Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
Нарушение регулировки тормозных механизмов. Необходи мость в регулировке зазоров между фрикционными накладками и барабанами тормозных механизмов колес определяют по ве личине хода штоков тормозных камер при нажатии педали тор моза. Если ход штока превышает 35 мм у передних и 40 мм у задних колес, следует отрегулировать зазоры. Для этого, вращая червяк, установленный в рычаге разжимного кулака, переме щают обе колодки до соприкосновения с тормозным барабаном. Когда колодки затормозят колесо, червяк поворачивают в об ратном направлении, отпуская колодки до тех пор, пока не нач нется свободное вращение колеса.
После регулировки ходы штоков тормозных камер должны уменьшиться до 15 мм у передних колес и до 20 мм у задних.
Неисправности пневматического привода. К числу основных неисправностей относятся: нарушение герметичности трубопро водов, шлангов и приборов, износ деталей (тормозных камер, тормозного крана, предохранительного клапана и т. д.), наруше ние регулировок, замерзание конденсата в воздушных баллонах.
Нарушение герметичности тормозной системы характеризу ется падением давления в ней после остановки двигателя. Для обнаружения и устранения утечки воздуха необходимо тщатель но проверить герметичнбсть трубопроводов, шлангов.
При нарушении регулировок и износе отдельных деталей неисправные приборы необходимо направить на проверку в мас терскую. Большое количество масла в сливаемом конденсате указывает на засорение маслоотводящей трубки компрессора (в таком случае ее надо снять и продуть сжатым воздухом) или на износ поршневых колец и уплотняющих колец задней крышки компрессора. Разбрызгивание масла шкивом компрессора сви детельствует об износе сальника крышки переднего подшипни ка, который следует заменить.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗОВ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Перед выездом необходимо тщательно проверить состояние и действие тормозов. Нельзя выезжать из парка, если давление, создаваемое компрессором в пневматическом приводе, меньше
6 кг/см2.
При ежедневном техническом обслуживании нужно прове рить герметичность пневматического привода тормозов и при необходимости устранить утечку воздуха; проверить работу тор мозов на ходу; слить конденсат из воздушных баллонов.
При первом техническом обслуживании следует проверить состояние и герметичность пневматического привода тормозов и при необходимости устранить утечку воздуха; проверить вели чину хода штоков тормозных камер и при необходимости отре гулировать тормоза; проверить крепление шлангов, компрессора
223
к двигателю, тормозного крана к раме, тормозных камер к мо стам; проверить действие манометра; проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер..
При втором техническом обслуживании надо проверить дей ствие регулятора давления и предохранительного клапана; про верить привод тормозного крана; закрепить воздушные балло ны; снять ступицы с тормозными барабанами, проверить со стояние тормозных барабанов, колодок, накладок, пружин и подшипников колес; закрепить опоры валов разжимных кулаков и осей колодок тормоза передних и задних колес; закрепить опорные тормозные диски к поворотным цапфам и кожухам по луосей.
РУЧНОЙ ТОРМОЗ
Ручной тормоз служит для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на подъемах и уклонах. Пользоваться этим тормозом во время движения рекомендуется только в слу чае внезапного прекращения действия ножного тормоза.
Ручной тормоз автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-53А, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 центральный (трансмиссионный), барабанного типа, с механическим приводом, он расположен на ведомом валу ко робки передач.
Ручной тормоз автомобилей ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 расположен на раздаточной коробке.
Работа центрального тормоза заключается в том, что под действием рычага разжимное приспособление прижимает ко лодки к барабану и затормаживает механизмы трансмиссии, а
следовательно, и ведущие колеса автомобиля.
Устройство ручного центрального тормоза автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-53А показано на рис. 144.
Внутри тормозного барабана на опорном диске находятся две колодки. Верхней опорой колодок служит разжимное уст ройство, состоящее из толкателей со скосами и приводного што ка с двумя шариками. Нижняя опора образована двумя опор ными стержнями, между которыми находится конический пла вающий сухарь; положение сухаря фиксируется регулировочным болтом. К своим опорам колодки прижимаются пружинами, из которых две красные пружины левой (по ходу автомобиля) ко лодки более слабые в сравнении с двумя черными пружинами правой колодки.
При переводе рычага ручного тормоза в рабочее положение соединенная с ним тяга поворачивает вокруг оси приводной ры чаг. При этом усилие от рычага передается через разжимный шток на шарики, которые, скользя по скосам толкателей, при жимают к тормозному барабану сначала левую колодку 11 со слабыми пружинами. Сила трения заставляет эту колодку не-
224
Рис. 144. Ручной тормоз автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-53А:
1 — кнопка фиксатора тормозного рычага; 2 — рычаг ручного тормо
за; 3 — пружина; 4 — тяга фиксатора; 5 — сектор; 6 — ось; |
7 — кор |
пус разжимного механизма; 8 п 11 — колодки; 9 — пружина |
колодок; |
10 — корпус |
регулировочного |
болта; |
12 — тормозной диск; |
13 — ре |
|
гулировочная гайка; 14 — пружина |
тяги; |
15 — рычаг разжимного |
|||
механизма; |
16 — защелка; 17 — тяга |
разжимного рычага; |
18 — раз |
||
|
жимный шток; 19 — толкатель |
|
|||
сколько смещаться по ходу |
вращения |
тормозного |
барабана, |
вследствие этого сила, с которой левая колодка давит на сухарь, передается правой колодке 8, давление на барабан которой по вышается.
Ь 4-138 |
225 |
Рис. 145. Ручной тормоз автомобилей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130:
1 — фрикционная накладка; 2 — тормозной барабан; 3 — кронштейн; |
|||||
4 — сальник кронштейна; 5 — малая оттяжная |
пружина колодок; 6— |
||||
чека оси колодок; 7 — ось колодок; .8 — гайка |
крепления фланца |
ве |
|||
домого |
вала |
коробки передач; 9 — винт, фиксирующий |
барабан |
на |
|
фланце; |
10— фланец вала коробки передач; 11 — болт; |
12 — шайба; |
|||
13 — колодка; |
14 — большая оттяжная пружина колодок; 15 — су |
харь колодки; 16 — разжимный кулак; 17 — щит; 18 |
— картер короб |
||
ки передач; |
19 — вилка тяги; 20 — ушко тяги ручного привода тор |
||
мозного крана (для торможения колес прицепа); 21 |
— тяга |
привода; |
|
22 — палец |
тяги; 23 — регулировочный рычаг разжимного |
кулака; |
|
24 — пластина тормозного рычага; 25 — зубчатый |
сектор; |
26 — ры |
|
|
чаг ручного тормоза |
|
|
Привод центрального ручного тормоза автомобиля ГАЗ-66 состоит из рукоятки со стержнем, промежуточного рычага и тяг, одна из которых (соединяющая промежуточный рычаг и рычаг разжимного механизма) снабжена регулировочной вил
кой.
Ручной тормоз автомобиля ГАЗ при износе фрикционных накладок колодок регулируют поворачиванием регулировочного болта, раздвигающего опоры нижних концов колодок, а также изменением длины тяги, соединяющей рычаг разжимного меха низма с рычагом привода.
Аналогично ручному тормозу автомобилей ГАЗ устроен и ручной тормоз автомобилей ЗИЛ (рис. 145).
Колодки тормоза с накладками размещены внутри бараба на, укрепленного на фланце ведомого вала коробки передач. Правые (по рисунку) концы колодок установлены на оси, а ле вые прижимаются стяжной пружиной к разжимному кулаку.
Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ при износе фрикционных накладок колодок регулируют изменением длины тяги, соединя ющей рычаг тормоза с рычагом разжимного устройства так, что бы полное торможение происходило при перемещении рычага тормоза примерно на 7г его полного хода.
При значительном износе накладок можно также перестав лять палец тяги в следующие отверстия сектора рычага разжим ного кулака.
НЕИСПРАВНОСТИ РУЧНОГО ТОРМОЗА
К неисправностям ручного тормоза относятся заедание или износ деталей разжимного механизма и большой ход рычага привода.
При заедании разжимного механизма необходимо его разо брать, промыть и смазать детали солидолом, изношенные детали заменить.
При большом ходе рычага привода нужно отрегулировать тормоз, как указано выше, а в случае необходимости заменить фрикционные накладки.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУЧНОГО ТОРМОЗА
__ |
I |
Техническое обслуживание ручного тормоза состоит в пери-, одической проверке состояния тормоза и надежности крепления его привода, в устранении неисправностей и смазке деталей раз жимного механизма. Колодки тормоза должны очищаться от грязи. В случае замасливания поверхности накладок надо их за чистить металлической щеткой.
На подъеме и спуске крутизной 16% при сухом грунте ав томобиль с полной нагрузкой должен оставаться неподвижным
8* |
227 |
неограниченное время при затормаживании колес ручным тор мозом.
При ежедневном техническом обслуживании и при выезде из парка нужно проверять действие ручного тормоза.
При первом техническом обслуживании следует проверить крепление колодок и барабана: проверить и при необходимости отрегулировать зазор между колодками и тормозным барабаном и свободный ход рычага привода; смазать (по графику смазки) оси рычага и колодок.
При втором техническом обслуживании надо проверить со стояние тормозных накладок и стяжных пружин колодок; про верить и отрегулировать зазор между тормозными колодками и барабаном; произвести смазку (по графику смазки) деталей раз жимного механизма и привода.
Г л а в а VIII
КУЗОВ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
УСТРОЙСТВО К А Б И Н Ы И Г РУ ЗО ВО Й ПЛАТФОРМ Ы А В Т О М О Б И Л Е Й ГАЗ И З И Л
Кузов грузового автомобиля предназначен для перевозки различных грузов, а при соответствующем оборудовании и лич ного состава.
К кузову относится как грузовая платформа, так и кабина, капот, облицовка, крылья, брызговики.
Платформы армейских грузовиков имеют дерево-металли ческую конструкцию и снабжаются тентами. Борта платформы соединены с полом петлями и закрепляются при движении зам ками (запорами) с поворотными рычагами. Болтами и стремян ками платформа в сборе с продольными брусьями крепится к лонжеронам рамы.
Кабина предназначена для размещения водителя и одногодвух пассажиров. В кабине располагаются органы управления и приборы, контролирующие работу автомобиля.
Кабины автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 цельнометаллические, закрытые.
Крепится к раме кабина через резиновые подушки. Двери навешены на двух петлях и удерживаются в закрытом положе нии замками.
Двери имеют опускные и поворотные стекла. Поворотное стекло двери позволяет осуществлять вентиляцию кабины, не создавая сквозняка. Опускные стекла дв.ерей поднимаются и опускаются специальными стеклоподъемниками. Стеклоподъем ник прикреплен к двери болтами и состоит из трех механизмов: тормозного, приводного и рычажного.
229
Доступ к стеклоподъемнику возможен через люк, имеющий ся на внутренней панели двери, закрываемой крышкой на вин
тах.
Ветровое и заднее стекла кабины обеспечивают хорошую обзорность. Для обеспечения удобства управления автомобилем кабина имеет вентиляционные люки и каналы, регулируемое си денье водителя, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида, размещенные по бокам кабины (снаружи). Зеркала имеют регулировочные приспособления и укреплены на специальных кронштейнах.
На автомобиле ГАЗ-66 установлена двухместная металли ческая откидывающаяся вперед кабина, расположенная над дви гателем. Поэтому для доступа к двигателю кабину поворачивают вокруг двух шарниров, расположенных на одной оси в перед ней части. Кабину откидывают при помощи двух цилиндриче ских пружин. В откинутом положении под углом 43° она фикси руется упором. Упор состоит из двух,рычагов и шарнира с за щелкой, не дающей возможности кабине опуститься. При необходимости кабина может быть откинута и больше. Для на дежного удержания кабины в рабочем положении установлен специальный запорный механизм кулачкового типа.
В крыше кабин автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 для луч шей вентиляции имеются открывающиеся люки. Свежий воздух, кроме того, может поступать через вентиляционные каналы, рас положенные в брызговиках крыльев. Заслонки правого крыла открываются для подачи воздуха в отопитель.
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ
Для автоматической очистки стекла кабины, расположенно го перед водителем, применяют стеклоочистители. Стеклоочи ститель состоит из щеток и привода. Привод может быть ваку умным, электрическим, пневматическим или механическим.
На автомобиле ГАЗ-51А первых выпусков установлен стек лоочиститель с вакуумным приводом, а на автомобиле ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — с электрическим. Вращение якоря электродвигателя через карданный валик передается червяку редуктора, который вращает червячную шестерню. С осью червячной шестерни свя зана рычажная система, приводящая в действие щетки. Щетки ветрового стекла автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 приводятся в действие от пневматического двигателя. Двигатель имеет золот никовый механизм распределения. Сжатый воздух к пневмати ческому двигателю поступает по трубопроводу от пневматиче ской системы привода тормозов.
230