К неметаллическим покрытиям относятся деревянные, мастич ные и декоративные покрытия палуб, подволоков, бортов и пере борок помещений. Изношенные и разрушенные покрытия ремон тируют или заменяют.
Устранение трещин, подварка коррозионных сварных швов и вварка вставок. При обнаружении трещин концы их засверливают, трещины разделывают под сварку и заваривают. Причем если разделка односторонняя, то после заварки сварной шов с обрат ной стороны подрубают для устранения наплывов и непроваров и подваривают.
Если трещина проходит по сварному шву или сварной шов имеет водотечносхь, то дефектное место вырубают с припуском по 50—75 мм на каждую сторону и заваривают, принимая меры против усадочных напряжений (проколачивание шва, соблюдение порядка отложения валиков и т. д.).
Сварные швы в зависимости от назначения отсека испытывают на непроницаемость или герметичность (опрессовкой, керосино меловой пробой, поливанием струей воды и т. д.).
Если сварной шов в результате коррозионного разрушения ут ратил первоначальную форму, то его зачищают и подваривают до восстановления первоначального калибра шва.
При замене поврежденных участков листов наружной обшивки, палуб и переборок вваривают вставки. Сначала размечают и вы резают дефектный участок газовым резаком, причем в углах обя зательно делают закругления радиусом не менее трехкратной тол щины листа. По кромкам снимают фаски под углом 30°. Затем по снятому с места шаблону заготавливают вставку из листовой ста ли соответствующей марки и толщины. Кромки вставки также скашивают под углом 30°. Кроме того, для снижения усадочных сварочных напряжений вдоль кромок вставки, завариваемых в последнюю очередь, делают компенсирующую волнообразную вы садку со стрелкой прогиба 2—3 мм. Небольшим вставкам для это го придают сферическую форму со стрелкой прогиба 2—5 мм.
Пригоняют и устанавливают вставку на место на электроприх ватках. Установку делают с таким расчетом, чтобы две из взаим но перпендикулярных сторон (рис. 134, а) плотно прилегали к со ответствующим кромкам выреза, а вдоль других двух кромок за зор составлял 2—5 мм. Затем вваривают вставку в определенной последовательности обратноступенчатым швом. Вначале завари вают швы со сторон, где были предусмотрены зазоры, а затем по степенно переходят на противоположные стороны вставки. При за варке швов лопнувшие электроприхватки вырубают. После завар ки подрубают и подваривают швы.
Если вставка необходима на бортовой обшивке судна, у кото рой толщина листов превышает 12 мм, то кромки вертикальных
•стыков разделывают Х-образно, а у горизонтальных стыков раз делывают только верхние кромки (рис. 134, б). Если вставка со стоит из двух частей или более, то вначале сваривают эти части, чтобы обеспечить свободную усадку соединяющих их сварных