Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
При ежедневном техническом обслуживании производится очистка и мойка лебедки, проверка ее состояния, а также при
вода.
При первом техническом обслуживании нужно проверить герметичность соединений лебедки, коробки отбора мощности, смазать шарнирные соединения привода, подшипники барабана и вала лебедки и долить масло в картер редуктора.
При втором техническом обслуживании следует проверить крепление всех деталей лебедки и привода; смазать солидолом через пресс-масленки шарнирные опоры, сочленения тяг управ
ления и другие соединения.
При появлении шума и скрежета в механизмах лебедки, а также в случае сильного нагрева масла при кратковременном пользовании лебедкой надо проверить и при необходимости от регулировать осевой люфт валов червяка и барабана и зацепле ние червячной пары.
Работу лебедки проверяют на холостом ходу (без нагруз ки) при этом следят за действием тормозов и температурой их
нагрева.
Затяжку конических роликовых подшипников червяка ре дуктора лебедки регулируют изменением числа картонных про кладок между картером и крышкой заднего подшипника редук тора. Осевой люфт барабана регулируют прокладками под крышкой картера редуктора лебедки.
УСТРОЙСТВО БУКСИРНОГО ПРИБОРА И ЕГО ДЕЙСТВИЕ
Для буксировки прицепов на автомобиле устанавливают буксирный прибор (рис. 149) на задней поперечине рамы. В этом месте рама усиливается угольниками.
Буксирный прибор имеет стальной крюк, стержень которого пропущен через две втулки, установленные в отверстиях попе речин. На стержне крюка между фланцами втулок имеется ре зиновый буфер или жесткая спиральная пружина, а на конец стержня навернута гайка. При такой установке буфер (пружи на) смягчает удары в обоих направлениях. Крюк имеет откид ную защелку, которая удерживается в открытом или в закрытом положении стопорной собачкой, установленной на оси между щеками скобы и снабженной пружиной. При закрытой защелке собачка под действием пружины входит в специальное углуб ление крюка. Чекой, пропущенной через отверстие защелки и собачки, последняя надежно удерживается в углублении защел ки, запирая тем самым петлю дышла прицепа в крюке.
При техническом обслуживании проверяют надежность креп ления прибора к раме, исправность действия замочного уст ройства и производят смазку шарниров защелки и собачки мас лом для двигателя.
236
16 IS
Рис. 149. Буксирные приборы:
а — с резиновым буфером; б — с пружиной 1 — колпак гайки; 2 — гайка; 3 — шайба; 4 — резиновый буфер;
5 —; корпус; 6 — задняя поперечина рамы; 7 — собачка; 8 — отвер
стие для чеки (шплинта); 9 — ось собачки; |
10 — цепочка |
шплин |
|
та; 11 — защелка; 12 — крюк; 13 — крышка |
корпуса; |
14 |
и 16— |
распорные втулки; 15 — пружина; 17 — дополнительная |
поперечи |
||
на рамы |
|
|
|
СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ-ТЯГАЧА
На автомобилях-тягачах устанавливают седельно-сцепное устройство, обеспечивающее сцепку и расцепку полуприцепа.
Седельно-сцепное устройство (рис. 150) состоит из баланси ра и седла с опорной плитой и замочным механизмом. Седло с опорной плитой установлено на шарнирно-продольной и попереч ной осях в кронштейне балансира, который крепится болтами к опорной плите, находящейся на раме. Поперечные качания седла ограничиваются упорами — регулировочными ограничите лями бокового наклона.
На опорной плите имеется замок, состоящий из двух захва тов под шкворень полуприцепа. При сцепке захваты раздвига-
237
Рис. 150. Седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача ЗИЛ-131 В:
1 — плита; 2 — рычаг управления расцепкой; 3 и 7 — оси захватов;
4 — седло; 5 и |
6 — захваты; 8 — пружина защелки; |
9 — оттяжная |
|
пружина; |
10 — ось седла; 11 — упор-ограничитель бокового наклона |
||
седла; 12 |
— кронштейн крепления седла к плите; 13 — балансир; 1 4 - |
||
ось балансира; |
15 — защелка; 16 — запорный кулак; |
17 — пружина |
|
|
|
кулака |
|
ются шкворнем полуприцепа и запорный кулак при помощи стопора запирает захваты. Чтобы отсоединить полуприцеп, не обходимо рычагом отвести назад стопор.
ПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОСВАЛА
Гидравлический подъемный механизм самосвала предназ начен для механической разгрузки сыпучих или вязких грузов из кузова автомобиля.
Подъемный механизм самосвала (рис. 151) состоит из мас ляного насоса с краном управления, гидравлического цилиндра, рычажной системы и рычагов управления. Крутящий момент масляному насосу передается при помощи карданной передачи от коробки отбора мощности.
В насосе имеется нагнетательный клапан и кран управле ния. Кран соединен с рычагом управления, находящимся в ка бине.
Масляный насос шестеренчатого типа создает необходимое
238
давление |
масла |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
гидравлическом |
ци |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
линдре. Цилиндр, в |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
котором |
|
|
имеется |
|
|
|
|
|
|
|
||||
шток с поршнем, ус |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
танавливают |
|
шар |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
нирно |
на |
надрамни- |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ке, |
закрепляемом |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
укороченной |
|
раме |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
автомобиля. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Когда кузов опу |
|
В |
5 |
f |
|
|
|
||||||
щен, масло находит |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ся |
в |
полости |
за |
|
|
|
|
|
|
|
||||
поршнем. Для подъ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ема |
|
кузова |
масля |
|
|
|
|
|
|
|
||||
ный насос перекачи |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
вает масло в полость |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
перед поршнем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
на |
Давление |
масла |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
поршень |
застав |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ляет |
его |
перемеща |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ться; |
при этом |
шток |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
поршня |
действует на |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
рычажный |
|
меха |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
низм, который под |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
нимает кузов. Опус |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
кается |
|
кузов |
|
под |
|
|
|
|
|
|
|
|||
действием собствен |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ного веса. При этом |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
масло |
|
вытесняется |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
из |
полости |
|
перед |
|
|
|
|
|
|
|
||||
поршнем |
в |
полость |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
за поршнем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Подъемом, |
опус |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
канием |
и удержива |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
нием кузова в задан |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ном |
положении |
уп |
Рис. 151. |
Схема |
работы подъемного меха |
|||||||||
равляют |
|
при |
помо |
|||||||||||
щи крана, рычагами, |
|
низма самосвала: |
|
|
||||||||||
а н ей т р а л ь н о е |
|
п о л о ж ен и е ; б — п о д ъ ем ; |
||||||||||||
выведенными |
в |
ка |
|
|||||||||||
|
в — о п у ск а н и е |
|
|
|||||||||||
бину. |
|
|
Подъемный |
1 — к р ан ; |
3 — ры |
|||||||||
|
|
2 — ры чаг |
у п р а в л ен и я ; |
|||||||||||
механизм заполняет |
ч а ж н а я |
си ст ем а ; |
4 — ги д р ав л и ч еск и й |
ц и |
||||||||||
ся маловязким вере |
л и н др ; 5 — н а гн ет а т ел ь н ы й -к л а п а н ; |
6 — |
м а с |
|||||||||||
тенным |
|
маслом: |
ле |
|
л ян ы й |
н а со с |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
том — веретенным 3, машинным Л или С, зимой — веретенным 2 или АУ. Используют
также дизельные масла: зимой — ДП-8, летом — Д П -IL
239
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДЪЕМНОГО МЕХАНИЗМА САМОСВАЛА
При ежедневном техническом обслуживании следует прове рить действие подъемного механизма и убедиться путем внеш него осмотра в герметичности соединений.
При первом техническом обслуживании необходимо прове рить состояние надрамника самосвала, шарнирных соединений платформы и рычажного механизма; крепление и герметичность насоса, состояние карданной передачи; проверить прочность и герметичность соединения коробки отбора мощности с коробкой передач, действие рычагов управления коробкой отбора мощнос ти; проверить герметичность цилиндра подъемного механизма; смазать солидолом шарнирные опоры платформы и подъемного механизма, сочленения тяг управления, промежуточные опоры карданной передачи.
При втором техническом обслуживании дополнительно к ра ботам ТО-1 нужно подтянуть крепления насоса, промежуточной опоры карданной передачи к нему, рычагов управления, всех опор и шарнирных соединений платформы, надрамника и подъ емного механизма; проверить уровень масла в цилиндрах подъ емного механизма; при необходимости долить масло.
Глава IX
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РАЗДЕЛЕНИЕ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ НА ГРУППЫ
Автомобили в Вооруженных Силах так же, как и другую автотракторную технику (тягачи, транспортеры и т. д.), под разделяют на следующие группы: боевые, строевые, учебные (учебно-боевые) и транспортные (вспомогательные).
К б о е в ы м машинам относятся: автомобили с установлен ным на них вооружением (артиллерийские, минометные, пуле- -метные установки и др.); автомобили, предназначенные для бук сировки артиллерийских систем и специальных прицепов, на ко торых установлена боевая техника; автомобили с установленной на них боевой техникой (прожекторные станции, радиостанции).
Ку ч е б н о - б о е в ы м машинам относятся боевые авто мобили, служащие для отработки задач по боевой подготовке и совершенствованию водителей по практическому вождению ав томобилей.
Кс т р о е в ы м машинам относятся автомобили, предназ наченные для перевозки личного состава, различного вооруже ния с положенными расчетами, а также для перевозки табель ного имущества; специальные автомобили, служащие для обес печения управления, а также для боевого и технического обеспечения войск; легковые автомобили строевых подразделе ний, тягачи для буксировки самолетов на аэродромах.
Ку ч е б н ы м машинам относятся автомобили, предназна ченные для обучения личного состава практическому вождению;
241
автомобили, служащие для научных и экспериментально-иссле довательских целей.
К т р а н с п о р т н ы м (вспомогательным) машинам отно сятся: грузовые автомобили всех воинских частей, предназначен ные согласно штатам для хозяйственного обслуживания; легко вые автомобили воинских частей, служащие для повседневного служебного использования; автомобили, предназначенные для повседневного хозяйственного, бытового, медицинского, техни ческого и других видов обслуживания.
Каждый автомобиль зачисляют в ту или иную группу на основании штата и объявляют приказом командира воинской части.
ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Автомобиль — один из видов автотракторной техники, ис пользуемой в народном хозяйстве и Вооруженных Силах.
В Советской Армии автомобили применяют для перевозки личного состава и грузов, для буксировки различных техниче ских средств, обеспечивающих ведение боя. В кузовах и на шас си автомобилей и прицепов монтируются вооружение, специаль ное оборудование, средства технического обслуживания и ре монта.
Автомобили используют в качестве разведывательных, штабных, санитарных и т. д. Таким образом в Советской Армии автомобильную технику эксплуатируют не только как средство транспорта, но и как средство обеспечения боевых действий. Большая часть автомобильной техники находится непосредст венно в боевых расчетах войск. Армейские автомобили нахо дят применение в самых различных условиях местности, кли мата и дорог, на различных театрах военных действий: на севе ре, в горных районах, в пустынно-песчаной местности и т. д.
Все автомобили используют только по прямому назначению, в пределах годовых норм, устанавливаемых приказом Министра Обороны. На транспортные автомобили, предназначенные для повседневной эксплуатации, выдают специальные талоны на пра во эксплуатации. Правильное применение автомобилей с соблю дением установленных технических норм обеспечивает их посто янную готовность и нормальную работу в любых условиях.
Эксплуатация автомобилей, помимо прямого назначения, предусматривает также обслуживание, хранение, а также про ведение мероприятий, направленных на поддержание автомоби лей в исправном состоянии и на продление сроков их службы. В Вооруженных Силах эксплуатация автомобилей организова на в соответствии с «Наставлением по автотракторной службе Вооруженных Сил Союза ССР».
242