Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для соединения винипластовых труб применяют резьбовые соединительные муфты. Для придания герметичности соединению применяют перхлорвиниловый клей.

Полиэтиленовые трубы можно соединять с помощью торцово­ штуцерного соединения. Штуцера и накидные гайки делают ла­ тунными, свободно сидящи­ ми на трубах. Концы труб разбуртовывают.

§

87.

РЕМОНТ АРМАТУРЫ

 

 

 

Характерным

дефектом

 

 

 

арматуры

трубопроводов

 

 

 

(клапанов, пробок, клинке-

 

 

 

тов) является потеря плот­

 

 

 

ности закрытия.

 

 

 

 

 

При

потере

плотности и

 

 

 

наличии небольших повреж­

 

 

 

дений рабочих поверхностей

 

 

 

тарелок и

седел

клапанов,

Рис. 126.

Приспособление

для отбортовки

пробок

и их

гнезд

плот­

 

полиэтиленовых

труб:

ность восстанавливают

при­

 

1 — матрица; 2 — труба; 3 — кольцо для по­

тиркой

вручную

или

с по­

догрева;

4 —• винт-струбцина; 5 ~ пуансон

мощью

механических

при­

 

 

 

способлений. Вначале для притирки используют грубые притироч­

ные

материалы — мелкий наждак,

толченое стекло и грубые пас­

ты

ГОИ, а

затем — тонкие пасты

и доводочные эмульсии.

Рабочие

поверхности клиньев и корпусов клинкетной арматуры

при наличии неглубоких рисок и забоин вначале шабрят по плите на краску с плотностью до пяти пятен на квадрат размером 25X25 мм, а затем притирают на тонких притирочных материалах. Значительные повреждения деталей устраняют механической об­ работкой (проточкой) с последующей притиркой.

Качество притирки (плотность) проверяют в процессе притирки «на карандаш», окончательно — гидравлическими испытаниями.

Практикуют наплавку рабочих поверхностей арматуры с по­ мощью электро- и газосварки с последующей механической обра­ боткой и притиркой.

Деформацию и небольшие механические и коррозионные раз­ рушения фланцев и сопрягаемых поверхностей крышек арматуры устраняют проточкой, фрезеровкой или припиловкой по плите на краску. Деформированные шпиндели клапанов и клинкетов правят, протачивают и шлифуют на токарно-винторезных станках.

Трещины и коррозионные разрушения корпусов и крышек ар­ матуры устраняют с помощью электро- и газосварки. При ремонте арматуры, работающей на низких параметрах, применяют эпок­ сидные компаунды.

После ремонта корпуса арматуры подвергают гидравлическим испытаниям на прочность.

303


§ 88. МОНТАЖ И ИЗОЛЯЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ

Монтаж систем трубопроводов после капитального ремонта вы­ полняют по монтажным схемам или чертежам. При текущем ре­ монте отремонтированные или новые отдельные элементы и трубы устанавливают и подгоняют по месту.

При монтаже трубопроводов сначала устанавливают крепящую (переборочные и палубные стаканы, наварыши, наклепыши ит. д.) и путевую (клапаны, пробки, клинкеты и т. д.) арматуру. Путевую арматуру при этом закрепляют временными болтами. После этого монтируют трубы с установкой в штатных местах подвесок и под­ кладок и окончательно закрепляют путевую арматуру.

Для упрощения монтажа применяют так называемые забойные трубы, которые подсоединяют непосредственно к механизмам или к палубным станкам. В качестве забойных выбирают трубы не­ сложной конфигурации, расположенные в доступных для пригон­ ки местах.

При сборке фланцевых соединений особое внимание обращают на параллельность, смещение фланцев и наличие зазоров между ними. Непараллельность допускают не более 0,2—0,5 мм на диа­ метр фланца (для паропроводов не более 0,2 мм). Смещение фланцев допускают не более 1—2 мм; зазор между фланцами не должен превышать толщины прокладки.

Перечисленные допуски не относятся к паропроводам высоко­ го давления, у которых с целью компенсации температурных рас­ ширений задаются так называемые монтажные растяги. Величины монтажных растягов определяют специальным расчетом паро­ провода на компенсацию.

Величину монтажного растяги на фланцевом соединении обычно принимают равной 50—100% величины температурных расширений данного участка паропровода. В зависимости от кон­ фигурации паропровода и места относительного расположения фланцевого соединения монтажный растяг может быть задан в виде определенного зазора между фланцами, смещения и излома фланцев. Одновременно могут быть заданы смещение и зазор, зазор и излом фланцев и т. д.

Особые требования предъявляют и к затяжке болтов фланце­ вых соединений паропроводов высокого давления. Болты затягива­ ют специальными, тарированными на определенное усилие клю­ чами. Для равномерной затяжки болты обжимают крестообразно с обходом каждой гайки не менее 2—3 раз.

После монтажа системы трубопроводов испытывают на плот­ ность и изолируют трубопроводы (до окончания испытаний путе­ вые соединения трубопроводов оставляют неизолированными).

Пробное давление испытаний на плотность назначают в соот­ ветствии с Правилами Регистра СССР. Обычно оно составляет при гидравлических испытаниях 1,5 рр. Испытания на плотность можно проводить и воздухом на рабочее давление. Время нахож­ дения системы трубопровода под пробным давлением определено

304


техническими условиями, однакр оно должно быть достаточным для осмотра всех соединений.

Перед испытанием от системы отключают с помощью кон­ цевой арматуры все механизмы, теплообменные аппараты и ци­ стерны, чтобы их не повредить.

В качестве изоляционных материалов применяют асбест, ас­

бестовую ткань и шнур, войлок, крошеную пробку, термаль

(алю­

миниевую фольгу), стекловату, ньювель, совелит и др.

 

Трудоемкость изоляционных работ значительно сокращается

при использовании штучных изоляционных изделий — плит

или

скорлуп (сегментов), которые можно устанавливать на криволи­ нейные поверхности. Штучные изоляционные изделия изготавлива­ ют (формуют) из пробки, асбеста, обожженного вермикулита марки ФОБ, минеральной ваты марки ФВМ-Г и ФВМ-Х и др.

До покрытия изоляцией трубы тщательно очищают от загрязне­ ний и продуктов коррозии и наносят антикоррозионное покрытие.

Окончательно системы трубопроводов испытывают в действии по прямому назначению вместе с механизмами во время швартов­ ных и ходовых испытаний.

Глава XVII

РЕМОНТ СУДОВЫХ УСТРОЙСТВ, ГРЕБНЫХ ВИНТОВ И КОРПУСА СУДНА

§ 89. РЕМОНТ РУЛЕВОГО УСТРОЙСТВА

При ремонте рулевого устройства характерны работы, связан­ ные с устранением дефектов руля, баллера руля, румпеля, рудер­ поста.

К наиболее частым повреждениям рулей относятся вмятины и разрывы листов обшивки пера руля. С разрывами обычно связа­ ны и повреждения ребер рудерписа. Во всех случаях поврежден­ ную часть руля вырезают и вваривают новую или правят и ввари­ вают старую.

У некоторых пустотелых рулей внутренняя полость бывает за­ полнена варпеком (продуктом перегонки каменного угля), которая при обычной температуре находится в аморфном состоянии. Перед заменой обшивки таких рулей варпек из внутренней полости уда­ ляют. Для этого руль устанавливают вертикально, с одной стороны обшивки газорезкой вырезают небольшие окна, с другой — обо­ гревают перо руля нефтяной форсункой. По мере нагрева варпек из полости руля вытекает. После ремонта полость руля испыты­ вают гидравлическим давлением и заливают разогретым до жид­ кого состояния варпеком.

Петли руля наплавляют и растачивают при наличии большой их расцентровки (при смещении осей петель от оси вращения ру­ ля более 3 мм)„ Расточку выполняют обычно с помощью спе-

20 О. К. Балякин

305


циального приспособления. При меньшей расцентровке исправле­ ние можно достичь смещенной расточкой петель на больший размер.

Штыри руля при ремонте обычно наплавляют и обрабатывают на первоначальный или ремонтный размер. Если штыри имеют облицовку, то ее заменяют. Облицовку изготавливают из бронзы Бр. ОЦЮ-2. В последнее время успешно применяют наплавку шты­ рей нержавеющей сталью и используют биметаллические облицов­ ки, выполненные из стали Ст. 3, с наплавкой нержавеющей сталью.

При ремонте баллера руля устраняют деформации (погиби), переносят шпоночный паз посадочного места румпеля (при скру­ чивании баллера) в плоскость пера руля и устраняют коррозион­ ный и механический износ рабочих шеек. Деформацию баллера устраняют термомеханической правкой с последующим отжигом или нормализацией.

При наличии скручивания баллера в пределах до 15° завари­ вают старый шпоночный паз посадочного места румпеля, выпол­ няют термообработку баллера для снятия напряжений скручива­ ния и восстановления нормальной структуры (отжиг или норма­ лизация в зависимости от марки стали), размечают и фрезеруют новый шпоночный паз в плоскости пера руля. При скручивании в 15° и более и'при обнаружении трещин баллер подлежит замене.

Коррозионный и механический износ рабочих шеек баллера устраняют механической обработкой (проточкой и шлифованием) либо электронаплавкой с последующей механической обработкой. Шейку перед электронаплавкой протачивают до устранения следов коррозии и механического износа. При электронаплавке применя­ ют предварительный подогрев до 150—200° С для снижения сва­ рочных напряжений. После предварительной механической обра­ ботки шейки обкатывают роликами.

Применяют наплавку шеек нержавеющей сталью (см. § 62), а также установку биметаллических втулок, наплавленных нержа­ веющей сталью, или применяют разрезные биметаллические втул­ ки, которые после установки на место сваривают по образующим и окончательно обрабатывают по наружной поверхности на баллере.

При необходимости плоскость фланца баллера фрезеруют по данным его центровки с пером руля для устранения излома оси баллера с осью вращения руля, т. е. сфрезеровывают перекос фланца баллера, выявленный при центровке.

Несмотря на то что румпель является достаточно прочной де­ талью, в практике судоремонта известны случаи усталостных раз­ рушений румпелей. Разрушения начинаются обычно с появления трещин в^ углах шпоночного паза вследствие установки румпелей на баллер с чрезмерно большим натягом. По этой же причине при разборке рулевых устройств приходится прибегать иногда к раз­ резке головки румпеля автогеном, так как спрессовать его не удается. В этих случаях трещину или разрез разделывают на всю

306


толщину головки румпеля, сваривают головку электросваркой и на­ плавляют посадочное место. После термообработки производят механическую обработку посадочного места и торца головки, раз­ мечают и обрабатывают шпоночный паз. Посадочное место обра­ батывают с допуском по легкопрессовой или глухой посадке.

При устранении дефектов рудерпоста исправляют расцентровку и заменяют втулки петель рудерпоста. Деформацию рудерпоста

Рис. 127. Зазоры в подшипнике баллера (а)

и в опорном штыре с петлями руля и ахтерштевня (б):

I — б а л л е р ; 2 — г е л ь м п о р т о в а я т р у б а ; 3 — н а ­ ж и м н а я в т у л к а с а л ь н и к а ; 4 — к о р п у с п о д ш и п н и ­ к а ; 5 — п а л у б а ; 6 — в т у л к а п о д ш и п н и к а ; 7 —

а н т и ф р и к ц и о н н ы й м е т а л л ; 8 — р у л ь ; 9 — а х т е р ш ­ т е в е н ь ; 10 — в т у л к а п е т л и а х т е р ш т е в н я ; / / — ш т ы р ь ; 12 — п е т л я а х т е р ш т е в н я

устраняют термомеханической правкой, контролируя по струне, установленной по осям палубного подшипника и по втулке гельмпортовой трубы или верхней петле рудерпоста.

Расцентровку петель рудерпоста, если она не превышает 3 мм, устраняют смещенной расточкой петель на больший размер и установкой эксцентричных втулок, которые обязательно стопорят от проворачивания. При большей расцентровке растачивают петли с предварительной электронаплавкой.

Втулки петель рудерпоста выполняют из стали, бронзы и анти­ фрикционного чугуна. Втулки больших размеров по внутреннему диаметру облицовывают лигнофолем, текстолитом и другими пла­ стиками.

После ремонта деталей и проверки центровки руля с баллером, центровки петель рудерписа и рудерпоста собирают рулевое уст­ ройство. Порядок сборки зависит от конструкции устройства. Но в любом случае сначала устанавливают штыри, запрессовывают втулки, заводят в гельмпортовую трубу баллер, навешивают руль, соединяют баллер с рулем, устанавливают палубный подшипник,

20*

307