Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Г л а в а V
ТРАНСМИССИЯ
Крутящий момент от двигателя передается ведущим коле сам через трансмиссию — сцепление, коробку передач, кардан ную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси.
Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов, поэтому в трансмиссии устанавливают еще один агрегат — раздаточную коробку, от которой крутящий мо мент передается ко всем ведущим мостам.
СЦЕПЛЕНИЕ
Сцепление служит для разобщения коленчатого вала дви гателя от коробки передач, и, следовательно, от ведущих колес автомобиля. Это разобщение необходимо делать при переклю чении передач, а также для плавного трогания с места и оста новки автомобиля.
В автомобилях ГАЗ и ЗИЛ применяют однодисковые фрик ционные сцепления, действие которых основано на использовании силы трения, возникающей между трущимися поверхностями — дисками. Диски разделяются на ведущие и ведомые. Ведущие диски вращаются вместе с маховиком, а ведомые — с ведущим валом коробки передач.
Схема устройства сцепления показана на рис. 86. Ведущий 2 и нажимный 5 диски прижимаются пружинами 4 и передают крутящий момент ведомому диску 1 благодаря трению, возни кающему между ними. Ведомый диск сцепления соединен с ве дущим валом 7 коробки передач. Таким образом крутящий мо мент передается на последующие механизмы трансмиссии авто
138
мобиля. Если муфтой 6 нажать на внутренние концы рычагов 8, то внешние концы рычагов отведут нажимный диск, сжимая пружины, расположенные между нажимным диском и кожу хом 3 сцепления. Ведомый диск освобождается, и крутящий мо мент на последующие механизмы передаваться не будет: сцеп ление выключено. Если усилие на муфту выключения сцепления прекратить, то пружины вновь при
жмут диски и сцепление будет вклю |
|
|
|
|||||||||
чено. |
|
|
включения |
сцепления |
|
|
|
|||||
Плавность |
|
|
|
|||||||||
достигается за |
счет |
проскальзывания |
|
|
|
|||||||
дисков |
в |
момент |
прижатия |
их |
друг |
|
|
|
||||
к другу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При работе двигателя и включен |
|
|
|
|||||||||
ном сцеплении маховик, ведущий и ве |
|
|
|
|||||||||
домый диски и ведущий вал коробки |
|
|
|
|||||||||
передач |
|
вращаются |
как |
одно |
целое. |
Рис. 86. Схема устройства |
||||||
На рис. 87 показано устройство |
||||||||||||
|
сцепления: |
|||||||||||
сцепления автомобиля ГАЗ-51А. |
1 — ведомый |
диск; 2 — ве |
||||||||||
К |
маховику |
привернут |
болтами |
дущий диск |
(маховик); 3 — |
|||||||
кожух сцепления |
с тремя окнами для |
кожух |
сцепления; 4 — пру |
|||||||||
приливов |
ведущего |
нажимного дис |
жина; |
5 — нажимный диск; |
||||||||
6 — муфта; 7 — ведущий вал |
||||||||||||
ка 5. Между кожухом и нажимным |
коробки передач; 8 — рычаг |
|||||||||||
диском |
|
установлено |
девять |
(на |
|
|
|
|||||
ГАЗ-53А — двенадцать) |
пружин, прижимающих нажимный диск |
к маховику. Со стороны нажимного диска пружины имеют теп лоизоляционные прокладки, так как при работе детали сцепле ния нагреваются из-за трения между ведущим и ведомым дис ками (при значительном нагреве пружины могут потерять свои упругие свойства).
Ведомый диск выполнен из тонкого стального листа с про резями. Фрикционная накладка, обращенная к маховику, при клепана к стальному диску. Между другой фрикционной на кладкой и стальным диском установлено шесть пластинчатых волнистых пружин 13, обеспечивающих более плавное включе ние сцепления.
Сцепление включают тремя рычагами, установленными на осях в кронштейнах 16, прикрепленных к кожуху 20. На внут ренних концах рычагов имеются регулировочные болты 17. Внешние концы рычагов осями с игольчатыми подшипниками присоединяются к приливам нажимного диска. Они имеют спе циальную лыску для ролика, который перекатывается по ней во время включения и выключения сцепления, так как рас стояние между осями рычагов в это время несколько изме няется.
Муфта 7 выключения сцепления с упорным подшипником передвигается выключающей вилкой.
139
Рис. 87. Устройство сцепления автомобиля ГАЗ-51А и его детали:
а — сцепление включено; б — сцепление выключено; в — детали сцеп ления
1 — коленчатый вал |
двигателя; |
2 — педаль; |
3 — маховик; 4 — ведо |
|||
мый диск сцепления; |
5 — ведущий нажимный диск; 6 — рычаг выклю |
|||||
чения; 7 — муфта выключения; |
8 — ведущий |
вал |
коробки |
передач; |
||
9 — упорный подшипник; 1 0 — шаровая опора; 1 1 |
— вилка выключе |
|||||
ния; 1 2 — регулируемая |
тяга; |
13 — пластинчатая |
пружина; 1 4 — |
|||
фрикционная накладка; |
15 — фланец; 16 — кронштейн; 1 7 |
— регули |
||||
ровочный болт; 18 — нажимная |
пружина; |
19 — теплоизолирующая |
||||
прокладка; 20 — кожух; 21 — масленка |
|
Нажимая на педаль сцепления, водитель через рычаг, тягу и вилку передает усилие на муфту 7. Упорный подшипник 9 муфты нажимает на головки регулировочных болтов 17 рыча гов 6 выключения и поворачивает рычаги вокруг осей. Внешние
140
Рис. 88. Сцепление автомобиля ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130:
/ — ведущий вал коробки передач; 2 — ступица ведомого диска сцепления; 3 — маховик; 4 — ведомый диск сцепления; 5 — упру гая пластина; 6 — кожух сцепления; 7 —-нажимная пружина; 8 —
подшипник |
муфты сцепления; |
9 — вилка |
выключения |
сцепления; |
10 — рычаг |
выключения сцепления; 11 — нажимный диск; 12 — |
|||
диск гасителя крутильных |
колебаний; |
13 — опорная |
пластина; |
|
14 — фрикционная накладка |
гасителя; |
15 — фланец |
ступицы; |
1 6 — фрикционная накладка ведомого диска; 1 7 — пружина
концы рычагов отводят ведущий диск от ведомого диска, т. е. выключают сцепление. Ведомый диск освобождается, передача усилий от двигателя ведущему валу коробки передач прекра щается.
При отпускании педали вилка выключения сцепления, на жимная муфта и упорный подшипник возвращаются в перво начальное положение под действием пружин. Усилием нажим ных пружин нажимный диск прижимает ведомый диск к махо вику. Крутящий момент от двигателя передается ведущему валу
коробки передач.
Между рычагами выключения сцепления и упорным под шипником муфты сцепления должен быть зазор величиной 3— 4 мм для того, чтобы подшипник не мог нажимать при выклю ченном сцеплении на рычаги.
Упорный подшипник сцепления смазывается при помощи колпачковой масленки, соединенной с муфтой гибким шлангом.
Сцепление автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (рис. 88) также однодисковое.
Между кожухом и нажимным диском установлено 16 пружин, обеспечивающих создание необходимого нажимного
Н1
усилия для передачи крутящего |
момента на ведомый |
диск. |
из четырех рычагов 10, |
Выключающее устройство состоит |
соединенных пальцами с нажимным диском и вильчатыми крон штейнами кожуха 6. Точками опоры кронштейнов рычагов на кожухе служат специальные гайки со сферической поверхностью, навинченные на резьбовые концы вилок кронштейнов. Гайки прижаты к кожуху сцепления упругими пластинами, каждая из которых закреплена двумя болтами. Одной стороной пластины крепятся к кожуху сцепления, а другой — при помощи специ альных втулок к нажимному диску.
Нажимный диск связан с кожухом сцепления упругими пластинами 5, которые благодаря своей гибкости обеспечивают возможность перемещения диска относительно кожуха в осевом направлении.
Ведомый диск изготовлен из стали. С обеих его сторон приклепаны фрикционные накладки. Со своей ступицей ведомый диск соединен при помощи гасителя крутильных колебаний (демпфера). Гашение крутильных колебаний демпфером осу ществляется за счет трения между стальными пластинами и фрикционными накладками гасителя при повороте ведомого диска относительно ступицы.
Выключается сцепление при помощи вилки 9, действующей на муфту с упорным подшипником. В подшипник муфты смазка закладывается на заводе и при экс плуатации не добав ляется.
ПРИВОД СЦЕПЛЕНИЯ
На автомобилях ГАЗ-51А, ГАЗ-53А,
ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130
применен механиче ский привод сцепле ния (рис. 89). Пе даль сцепления уста новлена на крон штейне, закреплен ном на раме. Тяга привода связывает педаль с рычагом вилки выключения сцепления. Измене нием длины тяги ре гулируется свобод ный ход ' педали.
Рис. 89. Механический привод сцепления ГАЗ-51А, ГАЗ-53А:
1 — кронштейн педали сцепления; 2 — тяга; 3 — рычаг вала педали сцепления; 4 — рычаг вилки выключения сцепления; 5 — вилка выключения сцепления; б — педаль сцепления
142
IS
Рис. 90.- Схема гидравлического привода сцепления автомо* биля ГАЗ-66:
1 — маховик; 2 — ведомый |
диск; 3 — нажимный диск; 4 — |
главный цилиндр привода |
выключения сцепления; 5 — пор |
шень главного цилиндра; |
6 — эксцентриковый регулировоч |
ный болт; 7 — промежуточный рычаг; 8 — тяга; 9 — педаль; 10 — выжимная муфта с упорным подшипником; 11 — вилка
выключения; 1 2 — рычаг выключения; |
13 — рабочий |
ци |
линдр привода |
|
|
Свободный ход педали сцепления у |
автомобилей |
ГАЗ-51 А и |
ГАЗ-53А должен быть в пределах 30—45 мм, у автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 в пределах 35—50 мм.
Сцепление автомобиля ГАЗ-66 (рис. 90) имеет гидравличе ский привод. Он состоит из подвесной педали, тяги, рычага привода, главного цилиндра, рабочего цилиндра и трубопрово дов. Вместе с педалью тормоза все это составляет отдельный блок, который крепится на кронштейне к кабине. Педаль сцеп ления подвешена на оси на пластмассовой втулке, не требующей смазки.
Свободный ход педали в гидравлическом приводе зависит от величины зазора между штоком и днищем поршня главного цилиндра при отпущенной педали сцепления и от величины за зора между головками рычагов и муфтой выключения сцепле ния. Зазор между штоком и днищем поршня главного цилиндра
ИЗ
должен равняться 0,5—1,5 мм. Зазор между упорным подшип ником выключения сцепления и головками рычагов 12 должен быть 2,5—3 мм. Указанные зазоры регулируются эксцентрико вым болтом 6 и изменением длины штока рабочего цилиндра 13 привода.
Сумме этих двух зазоров соответствует свободный ход педа ли сцепления 32—44 мм.
Работа гидравлического привода заключается в следующем. При нажатии на педаль сцепления через тягу, рычаг и толка тель перемещается поршень главного цилиндра, который вы тесняет жидкость в рабочий цилиндр. Под давлением жидкости поршень рабочего цилиндра через толкатель воздействует на вилку, чем и обеспечивается выключение сцепления.
НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ
Нормальная работа сцепления существенно влияет на условия работы трансмиссии автомобиля. В процессе эксплуа
|
тации |
наиболее |
час |
|||
|
тые |
|
неисправности |
|||
|
сцепления — пробук |
|||||
|
совывание, |
неполное |
||||
|
выключение и рывки |
|||||
|
при включении сцеп |
|||||
|
ления. |
|
|
проверки |
||
|
Для |
|
||||
|
исправности сцепле |
|||||
|
ния |
необходимо: |
||||
|
— при работаю |
|||||
|
щем |
двигателе |
вы |
|||
|
ключить |
|
сцепление |
|||
|
и поочередно вклю |
|||||
|
чать |
передачи. |
Если |
|||
|
включение |
передач |
||||
|
сопровождается |
шу |
||||
|
мом, значит, сцепле |
|||||
|
ние |
полностью |
не |
|||
|
выключается |
(«ве |
||||
|
дет»); |
|
|
|
|
|
|
|
— при работаю |
||||
|
щем двигателе затя |
|||||
|
нуть |
ручной тормоз. |
||||
|
Затем включить выс- |
|||||
Рнс. 91. Проверка и регулировка свободного хода |
ШУЮ |
передачу |
И, |
|||
педали сцепления: |
плавно |
нажимая на |
||||
а - величина свободного хода педали |
П едаль |
|
У п р ав л ен и я |
|||
1 — регулируемая тяга; 2 — контргайка; 3 — регу- |
Д р о ссел ем , |
о т п у ск а ть |
||||
лировочная гайка; 4 — педаль |
п ед а л ь |
|
сц еп л ен и я . |
144