Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБМЫВА ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

Рис. 146. Устройство для очистки

и обмыва ветрового стекла ка­

 

 

бины:

 

 

 

1 — резиновый

бачок; 2 — трубка

подачи

воды

к форсункам; 3

диафрагменный

насос;

4 — трубка

подачи

воды

из бачка; 5,

6 и

18 — рычаги привода

щеток стеклоочистителя;

7 — форсунка

об­

мыва стекла; 8 — рычаг привода щетки; 9 — панорамное ветровое

стекло; 10 — щетка;

11 — жиклер-шарик головки форсунки; 12

шариковый клапан

форсунки; 13 — штуцер жиклера; -14

— трубки

подачи сжатого воздуха

к стеклоочистителю;

15 — кран

управле­

ния стеклоочистителем;

16 — трубка подачи

сжатого воздуха от

магистрали; 17 — пневматический двигатель стеклоочистителя

Для очистки стекла, кроме стеклоочистителей, на автомоби­ лях ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и ЗИЛ-130 установлены приспособления для обмыва (рис. 146). Приспособление для обмыва ветрового стекла автомобилей состоит из диафрагменного насоса с нож­ ным приводом, водяного бачка, резиновых шлангов и двух жик­ леров-разбрызгивателей с шариковыми клапанами, укрепленных на верхней части кабины. При нажатии и отпускании педали

231


ножного привода вода под давлением вытекает из отверстий жиклеров. Направление струй можно регулировать поворотом жиклера с головкой форсунки. Для заполнения бачка рекомен­ дуется применять фильтрованную воду.

ОТОПЛЕНИЕ КАБИНЫ

Для отопления кабины используют горячую воду, поступаю­ щую в радиатор отопителя кабины из системы охлаждения дви­ гателя (рис. 147).

Подачу горячей воды на зимний период включают краном на головке цилиндров двигателя.

Воздух для отопления кабины поступает снаружи через люк, закрываемый крышкой.

При движении автомобиля воздух через открытый люк про­ ходит в отопитель, омывает нагретый радиатор и теплым пос­ тупает в кабину, создавая небольшое избыточное давление, пре­ дотвращающее поступление холодного воздуха через неплот­ ности кабины.

Для усиления циркуляции воздуха и подачи его в обогрева­ тель ветрового стекла имеется вентилятор с приводом от электро­ двигателя.

При пуске холодного двигателя зимой рекомендуется до за­ ливки воды в систему охлаждения краник на впускной трубе закрывать. Краник открывают только после прогрева дви­ гателя.

Во время слива воды из системы охлаждения краник ото­ пителя следует держать открытым, иначе вода из радиатора отопителя не стечет. После слива воды краник отопителя надо закрывать.

УСТРОЙСТВО А В Т О М О Б И Л Ь Н О Й Л Е Б Е Д К И И ЕЕ РАБОТА

Лебедка, устанавливаемая на грузовых автомобилях повы­ шенной проходимости, используется для подтаскивания к авто­ мобилю тяжелых грузов, вытаскивания застрявшего автомобиля, самовытаскивания автомобиля.

Автомобиль ГАЗ-66 снабжен лебедкой с тяговым усилием 2200 кг, автомобили ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131 — с тяговым усилием до 4500—5000 кг. Лебедку на этих автомобилях устанавливают перед радиатором на специальных кронштейнах — удлините­ лях лонжеронов. Рабочая длина троса лебедок автомобилей ГАЗ-66 — 50 м, а лебедок автомобиля ЗИЛ-151— 75 м.

В комплект лебедки автомобиля (рис. 148) входят коробка отбора мощности, карданный вал, лебедка, блок (полиспаст) и рычаги управления лебедкой.

232

Рис. 147. Отопитель кабины:

 

 

а — автомобиля ГАЗ-51А; б — автомобиля ЗИЛ-130

 

; _канал отопителя; 2 — воздухозаборный короб;

3 — крышка

воздухозабор-

ш голю ка-Т -запорны й кРан ;5

- выключатель;

б -р у ко ятка

крышки люка;

7 -ради атор отопителя; 8 - вентилятор; 9 - электродвигатель;

10

водяной

шланг- 11 — трубка; 12 — сопло;

13 — заслонка кожуха радиатора,

14 ко­

жух- 15 — рукоятка заслонки; 16

воздушные шланги; 17 — ручка нижней за­

минки; 1 8 - нижняя заслонка канала отопителя

и обдува ветрового стекла


6

 

Рис. 148. Лебедка автомобиля ЗИЛ-131:

 

 

1 и 3 — карданные валы; 2 — промежуточная

опора;

4 — рычаг

управления

коробкой отбора

мощности;

5 — замок-защелка; 6

коробка отбора мощности; 7 — тормозная

колодка барабана; 8

нажимный болт с пружиной;

9 — муфта

включения

барабана;

10 — вилка включения; 11 — рукоятка вилки; 12 — направляющий

ролик; 13 — редуктор; 14 — барабан лебедки

 

 

К о р о б к а

о т б о р а

м о щ н о с т и

предназначена для

привода лебедки и крепится

к. люку

картера коробки

передач

справой стороны по ходу автомобиля.

Вкартере установлены главный вал и две неподвижные оси

сведущим блоком шестерен и промежуточной шестерней. Пере­ дачи включают передвижением шестерен включения по шлицам главного вала с помощью вилки включения, установленной на што^е. Шток связан тягами с рычагом управления коробкой, на­ ходящимся в кабине водителя. Шток имеет двойной фиксатор для предотвращения возможности самопроизвольного выключе­ ния шестерен. Смазка коробки отбора мощности является общей

скоробкой передач.

Крутящий момент от вала коробки отбора мощности пере­ дается механизму лебедки при помощи карданного вала. Кардан имеет подвижное соединение (на шлицах) с валом.

Л е б е д к а состоит из редуктора и барабана, на который наматывается трос. Барабан свободно вращается на валу чер­ вячного колеса редуктора.

234


Для передачи вращения вал соединяют с барабаном при по­ мощи сидящей на шлицах вала скользящей муфты. Пе­ ремещение муфты осуществляется рукояткой включения со стопором. В этом случае вал и барабан вращаются как одно целое.

Червячное колесо редуктора находится в зацеплении с чер­ вяком, вал которого соединен с карданным валом привода ле­ бедки.

Механизм редуктора помещен в чугунном картере, одновре­ менно являющемся резервуаром для масла. Червяк устанавли­ вают в картере на двух конических роликоподшипниках. Вал червяка соединяется с карданным валом привода шпилькой, толщина и материал которой подобраны так, что шпилька сре­ зается, если усилие на тросе превышает расчетное. Для преду­ преждения в этом случае самопроизвольного разматывания тро­ са под нагрузкой на валу червяка установлен автоматический ленточный тормоз. Тормоз служит также для удержания троса под нагрузкой в любом положении при выключенном сцеплении автомобиля.

Автоматический ленточный тормоз состоит из тормозного ба­ рабана, укрепленного при помощи шпонки на валу червяка, и тормозной ленты с фрикционной накладкой. Один конец тор­ мозной ленты закреплен на картере при помощи гаек, а другой оттягивается пружиной и прижимает ленту к тормозному ба­ рабану.

Для наматывания или разматывания троса включают руко­ яткой муфту барабана лебедки. Затем, находясь в кабине авто­ мобиля, выключают сцепление, рычагом включают каретку коробки отбора мощности и плавно отпускают педаль сцепления, одновременно увеличивая число оборотов двигателя. При этом через ведущий блок шестерен, каретку коробки отбора мощнос­ ти, карданный вал и червячную передачу вращение передается валу барабана. Для остановки лебедки рычаг коробки отбора мощности ставят в нейтральное положение, включая при этом сцепление. При пользовании лебедкой нельзя давать двигателю большие обороты. По окончании пользования лебедкой закреп­ ляют рычаг в нейтральном положении стопорной пластиной на полу кабины. Во избежание перегрева масла в редукторе необ­ ходимо делать перерывы в работе лебедки для снижения тем­ пературы масла.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕБЕДКИ

Техническое обслуживание лебедки заключается в система­ тической проверке и подтягивании всех креплений, в смазке под­ шипников и смене смазки в картере редуктора согласно таблице смазки.

235