Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ПЕРЕДАЧА АВТОМОБИЛЯ ВОДИТЕЛЮ
Все автомобили, поступающие на укомплектование подраз делений и передаваемые водителям, должны быть исправными, со всем положенным инструментом, запасными частями, мате риалами и документами. Каждый автомобиль, находящийся в воинской части, должен иметь присвоенный ему военный или общесоюзный номерной и опознавательный знаки. Эксплуати ровать автомобили, не имеющие номерных знаков, запрещается. На каждый автомобиль выдается паспорт. Паспорт является до кументом, отражающим состояние эксплуатации и ремонта ав томобиля, а также удостоверяющим его принадлежность к оп ределенной воинской части. Паспорта хранятся в технической части (штабе).
Каждый прибывающий в часть автомобиль должен быть осмотрен, опробован и принят специальной комиссией, назнача емой приказом командира части.
После проверки технической готовности автомобиля и офор мления актов командир части отдает приказ о введении автомо биля в строй. В приказе указывают тип, марку и назначение автомобиля, в какое подразделение и в какую группу его за числяют, присвоенный автомобилю военный или общесоюзный номер и за каким водителем его закрепляют. Номер приказа и фамилию водителя, за которым закрепляют автомобиль, зано сят в паспорт автомобиля.
Автомобиль передает водителю перед строем подразделения лично командир части или командир подразделения (не ниже командира роты). Водитель расписывается в соответствующем разделе паспорта и с этого момента он несет полную ответст венность за постоянную готовность и исправность принятого ав томобиля. Как правило, водитель должен проходить всю службу на одном автомобиле. Необоснованные и не вызываемые край ней необходимостью перемещения водителя с одного автомоби ля на другой запрещаются.
Автомобиль внутри соединения (части) передают на осно вании приказа командира соединения (части). Одновременно с передачей автомобиля, как правило, переводят и водителя, за которым автомобиль закреплен.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Контроль за техническим состоянием, использованием, со держанием и обслуживанием автомобилей воинских частей осу ществляется: контрольными осмотрами, проводимыми должност ными лицами; смотрами автомобильной техники.
Контрольные осмотры должностные лица проводят для про верки технического состояния, правильности использования,
243
содержания, обслуживания и боевой готовности автомобилей. При контрольном осмотре автомобилей старшим начальником обязательно присутствует командир подразделения и водитель осматриваемого автомобиля.
Во время осмотра проверяют состояние всех агрегатов и механизмов автомобиля, инструмент водителя, запасные части, оборудование, принадлежности, светомаскировочные средства и средства повышения проходимости, наличие топлива в баках и смазочных материалов в агрегатах. При необходимости двига тель пускают и прослушивают на различных оборотах коленча того вала. Допускается проверка автомобиля на ходу путем ко роткого пробега.
КОНСЕРВАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Консервацией называется хранение (содержание) вполне ис правных, полностью укомплектованных и специально подготов ленных автомобилей в состоянии, обеспечивающем приведение их в готовность к движению в кратчайший срок.
При отсутствии закрытых помещений и навесов хранение автомобилей можно организовать на открытых площадках, обес печивающих удобство их размещения и обслуживания, полную сохранность и быстрый вывод в необходимом случае.
Консервации подлежат все автомобили, использование кото рых не вызывается необходимостью. Консервация может быть кратковременной (до трех месяцев) и длительной (более трех месяцев). О постановке автомобилей на консервацию отдается приказ, в котором указывается срок консервации, количество автомобилей, их марки и номера.
При подготовке автомобилей к кратковременной консервации проводится очередное техническое обслуживание, а перед дли тельной консервацией — второе техническое обслуживание.
До постановки автомобиля на место проводится:
—очистка от грязи и ржавчины всех неокрашенных поверх ностей и покрытие их лаком, краской или специальной смазкой;
—подкраска отдельных мест, а при необходимости и пол ная окраска;
—смазка листов рессор графитной смазкой;
—снятие Колес, демонтаж шин, протирка тальком камер и внутренних стенок покрышек, очистка дисков и окраска, мон таж шин и установка колес на автомобиль.
После установки автомобиля на место хранения (гараж, навес, площадка) нужно вывернуть свечи и повернуть несколь ко раз коленчатый вал для удаления из цилиндров остаточных отработавших газов, а потом залить в каждый цилиндр 40— 50 г обезвоженного масла для двигателей, нагретого до 70— 80° С, и снова повернуть несколько раз коленчатый вал и уста новить на место свечи зажигания.
244
Для защиты шин от растрескивания их боковины покрыва ют смесью, состоящей из 75% мела, 20% казеинового клея, 4,5% гашеной извести и 0,5% кальцированной соды. От вредно го действия солнечных лучей шины можно закрывать чехлами.
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения сливают, очищают пробку радиатора, обертывают ее промасленной бума гой, закрепляют ее около заливной горловины радиатора, гор ловину также закрывают промасленной бумагой.
Автомобили содержатся в консервации на подставках с раз груженными шинами и рессорами. Автомобиль должен быть под нят, чтобы колеса находились на расстоянии 8—10 см от земли (пола), под раму необходимо поставить козелки и снизить дав ление в шинах до 72 нормы. Рычаг ручного тормоза устанавли вают в положение полного растормаживания.
Двери кабины, капот двигателя, топливные баки и инстру ментальные ящики пломбируют. Топливные баки автомобилей, находящихся в кратковременной консервации, должны быть пол ными, а горючее из машин длительной консервации может быть слито. Аккумуляторы снимают и хранят в специальных помеще ниях.
В период консервации автомобили периодически осматри вают и обслуживают, при этом выполняются следующие работы:
—ежедневная очистка автомобилей от пыли и снега, про верка наличия пломб, состояния защитных покрытий;
—один раз в месяц наружный осмотр агрегатов и меха низмов, удаляется обнаруженная ржавчина. Проверяют, нет ли подтекания масла, горючего, тормозной и амортизаторной жид кости. На автомобилях с гидравлическим тормозным приводом прокачивается жидкость путем нажатия на тормозную педаль
5—10 раз;
—каждые два месяца поворачивают коленчатый вал за рукоятку на 5—10 оборотов для восстановления масляной пленки на стенках цилиндров;
—через каждые шесть месяцев заливают в цилиндры по 30 г обезвоженного масла и проворачивают коленчатый вал;
—один раз в год (при длительной консервации) автомо биль подвергают контрольному пробегу на 20—25 км.
Снятие автомобилей с консервации объявляют приказом, в котором указывается основание снятия, количество автомобилей, их марки и номера, на какой срок и для каких целей автомоби ли снимают с консервации.
О постановке автомобиля на консервацию и снятии с кон сервации делают отметку в паспорте каждого автомобиля.
245
УСТРОЙСТВО ПАРКОВ И ВНУТРЕННЯЯ СЛУЖБА в них
ПОСТОЯННЫЕ И ПОЛЕВЫЕ ПАРКИ
Автомобильным парком называется территория, оборудо ванная для хранения, обслуживания и ремонта автомобилей.
Устройство и оборудование парка должно обеспечивать:
—удобство размещения, полную сохранность автомобилей и автотракторного имущества;
—удобство технического обслуживания и ремонта;
—быстрый вывод автомобилей из парка;
—надежную охрану и оборону;
—пожарную безопасность.
Постоянные парки организуют при казарменном и лагерном расположении воинских частей, они состоят из капитальных и временных зданий и сооружений. Такие парки имеют крытые помещения, навесы, открытые площадки и стационарное обору дование. При казарменном расположении производственные по мещения обычно закрытые и утепленные, а стоянки автомоби лей закрытые — утепленные или холодные. При лагерном распо ложении автомобили обычно содержатся под навесом. Стоянки автомобилей в деревянных помещениях или навесах разреша ются не более 10 единиц в одном помещении или под на весом.
Полевые парки организуют при временном расположении воинских частей в полевых условиях (на учениях, в боевой об становке) и не имеют помещений и стационарного оборудования. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей проводят при помощи подвижных средств (подвижных ремонтных мастерских, топливо-маслозаправщиков, походных зарядных станций и т. п.).
Территория, отведенная для парка, должна иметь ровную поверхность, твердый грунт и обеспечивать хорошую естествен ную маскировку. Кроме того, на ней должны быть источники воды, которая необходима для мойки и заправки автомобилей.
УСТРОЙСТВО ПАРКОВ
Производственные сооружения и места стоянок автомобилей размещают в парке в соответствии с технологическим процессом обслуживания и хранения автомобилей. Размещение должно предусматривать: осмотр и подготовку автомобиля к выходу в рейс; осмотр и фиксацию времени выхода и возвращения авто мобиля в парк; заправку автомобиля горючим и маслом; уборку и мойку; техническое обслуживание и, если необходимо, теку щий ремонт; постановку исправного и заправленного автомоби
ля на |
стоянку. |
Исходя из этих |
требований, п а р к д о л ж е н |
с о с т |
о я т ь из |
с л е д у ю щ и х |
э л е м е н т о в (рис. 152): |
— контрольно-технического пункта (КТП);
246
Рис. 152. Автомобильный парк войскового подразделения
— заправочного пункта и склада горюче-смазочных мате риалов (ГСМ);
—сектора обслуживания и ремонта;
—стоянки автомобилей;
—склада автомобильного имущества.
Контрольно-технический пункт предназначен для проверки технического состояния выходящих из парка автомобилей, нали чия и правильности оформления документации. Его организуют в каждой воинской части, имеющей 15 и более автомобилей При отсутствии штатного КТП создается нештатный, который размещают у основного выезда из парка в помещении, имеющем освещение, отопление и телефонную связь. Около этого помеще ния оборудуют площадку для проверки автомобилей, выходящих из парка и возвращающихся в него.
На КТП должны быть: инструкция начальнику КТП; комп лект приборов и инструментов для проверки автомобилей; об разцы путевых документов; мебель и канцелярские принадлеж ности; плакаты или схемы автомобилей с указанием мест про верки и перечнем технических условий, которым должны удов летворять выходящие из парка автомобили.
Заправочный пункт организуют для заправки автомобилей горючим, смазочными материалами и специальными жидкостя ми. В постоянных парках находятся стационарные заправочные пункты. Заправочные пункты имеют следующее оборудование: заправочные колонки, резервуары и тару для хранения горючего и масел, насосы для горючего и масел, заправочный инвентарь (ведра, воронки, мерные кружки, сливные бачки), пожарный инвентарь.
Полевые заправочные пункты создают на маневрах, учениях
ив боевой обстановке. В них заправка автомобилей произво дится с помощью подвижных средств заправки.
Склад ГСМ размещают на территории, удаленной от зданий
имест стоянки автомобилей не менее чем на 50 м, огороженной забором и имеющей проезд для автомобилей и проходы для личного состава. Территория склада горючего и заправочного
пункта должна находиться под постоянным наблюдением пожар ной охраны и круглосуточно охраняться.
В полевых парках для предохранения горючего и смазбчных материалов от воздействия огня противника склад горючего обо рудуют укрытиями для специальных машин и резервуаров, тран шеями для контейнеров, бочек, бидонов. Укрытия и траншеи тщательно маскируют.
Сектор обслуживания и ремонта предназначен для техни ческого обслуживания и текущего ремонта автомобилей. В него входят пункт чистки, уборки и мойки, пункт технического обслу живания (ПТО), автомобильная мастерская, площадки техни ческого обслуживания автомобилей, водомаслогрейка, аккуму ляторная.
248