Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
начинают вибрировать. Вследствие того что биметаллическая пластина нагревается большим током быстро, а остывает мед ленно, контакты дольше находятся в разомкнутом состоянии и средняя величина тока в цепи будет небольшая. Вибрация контактов сопровождается щелканием, что сигнализирует води
телю о наличии неисправности. |
п р е д о х р а н и т е л ь |
Т е р м о б и м е т а л л и ч е с к и й |
|
р а з о в о г о д е й с т в и я (рис. 81, в) |
состоит из корпуса, в ко |
тором помещена кнопка с пружиной, регулировочный винт, би металлическая пластина с контактами и зажимы для присоеди нения проводов.
При появлении в цепи тока больше установленной величины биметаллическая пластина выгибается и со щелчком размыкает контакты, прерывая цепь. После устранения неисправности пре дохранитель включают кратковременным нажатием на кнопку. Длительное нажатие на кнопку может вызвать загорание про водки и порчу предохранителя, если предварительно не будет устранена неисправность.
Указатель поворотов (рис. 82) состоит из переключателя, специального прерывателя, передних и задних ламп, помещен ных в габаритных фонарях. При включении указателя поворота ток от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания поступает на клемму Б прерывателя, затем по сердечнику 13, якорю 7, натянутой нихромовой проволоке (струне) 5, сопро тивлению 6, обмотке 15 на клемму СЛ и далее в лампы габа ритных фонарей и по массе обратно в аккумуляторную батарею. Благодаря включенному сопротивлению лампы горят неполным накалом. При протекании тока нихромовая струна, нагреваясь, удлиняется и дает возможность якорю 7 с контактом под дейст вием магнитного поля сердечника 13 притягиваться к послед нему. При этом контакты смыкаются и сопротивление оказыва ется выключенным. В это время нити ламп загорятся полным накалом.
При остывании нихромовой проволоки якорь с контактом отойдет от сердечника и контакты разомкнутся, после чего про цесс будет повторяться. Число миганий ламп в минуту дости гает 80—100.
При выключенном сопротивлении к сердечнику притягива ется также дополнительный якорь 12, в результате чего на щит ке приборов загорается контрольная лампа; при включении со противления дополнительный якорь отходит обратно и контроль ная лампа выключается (мигает).
Включатель стоп-сигнала служит для включения лампы заднего фонаря при торможении ножным тормозом. В зависи мости от типа тормозного привода включатели бывают с гид равлическим (автомобили ГАЗ-51А и ГАЗ-53А) или пневмати ческим (автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164А) приводом.
Включатель стоп-сигнала |
с гидравлическим приводом |
(рис. 83, а) состоит из корпуса, |
двух клемм, резиновой диафраг- |
132
|
|
|
Рис. 82. Указатель поворотов: |
|
|
|||||
а — прерыватель |
указателя |
поворотов; б — электрическая |
схе |
|||||||
|
|
|
ма указателя |
поворотов |
|
|
||||
1 — клеммы; 2 — основание; |
3 — кожух; |
4 — регулировочный |
||||||||
винт; |
5 — нихромовая |
проволока |
(струна); 6 — сопротивление; |
|||||||
7 — якорь; 8 |
и 10 — контакты; 9 — кронштейн; |
/ / — упор; |
12 — |
|||||||
дополнительный |
якорь; |
13 — сердечник; |
14 — возвратная |
пру |
||||||
жина; |
15— обмотка; |
16 |
и |
2 2 — лампы |
габаритных фонарей; |
|||||
17 — подвижные |
контактные пластины переключателя указате |
|||||||||
ля поворотов; |
18 — неподвижные контакты; |
19 — включатель |
||||||||
стоп-сигнала; |
20— прерыватель |
указателя |
поворотов; |
21 и |
25 — предохранители; 23 — выключатель зажигания; 24 — конт рольная лампа; / — указатель поворотов выключен; II — вклю чены указатели левого поворота; III — включены указатели правого поворота
ч
Рис. 83. Включатели стоп-сигнала: |
|
а — с гидравлическим приводом; б — с пневматическим |
приводом |
1 — диафрагма; 2 — контактная пластина; 3 — корпус; |
4 — клем |
мы; 5 — контакты |
|
мы и контактной пластины с пружиной. Полость корпуса сооб щается с магистралью тормозного привода.
При нажатии на педаль тормозная жидкость давит на диа фрагму и заставляет ее перемещаться. При этом вместе с диа фрагмой переместится контактная пластина и замкнет клеммы электрической цепи стоп-сигнала. При опускании педали диа фрагма возвращается в исходное положение под действием пружины, электрическая цепь окажется разомкнутой и лампа стоп-сигнала потухнет.
Включатель стоп-сигнала с пневматическим приводом (рис. 83, б) принципиально действует так же, как и с гидравли ческим приводом, но диафрагма перемещается под действием давления сжатого воздуха тормозного привода. При этом кон такты смыкаются и образуется замкнутая электрическая цепь. После прекращения торможения диафрагма возвращается в ис ходное положение под действием пружины.
НЕИСПРАВНОСТИ ПРИБОРОВ ОСВЕЩЕНИЯ
Внешние признаки неисправностей приборов освещения сле дующие: неполный накал нитей ламп, периодические мигания или полное отсутствие освещения. Причины этих неисправнос тей: нарушение электрического контакта между лампой и пат роном вследствие окисления, неплотное присоединение проводов,
134
Рис. 84. Разметка экрана для регулировки фар
их обрыв или замыкание на массу, подгорание и окисление кон тактов переключателей света, перегорание нитей ламп и плав ких предохранителей.
Окисленные и обгоревшие контакты зачищают, перегорев шие плавкие предохранители и лампы заменяют, поврежденные места проводов обертывают изоляционной лентой.
В случае неправильного освещения дороги (световой луч направлен вбок, вверх, вниз) регулировать фары следует в та кой последовательности:
—установить автомобиль на горизонтальной площадке про тив экрана на расстоянии 7,5 м (ГАЗ-51А и ГАЗ-53А) или 10 м (ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130);
—провести на экране вертикальную линию, совпадающую
сосевой линией автомобиля (рис. 84) и по обе стороны от нее провести две вертикальные линии на расстоянии, равном поло вине расстояния между центрами фар;
—провести горизонтальную линию на уровне высоты цент ра фар от пола и вторую горизонтальную линию на 75 мм (ГАЗ-51А) или 100 мм (ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130) ниже линии центра фар, для автомобиля ГАЗ-53А наносят одну горизонталь ную линию на высоте 1000 мм от пола;
—включить дальний свет фар, закрыть одну фару темной материей, а вторую отрегулировать так, чтобы центр светового пятна лежал в точке пересечения нижней горизонтальной и бо ковой вертикальной линий. Для регулировки нужно ослабить
гайку крепления фары (ЗИЛ-164А) и поворачивать последнюю' в нужное положение или снять ободок фары и регулировать винтами наводки (ГАЗ-51А, ГАЗ-53А и ЗИЛ-130).
При этом поворотом верхнего винта изменяют положение оптического элемента в вертикальной плоскости, а поворотом бокового винта ■— в горизонтальной плоскости.
В таком же порядке отрегулировать направление светового луча другой фары.
135
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИБОРОВ ОСВЕЩЕНИЯ
При ежедневном техническом обслуживании нужно прове
рить действие всех приборов освещения путем их включения, а также действие указателей поворота и стоп-сигнала.
При первом и втором технических обслуживаниях следует,
помимо работ, выполняемых при ЕО, проверить крепление всех приборов освещения, присоединенных к ним проводов, прове рить правильность направления светового луча фар и при необ ходимости произвести регулировку фар.
Ниже рассматриваются некоторые пути тока по схеме, при веденной на рис. 85.
Путь тока к фарам от аккумуляторной батареи. С положи тельного полюса батареи по проводу ток поступает на клемму включателя стартера, проходит через амперметр, термобиметал лический предохранитель, центральный переключатель света, ножной переключатель света, затем по проводу на клемму пат рона, нить накала лампы, цоколь лампы, на массу фары и по массе на отрицательный полюс аккумуляторной батареи.
Путь тока к передним габаритным фонарям от генератора.
С положительной щетки генератора по проводу ток поступает на клемму Я реле-регулятора, пройдя обмотку ограничителя тока и реле обратного тока на клемму Б, затем по проводу на клемму амперметра, через .термобиметаллический предохрани тель, центральный переключатель света, по проводам на клем мы патронов, через нити накаливания ламп на цоколи, на массу фонарей и по массе на отрицательную щетку генератора.
Путь тока к звуковому сигналу от аккумуляторной батареи.
С положительного полюса батареи по проводу ток поступает на клемму включателя стартера, затем на клемму амперметра, по проводу на клемму блока предохранителей, пройдя плавкий предохранитель, по проводу в обмотку сигнала, затем на кноп ку включения сигнала и по массе на отрицательный полюс акку муляторной батареи.
Путь тока на зарядку аккумуляторной батареи. С положи
тельной щетки генератора ток поступает на клемму Я релерегулятора, по обмоткам ограничителя тока и реле обратного тока на клемму Б, через амперметр на клемму включателя стар тера, по проводу на положительный полюс аккумуляторной ба тареи, по электролиту и пластинам на отрицательный полюс батареи и по массе на отрицательную щетку генератора.
Электрические цепи (пути тока) к приборам водителю необ ходимо знать, чтобы находить возможные неисправности в от дельных электрических цепях электрооборудования.
136
|
Рнс. 85. |
Схема |
электрооборудования |
||||||||||
|
|
|
|
автомобиля ГАЗ-51А: |
|
||||||||
|
/ — фара: 2 — соединительная |
колод |
|||||||||||
|
ка; |
3 — передний |
габаритный фонарь; |
||||||||||
|
4 — свечи зажигания; 5 — датчик ука |
||||||||||||
|
зателя |
давления |
масла; 6 — звуковой |
||||||||||
|
сигнал; |
|
7 — реле-регулятор; |
8 — гене |
|||||||||
|
ратор; |
|
9 — подавительные |
сопротив |
|||||||||
|
ления; 10 — катушка зажигания; 11 — |
||||||||||||
|
подкапотная |
лампа; 12 — кнопка сиг |
|||||||||||
|
нала; |
13 — стартер; |
14 — аккумуля |
||||||||||
|
торная |
|
батарея; |
15 — блок |
плавких |
||||||||
|
предохранителей; |
|
16 —• штепсельная |
||||||||||
|
розетка; |
1 7 |
— выключатель |
зажига |
|||||||||
|
ния; |
1 8 — амперметр; |
19 — указатель |
||||||||||
|
уровня |
|
бензина; |
20 — ножной |
пере |
||||||||
|
ключатель |
света; |
21 — электродвига |
||||||||||
|
тель |
вентилятора |
|
обдува |
|
ветрового |
|||||||
|
стекла; |
|
22 — переключатель |
электро |
|||||||||
|
двигателя |
вентилятора; |
23 — указа |
||||||||||
|
тель |
температуры |
|
воды; |
24 — лампа |
||||||||
|
освещения |
щитка; |
25 — контрольная |
||||||||||
|
лампа дальнего света фар; |
26 — дат |
|||||||||||
|
чик |
указателя |
уровня |
бензина; 2 7 — |
|||||||||
|
указатель давления |
масла; |
28 — пере |
||||||||||
|
ключатель |
ламп |
|
освещения |
щитка |
||||||||
|
приборов и плафона кабины; |
29 — |
|||||||||||
|
плафон кабины; 30 — центральный пе |
||||||||||||
|
реключатель |
|
света; |
3 1 — включатель |
|||||||||
|
стоп-сигнала; |
3 2 — задний |
фонарь; |
||||||||||
|
33 — задний |
|
указатель |
|
поворота; |
||||||||
|
34 — датчик |
|
указателя |
температуры |
|||||||||
проводов: Б — белый; Г- |
воды. Условные обозначения цвета |
||||||||||||
голубой; Ж — желтый; |
3 — зеленый; |
К — крас- |
|||||||||||
ный; О — оранжевый; Р - |
розовый; С — серый; Ф — фиолетовый; |
Ч — чер |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ный; |
Кор.— коричневый |