Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вращения автомобиля, показания спидометра и дает указания водителю на обслуживание автомобиля. От КТГТ автомобиль направляется на заправочный пункт. После заправки автомо­ биль по графику поступает в сектор обслуживания, где прохо­ дит соответствующее обслуживание, и только после этого води­ тель с разрешения дежурного по парку ставит автомобиль на стоянку.

Сведения о выходящих из парка и возвращающихся в парк автомобилях заносят в журнал выхода и возвращения автомо­ билей, который ведет дежурный по парку.

ПАРКОВЫЙ ДЕНЬ

Для осмотра и приведения в исправное состояние машин и другой техники, а также для оборудования и благоустройства парков в каждой воинской части под руководством командира части проводят парковые дни не реже двух раз в месяц. Пар­ ковые дни предусматриваются планом боевой подготовки про­ должительностью каждый в объеме полного рабочего дня.

В парковые дни, как правило, проводят следующие меро­ приятия:

— осмотр всех автомобилей части, как находящихся в эк­ сплуатации, так и содержащихся на консервации, чистку, смаз­ ку их, проверку состояния и укомплектованности агрегатов, на­ личия горючего, смазочных и других эксплуатационных мате­ риалов;

устранение личным составом подразделений с помощью ПТО и ремонтной мастерской выявленных при осмотре неис­ правностей и недостатков в обслуживании техники;

исправление подъездных путей, внутрипарковых дорог, кюветов, ограждений, площадок для стоянок автомобилей, убор­ ку территории парка и парковых помещений, а также дообору­ дование ПТО и других помещений парка;

устройство необходимых парковых помещений для укры­ тия, ремонта и обслуживания автомобилей;

проверку исправности пожарного инвентаря и оборудова­ ния, средств сигнализации и освещения парка.

На каждый парковый день составляют план проведения паркового дня, который утверждает командир части.

Командир части с начальниками служб контролирует ход и качество работ, выполняемых подразделениями. По окончании работ командиры подразделений докладывают по команде о проведенных мероприятиях и выполненных работах. Командир части проводит разбор и дает указания по проведению очеред­ ного паркового дня.

253


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Эксплуатационные качества автомобилей в процессе рабо­ ты изменяются: уменьшается мощность двигателя, увеличивается расход ГСМ, возникают различные неисправности.

Техническое обслуживание автомобилей производится для содержания их в постоянной технической исправности. Оно за­ ключается в выполнении определенных работ и должно обеспе­ чить: постоянную исправность и техническую готовность авто­ мобилей; безопасность движения; максимальные межремонтные пробеги; минимальный расход эксплуатационных материалов.

Техническим обслуживанием, состоящим из моечных, убо­ рочных, смазочных, заправочных, контрольно-крепежных и ре­ гулировочных операций, не только обеспечиваются условия нор­ мальной работы каждой детали, но и своевременно устраня­ ются дефекты и повреждения, возникающие в процессе экс­ плуатации.

При проведении технического обслуживания автомобилей уборочные, моечные, смазочные и контрольно-крепежные рабо­ ты выполняют в обязательном порядке. Запрещается сокращать объем работ, уменьшать время обслуживания в ущерб качеству.

В Вооруженных Силах предусмотрена планово-предупре­ дительная система технического обслуживания, основанная на обязательном выполнении работ по обслуживанию.

ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Техническое обслуживание автомобилей в зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды:

контрольный осмотр перед выходом из парка и по воз­ вращении в парк;

контрольный осмотр в пути (на привалах и остановках);

ежедневное техническое обслуживание, проводимое в конце дня работы автомобилей;

первое техническое обслуживание;

—- второе техническое обслуживание;

— сезонное техническое обслуживание, проводимое два ра­ за в год при подготовке автомобилей к летнему и зимнему пе­ риодам эксплуатации.

Основным назначением ежедневного обслуживания, которое выполняется по окончании работы автомобиля, является общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения,

264


поддержание надлежащего внешнего вида, заправка топливом, маслом и водой.

Контрольные осмотры и ежедневное техническое обслужи­ вание выполняют водители под руководством и при участии ме­ хаников (командиров отделений).

Первое и второе техническое обслуживание проводятся в следующие сроки: ТО-1— через 1000—1200 км пробега автомо­ биля; ТО-2 — через 5000—6000 км пробега автомобиля.

Основным назначением ТО-1 и ТО-2 является снижение ин­ тенсивности износа деталей, выявление и предупреждение неис­ правностей путем своевременного выполнения контрольных, сма­ зочных, крепежных, регулировочных и других работ.

Первое, второе и сезонное техническое обслуживание в по­ стоянных парках проводятся личным составом* ПТО или специ­ алистами автотракторной мастерской с обязательным участием водителей обслуживаемых автомобилей, а в полевых условиях —- водителями автомобилей и личным составом подвижных средств технического обслуживания и ремонта.

При эксплуатации автомобилей в тяжелых условиях и в за­ висимости от технического состояния автомобилей начальник технической службы может сокращать пробег между обслуживаниями против действующих норм. Обслуживание установлен­ ного на автомобилях специального оборудования проводится по возможности одновременно с техническим обслуживанием авто­ мобилей.

Техническое обслуживание выполняют, как правило, без сня­ тия отдельных приборов, узлов и механизмов. Но если нельзя убедиться в полной их исправности, то приборы, узлы и меха­ низмы снимают для контроля на специальных стендах и приспо­ соблениях. Если при техническом обслуживании проверяют аг­ регаты или приборы, регулировка которых не предусмотрена конструкцией или качественное выполнение ее не может быть обеспечено только комплектами инструмента водителя и меха­ ника-регулировщика, то результаты проверки могут служить ос­ нованием для направления агрегата или прибора на регулиров­ ку или ремонт в специальные мастерские.

Неисправности автомобилей, выявленные в процессе техни­ ческого обслуживания, устраняют немедленно (выполняется те­ кущий ремонт), если объем работ и простой автомобиля при этом не нарушают технологического процесса и плана обслужи­ вания автомобилей части. Текущий ремонт, требующий боль­ шого объема работ, нарушающего план обслуживания автомо­ билей части, а также устранение неисправностей, выявленных в процессе использования автомобилей, производится на постах ремонта (в автотракторной мастерской).

255


ПЕРЕДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Техническое обслуживание автомобилей должно постоянно обеспечивать боевую готовность подразделений. На марше, в полевых условиях, вне расположения парков для технического обслуживания автомобилей используются передвижные средст­ ва; мастерские технического обслуживания и войсковые ремонт­ но-эксплуатационные мастерские.

М а с т е р с к а я т е х н и ч е с к о г о о б с л у ж и в а н и я (МТО-АТ) (рис. 153) монтируется в кузове-фургоне на шасси автомобиля, оборудованном лебедкой. Для производства работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту в ма-

Рис. 153. Схема размещения оборудования в кузове МТО-АТ в походном по­ ложении:

1 — щ и т

у п р ав л ен и я

г ен ер а т о р о м ;

2 — н а сти л

п р ав ой

ниш и;

3 — п р и б о р

дл я

п роверк и

к о н тр о л ь н о -и зм ер и тел ь н ы х п р и б о р о в

а в то м о б и л я ; 4

ун и в ер сал ьн ы й

п ер еносны й п р и б о р

д л я

п р овер к и

эл е к т р о о б о р у д о в а н и я

а в то м о б и л я ;

5

п р а ­

в ое си д ен ь е ; 6

ящ и к

д л я

л и стов р ессо р и т о р си о н о в ;

7 — ящ и к

д л я н ор м ал ей ;

8 — п равы й в ер стак ; 9 — с т е н д д л я

сб о р к и и

р а зб о р к и

к а р б ю р а т о р о в

и

б е н з о ­

н а со со в ;

10

с т е н д

д л я

п р овер к и

ф о р су н о к

и

н а со с -ф о р су н о к ;

И

вы носной

стол ;

1 2 — щ и т

с

а в то м а т и ч еск о й

защ и то й ;

13 — сел ен ов ы й

вы п рям ител ь

ВСА-10;

14 г ен ер а т о р

ац ети л ен а ;

15 — лин ей ка

д л я

п р ов ер к и

с х о ж д е н и я

п е ­

р ед н и х

к о л ес

а в то м о б и л я ;

16 — к и сл ор одн ы й

 

ба л л о н ;

1 7

— о п р а в к а

д л я

ж е с ­

тя н и ц к и х

р а б о т ;

18 — левы й

в ер стак ; 19 — сл еса р н ы е

тиски ;

20 — н астол ьн ая

л а м п а в н у т р ен н его

о св ещ ен и я ; 21 — эл ек т р о св ер л и л к а ;

22— ш тати в д л я

эл ек т ­

р осв ер л и л к и ;

23 — л е в о е

 

си д ен ь е ;

2 4 — н асти л

л ев о й

н иш и;

 

25 — селен овы й

 

 

в ы п р я м и тел ь

ВСА-5;

26 — в ен ти л я то р ; 2 7 — о т к и д н а я

 

п ол к а

 

 

 

256


 

 

 

 

 

 

стерской

находится

 

 

 

 

 

 

необходимый

набор

 

 

 

 

 

 

инструментов,

 

при­

 

 

 

 

 

 

способлений,

 

ста­

 

 

 

 

 

 

ционарного

и

выно­

 

 

 

 

 

 

сного оборудования.

 

 

 

 

 

 

Имеются для

мойки

 

 

 

 

 

 

автомобилей

 

насос­

 

 

 

 

 

 

ная

установка

плун­

 

 

 

 

 

 

жерного

типа,

для

 

 

 

 

 

 

смазки — электроме­

 

 

 

 

 

 

ханический

'солидо-

 

 

 

 

 

 

лонагнетатель,

 

мас­

 

 

 

 

 

 

лораздаточный

 

бак,

 

 

 

 

 

 

ручные

солидолона-

 

 

 

 

 

 

гнетатели, гидропро­

 

 

 

 

 

 

бойник, бак для ги­

 

 

 

 

 

 

дротормозной

 

жид­

 

 

 

 

 

 

кости, тара для сма­

 

 

 

 

 

 

зочных

материалов.

 

 

 

 

 

 

Зарядка

 

акку­

 

 

 

 

 

 

муляторных

батарей

 

 

 

 

 

 

осуществляется

при

 

 

 

 

 

 

помощи

селенового

 

 

 

 

 

 

выпрямителя ВСА-5.

 

 

 

 

 

 

В кузове мастер­

 

 

 

 

 

 

ской

оборудованы

 

 

 

 

 

 

три

рабочих

места:

 

 

 

 

 

 

автослесаря,

регули­

 

 

 

 

 

 

ровщика

(по

 

топ­

 

 

 

 

 

 

ливной

аппаратуре)

 

 

 

 

 

 

и электрика.

 

 

в

 

 

 

 

 

 

Имеющиеся

Рис. 154. Схема расположения основного оборудо­

мастерской оборудо­

 

 

вания в ВАРЭМ-3:

 

 

вание и инструменты

1— д о м к р а т ;

2 — р а сп р едел и тел ь н ы й щ ит; 3 — а к ­

позволяют

произво­

к у м у л я т о р н а я

б а т а р ея ;

4 — с к л а д н о й

стол ;

5 —

дить

механическую

эл ек т р о ста н ц и я

ЖЭС-4;

6 — п е р ед в и ж н а я

к о м ­

п р ессо р н а я

у ст а н о в к а ;

7 — в ер стак ;

8 — тиски ;

обработку

(сверле­

9 —-о п р а в к а ;

 

10— сто л ;

11 — л и н ей к а

д л я

п р о ­

ние,

развертывание,

верки с х о ж д е н и я к ол ес;

12— в и н товой п р есс

1,5-т;

нарезание

резьбы),

13 — б и д о н

д л я

в оды ;

14 — г а зо св а р о ч н ы й

а п п а ­

слесарные,

медниц­

рат;

15

о гн ету ш и тел ь ;

16

к и сл ор одн ы й

б а л ­

лон ;

17

п о д с т а в к а п о д

н ак ов ал ь н ю ;

18 — коврик ;

ко-жестяницкие, куз­

19 — ш ан ц евы й

и н стр у м ен т ; 20 — от к и д н о й

трап ;

нечные и

столярно­

21 — б а г а ж н ы й

ящ ик; 22 — у ст а н о в к а

д л я д и с т и л ­

плотницкие

работы,

ляц и и в оды ;

23 — к узн еч ны й п ох о дн ы й горн ;

24

контрольно - регули­

п ер еносны й

м а сл о р а зд а т о ч н ы й

бак ;

25 — к р еп л е ­

н и е

бач к а

д л я д и с т и л л я т о р а в

сн я то м

п о л о ж ен и и ;

ровочные

операции,

26 — н а ж д а ч н о е

точ и л о ;

27 — ш татив

с эл ек т р о ­

электросварку и пай-

д р ел ь ю ; 28 — сл еса р н ы й

в ер стак ; 29 — сел ен овы й

 

 

вы п рям ител ь ; 30 — к р еп л ен и е к а р а б и н о в ; 31 — в еш ал к а ; 32 шкаф; 33 — при-

б о р д л я п р овер к и ж и к л ер о в

9 4-138

257