Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При ежедневном техническом обслуживании производится очистка и мойка лебедки, проверка ее состояния, а также при­

вода.

При первом техническом обслуживании нужно проверить герметичность соединений лебедки, коробки отбора мощности, смазать шарнирные соединения привода, подшипники барабана и вала лебедки и долить масло в картер редуктора.

При втором техническом обслуживании следует проверить крепление всех деталей лебедки и привода; смазать солидолом через пресс-масленки шарнирные опоры, сочленения тяг управ­

ления и другие соединения.

При появлении шума и скрежета в механизмах лебедки, а также в случае сильного нагрева масла при кратковременном пользовании лебедкой надо проверить и при необходимости от­ регулировать осевой люфт валов червяка и барабана и зацепле­ ние червячной пары.

Работу лебедки проверяют на холостом ходу (без нагруз­ ки) при этом следят за действием тормозов и температурой их

нагрева.

Затяжку конических роликовых подшипников червяка ре­ дуктора лебедки регулируют изменением числа картонных про­ кладок между картером и крышкой заднего подшипника редук­ тора. Осевой люфт барабана регулируют прокладками под крышкой картера редуктора лебедки.

УСТРОЙСТВО БУКСИРНОГО ПРИБОРА И ЕГО ДЕЙСТВИЕ

Для буксировки прицепов на автомобиле устанавливают буксирный прибор (рис. 149) на задней поперечине рамы. В этом месте рама усиливается угольниками.

Буксирный прибор имеет стальной крюк, стержень которого пропущен через две втулки, установленные в отверстиях попе­ речин. На стержне крюка между фланцами втулок имеется ре­ зиновый буфер или жесткая спиральная пружина, а на конец стержня навернута гайка. При такой установке буфер (пружи­ на) смягчает удары в обоих направлениях. Крюк имеет откид­ ную защелку, которая удерживается в открытом или в закрытом положении стопорной собачкой, установленной на оси между щеками скобы и снабженной пружиной. При закрытой защелке собачка под действием пружины входит в специальное углуб­ ление крюка. Чекой, пропущенной через отверстие защелки и собачки, последняя надежно удерживается в углублении защел­ ки, запирая тем самым петлю дышла прицепа в крюке.

При техническом обслуживании проверяют надежность креп­ ления прибора к раме, исправность действия замочного уст­ ройства и производят смазку шарниров защелки и собачки мас­ лом для двигателя.

236


16 IS

Рис. 149. Буксирные приборы:

а — с резиновым буфером; б — с пружиной 1 — колпак гайки; 2 — гайка; 3 — шайба; 4 — резиновый буфер;

5 —; корпус; 6 — задняя поперечина рамы; 7 — собачка; 8 — отвер­

стие для чеки (шплинта); 9 — ось собачки;

10 — цепочка

шплин­

та; 11 — защелка; 12 — крюк; 13 — крышка

корпуса;

14

и 16—

распорные втулки; 15 — пружина; 17 — дополнительная

поперечи­

на рамы

 

 

 

СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ-ТЯГАЧА

На автомобилях-тягачах устанавливают седельно-сцепное устройство, обеспечивающее сцепку и расцепку полуприцепа.

Седельно-сцепное устройство (рис. 150) состоит из баланси­ ра и седла с опорной плитой и замочным механизмом. Седло с опорной плитой установлено на шарнирно-продольной и попереч­ ной осях в кронштейне балансира, который крепится болтами к опорной плите, находящейся на раме. Поперечные качания седла ограничиваются упорами — регулировочными ограничите­ лями бокового наклона.

На опорной плите имеется замок, состоящий из двух захва­ тов под шкворень полуприцепа. При сцепке захваты раздвига-

237

Рис. 150. Седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача ЗИЛ-131 В:

1 — плита; 2 — рычаг управления расцепкой; 3 и 7 — оси захватов;

4 — седло; 5 и

6 — захваты; 8 — пружина защелки;

9 — оттяжная

пружина;

10 — ось седла; 11 — упор-ограничитель бокового наклона

седла; 12

кронштейн крепления седла к плите; 13 — балансир; 1 4 -

ось балансира;

15 — защелка; 16 — запорный кулак;

17 — пружина

 

 

кулака

 

ются шкворнем полуприцепа и запорный кулак при помощи стопора запирает захваты. Чтобы отсоединить полуприцеп, не­ обходимо рычагом отвести назад стопор.

ПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОСВАЛА

Гидравлический подъемный механизм самосвала предназ­ начен для механической разгрузки сыпучих или вязких грузов из кузова автомобиля.

Подъемный механизм самосвала (рис. 151) состоит из мас­ ляного насоса с краном управления, гидравлического цилиндра, рычажной системы и рычагов управления. Крутящий момент масляному насосу передается при помощи карданной передачи от коробки отбора мощности.

В насосе имеется нагнетательный клапан и кран управле­ ния. Кран соединен с рычагом управления, находящимся в ка­ бине.

Масляный насос шестеренчатого типа создает необходимое

238


давление

масла

в

 

 

 

 

 

 

 

гидравлическом

ци­

 

 

 

 

 

 

 

линдре. Цилиндр, в

 

 

 

 

 

 

 

котором

 

 

имеется

 

 

 

 

 

 

 

шток с поршнем, ус­

 

 

 

 

 

 

 

танавливают

 

шар­

 

 

 

 

 

 

 

нирно

на

надрамни-

 

 

 

 

 

 

 

ке,

закрепляемом

на

 

 

 

 

 

 

 

укороченной

 

раме

 

 

 

 

 

 

 

автомобиля.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Когда кузов опу­

 

В

5

f

 

 

 

щен, масло находит­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ся

в

полости

за

 

 

 

 

 

 

 

поршнем. Для подъ­

 

 

 

 

 

 

 

ема

 

кузова

масля­

 

 

 

 

 

 

 

ный насос перекачи­

 

 

 

 

 

 

 

вает масло в полость

 

 

 

 

 

 

 

перед поршнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

на

Давление

масла

 

 

 

 

 

 

 

поршень

застав­

 

 

 

 

 

 

 

ляет

его

перемеща­

 

 

 

 

 

 

 

ться;

при этом

шток

 

 

 

 

 

 

 

поршня

действует на

 

 

 

 

 

 

 

рычажный

 

меха­

 

 

 

 

 

 

 

низм, который под­

 

 

 

 

 

 

 

нимает кузов. Опус­

 

 

 

 

 

 

 

кается

 

кузов

 

под

 

 

 

 

 

 

 

действием собствен­

 

 

 

 

 

 

 

ного веса. При этом

 

 

 

 

 

 

 

масло

 

вытесняется

 

 

 

 

 

 

 

из

полости

 

перед

 

 

 

 

 

 

 

поршнем

в

полость

 

 

 

 

 

 

 

за поршнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подъемом,

опус­

 

 

 

 

 

 

 

канием

и удержива­

 

 

 

 

 

 

 

нием кузова в задан­

 

 

 

 

 

 

 

ном

положении

уп­

Рис. 151.

Схема

работы подъемного меха­

равляют

 

при

помо­

щи крана, рычагами,

 

низма самосвала:

 

 

а н ей т р а л ь н о е

 

п о л о ж ен и е ; б — п о д ъ ем ;

выведенными

в

ка­

 

 

в о п у ск а н и е

 

 

бину.

 

 

Подъемный

1 — к р ан ;

3 — ры ­

 

 

2 — ры чаг

у п р а в л ен и я ;

механизм заполняет­

ч а ж н а я

си ст ем а ;

4 — ги д р ав л и ч еск и й

ц и ­

ся маловязким вере­

л и н др ; 5 — н а гн ет а т ел ь н ы й -к л а п а н ;

6

м а с ­

тенным

 

маслом:

ле­

 

л ян ы й

н а со с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

том — веретенным 3, машинным Л или С, зимой — веретенным 2 или АУ. Используют

также дизельные масла: зимой — ДП-8, летом — Д П -IL

239


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДЪЕМНОГО МЕХАНИЗМА САМОСВАЛА

При ежедневном техническом обслуживании следует прове­ рить действие подъемного механизма и убедиться путем внеш­ него осмотра в герметичности соединений.

При первом техническом обслуживании необходимо прове­ рить состояние надрамника самосвала, шарнирных соединений платформы и рычажного механизма; крепление и герметичность насоса, состояние карданной передачи; проверить прочность и герметичность соединения коробки отбора мощности с коробкой передач, действие рычагов управления коробкой отбора мощнос­ ти; проверить герметичность цилиндра подъемного механизма; смазать солидолом шарнирные опоры платформы и подъемного механизма, сочленения тяг управления, промежуточные опоры карданной передачи.

При втором техническом обслуживании дополнительно к ра­ ботам ТО-1 нужно подтянуть крепления насоса, промежуточной опоры карданной передачи к нему, рычагов управления, всех опор и шарнирных соединений платформы, надрамника и подъ­ емного механизма; проверить уровень масла в цилиндрах подъ­ емного механизма; при необходимости долить масло.


Глава IX

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РАЗДЕЛЕНИЕ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ НА ГРУППЫ

Автомобили в Вооруженных Силах так же, как и другую автотракторную технику (тягачи, транспортеры и т. д.), под­ разделяют на следующие группы: боевые, строевые, учебные (учебно-боевые) и транспортные (вспомогательные).

К б о е в ы м машинам относятся: автомобили с установлен­ ным на них вооружением (артиллерийские, минометные, пуле- -метные установки и др.); автомобили, предназначенные для бук­ сировки артиллерийских систем и специальных прицепов, на ко­ торых установлена боевая техника; автомобили с установленной на них боевой техникой (прожекторные станции, радиостанции).

Ку ч е б н о - б о е в ы м машинам относятся боевые авто­ мобили, служащие для отработки задач по боевой подготовке и совершенствованию водителей по практическому вождению ав­ томобилей.

Кс т р о е в ы м машинам относятся автомобили, предназ­ наченные для перевозки личного состава, различного вооруже­ ния с положенными расчетами, а также для перевозки табель­ ного имущества; специальные автомобили, служащие для обес­ печения управления, а также для боевого и технического обеспечения войск; легковые автомобили строевых подразделе­ ний, тягачи для буксировки самолетов на аэродромах.

Ку ч е б н ы м машинам относятся автомобили, предназна­ ченные для обучения личного состава практическому вождению;

241

автомобили, служащие для научных и экспериментально-иссле­ довательских целей.

К т р а н с п о р т н ы м (вспомогательным) машинам отно­ сятся: грузовые автомобили всех воинских частей, предназначен­ ные согласно штатам для хозяйственного обслуживания; легко­ вые автомобили воинских частей, служащие для повседневного служебного использования; автомобили, предназначенные для повседневного хозяйственного, бытового, медицинского, техни­ ческого и других видов обслуживания.

Каждый автомобиль зачисляют в ту или иную группу на основании штата и объявляют приказом командира воинской части.

ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Автомобиль — один из видов автотракторной техники, ис­ пользуемой в народном хозяйстве и Вооруженных Силах.

В Советской Армии автомобили применяют для перевозки личного состава и грузов, для буксировки различных техниче­ ских средств, обеспечивающих ведение боя. В кузовах и на шас­ си автомобилей и прицепов монтируются вооружение, специаль­ ное оборудование, средства технического обслуживания и ре­ монта.

Автомобили используют в качестве разведывательных, штабных, санитарных и т. д. Таким образом в Советской Армии автомобильную технику эксплуатируют не только как средство транспорта, но и как средство обеспечения боевых действий. Большая часть автомобильной техники находится непосредст­ венно в боевых расчетах войск. Армейские автомобили нахо­ дят применение в самых различных условиях местности, кли­ мата и дорог, на различных театрах военных действий: на севе­ ре, в горных районах, в пустынно-песчаной местности и т. д.

Все автомобили используют только по прямому назначению, в пределах годовых норм, устанавливаемых приказом Министра Обороны. На транспортные автомобили, предназначенные для повседневной эксплуатации, выдают специальные талоны на пра­ во эксплуатации. Правильное применение автомобилей с соблю­ дением установленных технических норм обеспечивает их посто­ янную готовность и нормальную работу в любых условиях.

Эксплуатация автомобилей, помимо прямого назначения, предусматривает также обслуживание, хранение, а также про­ ведение мероприятий, направленных на поддержание автомоби­ лей в исправном состоянии и на продление сроков их службы. В Вооруженных Силах эксплуатация автомобилей организова­ на в соответствии с «Наставлением по автотракторной службе Вооруженных Сил Союза ССР».

242