Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
гибаться и отклонит стрелку на деление, соответствующее вели
чине давления масла.
Указатель уровня топлива (рис. 78) состоит из датчика, укрепленного на верхней стенке бензинового бака, и приемника
на |
щитке |
приборов. |
Когда бак пустой, |
поплавок |
находится |
в |
нижнем |
положении |
и сопротивление в |
реостате |
выключено |
(крайнее левое положение). При этом в обмотку левого элект ромагнита поступает, минуя сопротивление реостата, ток боль шой силы, создавая магнитное поле, под действием которого якорек со стрелкой отклоняется влево на «О».
При наполнении бака поплавок поднимается и постепенно включает сопротивление реостата. При этом в обмотке левого электромагнита ток начнет уменьшаться и его магнитное поле будет ослабевать, а в обмотке правого электромагнита ток уве личивается, поэтому якорек со стрелкой начнет отклоняться по шкале вправо до деления, соответствующего наличию бензина.
Электродвигатель отопителя, применяемый для обдува вет рового стекла, двухполюсный с последовательным включением обмотки возбуждения мощностью до 20 Вт.
Переключатель электродвигателя имеет три положения. При среднем положении рукоятки электродвигатель выключен.
Перемещением рукоятки влево включается малая |
скорость |
(до 1900 об/мин), а перемещением вправо — высшая |
скорость |
(до 3000 об/мин). В соответствии с этим изменяется интенсив ность обдува ветрового стекла.
НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА, ЗВУКОВОГО СИГНАЛА, КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
ИЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТОПИТЕЛЯ
Кнеисправностям стартера относятся: износ или загрязне ние щеток и коллектора, окисление контактов включателя, об рыв или замыкание в обмотках, износ деталей муфты свободного хода и зубьев шестерни.
Указанные неисправности приводят к тому, что стартер не развивает нужного числа оборотов и мощности, не соединяется
сзубчатым венцом маховика или не работает совсем. Для уст ранения неисправностей стартер снимают и подвергают ремонту
вмастерских.
Неисправности звукового сигнала могут быть следующие: окисление контактов, неправильная регулировка, замыкание или обрыв в обмотке электромагнита. При наличии этих неисправ ностей сигнал дает слабый звук или не работает совсем. Окис ленные контакты зачищают надфилем или стеклянной бумагой, регулировка звука осуществляется регулировочной гайкой на якйрьке.
Неисправности указателей температуры воды, давления масла и уровня топлива приводят к неправильным показаниям
126
или полному прекращению действия приборов. Неисправные приборы заменяют новыми.
Основными неисправностями электродвигателя отопителя являются: износ щеток, замыкание пластин коллектора пылью от щеток, заедание вала якоря в подшипниках, нарушение элек трической цепи. Указанные неисправности приводят к снижению скорости вращения якоря или к полной его остановке.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРТЕРА, ЗВУКОВОГО СИГНАЛА И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
При ежедневном техническом обслуживании нужно очис тить от наружных загрязнений стартер и звуковой сигнал; про верить действие контрольно-измерительных приборов.
При первом техническом обслуживании следует проверить крепление стартера, звукового сигнала и надежность присоеди-: нения к ним проводов. Кроме того, надо проверить надежность присоединения проводов к контрольно-измерительным приборам.
При втором техническом обслуживании нужно, помимо вы полнения работ ЕО и ТО-1, очистить от загрязнений контакты включателя и коллектор стартера, смазать привод стартера жидким маслом. Затем зачистить контакты звукового сигнала и кнопки включения и при необходимости отрегулировать звук сигнала.
СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
К приборам освещения относятся: фары, габаритные фо нари, задний фонарь, плафон освещения кабины, лампы осве щения приборов щитка, подкапотная лампа, центральный и нож ной переключатели света и предохранители.
Фара (рис. 79, а) состоит из корпуса, герметизированного оптического элемента с двухнитевой лампой, установленной в патроне, и ободка. Оптический элемент в свою очередь состо ит из стального отражателя, покрытого тонким слоем алюми ния, образующего зеркальную поверхность, и стеклянного рас сеивателя. Двухнитевая лампа вставляется с тыльной стороны отражателя и прижимается к нему пружинными контактами карболитового патрона. У патрона имеются три контактных штыря, на которые надевается переходная колодка с прово дами.
Конструкция патрона выполнена так, что при установке лампы нить дальнего света оказывается точно в фокусе отра жателя без всякой регулировки. При этом нить ближнего света оказывается смещенной относительно фокуса вверх и влево, что дает направление светового пучка вправо и вниз и обеспечивает хорошую освещенность впереди автомобиля дороги и ее правой
127
8 9
Рис. 79. Приборы наружного освещения:
а — фара; б — передний фонарь; в — задний фонарь 1 — облицовочный ободок;' 2 — винт крепления ободка; 3 — отражатель (реф
лектор) ; 4 — лампа; 5 — стеклянный рассеиватель; 6 — ободок крепления опти ческого элемента; 7 — держатель; 8 — регулировочный винт; 9 — корпус; 1 0 — пружина; 11 — держатель оптического элемента: 12 — стеклянный рассеива тель; 13 — линза; 1 4 — нижняя лампа; 1 5 — верхняя лампа; 16 — перегородка; 17 — пластмассовый рассеиватель красного цвета
обочины, уменьшая ослепление водителей встречных автомо билей.
Передние габаритные фонари служат для обозначения га барита автомобиля, заменяют фары при движении по освещен
ным улицам, |
а также используются |
как |
указатели |
поворо |
|||
та. |
Передний |
габаритный фонарь |
состоит |
из корпуса, |
ободка |
||
с |
прокладкой, |
рассеивателя, |
патрона |
и |
двухнитевой |
лампы |
|
(рис. 79, б). |
|
в) |
состоит |
из корпуса, |
ободка |
||
|
Задний фонарь (рис. 79, |
с прокладкой, рассеивателя красного цвета, линзы из бесцвет ного стекла, патронов и двух ламп.
На автомобиле устанавливают два задних фонаря. Они обо значают габариты автомобиля, сигнализируют о повороте и тор можении автомобиля. Указатели поворота также могут устанав ливаться отдельно от задних фонарей. Кроме того, левый фо нарь через линзу из бесцветного стекла освещает номерной знак.
Корпус фонаря разделен перегородкой на две части с одно контактными патронами для ламп. Верхняя лампа служит для указания поворота и сигнала торможения автомобиля. Нижняя лампа указывает габарит, а у левого фонаря дополнительно освещает номерной знак.
Плафон освещения кабины состоит из корпуса, матового стекла, ободка с прокладкой, патрона и лампы. Плафон вклю чается включателем, помещенным на щитке приборов.
Лампы освещения приборов щитка включают при помощи центрального переключателя света.
Подкапотную лампу устанавливают на передней стенке ка бины под капотом и включают поворотом рычажка на патроне.
Центральный переключатель света (рис. 80, а) расположен на щитке приборов. Когда кнопка переключателя утоплена до отказа, то все световые приборы будут выключены. При вытяги вании кнопки в положение I с помощью штока перемещается контактная пластина и соединяет клеммы переключателя, вклю чая передние габаритные и задние фонари, фонарь освещения номерного знака и лампы освещения приборов щитка. При этом яркость освещения приборов щитка изменяется поворотом кноп ки переключателя, связанной с реостатом. При вытягивании кнопки в положение II вместо передних габаритных фонарей включаются фары (ближний или дальний свет, в зависимости от положения ножного переключателя). Остальные приборы в это время остаются также включенными, как и при положе нии I.
Ножной переключатель света (рис. 80, б) служит для пере ключения дальнего света фар на ближний свет и обратно, что необходимо при встречах автомобилей для предупреждения ослепления водителя дальним светом фар. В корпусе переклю чателя помещают шток с кнопкой и возвратной пружиной, ка чающийся рычаг, контактную пластину и панель с центральной
5 4-133 |
129 |
а — центральный;, б — ножной 1 — контактная пластина; 2 и 6 — шток; 3 и 4 — кнопки; 5 — пружина кноп
ки; 7 — боковая клемма; 8 — подвижная контактная пластина; 9 — цент ральная клемма
и боковыми клеммами для присоединения проводов от цент рального переключателя света и от нитей ближнего и дальнего света фар. При нажатии на кнопку шток перемещает качающий ся рычаг с контактной пластиной, которая соединяет поочередно центральную клемму с одной из боковых клемм, обеспечивая включение ближнего или дальнего света. Когда будет включен дальний свет, то на щитке приборов загорится сигнальная лампа.
Предохранители служат для предупреждения сгорания изо ляции проводки, перегорания и порчи потребителей в случае короткого замыкания в цепи и появления тока большой вели чины. Они бывают плавкие, термобиметаллические непрерывно го действия и термобиметаллические разового действия.
П л а в к и е п р е д о х р а н и т е л и (рис. 81, а) объединяют в один блок по три штуки и располагают под панелью прибо ров или под капотом. На крышке блока предохранителей с внут ренней стороны наклеивают таблицу с указанием, какую элект рическую цепь защищает каждый предохранитель. Плавкие вставки предохранителей изготовляют из медной луженой про волоки диаметром 0,26 мм на ток 10 А и диаметром 0,37 мм на
130
|
Рис. 81. Предохранители: |
|
|
а — плавкий; |
б — термобиметаллический |
непрерывного |
дей |
ствия; в — термобиметаллический разового действия |
пла |
||
/ — основание; |
2 — изоляция; 3 — крышка; |
4 — вставная |
стина; 5 — запасная проволока; 6 — контактные пластины; 7— зажимы вставных пластин; 8 и 11 — контакты; 9 и 12 — биме таллические пластины; 10 — кнопка
ток 20 А. При появлении тока больше указанной величины
вставки расплавляются (перегорают) |
и прерывают электриче |
скую цепь. |
п р е д о х р а н и т е л ь |
Т е р м о б и м е т а л л и ч е с к и й |
|
н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я (рис. |
81, б) состоит из кор |
пуса, клемм, биметаллической пластины и контактов. При про хождении тока большой величины контакты предохранителя
5: |
131 |