам, то необходимо вновь поднять ротор, осмотреть нижнюю половину статора, продуть ее воздухом и только после этого за­ крывать турбину.

Все отверстия статора должны быть закрыты заглушками и опломбированы. После закрытия турбину необходимо провернуть вручную и внимательно прослушать.

На закрытие турбины оформляют акт.

После монтажа турбины на судовой фундамент и прицентровки к редуктору устанавливают арматуру и контрольно-измеритель­ ные приборы, подсоединяют паропроводы, трубопроводы отсоса и уплотнения, масляный трубопровод.

После паровой пробы производят тепловую изоляцию турбины. Сборка редуктора ГТЗА предусматривает укладку на подшип­ ники колеса и шестерен с центровкой по зубчатому зацеплению колеса, закрытие редуктора, сборку системы смазки и установку

контрольно-измерительных приборов.

279