Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Рис. 30. Простейший карбюратор:
1 — поплавок; 2 — игольчатый клапан; 3 — ось; 4 — жиклер; 5 — распылитель; 6 — дроссельная заслонка; 7 — диффузор; 8 — смесительная камера; 9 — поплавковая камера
зор 7, жиклер 4 с распылителем 5 и дроссельная заслонка 6. Жиклер представляет собой пробку с калиброванным отвер стием, рассчитанным на определенную пропускную способность топлива.
При работе двигателя, когда поршень движется вниз и впускной клапан открыт, в цилиндре, впускном трубопроводе и смесительной камере карбюратора создается разрежение, под действием которого из распылителя вытекает бензин со ско ростью от 2 до 6 м/с. Одновременно через смесительную камеру проходит поток воздуха, скорость которого в суженной части диффузора достигает 50—150 м/с.
Вследствие большой скорости воздуха от его ударов ка пельки бензина постепенно размельчаются, превращаются в пары и, смешиваясь с воздухом, образуют горючую смесь. Та
кой способ образования |
горючей смеси |
называется |
п у л ь в е - |
|
р и з а ц и о н н ы м . По |
мере |
расхода |
бензина поплавок опу |
|
скается, игольчатый клапан |
открывает отверстие |
и бензин |
начнет снова наполнять поплавковую камеру. Таким образом будет поддерживаться постоянный уровень бензина в поплавко вой камере и в распылителе, в котором он при неработающем двигателе должен быть на 1 —1,5 мм ниже верхнего края.
По мере открытия дроссельной заслонки число оборотов двигателя увеличивается, скорость воздуха, проходящего через
56
диффузор, возрастает, и над распылителем увеличивается раз режение. Под действием большого разрежения истечение бен зина из распылителя и поступление воздуха через диффузор увеличиваются, но неодинаково; количество проходящего через жиклер и затем вытекающего из распылителя бензина возра стает быстрее.
Следовательно, соотношение паров бензина и воздуха в го рючей смеси изменится в сторону обогащения, т. е. простейший карбюратор с одним жиклером не может обеспечить необходи мый состав горючей смеси на различных режимах работы дви гателя. Поэтому на двигателях устанавливают более сложные карбюраторы, в которых обеспечение нужного состава горючей смеси на всех режимах достигается за счет следующих систем и устройств: главной дозирующей системы, системы пуска, системы холостого хода, экономайзера и ускорительного насоса.
Главная дозирующая система обеспечивает компенсацию смеси, т. е. препятствует ее обогащению и способствует приго товлению постоянного состава обедненной экономичной горю чей смеси.
Компенсация смеси осуществляется различными способами. В карбюраторах отечественных автомобилей применяют два способа компенсации: изменением разрежения в диффузоре (карбюратор автомобиля ГАЗ-51А) и пневматическим торможе нием топлива (карбюраторы автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-164А
и ЗИЛ-130).
Главная дозирующая система с изменением разрежения в диффузоре состоит из главного 6 и дополнительного 5 жиклеров с распылителями и тройного диффузора. В большом диффузо ре 11 сделаны окна 12, закрываемые упругими пластинами 8
(рис. 31, б).
При небольшом открытии дроссельной заслонки наиболь шая скорость проходящего воздуха и разрежение создаются в малом диффузоре, где расположен распылитель главного жик лера, а в горловине большого диффузора, где расположен рас пылитель дополнительного жиклера, разрежение будет значи тельно меньше. Вследствие этого основное количество топлива для образования горючей смеси будет подаваться из распылите ля главного жиклера и лишь сравнительно небольшое количе ство — из распылителя дополнительного жиклера.
При дальнейшем открытии дроссельной заслонки под дей ствием потока воздуха упругие пластины большого диффузора расходятся, и основной поток воздуха устремляется между сред ним и большим диффузорами, вызывая увеличение истечения топлива из распылителя дополнительного жиклера. Одновремен но подача топлива из распылителя главного жиклера (по отно шению к увеличивающемуся потоку воздуха) снижается, чем и обеспечивается примерно постоянный состав обедненной эко номичной горючей смеси.
57
п
■ю
Рис. 31. Главные дозирующие системы:
а — с пневматическим торможением топлива; б — с измерением разрежения в диффузоре
1 — диффузор; 2 — воздушный жиклер; 3 — топливный жиклер; 4 — распы
литель; 5 — дополнительный жиклер; 6 — главный |
жиклер; |
7 — средний |
|
диффузор; |
8 — упругая пластина; 9 — смесительная |
камера; |
10— малый |
диффузор; |
11 — большой диффузор; 12 — окно большого диффузора; 13— |
||
|
блок распылителей |
|
|
Главная дозирующая система с пневматическим торможе нием топлива (рис. 31, а) состоит из топливного жиклера 3 с распылителем 4 и воздушного жиклера 2.
При работе двигателя топливо, поступающее через жиклер в распылитель, под действием разрежения вытекает, распыливается и, смешиваясь с воздухом, образует горючую смесь. По мере открытия дросселя и увеличения разрежения в диффузоре, через воздушный жиклер в распылитель поступает воздух, кото рый уменьшает разрежение, действующее на топливный жиклер, и этим сокращает количество поступающего через него топлива, что и обеспечивает получение экономичной обедненной горючей смеси.
Система холостого хода работает на малых оборотах хо лостого хода, когда дроссельная заслонка прикрыта, разреже ние в смесительной камере незначительно и главная дозирую щая система не работает.
При этом разрежение создается ниже дроссельной заслон ки, и топливо через жиклер главной дозирующей системы по ступает к топливному жиклеру 3 холостого хода, пройдя этот жиклер, смешивается с воздухом, поступающим через первый воздушный жиклер 1, и образует эмульсию (пенистую смесь
68
топлива с пузырьками воздуха). Полученная эмульсия попадает через эмульсионный жиклер 2 в канал, где к ней добавляется еще некоторое количество воздуха, поступающего через второй воздушный жиклер, а затем выходит через нижнее распыливающее отверстие 6 в задроссельное пространство, где, смешиваясь с воздухом, обра
зует |
горючую |
смесь |
|
|
|
|||||
обогащенного |
соста |
|
|
|
||||||
ва (рис. 32). При от |
|
|
|
|||||||
крытии |
на |
неболь |
|
|
|
|||||
шой |
угол |
дроссель |
|
|
|
|||||
ной |
|
заслонки |
7 |
|
|
|
||||
эмульсия |
будет |
по |
|
|
|
|||||
ступать и через верх |
|
|
|
|||||||
нее |
распиливающее |
|
|
|
||||||
отверстие |
4. |
|
Нали |
|
|
|
||||
чие |
двух |
выходных |
|
|
|
|||||
отверстий |
в |
системе |
|
|
|
|||||
холостого хода обес |
|
|
|
|||||||
печивает |
плавный |
|
|
|
||||||
переход от холостого |
|
|
|
|||||||
хода |
к |
средним |
и |
|
|
|
||||
большим |
нагрузкам. |
|
|
|
||||||
Э к о н о м а й з е р |
Рис. 32. Система холостого хода: |
|
||||||||
служит |
для |
|
обога |
|
||||||
|
1 — воздушные жиклеры; 2 — эмульсионный |
жик |
||||||||
щения |
горючей сме |
|||||||||
лер; 3 — топливный жиклер холостого |
хода; |
4 и |
||||||||
си при работе дви |
6 — верхнее и нижнее распыливающие |
отверстия; |
||||||||
гателя |
на |
|
полной |
5 — винт регулировки качества горючей смеси; 7 —■ |
||||||
нагрузке |
(открытие |
дроссельная заслонка |
|
|
||||||
дроссельной |
|
заслон |
|
|
|
ки более 85%). Привод экономайзера может быть механический и пневматический. В некоторых карбюраторах устанавливают экономайзеры обоих типов (карбюратор К-82М).
Экономайзер с механическим приводом (рис. 33, а) состоит из жиклера 6 и колодца, в котором помещается поршень 1 со штоком 2 и клапан 5. Привод экономайзера осуществляется от дроссельной заслонки 8 при помощи рычага 7 и тяги 3 с план кой. По мере открытия дроссельной заслонки приводной рычаг поворачивается и перемещает тягу, которая через планку опу скает шток с поршнем вниз. При открытии дроссельной заслон ки более чем на 85% поршень открывает клапан, и из колодца через жиклер 6 будет поступать дополнительное топливо в рас пылитель главной дозирующей системы, что обеспечивает обо гащение горючей смеси и получение от двигателя максимальной мощности.
Экономайзер с пневматическим приводом (рис. 33, б) со стоит из жиклера, колодца, в котором помещен поршень с пру жиной, планки с иглой и канала, сообщающего колодец с задроссельным пространством карбюратора.
59
Рис. 33. Экономайзеры:
а — с механическим приводом: 1— поршень; 2 — шток поршня; 3— тяга привода; 4 — поплавок; 5 — клапан экономайзера; 6 — жиклер экономайзера; 7 — рычаг привода; 8 — дроссельная заслонка; б — с пневматическим приводом: 1— главный жиклер; 2 — жиклер эконо майзера; 3 — распылитель главного жиклера; 4 — игла; 5 — поршень привода экономайзера; 6 — канал, сообщающий колодец экономайзе
ра с задроссельным пространством
9 5 6
S3
Рис. 34. Ускорительный насос: |
|
1 — распылитель; 2 — нагнетательный клапан; |
3 — пружина |
штока; 4 — шток; 5 — планка; б — тяга привода; 7 — обратный |
|
клапан; 8 — поршень; 9 — рычаг привода; 10 |
— дроссельная |
заслонка |
|
Когда дроссельная заслонка прикрыта, ниже ее создается большое разрежение, под действием которого поршень привода экономайзера, преодолевая сопротивление пружины, опускает ся, а вместе с ним через планку опускается игла, которая за крывает отверстие жиклера. При большем открытии дроссель ной заслонки разрежение в канале и под поршнем экономайзера уменьшается, и последний под действием пружины поднимается вместе с иглой, которая открывает отверстие жиклера экономай зера, и бензин дополнительно начнет поступать в главную дози рующую систему, обогащая горючую смесь.
Ускорительный насос служит для временного обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки, что улучшает приемистость автомобиля (ускоряет разгон). Ускори тельный насос часто объединяют с экономайзером. Он состоит из колодца, поршня 8 со штоком 4, обратного клапана 7, распы лителя 1 и привода (рис. 34). При резком открытии дроссель ной заслонки под действием рычага 9, тяги 6 и планки 5 приво да поршень в колодце быстро перемещается вниз, обратный' клапан, вследствие возникающего давления бензина, закрывает ся, а нагнетательный клапан открывается, и порция топлива через распылитель впрыскивается в смесительную камеру, обо гащая горючую смесь.
Система пуска служит для обогащения горючей смеси при пуске и прогреве холодного двигателя.
61