Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

будет на том участке, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выходной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке, может указывать и на неисправ­ ность изоляции подвижного контакта (замыкание контакта на массу). Рычажок подвижного контакта с неисправной изоля­ цией надо заменить.

Д л я п р о в е р к и и с п р а в н о с т и ц е п и в ыс о к о г о н а п р я ж е н и я (при исправной цепи низкого напряжения) нужно снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала поставить контакты прерывателя на полное смыкание и вы­ нуть провод высокого напряжения из центральной клеммы рас­ пределителя. Затем следует включить зажигание, держать конец провода на 3—4 мм от массы и пальцем размыкать контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельст­ вует о неисправности в цепи высокого напряжения или пробое и замыкании обкладок конденсатора. Для окончательного выяв­ ления причин необходимо заменить конденсатор и снова прове­ рить ток на искру: если искры нет, заменить катушку зажи­ гания.

Д л я п р о в е р к и и с п р а в н о с т и к о н д е н с а т о р а нужно отсоединить конденсатор от корпуса прерывателя-рас­ пределителя, положить его на головку блока так, чтобы его корпус имел надежное соединение с массой. Затем надо поста­ вить контакты прерывателя Па полное смыкание, включить за­ жигание, подвести провод высокого напряжения к проводу кон­ денсатора, оставив небольшой зазор, обеспечивающий проскакивание искры.

Размыкая рукой контакты прерывателя, следует зарядить конденсатор 3—4 последовательными искрами, а затем, сбли­ жая провод конденсатора с его корпусом, производить разряд. Если при разряде будет проскакивать искра (слышен «щел­ чок»), конденсатор исправен. Если же искра появляться не бу­ дет, конденсатор неисправен и его необходимо заменить.

СТАРТЕР, ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ, КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ, ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ОТОПИТЕЛЯ

Стартер служит для пуска двигателя и представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с после­ довательным включением обмотки возбуждения (рис. 72, а).

Обмотка якоря и обмотка возбуждения стартера выполнены из толстого проводника прямоугольного сечения, так как при пуске стартер потребляет большой величины ток — до 600 А. Для лучшей проводимости применяют медно-графитовые щетки. Две минусовые щетки присоединяют к массе, а две плюсовые — к концу обмотки возбуждения, другой конец которой выводят

118


s 10

Рис. 72. Стартер ГАЗ-51 с принудительным непосредственным включе­ нием шестерни:

а — электрическая схема; б — разрез стартера 1 — минусовая щетка; 2 — коллектор; 3 — плюсовая щетка; 4 — кор­

пус; 5 — полюсный

башмак; 6 клемма для

присоединения провода

от дополнительного

сопротивления катушки

зажигания; 7 — шток;

8 и 9 — медные диски; 10 — клеммы цепи стартера; 11 — обмотка воз­ буждения; 12 — рычаг включения; 13 — педаль; 14 — регулировочный винт; 15 — венец маховика; 16 — шестерня привода; 17 — муфта сво­

бодного хода; 18 — пружина

привода;

19 и 20 — опорные шайбы;

21 — средний ' подшипник; 22

— якорь;

23 — вал якоря; 24 — шлице­

 

вая втулка


Рис. 73. Муфта свободного хода:

1 — ведущая обойма; 2 — ролик: 3 — толкатель; 4 — шлицевая втул* ка; 5 — пружина толкателя; 6 — ведомая обойма

на изолированную клемму корпуса. На корпусе стартера уста­ навливают включатель, имеющий два контакта для замыкания электрической цепи стартера и два контакта для выключения дополнительного сопротивления катушки зажигания.

Для зацепления шестерни стартера с венцом маховика при пуске и отъединения шестерни после пуска на валу якоря уста­ новлен специальный привод.

Привод стартера автомобилей ГАЗ-51А и ЗИЛ-164А состоит из педали, рычага включения с возвратной пружиной, шлицевой втулки с муфтой свободного хода, шестерней и буферной пру­ жиной (рис. 72, б).

Работа стартера происходит следующим образом. При на­ жатии на педаль рычаг включения поворачивается на своей оси и через буферную пружину перемещает шлицевую втулку с муф­ той свободного хода и шестерней, которая входит в зацепление с венцом маховика. При дальнейшем движении рычага его регу­ лировочный винт нажимает на шток включателя, который при помощи медных дисков одновременно замыкает электрическую цепь стартера и выключает дополнительное сопротивление ка­

тушки зажигания.

Ток, проходящий по обмотке возбуждения

и обмотке якоря,

создает сильное магнитное поле. При этом

в результате взаимодействия магнитного поля полюсных баш­ маков с магнитным полем витков обмотки якоря последний начнет вращаться и будет поворачивать коленчатый вал дви­ гателя.

120

Когда двигатель будет пущен, венец маховика начнет вра­ щать шестерню привода стартера со скоростью, превышающей во много раз скорость вращения якоря, но благодаря муфте свободного хода это вращение передаваться на вал якоря не будет, чем предупреждается «разнос» стартера.

Муфта свободного хода (рис. 73) состоит из шлицевой втул­ ки, выполненной совместно с ведущей обоймой, и наружной ведомой обоймы, изготовленной заодно с шестерней.

С внутренней стороны ведомой обоймы имеются четыре на­ клонных паза, в которых помещены ролики, отжимаемые тол­ кателями с пружинами в узкую часть пазов.

При пуске двигателя, когда ведущая обойма начнет вра­ щаться, ролики перемещаются по наклонным поверхностям па3DB и заклинивают ведомую обойму, после чего обе обоймы с шестерней вращаются как одно целое. Когда двигатель начнет работать и венец маховика поведет за собой шестерню и наруж­ ную обойму с большой скоростью, ролики сдвигаются по на­ клонной поверхности пазов в широкую часть, позволяя наруж­ ной ведомой обойме с шестерней вращаться свободно, не пере­ давая усилия на ведущую обойму и вал якоря.

В случае если при включении зуб шестерни привода стар­ тера совпадает с зубом венчика маховика, пружина привода сжимается, позволяя рычагу включения перемещаться дальше и замкнуть электрическую цепь стартера, и когда якорь начнет вращаться, шестерня под действием буферной пружины сразу же войдет в зацепление. При отпускании педали стартера все де­ тали привода возвращаются под действием пружины рычага в первоначальное положение.

На автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и ЗИЛ-130 устанавли­ вают стартер с дистанционным включением при помощи тяго­ вого реле, установленного на корпусе стартера, и дополнитель­ ного реле включения (рис. 74).

Стартер включают поворотом ключа выключателя зажига­ ния вправо до отказа. При этом ток из аккумуляторной бата­ реи, пройдя обмотку якоря генератора, поступает в обмотку дополнительного реле включения, вследствие чего сердечник реле намагничивается, его контакты смыкаются и ток пойдет по втягивающей и удерживающей обмоткам тягового реле. Про­ ходящий по этим обмоткам ток создает сильное магнитное поле, благодаря которому сердечник тягового реле втягивается внутрь втулки и поворачивает рычаг включения, который нижним кон­ цом перемещает по винтовой нарезке привод стартера и вводит его шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика. После этого контактный диск тягового реле, соединенный штоком с сердечником, замкнет основные контакты тягового реле, по обмоткам стартера пойдет ток и якорь стартера начнет враща­ ться, поворачивая коленчатый вал двигателя. Одновременно в тяговом реле происходит замыкание дополнительного контак-

121


Рис. 74. Схема стартера с дистанционным включением:

1 и 10— щетки; 2 — контакты цепи стартера; 3 — сердечник реле включения; 4 — контакты реле; 5 — обмотка реле; 6 — выключатель зажигания; 7 — ам­ перметр; 8 — реле-регулятор; 9 — обмотка возбуждения; 11 — сердечник тяго­ вого реле; 12 — втягивающая обмотка; 13 — удерживающая обмотка; 14 — кон­ тактный диск

та, позволяющего проходить току в первичную обмотку катуш­ ки зажигания, минуя дополнительное сопротивление.

Когда двигатель начнет работать, стартер выключают и все детали под действием пружины возвращаются в исходное положение. В случае если водитель своевременно не выключит стартер, то выключение произойдет автоматически за счет того, что при работающем двигателе по обмотке дополнительного реле включения пойдет ток от генератора в направлении, обрат­ ном направлению тока, который ранее проходил от аккумуля­ торной батареи, вследствие чего контакты дополнительного реле разомкнутся и электрическая цепь стартера будет прервана. При наличии дополнительного реле включения возможность ошибочного включения стартера при работающем двигателе исключается.

Учитывая, что при пуске, и особенно холодного двигателя, стартер потребляет большой ток, продолжительность его вклю­ чения не должна превышать 10 с. Повторные включения произ­ водятся только через 40—60 с (после отдыха аккумуляторной батареи).

122

Звуковой сигнал (рис. 75) вибрационного типа безрупорный. Он состоит из корпуса, электромагнита, якорька со стерж­ нем и регулировочной гайкой, контактов, мембраны, резонатор­ ного диска и конденсатора.

При нажатии на кнопку замыкается электрическая цепь и ток из аккумуляторной батареи поступает по замкнутым кон­ тактам в обмотку электромагни­

та. При этом электромагнит при­

 

 

 

тягивает якорек, который, дейст­

 

 

 

вуя через стержень, прогибает

 

 

 

мембрану и одновременно регу­

 

 

 

лировочной

гайкой

размыкает

 

 

 

контакты.

Электрическая

цепь

 

 

 

прерывается, электромагнит раз­

 

 

 

магничивается и якорек под дей­

 

 

 

ствием упругости мембраны от­

 

 

 

ходит обратно, вследствие чего

 

 

 

контакты смыкаются, снова обра­

 

 

 

зуется электрическая цепь, яко­

 

 

 

рек вновь притягивается и про­

 

 

 

цесс повторяется. При этом соз­

 

 

 

даются частые колебания мем­

 

 

 

браны

(до

100 колебаний в се­

 

 

 

кунду)

и появляется

звук.

Для

 

 

 

уменьшения искрения между кон­

 

 

 

тактами параллельно им вклю­

 

 

 

чают конденсатор.

 

 

 

 

 

Указатель температуры воды

 

 

 

(рис.

76) состоит из датчика, ус­

 

 

 

тановленного в головке цилинд­

 

 

 

ров,

и приемника, расположенно­

Рис. 75.

Схема звукового сигнала:

го на

щитке приборов. В латун­

1 — аккумуляторная батарея; 2

ной

гильзе

датчика

помещают

кнопка;

3 — якорек; 4 — регулиро­

биметаллическую пластину с об­

вочная

гайка; 5 — контакты; 6

моткой и контакты. Биметалличе­

конденсатор;

7 — электромагнит;

ская пластина, изготовленная из

8 — стержень;

9 — резонаторный

диск; 10 — мембрана

двух

 

полосок разнородных

ме­

 

 

 

таллов (инвар и сталь), обладающих разными коэффициентами линейного расширения, при нагревании изгибается, а при ох­ лаждении выпрямляется.

Приемник состоит из корпуса, биметаллической пластины

с обмоткой, стрелки и шкалы.

При выключенном зажигании ток в цепи отсутствует, и би-

'металлическая пластина удерживает стрелку указателя в край­ нем левом положении на цифре «100». При включении зажига­ ния у холодного двигателя ток пойдет через контакты по обмоткам датчика и приемника. При этом время нагревания би­ металлической пластины датчика будет длительное, а остывание

123


Рис. 76. Схема указателя температуры воды:

1 — биметаллическая пластина; 2 — датчик; 3 — обмот­ ка; 4 — приемник; 5 — стрелка; б — выключатель зажи­ гания

после размыкания контактов — быстрое. Поэтому в цепи будут продолжительные импульсы тока, вследствие чего биметалличе­ ская пластина приемника, сильно нагреваясь, выгнется и отве­ дет стрелку в крайнее правое положение — на цифру «40». При нагревании воды детали датчика также нагреваются и время замкнутого состояния контактов уменьшается, а время разомк­ нутого состояния увеличивается. Поэтому ток в цепи уменьшит­ ся, биметаллическая пластина приемника начнет остывать и, выпрямляясь, отклонит стрелку на деление, соответствующее температуре воды. *

Указатель давления масла (рис. 77) также состоит из дат­ чика, сообщенного с главной масляной магистралью, и прием­ ника. При включении зажигания на неработающем двигателе ток, проходящий по обмоткам биметаллических пластин дат­ чика и приемника, небольшой, так как контакты датчика при­ жимаются друг к другу только за счет упругости токонесущей пластины, вследствие чего биметаллическая пластина датчика изгибается и размыкает контакты даже после кратковременного протекания тока, а остывает сравнительно медленно. Поэтому импульсы тока будут слабые и редкие. При работающем двига- ' теле масло давит на диафрагму датчика и контакты прижима­ ются друг к другу с большим усилием, из-за этого импульсы тока станут сильнее и продолжительнее, ток в цепи увеличится, биметаллическая пластина приемника, нагреваясь, начнет вы-

124

Рис. 77. Схема указателя давления масла:

1 — обмотка; 2 — биметаллическая

пластина; 3 — кон­

такты; 4 — токонесущая пластина;

5 — диафрагма; 6

приемник; 7 — стрелка; 8 — выключатель зажигания

Рис. 78. Схема указателя уровня топлива:

I — выключатель зажигания; 2 — электромагниты; 3 — шкала; 4—* стрелка; 5 — якорек; 6 — ползун реостата; 7 — сопротивление; 8 — датчик; 9 — рычаг поплавка; 10 — поплавок