Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П у н к т чис т ки, у б о р к и и мо й к и служит для очистки от грязи, уборки, мойки и обтирки автомобилей. Его располагают на пути движения автомобиля от заправочного пункта к пункту технического обслуживания или вне парка, около источников воды. На пункте оборудуют места для предварительной очистки автомобилей от грязи, уборки, мойки и обтирки.

П у н к т т е х н и ч е с к о г о о б с л у ж и в а н и я организу­ ют для производства работ по техническому обслуживанию ав­ томобилей. Его размещают в парке с учетом удобства обслужи­ вания автомобилей вблизи автомобильной мастерской или в од­ ном с ней помещении. Для обслуживания и ремонта выделяют и оборудуют посты. Как правило, на ПТО оборудуют следующие рабочие посты (места): пост механика-регулировщика, пост электрика, пост смазчика, пост слесаря.

При лагерном расположении воинских частей ПТО разме­ щают под навесом или в палатке, а в полевых парках разверты­ вают в укрытых местах на базе подвижных ремонтно-эксплуа­ тационных средств.

А в т о м о б и л ь н а я м а с т е р с к а я предназначена для выполнения текущего ремонта, а при необходимости ремонта на готовых агрегатах. Автомобиль направляют в мастерскую с во­ дителем, который участвует в его ремонте.

П л о щ а д к а т е х н и ч е с к о г о о б с л у ж и в а н и я авто­ мобилей служит для проведения ЕО автомобилей. Площадки устраивают под навесом, вблизи стоянок автомобилей или около ПТО, оборудуют эстакадами, верстаками и необходимыми ин­ струментами.

В о д о м а с л о г р е й к а предназначена для поддержания зимой в горячем состоянии и постоянной готовности к выдаче необходимого количества охлаждающей воды и масла. В по­ стоянном парке оборудуют стационарную водомаслогрейку, а в полевом, парке используют подвижные водомаслогрейки.

Хранение и подогрев масла, сливаемого с автомобилей, про­ изводится в индивидуальных бачках, в специально оборудован­ ных герметических шкафах. На каждый бачок наносят номер автомобиля, с которого слито масло.

А к к у м у л я т о р н а я в зависимости от условий и в це- - лях удобства может размещаться в комплексе с водомаслогрейкой или автомастерской. Помещение должно быть удобным для хранения аккумуляторных батарей в зимнее время, обеспечи­ вать своевременную зарядку, находиться недалеко от мест сто­ янки автомобилей и обеспечивать выдачу аккумуляторных ба­ тарей по тревоге. Вместе с тем его необходимо изолировать от других помещений глухой стеной и оборудовать в нем хорошую вентиляцию. Температура зимой поддерживается в пределах от + 5 до +15° С. Аккумуляторные батареи хранятся на стеллажах по подразделениям. На каждую аккумуляторную батарею нано­ сят номер того автомобиля, на который ее устанавливают.

249


Стоянка автомобилей — закрытые помещения или места под навесом (площадки), оборудованные для хранения исправных, заправленных и обслуженных автомобилей. В постоянных пар­ ках при размещении автомобилей в помещении или под навесом расстояние между боковыми бортами автомобилей и стенок дол­ жно быть не менее 0,8 м, расстояние между задним бортом автомобиля и стеной или ограждением — не менее 1 м. На откры­ тых стоянках автомобили устанавливают не ближе 10 м от зда­ ний, расстояние между ними по фронту 1,5—2 м и между ряда­ ми не менее 10 м.

На стоянке автомобили устанавливают на подставки, рессо­ ры и шины разгружают (кроме машин повседневной эксплуата­ ции). На каждом автомобиле должна быть табличка с указанием марки, номера автомобиля и фамилии водителя, за кото­ рым она закреплена. Зимой в неотапливаемых помещениях (на­ весах) и на открытых площадках на автомобилях, кроме того, вывешивают таблички с указанием о сливе масла, охлаждаю­ щей жидкости и снятии аккумуляторных батарей. Порядок хра­ нения и выдачи ключей от замков зажигания автомобилей .оп­ ределяет командир.

На стоянке разрешается выполнять следующие работы: очи­ щать автомобили от грязи, пыли или снега, попавших на авто­ мобиль при его переходе из сектора обслуживания и ремонта на стоянку или осевших во время хранения; периодически прове­ рять состояние аккумуляторных батарей и других приборов, сни­ мать их для подзарядки, сливать и заправлять охлаждающую жидкость, подкачивать шины и смазывать отдельные точки в

связи с

длительным хранением, проводить

работы, связанные

с запуском двигателя и выводом автомобилей из парка.

огнем

На

стоянке запрещается пользоваться

открытым

(паяльными лампами, факелами), разрешается применять обо­ гревательные устройства, входящие в конструкцию машины.

Склад автомобильного имущества размещают на территории парков или вне их. Он предназначен для приемки, хранения и выдачи автомобильного имущества и материалов. Хранение ав­ томобильного имущества и материалов в полевых условиях в зависимости от обстановки организуют на автомобилях и в укрытиях.

ВНУТРЕННИЙ ПОРЯДОК в ПАРКЕ

В парке должен поддерживаться твердый воинский порядок, устанавливаемый командиром части в соответствии с уставами внутренней, гарнизонной и караульной служб, а в боевых усло­ виях в соответствии с боевым уставом и обстановкой.

Распорядок дня и время работы в парке объявляют прика­ зом. Для поддержания порядка назначается суточный наряд

250



по парку. Он состоит из дежурного по парку и дневальных. Де­ журный по парку назначается из младших офицеров, подчиня­ ется дежурному по части и отвечает за внутренний порядок в парке. Дневальные по парку подчиняются дежурному по парку и следят, чтобы в парк не проходили посторонние лица, а к ав­ томобилям допускают только тех лиц, за которыми они закреп­ лены. Дневальные следят за чистотой и порядком в парке, за порядком освещения ночью, строгим выполнением правил по­ жарной безопасности. В холодное время года дневальные под­ держивают в помещениях парка установленную температуру воздуха.

Работу в секторе обслуживания производят в установлен­ ные часы. После окончания работ водитель убирает и приводит в порядок место стоянки своего автомобиля и докладывает об’ этом дневальному по парку.

ОХРАНА И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПАРКАХ

Территория парка охраняется круглосуточно. Офицеры сво­ ей части проходят в парк к автомобилям своего подразделения по удостоверениям личности, сержанты и солдаты прибывают в парк строем под командой старшего, который обязан иметь про­ пуск. Если сержанту или солдату требуется пройти в парк по служебному делу в одиночном порядке, он обязан явиться к дежурному по части и получить от него разовый пропуск для входа в парк. Водители, которым надо вывести автомобили, до­ пускаются в парк по оформленным путевым листам.

Противопожарные мероприятия в парке разрабатывают на­ чальник технической службы и начальник противопожарной службы с учетом конкретных условий в соответствии с Уставом внутренней службы.

Чтобы исключить возможность возникновения пожара, не­ обходимо: не допускать хранения горючего и тары на стоянке; постоянно очищать от горючих материалов территорию и все помещения парка и содержать их в чистоте; сварочные и куз­ нечные работы и зарядку аккумуляторных батарей производить в специально оборудованных помещениях; не оставлять без над­ зора действующие подогреватели, паяльные лампы, газосвароч­ ные аппараты; переносные лампы применять только низкого напряжения и с защитными металлическими сетками; не хра-; нить обтирочный материал и горючее вблизи стоянок; использо­ ванный обтирочный материал собирать в специальные металли­ ческие ящики с крышками и ежедневно убирать их из парка; отводить специальные места для курения и оборудовать их; по окончании работ дежурному по парку осматривать территорию парка, все помещения, площадки, открытые стоянки автомоби­ лей и требовать устранения обнаруженных недостатков.

251


Для ликвидации возможных пожаров парки (гаражи) дол­ жны быть оборудованы противопожарным инвентарем и сред­ ствами тушения пожара (огнетушителями, войлоком или асбес­ товым полотном, ящиками с песком, лопатами, баграми, топо­ рами, ведрами, лестницами и т. п.). Если нет водопровода, то создается запас воды в баках или бочках. Для своевременного извещения о пожаре необходимо иметь колокол, сирену или другой звуковой сигнал.

В местах стоянок автомобилей должны содержаться тросы для буксировки автомобилей в случае пожара. Для обеспечения немедленного вывода автомобилей при пожаре ежедневно выде­ ляют дежурные тягачи с буксирным тросом.

На территории парка (гаража) и в отдельных помещениях в соответствии с их назначением должны быть вывешены на вид­ ном месте:

инструкция по противопожарным мероприятиям и борь­ бе с огнем с указанием, к кому и куда следует обращаться в случае возникновения пожара;

план и порядок вывода автотракторной техники и вывоза имущества в случае возникновения пожара;

табличка с указанием фамилии и должности лица, от­ ветственного за пожарную безопасность;

правила внутреннего распорядка;

•— инструкция по технике безопасности и производственной санитарии;

— инструкция по эксплуатации и уходу за подъемно-тран­ спортными средствами, отопительными, вентиляционными, осве­ тительными и силовыми устройствами и за производственным оборудованием.

ПОРЯДОК ВЫХОДА АВТОМОБИЛЕЙ ИЗ ПАРКА И ВОЗВРАЩЕНИЯ В НЕГО

Автомобили выпускают из парка согласно ежедневному на­ ряду. На основании наряда выписывают путевые листы. Полу­ чив путевой лист, водитель направляется в парк, представляется дежурному по парку и получает от него разрешение на подго­ товку автомобиля к выходу. Подготовленный автомобиль осмат­ ривает начальник КТП. Разрешает выход автомобиля из парка дежурный по парку, который проверяетправильность оформле­ ния путевого листа и внешний вид водителя.

Возвратившись из рейса в парк и оформив путевой лист, водитель предъявляет его начальнику КТП и докладывает о со­ стоянии автомобиля и всех происшествиях в пути.

При возвращении автомобиля в парк на КТП проверяют: техническое состояние автомобиля (в случае обнаружения неис­ правностей выявляют их причины); состояние и внешний вид во­ дителя. Дежурный по парку отмечает в путевом листе время воз­

252