ды, которую подают па очйщаемую поверхность под давлением 250— 500 кгс/см2. Они имеют высокую производительность (до 200— 250 м2/ч) и дают высокое качество очистки при нормальных сани тарно-гигиенических условиях.
Таким образом, может быть рекомендована следующая схема очистки корпусов судов (с учетом применения прогрессивных ме тодов очистки):
очистка пояса переменных ватерлиний на плаву со специаль ных понтонов, оборудованных гидропескоструйными или гидравли ческими установками;
предварительная обработка подводной части корпуса водяными струями низкого давления с плотов во время осушения сухого до ка или с рештований, перемещаемых по стенкам дока;
окончательная очистка подводной части водяными струями вы сокого давления либо вакуум-дробеметным способом при помощи автоматизированных агрегатов, устанавливаемых на стапель-па лубе дока;
зачистка отдельных труднодоступных мест при помощи ударноскоблящего инструмента.
Для возможности очистки (а в дальнейшем и окраски) поверх ности корпуса судна при доковании используют рештования раз личных конструкций.
На рис. 138, а показаны металлические рештования с перемен ным вылетом для работы в цилиндрической части корпуса судна. Эти рештования перемещаются по рельсам, укрепленным на стенке дока.
На рис. 138, б показаны рештования с регулируемой наклонной рамой для работы в оконечностях корпуса судна.
Отечественные заводы и некоторые зарубежные фирмы ведут работы по созданию и внедрению в производство принципиально новых технологических процессов и средств механизации для вы полнения очистных и окрасочных работ. Использование принципов вакуум-дробеструйных и гидроструйных методов очистки и безвоз душного распыла красок дает возможность создать высокопро изводительные агрегаты и исключить по крайней мере 80% обрештовки судна. Это, как правило, самоходные агрегаты, несущие на выдвижных или поворотных мачтах рабочий орган и управ ляемые оператором с пульта управления.
На Новороссийском СРЗ создана, например, и успешно экс плуатируется автоматическая установка для очистки и окраски корпуса судна с программным управлением. Установка имеет не большую массу (650 кг) и небольшой габарит. Производитель ность установки— 100 м2/ч.
Установка состоит из подвижной рамы с контргрузом, переме щаемой на двух колесах по свободно укладываемым на стапельпалубу дока направляющим угольником, и телескопической мачты, на верхней частикоторой установлена рабочая головка с двумя торцевыми щетками. Для покрасочных работ на рабочую головку вместо щеток крепят пульверизаторы.