Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гибаться и отклонит стрелку на деление, соответствующее вели­

чине давления масла.

Указатель уровня топлива (рис. 78) состоит из датчика, укрепленного на верхней стенке бензинового бака, и приемника

на

щитке

приборов.

Когда бак пустой,

поплавок

находится

в

нижнем

положении

и сопротивление в

реостате

выключено

(крайнее левое положение). При этом в обмотку левого элект­ ромагнита поступает, минуя сопротивление реостата, ток боль­ шой силы, создавая магнитное поле, под действием которого якорек со стрелкой отклоняется влево на «О».

При наполнении бака поплавок поднимается и постепенно включает сопротивление реостата. При этом в обмотке левого электромагнита ток начнет уменьшаться и его магнитное поле будет ослабевать, а в обмотке правого электромагнита ток уве­ личивается, поэтому якорек со стрелкой начнет отклоняться по шкале вправо до деления, соответствующего наличию бензина.

Электродвигатель отопителя, применяемый для обдува вет­ рового стекла, двухполюсный с последовательным включением обмотки возбуждения мощностью до 20 Вт.

Переключатель электродвигателя имеет три положения. При среднем положении рукоятки электродвигатель выключен.

Перемещением рукоятки влево включается малая

скорость

(до 1900 об/мин), а перемещением вправо — высшая

скорость

(до 3000 об/мин). В соответствии с этим изменяется интенсив­ ность обдува ветрового стекла.

НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА, ЗВУКОВОГО СИГНАЛА, КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

ИЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТОПИТЕЛЯ

Кнеисправностям стартера относятся: износ или загрязне­ ние щеток и коллектора, окисление контактов включателя, об­ рыв или замыкание в обмотках, износ деталей муфты свободного хода и зубьев шестерни.

Указанные неисправности приводят к тому, что стартер не развивает нужного числа оборотов и мощности, не соединяется

сзубчатым венцом маховика или не работает совсем. Для уст­ ранения неисправностей стартер снимают и подвергают ремонту

вмастерских.

Неисправности звукового сигнала могут быть следующие: окисление контактов, неправильная регулировка, замыкание или обрыв в обмотке электромагнита. При наличии этих неисправ­ ностей сигнал дает слабый звук или не работает совсем. Окис­ ленные контакты зачищают надфилем или стеклянной бумагой, регулировка звука осуществляется регулировочной гайкой на якйрьке.

Неисправности указателей температуры воды, давления масла и уровня топлива приводят к неправильным показаниям

126


или полному прекращению действия приборов. Неисправные приборы заменяют новыми.

Основными неисправностями электродвигателя отопителя являются: износ щеток, замыкание пластин коллектора пылью от щеток, заедание вала якоря в подшипниках, нарушение элек­ трической цепи. Указанные неисправности приводят к снижению скорости вращения якоря или к полной его остановке.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРТЕРА, ЗВУКОВОГО СИГНАЛА И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

При ежедневном техническом обслуживании нужно очис­ тить от наружных загрязнений стартер и звуковой сигнал; про­ верить действие контрольно-измерительных приборов.

При первом техническом обслуживании следует проверить крепление стартера, звукового сигнала и надежность присоеди-: нения к ним проводов. Кроме того, надо проверить надежность присоединения проводов к контрольно-измерительным приборам.

При втором техническом обслуживании нужно, помимо вы­ полнения работ ЕО и ТО-1, очистить от загрязнений контакты включателя и коллектор стартера, смазать привод стартера жидким маслом. Затем зачистить контакты звукового сигнала и кнопки включения и при необходимости отрегулировать звук сигнала.

СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

К приборам освещения относятся: фары, габаритные фо­ нари, задний фонарь, плафон освещения кабины, лампы осве­ щения приборов щитка, подкапотная лампа, центральный и нож­ ной переключатели света и предохранители.

Фара (рис. 79, а) состоит из корпуса, герметизированного оптического элемента с двухнитевой лампой, установленной в патроне, и ободка. Оптический элемент в свою очередь состо­ ит из стального отражателя, покрытого тонким слоем алюми­ ния, образующего зеркальную поверхность, и стеклянного рас­ сеивателя. Двухнитевая лампа вставляется с тыльной стороны отражателя и прижимается к нему пружинными контактами карболитового патрона. У патрона имеются три контактных штыря, на которые надевается переходная колодка с прово­ дами.

Конструкция патрона выполнена так, что при установке лампы нить дальнего света оказывается точно в фокусе отра­ жателя без всякой регулировки. При этом нить ближнего света оказывается смещенной относительно фокуса вверх и влево, что дает направление светового пучка вправо и вниз и обеспечивает хорошую освещенность впереди автомобиля дороги и ее правой

127


8 9

Рис. 79. Приборы наружного освещения:

а — фара; б — передний фонарь; в — задний фонарь 1 — облицовочный ободок;' 2 — винт крепления ободка; 3 — отражатель (реф­

лектор) ; 4 — лампа; 5 — стеклянный рассеиватель; 6 — ободок крепления опти­ ческого элемента; 7 — держатель; 8 — регулировочный винт; 9 — корпус; 1 0 — пружина; 11 — держатель оптического элемента: 12 — стеклянный рассеива­ тель; 13 — линза; 1 4 — нижняя лампа; 1 5 — верхняя лампа; 16 — перегородка; 17 — пластмассовый рассеиватель красного цвета

обочины, уменьшая ослепление водителей встречных автомо­ билей.

Передние габаритные фонари служат для обозначения га­ барита автомобиля, заменяют фары при движении по освещен­

ным улицам,

а также используются

как

указатели

поворо­

та.

Передний

габаритный фонарь

состоит

из корпуса,

ободка

с

прокладкой,

рассеивателя,

патрона

и

двухнитевой

лампы

(рис. 79, б).

 

в)

состоит

из корпуса,

ободка

 

Задний фонарь (рис. 79,

с прокладкой, рассеивателя красного цвета, линзы из бесцвет­ ного стекла, патронов и двух ламп.

На автомобиле устанавливают два задних фонаря. Они обо­ значают габариты автомобиля, сигнализируют о повороте и тор­ можении автомобиля. Указатели поворота также могут устанав­ ливаться отдельно от задних фонарей. Кроме того, левый фо­ нарь через линзу из бесцветного стекла освещает номерной знак.

Корпус фонаря разделен перегородкой на две части с одно­ контактными патронами для ламп. Верхняя лампа служит для указания поворота и сигнала торможения автомобиля. Нижняя лампа указывает габарит, а у левого фонаря дополнительно освещает номерной знак.

Плафон освещения кабины состоит из корпуса, матового стекла, ободка с прокладкой, патрона и лампы. Плафон вклю­ чается включателем, помещенным на щитке приборов.

Лампы освещения приборов щитка включают при помощи центрального переключателя света.

Подкапотную лампу устанавливают на передней стенке ка­ бины под капотом и включают поворотом рычажка на патроне.

Центральный переключатель света (рис. 80, а) расположен на щитке приборов. Когда кнопка переключателя утоплена до отказа, то все световые приборы будут выключены. При вытяги­ вании кнопки в положение I с помощью штока перемещается контактная пластина и соединяет клеммы переключателя, вклю­ чая передние габаритные и задние фонари, фонарь освещения номерного знака и лампы освещения приборов щитка. При этом яркость освещения приборов щитка изменяется поворотом кноп­ ки переключателя, связанной с реостатом. При вытягивании кнопки в положение II вместо передних габаритных фонарей включаются фары (ближний или дальний свет, в зависимости от положения ножного переключателя). Остальные приборы в это время остаются также включенными, как и при положе­ нии I.

Ножной переключатель света (рис. 80, б) служит для пере­ ключения дальнего света фар на ближний свет и обратно, что необходимо при встречах автомобилей для предупреждения ослепления водителя дальним светом фар. В корпусе переклю­ чателя помещают шток с кнопкой и возвратной пружиной, ка­ чающийся рычаг, контактную пластину и панель с центральной

5 4-133

129



а — центральный;, б — ножной 1 — контактная пластина; 2 и 6 — шток; 3 и 4 — кнопки; 5 — пружина кноп­

ки; 7 — боковая клемма; 8 — подвижная контактная пластина; 9 — цент­ ральная клемма

и боковыми клеммами для присоединения проводов от цент­ рального переключателя света и от нитей ближнего и дальнего света фар. При нажатии на кнопку шток перемещает качающий­ ся рычаг с контактной пластиной, которая соединяет поочередно центральную клемму с одной из боковых клемм, обеспечивая включение ближнего или дальнего света. Когда будет включен дальний свет, то на щитке приборов загорится сигнальная лампа.

Предохранители служат для предупреждения сгорания изо­ ляции проводки, перегорания и порчи потребителей в случае короткого замыкания в цепи и появления тока большой вели­ чины. Они бывают плавкие, термобиметаллические непрерывно­ го действия и термобиметаллические разового действия.

П л а в к и е п р е д о х р а н и т е л и (рис. 81, а) объединяют в один блок по три штуки и располагают под панелью прибо­ ров или под капотом. На крышке блока предохранителей с внут­ ренней стороны наклеивают таблицу с указанием, какую элект­ рическую цепь защищает каждый предохранитель. Плавкие вставки предохранителей изготовляют из медной луженой про­ волоки диаметром 0,26 мм на ток 10 А и диаметром 0,37 мм на

130

 

Рис. 81. Предохранители:

 

а — плавкий;

б — термобиметаллический

непрерывного

дей­

ствия; в — термобиметаллический разового действия

пла­

/ — основание;

2 — изоляция; 3 — крышка;

4 — вставная

стина; 5 — запасная проволока; 6 — контактные пластины; 7— зажимы вставных пластин; 8 и 11 — контакты; 9 и 12 — биме­ таллические пластины; 10 — кнопка

ток 20 А. При появлении тока больше указанной величины

вставки расплавляются (перегорают)

и прерывают электриче­

скую цепь.

п р е д о х р а н и т е л ь

Т е р м о б и м е т а л л и ч е с к и й

н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я (рис.

81, б) состоит из кор­

пуса, клемм, биметаллической пластины и контактов. При про­ хождении тока большой величины контакты предохранителя

5:

131