Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При макетировании старую трубу устанавливают на макетировочный стенд, к фланцам трубы подводят и крепят болтами пози­ ционеры. Затем позиционеры и их шарниры стопорят, фиксируя относительное пространственное положение фланцев трубы.Трубу снимают, а на позиционеры ставят и закрепляют заранее подготов­ ленные новые фланцы. Новую соответственно изогнутую трубу под­ гоняют по длине, устанавливают в закрепленные в позиционерах фланцы и прихватывают к ним электроили газосваркой.

Трубы изгибают горячим способом с наполнителем или холод­ ным без наполнителя на специальных трубогибочных станках. В качестве наполнителя при горячей гибке обычно используют

кварцевый или чистый речной песок,

просушенный при температу­

ре 150—200° С и просеянный через

сито № 6 (размер ячеек

3,3X3,3 мм). Для заполнения труб небольшого диаметра (из цвет­ ных металлов и сплавов) применяют канифоль. Наполнитель при­ меняют для уменьшения до минимума образующихся при гибке трубы эллиптичности в сечении и складок по внутреннему радиусу изгиба.

При наполнении трубы песком один ее конец забивают деревян­ ной пробкой и устанавливают трубу вертикально открытым кон­ цом вверх. Песок уплотняют обколачиванием трубы молотком или киянкой вручную или с помощью специального устройства. Эф­ фективно использование вибрационной платформы, которая, встря­ хивая трубу, быстро уплотняет песок. После набивки второй ко­ нец также забивают деревянной пробкой.

Трубы нагревают для гибки в специальных нефтяных, газовых и электрических печах. Имеются также специализированные тру­ богибочные станки, предусматривающие нагрев трубы во время гибки токами высокой частоты (ТВЧ). У таких станков после по­ дающих роликов размещен индуктор ТВЧ, который и обеспечивает нагрев трубы перед подачей ее на направляющие ролики. Тем­ пература нагрева труб из углеродистых сталей составляет 780— 850° С, из низколегированных сталей (например, из сталей 15ХМ,

. 12ХМ и др.) — 850—950° С.

Горячую гибку производят на обыкновенных или поворотных плитах с отверстиями для стоек и упоров, расположенных с ша­ гом 250—300 мм. В обоих случаях конец трубы закрепляют на плите металлическими стойками с деревянными прокладками, а в районе изгиба устанавливают упор. На обыкновенной плите трубу гнут за незакрепленный конец вручную или при помощи ле­ бедки (шпиля) через трос, набрасываемый на незакрепленный конец трубы. Применяют также гидравлические или пневматиче­ ские толкачи. В этом случае закрепляют оба конца трубы, а тол­ кач устанавливают в районе ее изгиба. На поворотной плите сво­ бодный конец трубы перемещается специальной кареткой, а необ­ ходимое положение трубе сообщается при повороте самой плиты.

Для холодной гибки труб диаметром до 38 мм применяют руч­ ные станки разных типов, а от 38 до 120 мм — станки с механи­ ческим приводом.

299


На

рис.

125

показаны

схемы гибки труб.

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе гибки контролируют с помощью шаблона конфигу­

рацию

трубы, эллиптичность и высоту складок

в

местах

 

погиби

 

 

 

 

 

 

 

 

-трубы. Эллиптичность не

 

 

 

 

 

 

 

 

должна превышать 5% но­

 

 

 

 

 

 

 

 

минального

 

диаметра

тру­

 

 

 

 

 

 

 

 

бы, а высота складок (гофр)

 

 

 

 

 

 

 

 

должна

быть

не

 

больше

 

 

 

 

 

 

 

 

2—6% (в зависимости от

 

 

 

 

 

 

 

 

назначения

трубопровода).

 

 

 

 

 

 

 

 

После окончания

гибки

 

 

 

 

 

 

 

 

при необходимости

 

на тру­

 

 

 

 

 

 

 

 

бах вырезают отверстия для

 

 

 

 

 

 

 

 

отростков и штуцеров. Ус-

 

 

 

 

 

 

 

 

танавлйвают

и

прихваты­

 

 

 

 

 

 

 

 

вают фланцы, отростки, шту­

 

 

 

 

 

 

 

 

цера и приваривают их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

 

установки

фланцев

 

 

 

 

 

 

 

 

(как уже отмечалось) ис­

 

 

 

 

 

 

 

 

пользуют

 

макетировочные

 

 

 

 

 

 

 

 

стенды

 

или

устанавливают

 

 

 

 

 

 

 

 

и прихватывают фланцы по

 

 

 

 

 

 

 

 

месту, навешивая их на

 

 

 

 

 

 

 

 

фланцы

смежных

труб

и

 

 

 

 

 

 

 

 

заводя

 

(после

обрезки

в

 

 

 

 

 

 

 

 

размер по длине) трубу во

 

 

 

 

 

 

 

 

фланцы.

трубы изготовлены

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

 

 

 

 

 

 

 

 

из легированной

стали,

их

 

 

 

 

 

 

 

 

подвергают

 

после

изготов­

 

 

 

 

 

 

 

 

ления

термообработке

для

 

 

 

 

 

 

 

 

снятия

 

напряжений

 

и

вос­

 

 

 

 

 

 

 

 

становления первоначальной

 

 

 

 

 

 

 

 

структуры

металла.

 

Режим

 

 

 

 

 

 

 

 

термообработки

в

 

зависи­

 

 

 

 

 

 

 

 

мости от марки

стали

ого­

 

Рис. 125. Гибка труб:

 

 

варивается

в чертеже

 

или

а — на

поворотной плите (последовательные по­

назначается

техническим от­

ложения

трубы);

б — на

трубогибочном станке;

делом

завода.

 

 

 

 

 

в — на

станке

с

нагревом

ТВЧ; / — труба; 2 —

 

 

 

 

 

штанга;

3 — ползун;

4 — дорн;

5 — башмак;

Перед

термообработкой

6 —• штырь;

7,

9 — направляющий

и

переме­

компенсаторов,

выполнен­

щающийся

ролики; 8

— индуктор

ТВЧ

 

 

 

 

 

 

 

 

ных из легированной

стали,

 

 

 

 

 

 

 

 

фланцы их связывают

(сое­

диняются на электроприхватках или болтах) жесткими сталь­ ными штангами, чтобы ограничить деформацию при термообра­ ботке.

После окончания горячей гибки наполнитель (песок) удаляют и очищают внутреннюю поверхность трубы механическими сталь­ ными щетками на гибком шланге, с помощью гидропескоструя или

300



путем травления в кислотных ваннах. Если предусмотрена термо­ обработка, то трубу очищают после нее.

Прочность труб после изготовления или ремонта проверяют гид­ равлическими испытаниями пробным давлением, превышающим в 1,5—2 раза рабочее (в зависимости от назначения трубопрово­ да). Трубы паропроводов свежего пара, а также напорные трубы от котельнопитательных насосов, насосов циркуляции котлов и напорные трубы после испарителей испытывают на 2,5 рр.

Трубы считают пригодными для монтажа и эксплуатации, если при испытании на прочность в течение 5 мин пробным давлением не обнаружено признаков неплотности, остаточных деформаций, трещин и разрывов.

При гидравлических испытаниях компенсаторов их фланцы так же, как и при термообработке, связывают жесткими штангами. После термообработки, очистки и гидравлических испытаний фланцы труб протачивают по торцу на специализированных стан­ ках, приспособлениях или припиливают и пришабривают по плите на краску, соблюдая перпендикулярность плоскостей фланцев осям труб.

Защитные покрытия труб. Защитные покрытия наносят как на внутренние, так и на наружные поверхности труб, в первую оче­ редь стальных, соприкасающихся с морской и пресной водой.

Защитное покрытие наносят после изготовления трубы, т. е. после погиби, приварки фланцев, штуцеров, отводов и т. д.

В качестве защитных покрытий применяют бакелизацию (по­ крытие бакелитовым лаком с последующей термообработкой), горячее (термодиффузионное) и гальваническое цинкование, пластмассовые покрытия, эмалирование. Применяют также лако­ красочные покрытия.

Перед нанесением защитных покрытий поверхности труб тща­ тельно очищают от загрязнений и продуктов коррозии и обезжи­ ривают. Степень очистки определяется видом последующего за­ щитного покрытия. Наиболее тщательные очистки и обезжирива­ ние, например, требуются перед гальваническим цинкованием. Перед бакелизацией трубы фосфатируют.

При бакелизации трубы покрывают бакелитовым лаком путем окунания, налива или прокачивания. Затем следует сушка на спо­ койном воздухе в вентилируемом помещении в течение 12—15 ч и термообработка в специальных сушильных шкафах при темпера­ туре 120—130° С в течение 3 ч.

При горячем цинковании трубы (любых размеров и любой формы) окунают в ванну с расплавленным цинком. Ограничением в данном случае могут служить только размеры ванны.

Гальваническому цинкованию подвергают трубы небольших размеров без сложной погиби. Анод заводят внутрь трубы.

Способы нанесения пластмассовых покрытий см. в § 51. Эмалирование горячим способом является перспективным спо­

собом защитного покрытия, которое начинают применять для су­ довых трубопроводов.

301


Лакокрасочные покрытия применяют для наружных поверхно­ стей трубопроводов (битумный лак, свинцовый и железный су­

рик и др.).

Изготовление пластмассовых труб. Отечественная промышлен­ ность выпускает трубы из винипласта, полиэтилена, полихлорви­ нила, стекловолокнистых пластмасс и др. На судах наиболее рас­ пространены полиэтиленовые и винипластовые трубы. Полиэтиле­ новые трубы применяют для систем питьевой, мытьевой и заборт­ ной воды, работающих при температуре не более 60° С; винипла­ стовые— для трубопроводов агрессивных сред и воды при темпе­ ратуре, не превышающей 90° С.

К основным достоинствам пластмассовых трубопроводов отно­ сятся их высокая коррозионная стойкость, небольшая масса и сравнительная простота изготовления и монтажа.

Винипластовые и полиэтиленовые трубы гнут, предварительно набив песком, на специальных приспособлениях с нагревом до 120—150° С (нагревают горячим воздухом, газом или машинным маслом).

Соединяют пластмассовые трубы сваркой, склеиванием, растру­ бами, фланцами и резьбой.

Пластмассовые трубы сваривают при помощи цилиндрических муфт в струе горячего воздуха при температуре 200—220° С (вини­ пластовые) и 250° С (полиэтиленовые). В качестве присадочного материала используют (соответственно) прутки винипласта и по­ лиэтилена диаметром 3—4 мм.

Кроме того, полиэтиленовые трубы

могут

быть сварены

встык

с помощью электронагревателей.

Как

только

поверхность

трубы

в этом случае начнет плавиться,

источник тепла отводят, а свари­

ваемые стыки трубы соединяют под небольшим давлением. Во избежание уменьшения проходного сечения вследствие обра­ зования внутренних валиков на торцах труб делают внутренние фаски.

Для склеивания и уплотнения соединений применяют клей из перхлорвиниловой смолы, растворенной в дихлорэтиле (15— 20°/Q-Hbift раствор). В этом случае на одной трубе делают раструб (путем нагрева и раздачи конца трубы на оправке), а соединяемый конец другой трубы смазывают клеем и заводят в раструб. В этом случае уплотнение соединения труб возможно и путем постановки резиновых колец. Раструбные соединения с резиновыми кольцами служат одновременно и компенсаторами линейного расширения пластмассового трубопровода.

Фланцы пластмассовых труб выполняют пластмассовыми и ме­ таллическими. Пластмассовые фланцы к трубам приваривают или приклеивают, металлические делают свободно сидящими. В по­ следнем случае на торцах соединяемых труб отбортовывают упор­ ные бурты. Для уплотнения во фланцевые соединения устанавли­ вают прокладки.

На рис. 126 показано приспособление для отбортовки полиэти­ леновых труб.

302