Докование судна во время большого ремонта характеризуется значительно большим объемом работ по корпусу. Оно, как прави ло, связано с классификационным освидетельствованием, в связи с чем полностью очищают корпус от коррозии и старой краски, за меняют листы наружной обшивки и набора, подваривают сварные швы, испытывают цистерны, танки, коффердамы, устраняют обна руженные дефекты, заменяют облицовки гребных валов, проводят освидетельствование и испытание якорных цепей и т. д.
При аварийном доковании выполняют только неотложные ра боты, вызванные аварией. Часть работ, если это не влияет на бе зопасность плавания судна, по согласованию с Регистром СССР
откладывают до очередного планового докования.
Поскольку технология ремонта деталей дейдвудных, рулевых устройств, гребных винтов, арматуры и корпуса судна была рас смотрена ранее, ниже рассмотрим только технологию очистки и окраски корпуса судна.
Очистка корпуса судна. Работы по очистке подводной части судна и района переменных ватерлиний занимают до 18% общего объема работ, выполняемых в доке. Столь высокий объем требует особого внимания к ним, так как качество очистки и окраски по верхности очень важны для защиты корпусов судна от коррозии и обрастания.
Способы очистки корпуса судна по принципу воздействия на очищаемую поверхность разделяются на химический, электроли тический и механический. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Наиболее распространены механические способы очистки. Хи мический и электролитический способы находятся в стадии ис следования, но из-за очевидных недостатков (сравнительно боль шой длительности процесса, громоздкости оборудования и т. д.) они едва ли найдут широкое распространение, особенно при ре монте крупнотоннажных судов.
При механической очистке применяют механизированные инст рументы и устройства, которые подразделяются на ударно-скобля- щие, гидропескоструйные, вакуум-дробеструйные и гидравли ческие.
До последнего времени, несмотря на низкую производитель ность, широко распространены ударно-скоблящие инструменты (молотки, шарошки, щетки) с пневматическим или электрическим приводом. Это объясняется тем, что при удовлетворительном ка честве очистки они довольно надежны в работе и их можно использовать в труднодоступных местах.
Из-за плохих санитарно-гигиенических условий применение ударно-скоблящего инструмента требует обязательного использо вания индивидуальных средств защиты органов зрения, дыхания и слуха.
Как показывает анализ отечественных и зарубежных предприя тий по очистке корпусов судов, наиболее перспективными являют ся установки, производящие очистку высоконапорными струями во