Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 30. Простейший карбюратор:

1 — поплавок; 2 — игольчатый клапан; 3 — ось; 4 — жиклер; 5 — распылитель; 6 — дроссельная заслонка; 7 — диффузор; 8 — смесительная камера; 9 — поплавковая камера

зор 7, жиклер 4 с распылителем 5 и дроссельная заслонка 6. Жиклер представляет собой пробку с калиброванным отвер­ стием, рассчитанным на определенную пропускную способность топлива.

При работе двигателя, когда поршень движется вниз и впускной клапан открыт, в цилиндре, впускном трубопроводе и смесительной камере карбюратора создается разрежение, под действием которого из распылителя вытекает бензин со ско­ ростью от 2 до 6 м/с. Одновременно через смесительную камеру проходит поток воздуха, скорость которого в суженной части диффузора достигает 50—150 м/с.

Вследствие большой скорости воздуха от его ударов ка­ пельки бензина постепенно размельчаются, превращаются в пары и, смешиваясь с воздухом, образуют горючую смесь. Та­

кой способ образования

горючей смеси

называется

п у л ь в е -

р и з а ц и о н н ы м . По

мере

расхода

бензина поплавок опу­

скается, игольчатый клапан

открывает отверстие

и бензин

начнет снова наполнять поплавковую камеру. Таким образом будет поддерживаться постоянный уровень бензина в поплавко­ вой камере и в распылителе, в котором он при неработающем двигателе должен быть на 1 —1,5 мм ниже верхнего края.

По мере открытия дроссельной заслонки число оборотов двигателя увеличивается, скорость воздуха, проходящего через

56

диффузор, возрастает, и над распылителем увеличивается раз­ режение. Под действием большого разрежения истечение бен­ зина из распылителя и поступление воздуха через диффузор увеличиваются, но неодинаково; количество проходящего через жиклер и затем вытекающего из распылителя бензина возра­ стает быстрее.

Следовательно, соотношение паров бензина и воздуха в го­ рючей смеси изменится в сторону обогащения, т. е. простейший карбюратор с одним жиклером не может обеспечить необходи­ мый состав горючей смеси на различных режимах работы дви­ гателя. Поэтому на двигателях устанавливают более сложные карбюраторы, в которых обеспечение нужного состава горючей смеси на всех режимах достигается за счет следующих систем и устройств: главной дозирующей системы, системы пуска, системы холостого хода, экономайзера и ускорительного насоса.

Главная дозирующая система обеспечивает компенсацию смеси, т. е. препятствует ее обогащению и способствует приго­ товлению постоянного состава обедненной экономичной горю­ чей смеси.

Компенсация смеси осуществляется различными способами. В карбюраторах отечественных автомобилей применяют два способа компенсации: изменением разрежения в диффузоре (карбюратор автомобиля ГАЗ-51А) и пневматическим торможе­ нием топлива (карбюраторы автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-164А

и ЗИЛ-130).

Главная дозирующая система с изменением разрежения в диффузоре состоит из главного 6 и дополнительного 5 жиклеров с распылителями и тройного диффузора. В большом диффузо­ ре 11 сделаны окна 12, закрываемые упругими пластинами 8

(рис. 31, б).

При небольшом открытии дроссельной заслонки наиболь­ шая скорость проходящего воздуха и разрежение создаются в малом диффузоре, где расположен распылитель главного жик­ лера, а в горловине большого диффузора, где расположен рас­ пылитель дополнительного жиклера, разрежение будет значи­ тельно меньше. Вследствие этого основное количество топлива для образования горючей смеси будет подаваться из распылите­ ля главного жиклера и лишь сравнительно небольшое количе­ ство — из распылителя дополнительного жиклера.

При дальнейшем открытии дроссельной заслонки под дей­ ствием потока воздуха упругие пластины большого диффузора расходятся, и основной поток воздуха устремляется между сред­ ним и большим диффузорами, вызывая увеличение истечения топлива из распылителя дополнительного жиклера. Одновремен­ но подача топлива из распылителя главного жиклера (по отно­ шению к увеличивающемуся потоку воздуха) снижается, чем и обеспечивается примерно постоянный состав обедненной эко­ номичной горючей смеси.

57


п

■ю

Рис. 31. Главные дозирующие системы:

а — с пневматическим торможением топлива; б — с измерением разрежения в диффузоре

1 — диффузор; 2 — воздушный жиклер; 3 — топливный жиклер; 4 — распы­

литель; 5 — дополнительный жиклер; 6 — главный

жиклер;

7 — средний

диффузор;

8 — упругая пластина; 9 — смесительная

камера;

10— малый

диффузор;

11 — большой диффузор; 12 — окно большого диффузора; 13

 

блок распылителей

 

 

Главная дозирующая система с пневматическим торможе­ нием топлива (рис. 31, а) состоит из топливного жиклера 3 с распылителем 4 и воздушного жиклера 2.

При работе двигателя топливо, поступающее через жиклер в распылитель, под действием разрежения вытекает, распыливается и, смешиваясь с воздухом, образует горючую смесь. По мере открытия дросселя и увеличения разрежения в диффузоре, через воздушный жиклер в распылитель поступает воздух, кото­ рый уменьшает разрежение, действующее на топливный жиклер, и этим сокращает количество поступающего через него топлива, что и обеспечивает получение экономичной обедненной горючей смеси.

Система холостого хода работает на малых оборотах хо­ лостого хода, когда дроссельная заслонка прикрыта, разреже­ ние в смесительной камере незначительно и главная дозирую­ щая система не работает.

При этом разрежение создается ниже дроссельной заслон­ ки, и топливо через жиклер главной дозирующей системы по­ ступает к топливному жиклеру 3 холостого хода, пройдя этот жиклер, смешивается с воздухом, поступающим через первый воздушный жиклер 1, и образует эмульсию (пенистую смесь

68


топлива с пузырьками воздуха). Полученная эмульсия попадает через эмульсионный жиклер 2 в канал, где к ней добавляется еще некоторое количество воздуха, поступающего через второй воздушный жиклер, а затем выходит через нижнее распыливающее отверстие 6 в задроссельное пространство, где, смешиваясь с воздухом, обра­

зует

горючую

смесь

 

 

 

обогащенного

соста­

 

 

 

ва (рис. 32). При от­

 

 

 

крытии

на

неболь­

 

 

 

шой

угол

дроссель­

 

 

 

ной

 

заслонки

7

 

 

 

эмульсия

будет

по­

 

 

 

ступать и через верх­

 

 

 

нее

распиливающее

 

 

 

отверстие

4.

 

Нали­

 

 

 

чие

двух

выходных

 

 

 

отверстий

в

системе

 

 

 

холостого хода обес­

 

 

 

печивает

плавный

 

 

 

переход от холостого

 

 

 

хода

к

средним

и

 

 

 

большим

нагрузкам.

 

 

 

Э к о н о м а й з е р

Рис. 32. Система холостого хода:

 

служит

для

 

обога­

 

 

1 — воздушные жиклеры; 2 — эмульсионный

жик­

щения

горючей сме­

лер; 3 — топливный жиклер холостого

хода;

4 и

си при работе дви­

6 — верхнее и нижнее распыливающие

отверстия;

гателя

на

 

полной

5 — винт регулировки качества горючей смеси; 7 —■

нагрузке

(открытие

дроссельная заслонка

 

 

дроссельной

 

заслон­

 

 

 

ки более 85%). Привод экономайзера может быть механический и пневматический. В некоторых карбюраторах устанавливают экономайзеры обоих типов (карбюратор К-82М).

Экономайзер с механическим приводом (рис. 33, а) состоит из жиклера 6 и колодца, в котором помещается поршень 1 со штоком 2 и клапан 5. Привод экономайзера осуществляется от дроссельной заслонки 8 при помощи рычага 7 и тяги 3 с план­ кой. По мере открытия дроссельной заслонки приводной рычаг поворачивается и перемещает тягу, которая через планку опу­ скает шток с поршнем вниз. При открытии дроссельной заслон­ ки более чем на 85% поршень открывает клапан, и из колодца через жиклер 6 будет поступать дополнительное топливо в рас­ пылитель главной дозирующей системы, что обеспечивает обо­ гащение горючей смеси и получение от двигателя максимальной мощности.

Экономайзер с пневматическим приводом (рис. 33, б) со­ стоит из жиклера, колодца, в котором помещен поршень с пру­ жиной, планки с иглой и канала, сообщающего колодец с задроссельным пространством карбюратора.

59



Рис. 33. Экономайзеры:

а с механическим приводом: 1— поршень; 2 — шток поршня; 3— тяга привода; 4 — поплавок; 5 — клапан экономайзера; 6 — жиклер экономайзера; 7 — рычаг привода; 8 — дроссельная заслонка; б — с пневматическим приводом: 1— главный жиклер; 2 — жиклер эконо­ майзера; 3 — распылитель главного жиклера; 4 — игла; 5 — поршень привода экономайзера; 6 — канал, сообщающий колодец экономайзе­

ра с задроссельным пространством

9 5 6

S3

Рис. 34. Ускорительный насос:

 

1 — распылитель; 2 — нагнетательный клапан;

3 — пружина

штока; 4 — шток; 5 — планка; б — тяга привода; 7 — обратный

клапан; 8 — поршень; 9 — рычаг привода; 10

— дроссельная

заслонка

 

Когда дроссельная заслонка прикрыта, ниже ее создается большое разрежение, под действием которого поршень привода экономайзера, преодолевая сопротивление пружины, опускает­ ся, а вместе с ним через планку опускается игла, которая за­ крывает отверстие жиклера. При большем открытии дроссель­ ной заслонки разрежение в канале и под поршнем экономайзера уменьшается, и последний под действием пружины поднимается вместе с иглой, которая открывает отверстие жиклера экономай­ зера, и бензин дополнительно начнет поступать в главную дози­ рующую систему, обогащая горючую смесь.

Ускорительный насос служит для временного обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки, что улучшает приемистость автомобиля (ускоряет разгон). Ускори­ тельный насос часто объединяют с экономайзером. Он состоит из колодца, поршня 8 со штоком 4, обратного клапана 7, распы­ лителя 1 и привода (рис. 34). При резком открытии дроссель­ ной заслонки под действием рычага 9, тяги 6 и планки 5 приво­ да поршень в колодце быстро перемещается вниз, обратный' клапан, вследствие возникающего давления бензина, закрывает­ ся, а нагнетательный клапан открывается, и порция топлива через распылитель впрыскивается в смесительную камеру, обо­ гащая горючую смесь.

Система пуска служит для обогащения горючей смеси при пуске и прогреве холодного двигателя.

61