Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕРЕДАЧА АВТОМОБИЛЯ ВОДИТЕЛЮ

Все автомобили, поступающие на укомплектование подраз­ делений и передаваемые водителям, должны быть исправными, со всем положенным инструментом, запасными частями, мате­ риалами и документами. Каждый автомобиль, находящийся в воинской части, должен иметь присвоенный ему военный или общесоюзный номерной и опознавательный знаки. Эксплуати­ ровать автомобили, не имеющие номерных знаков, запрещается. На каждый автомобиль выдается паспорт. Паспорт является до­ кументом, отражающим состояние эксплуатации и ремонта ав­ томобиля, а также удостоверяющим его принадлежность к оп­ ределенной воинской части. Паспорта хранятся в технической части (штабе).

Каждый прибывающий в часть автомобиль должен быть осмотрен, опробован и принят специальной комиссией, назнача­ емой приказом командира части.

После проверки технической готовности автомобиля и офор­ мления актов командир части отдает приказ о введении автомо­ биля в строй. В приказе указывают тип, марку и назначение автомобиля, в какое подразделение и в какую группу его за­ числяют, присвоенный автомобилю военный или общесоюзный номер и за каким водителем его закрепляют. Номер приказа и фамилию водителя, за которым закрепляют автомобиль, зано­ сят в паспорт автомобиля.

Автомобиль передает водителю перед строем подразделения лично командир части или командир подразделения (не ниже командира роты). Водитель расписывается в соответствующем разделе паспорта и с этого момента он несет полную ответст­ венность за постоянную готовность и исправность принятого ав­ томобиля. Как правило, водитель должен проходить всю службу на одном автомобиле. Необоснованные и не вызываемые край­ ней необходимостью перемещения водителя с одного автомоби­ ля на другой запрещаются.

Автомобиль внутри соединения (части) передают на осно­ вании приказа командира соединения (части). Одновременно с передачей автомобиля, как правило, переводят и водителя, за которым автомобиль закреплен.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Контроль за техническим состоянием, использованием, со­ держанием и обслуживанием автомобилей воинских частей осу­ ществляется: контрольными осмотрами, проводимыми должност­ ными лицами; смотрами автомобильной техники.

Контрольные осмотры должностные лица проводят для про­ верки технического состояния, правильности использования,

243


содержания, обслуживания и боевой готовности автомобилей. При контрольном осмотре автомобилей старшим начальником обязательно присутствует командир подразделения и водитель осматриваемого автомобиля.

Во время осмотра проверяют состояние всех агрегатов и механизмов автомобиля, инструмент водителя, запасные части, оборудование, принадлежности, светомаскировочные средства и средства повышения проходимости, наличие топлива в баках и смазочных материалов в агрегатах. При необходимости двига­ тель пускают и прослушивают на различных оборотах коленча­ того вала. Допускается проверка автомобиля на ходу путем ко­ роткого пробега.

КОНСЕРВАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Консервацией называется хранение (содержание) вполне ис­ правных, полностью укомплектованных и специально подготов­ ленных автомобилей в состоянии, обеспечивающем приведение их в готовность к движению в кратчайший срок.

При отсутствии закрытых помещений и навесов хранение автомобилей можно организовать на открытых площадках, обес­ печивающих удобство их размещения и обслуживания, полную сохранность и быстрый вывод в необходимом случае.

Консервации подлежат все автомобили, использование кото­ рых не вызывается необходимостью. Консервация может быть кратковременной (до трех месяцев) и длительной (более трех месяцев). О постановке автомобилей на консервацию отдается приказ, в котором указывается срок консервации, количество автомобилей, их марки и номера.

При подготовке автомобилей к кратковременной консервации проводится очередное техническое обслуживание, а перед дли­ тельной консервацией — второе техническое обслуживание.

До постановки автомобиля на место проводится:

очистка от грязи и ржавчины всех неокрашенных поверх­ ностей и покрытие их лаком, краской или специальной смазкой;

подкраска отдельных мест, а при необходимости и пол­ ная окраска;

смазка листов рессор графитной смазкой;

снятие Колес, демонтаж шин, протирка тальком камер и внутренних стенок покрышек, очистка дисков и окраска, мон­ таж шин и установка колес на автомобиль.

После установки автомобиля на место хранения (гараж, навес, площадка) нужно вывернуть свечи и повернуть несколь­ ко раз коленчатый вал для удаления из цилиндров остаточных отработавших газов, а потом залить в каждый цилиндр 40— 50 г обезвоженного масла для двигателей, нагретого до 70— 80° С, и снова повернуть несколько раз коленчатый вал и уста­ новить на место свечи зажигания.

244


Для защиты шин от растрескивания их боковины покрыва­ ют смесью, состоящей из 75% мела, 20% казеинового клея, 4,5% гашеной извести и 0,5% кальцированной соды. От вредно­ го действия солнечных лучей шины можно закрывать чехлами.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения сливают, очищают пробку радиатора, обертывают ее промасленной бума­ гой, закрепляют ее около заливной горловины радиатора, гор­ ловину также закрывают промасленной бумагой.

Автомобили содержатся в консервации на подставках с раз­ груженными шинами и рессорами. Автомобиль должен быть под­ нят, чтобы колеса находились на расстоянии 8—10 см от земли (пола), под раму необходимо поставить козелки и снизить дав­ ление в шинах до 72 нормы. Рычаг ручного тормоза устанавли­ вают в положение полного растормаживания.

Двери кабины, капот двигателя, топливные баки и инстру­ ментальные ящики пломбируют. Топливные баки автомобилей, находящихся в кратковременной консервации, должны быть пол­ ными, а горючее из машин длительной консервации может быть слито. Аккумуляторы снимают и хранят в специальных помеще­ ниях.

В период консервации автомобили периодически осматри­ вают и обслуживают, при этом выполняются следующие работы:

ежедневная очистка автомобилей от пыли и снега, про­ верка наличия пломб, состояния защитных покрытий;

один раз в месяц наружный осмотр агрегатов и меха­ низмов, удаляется обнаруженная ржавчина. Проверяют, нет ли подтекания масла, горючего, тормозной и амортизаторной жид­ кости. На автомобилях с гидравлическим тормозным приводом прокачивается жидкость путем нажатия на тормозную педаль

5—10 раз;

каждые два месяца поворачивают коленчатый вал за рукоятку на 5—10 оборотов для восстановления масляной пленки на стенках цилиндров;

через каждые шесть месяцев заливают в цилиндры по 30 г обезвоженного масла и проворачивают коленчатый вал;

один раз в год (при длительной консервации) автомо­ биль подвергают контрольному пробегу на 20—25 км.

Снятие автомобилей с консервации объявляют приказом, в котором указывается основание снятия, количество автомобилей, их марки и номера, на какой срок и для каких целей автомоби­ ли снимают с консервации.

О постановке автомобиля на консервацию и снятии с кон­ сервации делают отметку в паспорте каждого автомобиля.

245


УСТРОЙСТВО ПАРКОВ И ВНУТРЕННЯЯ СЛУЖБА в них

ПОСТОЯННЫЕ И ПОЛЕВЫЕ ПАРКИ

Автомобильным парком называется территория, оборудо­ ванная для хранения, обслуживания и ремонта автомобилей.

Устройство и оборудование парка должно обеспечивать:

удобство размещения, полную сохранность автомобилей и автотракторного имущества;

удобство технического обслуживания и ремонта;

быстрый вывод автомобилей из парка;

надежную охрану и оборону;

пожарную безопасность.

Постоянные парки организуют при казарменном и лагерном расположении воинских частей, они состоят из капитальных и временных зданий и сооружений. Такие парки имеют крытые помещения, навесы, открытые площадки и стационарное обору­ дование. При казарменном расположении производственные по­ мещения обычно закрытые и утепленные, а стоянки автомоби­ лей закрытые — утепленные или холодные. При лагерном распо­ ложении автомобили обычно содержатся под навесом. Стоянки автомобилей в деревянных помещениях или навесах разреша­ ются не более 10 единиц в одном помещении или под на­ весом.

Полевые парки организуют при временном расположении воинских частей в полевых условиях (на учениях, в боевой об­ становке) и не имеют помещений и стационарного оборудования. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей проводят при помощи подвижных средств (подвижных ремонтных мастерских, топливо-маслозаправщиков, походных зарядных станций и т. п.).

Территория, отведенная для парка, должна иметь ровную поверхность, твердый грунт и обеспечивать хорошую естествен­ ную маскировку. Кроме того, на ней должны быть источники воды, которая необходима для мойки и заправки автомобилей.

УСТРОЙСТВО ПАРКОВ

Производственные сооружения и места стоянок автомобилей размещают в парке в соответствии с технологическим процессом обслуживания и хранения автомобилей. Размещение должно предусматривать: осмотр и подготовку автомобиля к выходу в рейс; осмотр и фиксацию времени выхода и возвращения авто­ мобиля в парк; заправку автомобиля горючим и маслом; уборку и мойку; техническое обслуживание и, если необходимо, теку­ щий ремонт; постановку исправного и заправленного автомоби­

ля на

стоянку.

Исходя из этих

требований, п а р к д о л ж е н

с о с т

о я т ь из

с л е д у ю щ и х

э л е м е н т о в (рис. 152):

— контрольно-технического пункта (КТП);

246


Рис. 152. Автомобильный парк войскового подразделения

— заправочного пункта и склада горюче-смазочных мате­ риалов (ГСМ);

сектора обслуживания и ремонта;

стоянки автомобилей;

склада автомобильного имущества.

Контрольно-технический пункт предназначен для проверки технического состояния выходящих из парка автомобилей, нали­ чия и правильности оформления документации. Его организуют в каждой воинской части, имеющей 15 и более автомобилей При отсутствии штатного КТП создается нештатный, который размещают у основного выезда из парка в помещении, имеющем освещение, отопление и телефонную связь. Около этого помеще­ ния оборудуют площадку для проверки автомобилей, выходящих из парка и возвращающихся в него.

На КТП должны быть: инструкция начальнику КТП; комп­ лект приборов и инструментов для проверки автомобилей; об­ разцы путевых документов; мебель и канцелярские принадлеж­ ности; плакаты или схемы автомобилей с указанием мест про­ верки и перечнем технических условий, которым должны удов­ летворять выходящие из парка автомобили.

Заправочный пункт организуют для заправки автомобилей горючим, смазочными материалами и специальными жидкостя­ ми. В постоянных парках находятся стационарные заправочные пункты. Заправочные пункты имеют следующее оборудование: заправочные колонки, резервуары и тару для хранения горючего и масел, насосы для горючего и масел, заправочный инвентарь (ведра, воронки, мерные кружки, сливные бачки), пожарный инвентарь.

Полевые заправочные пункты создают на маневрах, учениях

ив боевой обстановке. В них заправка автомобилей произво­ дится с помощью подвижных средств заправки.

Склад ГСМ размещают на территории, удаленной от зданий

имест стоянки автомобилей не менее чем на 50 м, огороженной забором и имеющей проезд для автомобилей и проходы для личного состава. Территория склада горючего и заправочного

пункта должна находиться под постоянным наблюдением пожар­ ной охраны и круглосуточно охраняться.

В полевых парках для предохранения горючего и смазбчных материалов от воздействия огня противника склад горючего обо­ рудуют укрытиями для специальных машин и резервуаров, тран­ шеями для контейнеров, бочек, бидонов. Укрытия и траншеи тщательно маскируют.

Сектор обслуживания и ремонта предназначен для техни­ ческого обслуживания и текущего ремонта автомобилей. В него входят пункт чистки, уборки и мойки, пункт технического обслу­ живания (ПТО), автомобильная мастерская, площадки техни­ ческого обслуживания автомобилей, водомаслогрейка, аккуму­ ляторная.

248