Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 82. ПРАВКА ЖАРОВЫХ ТРУБ

Проседание жаровых труб огнетрубных котлов устраняют прав­ кой (рис. 123, а).

Котел наполняют водой и при открытой верхней горловине по­ догревают воду до 90—100° С. В жаровую трубу помещают гид­ равлический домкрат, устанавливая его в районе правки на де­ ревянную подкладку или чугунный штамп, отлитый по форме двух-трех волн жаровой трубы. На домкрат устанавливают

Рис. 123. Правка жаровых труб:

/ — домкрат; 2 — штамп;

3 — трехногая

стойка; 4 — ролик; 5 — втулка;

6 — труба для пе­

ремещения домкрата; 7

и 9 — верхняя

и нижняя дюралевые подушки;

8 — домкрат двой­

 

 

ного действия

 

второй штамп, отлитый по длине 1 —1,5 волны. Во избежание пов­ реждения металла между трубой и верхним штампом прокладыва­ ют листовой свинец. Приступают к правке жаровой трубы в не­ сколько приемов, переставляя на каждой волне домкрат под раз­ ными углами. Правку ведут медленно, поднимая домкрат не бо­ лее чем на 25 мм и выдерживая по 3—5 мин.

Качество правки проверяют шаблоном и по струне, натягивае­ мой по оси трубы.

Для правки жаровых труб применяют и различные приспособ­ ления (рис. 123, б).

Чтобы предупредить повторную деформацию жаровой трубы, в выправленных местах устанавливают подкрепляющие полукольца жесткости (рис. 123, в), изготовленные из листовой стали марки 10 толщиной 15—17 мм, высотой 79—90 мм. Их приваривают к ж а­ ровой трубе электросваркой двусторонним угловым швом. Полу-

293

кольца изготавливают из двух частей, чтобы облегчить их установ­ ку на трубе. После установки на гребне волны эти части сначала сваривают между собой, а затем приваривают к жаровой трубе. На полукольцах предусмотрены вырезы для облегчения циркуля­ ции воды и удобства очистки трубы от накипи.

§83. РЕМОНТ И ЗАМЕНА КАРКАСА, ОБШИВКИ, ОБМУРОВКИ И ИЗОЛЯЦИИ

Каркас водотрубного котла, представляющий собой металли­ ческую конструкцию, и прикрепленная к нему обшивка в процес­ се эксплуатации подвергаются обгоранию, коррозии и дефор­ мации.

При ремонте отдельные дефектные части каркаса и обшивки правят или заменяют новыми, изготовленными из углеродистой

профильной и листовой стали.

и футеровка (внутрен­

Кирпичная кладка котла — обмуровка

няя часть обмуровки, соприкасающаяся с

факелом) — под дейст­

вием резких колебаний температуры растрескивается, оплавляется и разрушается.

При небольших повреждениях кладки (отдельные трещины, выкрошившиеся участки кирпича) дефектные места зачищают щеткой, смачивают водой и покрывают обмазкой, состоящей из 35% шамотного порошка, 35% песка, 15,% огнеупорной глины и 15%) графита в порошке. Толщина слоя обмазки допускается не более 15 мм.

Обмуровку с более крупными повреждениями, а также при ре­ монте каркаса и обшивки котла заменяют полностью. В этом слу­ чае старую кладку удаляют, поверхность тщательно очищают и кладут новые кирпичи. Кладку ведут на связном растворе, состоя­ щем из 30—40%) огнеупорной глины и 60—70 %> шамотной крупы, растворенных в пресной воде. Предварительно к стенкам обшивки

прикрепляют небольшими болтами асбестовые

листы толщиной

10 мм, смазанные шамотной глиной.

подверженных не­

Для облицовки поверхности судовых котлов,

посредственному действию пламени, применяют огнеупорный ша­ мотный кирпич с температурой плавления 1800° С. Отечественная промышленность выпускает огнеупорный кирпич различной формы для возможности крепления его к обшивке котла и образования фурм топочных устройств.

На рис. 124, а показана кладка кирпичами с боковыми выре­ зами. В этом случае кирпичи удерживаются таврами, предвари­ тельно приваренными к обшивке. Концевые кирпичи засверливают по месту и крепят дополнительно болтами. На рис. 124, б показана крепление кирпичей облегченного типа болтами. На рис. 124, в по­ казана выкладка фурмы для форсунок из клиновых кирпичей.

Все зазоры между кирпичами и углубления под головки кре­ пежных болтов заполняют шамотной глиной. Затем кирпичную кладку покрывают слоем жидкого стекла и наносят слой огне­

294


упорной обмазки, состоящей из 25% огнеупорной глины, 65% ша­ мотного порошка и 10% порошка графита.

Изоляцию котлов и теплообменных аппаратов при ремонте вос­ станавливают частично или полностью. Частично восстанавливают изоляцию при наличии отдельных механических повреждений. Полное восстановление применяют после капитального ремонта и после очередного освидетельствования котла с гидравлическими испытаниями инспекцией Ре­ гистра СССР.

В качестве изоляционных материалов для судовых кот­ лов и теплообменных аппара­ тов применяют асбест-пушон­ ку, асбестовую ткань, асбесто­ вый картон, асбестовый шнур, диатомит (инфузорную зем­ лю), асбозурит (смесь асбеста

сдиатомитом), совелит и

ньювель — смесь

магнезии

 

MgO и гидрата окиси магния

 

Mg (ОН) 2 с асбестом.

 

Рис. 124. Обмуровка котла огнеупорны­

Поверхности котлов и теп­

ми кирпичами различной формы

лообменных аппаратов, подле­

 

жащие изоляции,

очищают

 

и окрашивают суриком. Изоляционный материал размачивают в горячей воде и наносят на горячие изолируемые поверхности слоем 10—30 мм. После высыхания первого слоя накладывают второй и далее до получения изоляции нужной толщины. Толщина изоляции зависит от температуры рабочей среды (для котлов 60—100 мм).

Для экономии дорогостоящих изоляционных материалов (сове­ лит, нъювель) изоляцию составляют из разных материалов. На­ пример, первый слой толщиной 10 мм наносят из асбеста-пушонки, второй — толщиной 40—50 мм из совелита или нъювеля, третий толщиной 10 мм-— из асбозурита.

Изоляционные материалы, наложенные на поверхности котлов и теплообменных аппаратов, скрепляют металлической сеткой и по­ крывают обшивкой из оцинкованного кровельного железа. Поверх накладывают стальные бандажи.

Котлы изолируют также матрацами из асбестовой ткани с на­ полнителем из совелита или нъювеля. Матрацы сшивают латун­ ной проволокой, укладывают на изолируемые части котла, обтяги­ вают бандажами и покрывают металлическим кожухом.

Стенки топочной камеры и газоходов водотрубных котлов об­ шивают съемными щитами из тонких стальных листов, изолирован­ ных асбестовым картоном (или другим изоляционным материалом) толщиной не менее 10 мм. Асбест крепят к щитам болтами, а щи­ ты прикрепляют к каркасу котла на задрайках. Все соединения обшивки котла выполняют на асбестовых прокладках, чем дости­ гают газонепроницаемости обшивки.

295


§ 84. ИСПЫТАНИЯ КОТЛОВ

После окончания всех ремонтных работ до нанесения защитных покрытий и изоляции паровые котлы подвергают гидравлическому испытанию и паровой пробе в присутствии инспектора Регистра.

Пробное давление при гидравлическом испытании котлов, па­ роперегревателей и экономайзеров принимают равным 1,25 рр, но не менее /?р+ 1 кгс/см2, Если котел подвергался существенному ре­ монту с заменой или правкой жаровых труб, заменой более 15% общего количества коротких связей, вваркой вставок и т. п., то пробное давление принимают равным 1,5 рр, но не менее

Р р + 1 к г с /см 2.

Гидравлическое испытание проводят при условии полного за­ полнения котла водой и удаления воздуха, при наличии двух оп­ ломбированных манометров и при температуре воды и окружаю­ щего воздуха не ниже +5° С. При этом разность температур воды и окружающего воздуха должна исключать возможность отпоте­ вания.

При испытании давление не должно быстро повышаться, запре­ щается выполнение на судне работ, вызывающих шум или стук.

Гидравлическое испытание проводят в следующем порядке: подъем давления до рабочего, предварительный осмотр при рабо­ чем давлении, подъем давления до пробного с выдержкой (при от­ ключенном насосе) в течение 10 мин, понижение давления до ра­ бочего и осмотр.

Если во время гидравлического испытания в котле будут услы­ шаны стуки или замечены другие ненормальные явления, испыта­ ние прерывают, и после выпуска воды котел тщательно осматрива­ ют для определения места и характера повреждения. После уст­ ранения дефекта испытание повторяют.

Котел признают исправным, если при осмотре не обнаружено течи, остаточных деформаций, разрывов швов и других признаков нарушения целостности каких-либо частей и соединений.

Паровую пробу котла производят в комплексе с арматурой, оборудованием, обслуживающими механизмами и трубопроводами при рабочем давлении. При этом необходимо убедиться в исправ­ ности всех водоуказательных приборов (водомерных стекол, проб­ ных кранов, дистанционных указателей уровня воды и т. д.), а так­ же в исправном действии верхнего и нижнего продувания котла. Проверяют состояние арматуры, действие приводов, отсутствие пропусков пара, воды и топлива в сальниках, фланцах и других соединениях.

Предохранительные клапаны проверяют в действии на сраба­ тывание. Они должны быть отрегулированы на следующие дав­ ления открытия: роткр^ 1,05/?р (при /зр^ 1 0 кгс/см2); /?0Тк р ^ 1,03 рр

(при /7Р> 10 кгс/см2).

Максимально допустимое давление при действии предохрани­ тельного клапана не должно превышать 1,1 рр. Предохранитель­ ные клапаны пароперегревателей должны быть отрегулированы на срабатывание с некоторым опережением котельных клапанов.

296


Проверяют в действии ручные приводы подрыва предохрани­ тельных клапанов. При положительных результатах проверки один из предохранительных клапанов опломбирует инспектор Регистра.

Проверяют также действие систем автоматического регулиро­ вания котельной установки: безотказность и своевременность сра­ батывания сигнальных, защитных и блокирующих устройств (при понижении уровня воды в котле ниже допустимого, прекращении подачи воздуха в топку, погашении факела в топке и в других случаях, предусмотренных системой автоматики).

Проверяют также

работу котельной установки при переходе

с автоматического на

ручное управление и наоборот.

Гла в а XVI

РЕМОНТ И МОНТАЖ СУДОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ИАРМАТУРЫ

§85. ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ ТРУБОПРОВОДОВ

ИИХ УСТРАНЕНИЕ

Характерными дефектами трубопроводов являются: коррозия и эрозия, механические повреждения и разрушения, деформация фланцев, нарушение плотности в соединениях труб (фланцевых, штуцерных и др.), дефекты арматуры и изоляции.

Коррозионные и эрозионные разрушения наиболее часты на сгибах труб. Они могут носить общий и местный характер. При общем разрушении происходит утонение стенки трубы, при мест­ ном появляются отдельные свищи и трещины на трубах, которые устраняют с помощью электро- и газосварки. При значительных разрушениях трубы заменяют.

Механические повреждения и разрушения (вмятины, погиби, разрывы, трещины и т. д.) могут быть результатом внешних воздействий (ударов посторонними предметами), значительного превышения рабочего давления в трубопроводе и усталости ме­ талла.

Отдельные вмятины и погибы устраняют правкой с нагревом трубы в месте дефекта до 650—700° С. В этом случае на фланцы трубы устанавливают заглушки, штуцер одной из заглушек сое­ диняют с заводской магистралью сжатого воздуха и поднимают давление в трубе до 4—4,5 кгс/см2. Нагревают район вмятины газовой горелкой до 650—700° С. По мере нагрева вмятина начи­ нает выправляться под действием внутреннего давления в трубе. Чтобы на месте вмятины не образовалась выпучина, после нагрева здесь накладывают и прижимают ограничительную накладку и в нужный момент разогретый участок охлаждают водой или струей сжатого воздуха.

Деформация фланцев может происходить от перераспределения остаточных напряжений (после обработки и приварки фланцев)

297


и от термических воздействий рабочей среды. Деформацию устра­ няют проточкой фланцев на специальных станках с помощью при­ способлений или путем припиловки и шабрения на краску по

плите.

Нарушение плотности во фланцевых и штуцерных соединениях трубопроводов происходит в основном из-за ослабления затяжки фланцевых болтов и накидных гаек и вследствие утраты свойств материалами прокладок. При восстановлении плотности обычно прокладки заменяют. Небольшую плотность можно устранить под­ тяжкой фланцевых болтов или накидных гаек (в штуцерном сое­

динении).

Повреждения изоляции трубопроводов являются, как правило, результатом механических воздействий. Восстанавливают старую или накладывают новую изоляцию после окончания всех ремонт­ ных работ по трубопроводам, включая их окраску.

§ 86. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРУБ И КОМПЕНСАТОРОВ

Процесс изготовления труб н компенсаторов складывается из следующих основных операций: заготовки шаблонов и макетиро­ вания, отрезки заготовок, гибки труб, вырезки отверстий для от­ ростков и штуцеров, установки, прихватки и приварки фланцев, штуцеров и отростков, гидравлических испытаний, торцовки флан­ цев, нанесения защитных покрытий.,

Для контроля гибки труб и компенсаторов применяют шабло­ ны, изготовленные по осям труб из стальной мягкой проволоки диаметром 6—10 мм (в зависимости от длины трубы и количест­ ва изгибов). Шаблоны изготавливают либо по месту на судне, либо по заменяемым трубам, либо по рабочим чертежам, пред­ варительно перечерченным в натуральную величину на плазе.

При капитальном ремонте трубопроводов шаблоны можно из­ готавливать фотопроекционным способом. Трубу, подлежащую за­ мене, фотографируют на диапозитивную пластинку, прикреплен­ ную к специальному экрану, на котором предварительно нанесены опознавательные знаки или ориентиры. Количество снимков со­ ответствует числу плоскостей, в которых произведена погибь трубы. В нужный момент диапозитивные негативы через проек­ ционный фонарь проецируют на экран и по полученным изображе­ ниям изготавливают шаблон.

Для того чтобы в дальнейшем обеспечить правильную установ­ ку и приварку фланцев к новой трубе, старую трубу макетируют на специальном макетировочном стенде. Стенд представляет собой плиту с Т-образными пазами, в которых можно перемещать и сто­ порить в нужном месте позиционеры. Позиционер состоит из стой­ ки и небольшой круглой самоустанавливающейся площадки, шар­ нирно связанной со стойкой. Шарнир позиционера имеет стопор. На площадках позиционеров имеются отверстия и радиальные прорези, позволяющие крепить болтами фланцы макетируемой трубы.

298