Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а V

ТРАНСМИССИЯ

Крутящий момент от двигателя передается ведущим коле­ сам через трансмиссию — сцепление, коробку передач, кардан­ ную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси.

Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов, поэтому в трансмиссии устанавливают еще один агрегат — раздаточную коробку, от которой крутящий мо­ мент передается ко всем ведущим мостам.

СЦЕПЛЕНИЕ

Сцепление служит для разобщения коленчатого вала дви­ гателя от коробки передач, и, следовательно, от ведущих колес автомобиля. Это разобщение необходимо делать при переклю­ чении передач, а также для плавного трогания с места и оста­ новки автомобиля.

В автомобилях ГАЗ и ЗИЛ применяют однодисковые фрик­ ционные сцепления, действие которых основано на использовании силы трения, возникающей между трущимися поверхностями — дисками. Диски разделяются на ведущие и ведомые. Ведущие диски вращаются вместе с маховиком, а ведомые — с ведущим валом коробки передач.

Схема устройства сцепления показана на рис. 86. Ведущий 2 и нажимный 5 диски прижимаются пружинами 4 и передают крутящий момент ведомому диску 1 благодаря трению, возни­ кающему между ними. Ведомый диск сцепления соединен с ве­ дущим валом 7 коробки передач. Таким образом крутящий мо­ мент передается на последующие механизмы трансмиссии авто­

138

мобиля. Если муфтой 6 нажать на внутренние концы рычагов 8, то внешние концы рычагов отведут нажимный диск, сжимая пружины, расположенные между нажимным диском и кожу­ хом 3 сцепления. Ведомый диск освобождается, и крутящий мо­ мент на последующие механизмы передаваться не будет: сцеп­ ление выключено. Если усилие на муфту выключения сцепления прекратить, то пружины вновь при­

жмут диски и сцепление будет вклю­

 

 

 

чено.

 

 

включения

сцепления

 

 

 

Плавность

 

 

 

достигается за

счет

проскальзывания

 

 

 

дисков

в

момент

прижатия

их

друг

 

 

 

к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При работе двигателя и включен­

 

 

 

ном сцеплении маховик, ведущий и ве­

 

 

 

домый диски и ведущий вал коробки

 

 

 

передач

 

вращаются

как

одно

целое.

Рис. 86. Схема устройства

На рис. 87 показано устройство

 

сцепления:

сцепления автомобиля ГАЗ-51А.

1 — ведомый

диск; 2 — ве­

К

маховику

привернут

болтами

дущий диск

(маховик); 3 —

кожух сцепления

с тремя окнами для

кожух

сцепления; 4 — пру­

приливов

ведущего

нажимного дис­

жина;

5 — нажимный диск;

6 — муфта; 7 — ведущий вал

ка 5. Между кожухом и нажимным

коробки передач; 8 — рычаг

диском

 

установлено

девять

(на

 

 

 

ГАЗ-53А — двенадцать)

пружин, прижимающих нажимный диск

к маховику. Со стороны нажимного диска пружины имеют теп­ лоизоляционные прокладки, так как при работе детали сцепле­ ния нагреваются из-за трения между ведущим и ведомым дис­ ками (при значительном нагреве пружины могут потерять свои упругие свойства).

Ведомый диск выполнен из тонкого стального листа с про­ резями. Фрикционная накладка, обращенная к маховику, при­ клепана к стальному диску. Между другой фрикционной на­ кладкой и стальным диском установлено шесть пластинчатых волнистых пружин 13, обеспечивающих более плавное включе­ ние сцепления.

Сцепление включают тремя рычагами, установленными на осях в кронштейнах 16, прикрепленных к кожуху 20. На внут­ ренних концах рычагов имеются регулировочные болты 17. Внешние концы рычагов осями с игольчатыми подшипниками присоединяются к приливам нажимного диска. Они имеют спе­ циальную лыску для ролика, который перекатывается по ней во время включения и выключения сцепления, так как рас­ стояние между осями рычагов в это время несколько изме­ няется.

Муфта 7 выключения сцепления с упорным подшипником передвигается выключающей вилкой.

139



Рис. 87. Устройство сцепления автомобиля ГАЗ-51А и его детали:

а — сцепление включено; б — сцепление выключено; в — детали сцеп­ ления

1 — коленчатый вал

двигателя;

2 — педаль;

3 — маховик; 4 — ведо­

мый диск сцепления;

5 — ведущий нажимный диск; 6 — рычаг выклю­

чения; 7 — муфта выключения;

8 — ведущий

вал

коробки

передач;

9 — упорный подшипник; 1 0 — шаровая опора; 1 1

— вилка выключе­

ния; 1 2 — регулируемая

тяга;

13 — пластинчатая

пружина; 1 4

фрикционная накладка;

15 — фланец; 16 — кронштейн; 1 7

регули­

ровочный болт; 18 — нажимная

пружина;

19 — теплоизолирующая

прокладка; 20 — кожух; 21 — масленка

 

Нажимая на педаль сцепления, водитель через рычаг, тягу и вилку передает усилие на муфту 7. Упорный подшипник 9 муфты нажимает на головки регулировочных болтов 17 рыча­ гов 6 выключения и поворачивает рычаги вокруг осей. Внешние

140

Рис. 88. Сцепление автомобиля ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130:

/ — ведущий вал коробки передач; 2 — ступица ведомого диска сцепления; 3 — маховик; 4 — ведомый диск сцепления; 5 — упру­ гая пластина; 6 — кожух сцепления; 7 —-нажимная пружина; 8

подшипник

муфты сцепления;

9 — вилка

выключения

сцепления;

10 — рычаг

выключения сцепления; 11 — нажимный диск; 12

диск гасителя крутильных

колебаний;

13 — опорная

пластина;

14 — фрикционная накладка

гасителя;

15 — фланец

ступицы;

1 6 — фрикционная накладка ведомого диска; 1 7 — пружина

концы рычагов отводят ведущий диск от ведомого диска, т. е. выключают сцепление. Ведомый диск освобождается, передача усилий от двигателя ведущему валу коробки передач прекра­ щается.

При отпускании педали вилка выключения сцепления, на­ жимная муфта и упорный подшипник возвращаются в перво­ начальное положение под действием пружин. Усилием нажим­ ных пружин нажимный диск прижимает ведомый диск к махо­ вику. Крутящий момент от двигателя передается ведущему валу

коробки передач.

Между рычагами выключения сцепления и упорным под­ шипником муфты сцепления должен быть зазор величиной 3— 4 мм для того, чтобы подшипник не мог нажимать при выклю­ ченном сцеплении на рычаги.

Упорный подшипник сцепления смазывается при помощи колпачковой масленки, соединенной с муфтой гибким шлангом.

Сцепление автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (рис. 88) также однодисковое.

Между кожухом и нажимным диском установлено 16 пружин, обеспечивающих создание необходимого нажимного

Н1


усилия для передачи крутящего

момента на ведомый

диск.

из четырех рычагов 10,

Выключающее устройство состоит

соединенных пальцами с нажимным диском и вильчатыми крон­ штейнами кожуха 6. Точками опоры кронштейнов рычагов на кожухе служат специальные гайки со сферической поверхностью, навинченные на резьбовые концы вилок кронштейнов. Гайки прижаты к кожуху сцепления упругими пластинами, каждая из которых закреплена двумя болтами. Одной стороной пластины крепятся к кожуху сцепления, а другой — при помощи специ­ альных втулок к нажимному диску.

Нажимный диск связан с кожухом сцепления упругими пластинами 5, которые благодаря своей гибкости обеспечивают возможность перемещения диска относительно кожуха в осевом направлении.

Ведомый диск изготовлен из стали. С обеих его сторон приклепаны фрикционные накладки. Со своей ступицей ведомый диск соединен при помощи гасителя крутильных колебаний (демпфера). Гашение крутильных колебаний демпфером осу­ ществляется за счет трения между стальными пластинами и фрикционными накладками гасителя при повороте ведомого диска относительно ступицы.

Выключается сцепление при помощи вилки 9, действующей на муфту с упорным подшипником. В подшипник муфты смазка закладывается на заводе и при экс­ плуатации не добав­ ляется.

ПРИВОД СЦЕПЛЕНИЯ

На автомобилях ГАЗ-51А, ГАЗ-53А,

ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130

применен механиче­ ский привод сцепле­ ния (рис. 89). Пе­ даль сцепления уста­ новлена на крон­ штейне, закреплен­ ном на раме. Тяга привода связывает педаль с рычагом вилки выключения сцепления. Измене­ нием длины тяги ре­ гулируется свобод­ ный ход ' педали.

Рис. 89. Механический привод сцепления ГАЗ-51А, ГАЗ-53А:

1 — кронштейн педали сцепления; 2 — тяга; 3 — рычаг вала педали сцепления; 4 — рычаг вилки выключения сцепления; 5 — вилка выключения сцепления; б — педаль сцепления

142

IS

Рис. 90.- Схема гидравлического привода сцепления автомо* биля ГАЗ-66:

1 — маховик; 2 — ведомый

диск; 3 — нажимный диск; 4

главный цилиндр привода

выключения сцепления; 5 — пор­

шень главного цилиндра;

6 — эксцентриковый регулировоч­

ный болт; 7 — промежуточный рычаг; 8 — тяга; 9 — педаль; 10 — выжимная муфта с упорным подшипником; 11 — вилка

выключения; 1 2 — рычаг выключения;

13 — рабочий

ци­

линдр привода

 

 

Свободный ход педали сцепления у

автомобилей

ГАЗ-51 А и

ГАЗ-53А должен быть в пределах 30—45 мм, у автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 в пределах 35—50 мм.

Сцепление автомобиля ГАЗ-66 (рис. 90) имеет гидравличе­ ский привод. Он состоит из подвесной педали, тяги, рычага привода, главного цилиндра, рабочего цилиндра и трубопрово­ дов. Вместе с педалью тормоза все это составляет отдельный блок, который крепится на кронштейне к кабине. Педаль сцеп­ ления подвешена на оси на пластмассовой втулке, не требующей смазки.

Свободный ход педали в гидравлическом приводе зависит от величины зазора между штоком и днищем поршня главного цилиндра при отпущенной педали сцепления и от величины за­ зора между головками рычагов и муфтой выключения сцепле­ ния. Зазор между штоком и днищем поршня главного цилиндра

ИЗ


должен равняться 0,5—1,5 мм. Зазор между упорным подшип­ ником выключения сцепления и головками рычагов 12 должен быть 2,5—3 мм. Указанные зазоры регулируются эксцентрико­ вым болтом 6 и изменением длины штока рабочего цилиндра 13 привода.

Сумме этих двух зазоров соответствует свободный ход педа­ ли сцепления 32—44 мм.

Работа гидравлического привода заключается в следующем. При нажатии на педаль сцепления через тягу, рычаг и толка­ тель перемещается поршень главного цилиндра, который вы­ тесняет жидкость в рабочий цилиндр. Под давлением жидкости поршень рабочего цилиндра через толкатель воздействует на вилку, чем и обеспечивается выключение сцепления.

НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ

Нормальная работа сцепления существенно влияет на условия работы трансмиссии автомобиля. В процессе эксплуа­

 

тации

наиболее

час­

 

тые

 

неисправности

 

сцепления — пробук­

 

совывание,

неполное

 

выключение и рывки

 

при включении сцеп­

 

ления.

 

 

проверки

 

Для

 

 

исправности сцепле­

 

ния

необходимо:

 

— при работаю­

 

щем

двигателе

вы­

 

ключить

 

сцепление

 

и поочередно вклю­

 

чать

передачи.

Если

 

включение

передач

 

сопровождается

шу­

 

мом, значит, сцепле­

 

ние

полностью

не

 

выключается

(«ве­

 

дет»);

 

 

 

 

 

 

— при работаю­

 

щем двигателе затя­

 

нуть

ручной тормоз.

 

Затем включить выс-

Рнс. 91. Проверка и регулировка свободного хода

ШУЮ

передачу

И,

педали сцепления:

плавно

нажимая на

а - величина свободного хода педали

П едаль

 

У п р ав л ен и я

1 — регулируемая тяга; 2 — контргайка; 3 — регу-

Д р о ссел ем ,

о т п у ск а ть

лировочная гайка; 4 — педаль

п ед а л ь

 

сц еп л ен и я .

144