Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
вращения автомобиля, показания спидометра и дает указания водителю на обслуживание автомобиля. От КТГТ автомобиль направляется на заправочный пункт. После заправки автомо биль по графику поступает в сектор обслуживания, где прохо дит соответствующее обслуживание, и только после этого води тель с разрешения дежурного по парку ставит автомобиль на стоянку.
Сведения о выходящих из парка и возвращающихся в парк автомобилях заносят в журнал выхода и возвращения автомо билей, который ведет дежурный по парку.
ПАРКОВЫЙ ДЕНЬ
Для осмотра и приведения в исправное состояние машин и другой техники, а также для оборудования и благоустройства парков в каждой воинской части под руководством командира части проводят парковые дни не реже двух раз в месяц. Пар ковые дни предусматриваются планом боевой подготовки про должительностью каждый в объеме полного рабочего дня.
В парковые дни, как правило, проводят следующие меро приятия:
— осмотр всех автомобилей части, как находящихся в эк сплуатации, так и содержащихся на консервации, чистку, смаз ку их, проверку состояния и укомплектованности агрегатов, на личия горючего, смазочных и других эксплуатационных мате риалов;
—устранение личным составом подразделений с помощью ПТО и ремонтной мастерской выявленных при осмотре неис правностей и недостатков в обслуживании техники;
—исправление подъездных путей, внутрипарковых дорог, кюветов, ограждений, площадок для стоянок автомобилей, убор ку территории парка и парковых помещений, а также дообору дование ПТО и других помещений парка;
—устройство необходимых парковых помещений для укры тия, ремонта и обслуживания автомобилей;
—проверку исправности пожарного инвентаря и оборудова ния, средств сигнализации и освещения парка.
На каждый парковый день составляют план проведения паркового дня, который утверждает командир части.
Командир части с начальниками служб контролирует ход и качество работ, выполняемых подразделениями. По окончании работ командиры подразделений докладывают по команде о проведенных мероприятиях и выполненных работах. Командир части проводит разбор и дает указания по проведению очеред ного паркового дня.
253
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Эксплуатационные качества автомобилей в процессе рабо ты изменяются: уменьшается мощность двигателя, увеличивается расход ГСМ, возникают различные неисправности.
Техническое обслуживание автомобилей производится для содержания их в постоянной технической исправности. Оно за ключается в выполнении определенных работ и должно обеспе чить: постоянную исправность и техническую готовность авто мобилей; безопасность движения; максимальные межремонтные пробеги; минимальный расход эксплуатационных материалов.
Техническим обслуживанием, состоящим из моечных, убо рочных, смазочных, заправочных, контрольно-крепежных и ре гулировочных операций, не только обеспечиваются условия нор мальной работы каждой детали, но и своевременно устраня ются дефекты и повреждения, возникающие в процессе экс плуатации.
При проведении технического обслуживания автомобилей уборочные, моечные, смазочные и контрольно-крепежные рабо ты выполняют в обязательном порядке. Запрещается сокращать объем работ, уменьшать время обслуживания в ущерб качеству.
В Вооруженных Силах предусмотрена планово-предупре дительная система технического обслуживания, основанная на обязательном выполнении работ по обслуживанию.
ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Техническое обслуживание автомобилей в зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды:
—контрольный осмотр перед выходом из парка и по воз вращении в парк;
—контрольный осмотр в пути (на привалах и остановках);
—ежедневное техническое обслуживание, проводимое в конце дня работы автомобилей;
—первое техническое обслуживание;
—- второе техническое обслуживание;
— сезонное техническое обслуживание, проводимое два ра за в год при подготовке автомобилей к летнему и зимнему пе риодам эксплуатации.
Основным назначением ежедневного обслуживания, которое выполняется по окончании работы автомобиля, является общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения,
264
поддержание надлежащего внешнего вида, заправка топливом, маслом и водой.
Контрольные осмотры и ежедневное техническое обслужи вание выполняют водители под руководством и при участии ме хаников (командиров отделений).
Первое и второе техническое обслуживание проводятся в следующие сроки: ТО-1— через 1000—1200 км пробега автомо биля; ТО-2 — через 5000—6000 км пробега автомобиля.
Основным назначением ТО-1 и ТО-2 является снижение ин тенсивности износа деталей, выявление и предупреждение неис правностей путем своевременного выполнения контрольных, сма зочных, крепежных, регулировочных и других работ.
Первое, второе и сезонное техническое обслуживание в по стоянных парках проводятся личным составом* ПТО или специ алистами автотракторной мастерской с обязательным участием водителей обслуживаемых автомобилей, а в полевых условиях —- водителями автомобилей и личным составом подвижных средств технического обслуживания и ремонта.
При эксплуатации автомобилей в тяжелых условиях и в за висимости от технического состояния автомобилей начальник технической службы может сокращать пробег между обслуживаниями против действующих норм. Обслуживание установлен ного на автомобилях специального оборудования проводится по возможности одновременно с техническим обслуживанием авто мобилей.
Техническое обслуживание выполняют, как правило, без сня тия отдельных приборов, узлов и механизмов. Но если нельзя убедиться в полной их исправности, то приборы, узлы и меха низмы снимают для контроля на специальных стендах и приспо соблениях. Если при техническом обслуживании проверяют аг регаты или приборы, регулировка которых не предусмотрена конструкцией или качественное выполнение ее не может быть обеспечено только комплектами инструмента водителя и меха ника-регулировщика, то результаты проверки могут служить ос нованием для направления агрегата или прибора на регулиров ку или ремонт в специальные мастерские.
Неисправности автомобилей, выявленные в процессе техни ческого обслуживания, устраняют немедленно (выполняется те кущий ремонт), если объем работ и простой автомобиля при этом не нарушают технологического процесса и плана обслужи вания автомобилей части. Текущий ремонт, требующий боль шого объема работ, нарушающего план обслуживания автомо билей части, а также устранение неисправностей, выявленных в процессе использования автомобилей, производится на постах ремонта (в автотракторной мастерской).
255
ПЕРЕДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Техническое обслуживание автомобилей должно постоянно обеспечивать боевую готовность подразделений. На марше, в полевых условиях, вне расположения парков для технического обслуживания автомобилей используются передвижные средст ва; мастерские технического обслуживания и войсковые ремонт но-эксплуатационные мастерские.
М а с т е р с к а я т е х н и ч е с к о г о о б с л у ж и в а н и я (МТО-АТ) (рис. 153) монтируется в кузове-фургоне на шасси автомобиля, оборудованном лебедкой. Для производства работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту в ма-
Рис. 153. Схема размещения оборудования в кузове МТО-АТ в походном по ложении:
1 — щ и т |
у п р ав л ен и я |
г ен ер а т о р о м ; |
2 — н а сти л |
п р ав ой |
ниш и; |
3 — п р и б о р |
дл я |
|||||||||||||
п роверк и |
к о н тр о л ь н о -и зм ер и тел ь н ы х п р и б о р о в |
а в то м о б и л я ; 4 — |
ун и в ер сал ьн ы й |
|||||||||||||||||
п ер еносны й п р и б о р |
д л я |
п р овер к и |
эл е к т р о о б о р у д о в а н и я |
а в то м о б и л я ; |
5 — |
п р а |
||||||||||||||
в ое си д ен ь е ; 6 — |
ящ и к |
д л я |
л и стов р ессо р и т о р си о н о в ; |
7 — ящ и к |
д л я н ор м ал ей ; |
|||||||||||||||
8 — п равы й в ер стак ; 9 — с т е н д д л я |
сб о р к и и |
р а зб о р к и |
к а р б ю р а т о р о в |
и |
б е н з о |
|||||||||||||||
н а со со в ; |
10 — |
с т е н д |
д л я |
п р овер к и |
ф о р су н о к |
и |
н а со с -ф о р су н о к ; |
И — |
вы носной |
|||||||||||
стол ; |
1 2 — щ и т |
с |
а в то м а т и ч еск о й |
защ и то й ; |
13 — сел ен ов ы й |
вы п рям ител ь |
||||||||||||||
ВСА-10; |
14 — г ен ер а т о р |
ац ети л ен а ; |
15 — лин ей ка |
д л я |
п р ов ер к и |
с х о ж д е н и я |
п е |
|||||||||||||
р ед н и х |
к о л ес |
а в то м о б и л я ; |
16 — к и сл ор одн ы й |
|
ба л л о н ; |
1 7 |
— о п р а в к а |
д л я |
ж е с |
|||||||||||
тя н и ц к и х |
р а б о т ; |
18 — левы й |
в ер стак ; 19 — сл еса р н ы е |
тиски ; |
20 — н астол ьн ая |
|||||||||||||||
л а м п а в н у т р ен н его |
о св ещ ен и я ; 21 — эл ек т р о св ер л и л к а ; |
22— ш тати в д л я |
эл ек т |
|||||||||||||||||
р осв ер л и л к и ; |
23 — л е в о е |
|
си д ен ь е ; |
2 4 — н асти л |
л ев о й |
н иш и; |
|
25 — селен овы й |
||||||||||||
|
|
в ы п р я м и тел ь |
ВСА-5; |
26 — в ен ти л я то р ; 2 7 — о т к и д н а я |
|
п ол к а |
|
|
|
256
|
|
|
|
|
|
стерской |
находится |
||||
|
|
|
|
|
|
необходимый |
набор |
||||
|
|
|
|
|
|
инструментов, |
|
при |
|||
|
|
|
|
|
|
способлений, |
|
ста |
|||
|
|
|
|
|
|
ционарного |
и |
выно |
|||
|
|
|
|
|
|
сного оборудования. |
|||||
|
|
|
|
|
|
Имеются для |
мойки |
||||
|
|
|
|
|
|
автомобилей |
|
насос |
|||
|
|
|
|
|
|
ная |
установка |
плун |
|||
|
|
|
|
|
|
жерного |
типа, |
для |
|||
|
|
|
|
|
|
смазки — электроме |
|||||
|
|
|
|
|
|
ханический |
'солидо- |
||||
|
|
|
|
|
|
лонагнетатель, |
|
мас |
|||
|
|
|
|
|
|
лораздаточный |
|
бак, |
|||
|
|
|
|
|
|
ручные |
солидолона- |
||||
|
|
|
|
|
|
гнетатели, гидропро |
|||||
|
|
|
|
|
|
бойник, бак для ги |
|||||
|
|
|
|
|
|
дротормозной |
|
жид |
|||
|
|
|
|
|
|
кости, тара для сма |
|||||
|
|
|
|
|
|
зочных |
материалов. |
||||
|
|
|
|
|
|
Зарядка |
|
акку |
|||
|
|
|
|
|
|
муляторных |
батарей |
||||
|
|
|
|
|
|
осуществляется |
при |
||||
|
|
|
|
|
|
помощи |
селенового |
||||
|
|
|
|
|
|
выпрямителя ВСА-5. |
|||||
|
|
|
|
|
|
В кузове мастер |
|||||
|
|
|
|
|
|
ской |
оборудованы |
||||
|
|
|
|
|
|
три |
рабочих |
места: |
|||
|
|
|
|
|
|
автослесаря, |
регули |
||||
|
|
|
|
|
|
ровщика |
(по |
|
топ |
||
|
|
|
|
|
|
ливной |
аппаратуре) |
||||
|
|
|
|
|
|
и электрика. |
|
|
в |
||
|
|
|
|
|
|
Имеющиеся |
|||||
Рис. 154. Схема расположения основного оборудо |
мастерской оборудо |
||||||||||
|
|
вания в ВАРЭМ-3: |
|
|
вание и инструменты |
||||||
1— д о м к р а т ; |
2 — р а сп р едел и тел ь н ы й щ ит; 3 — а к |
позволяют |
произво |
||||||||
к у м у л я т о р н а я |
б а т а р ея ; |
4 — с к л а д н о й |
стол ; |
5 — |
дить |
механическую |
|||||
эл ек т р о ста н ц и я |
ЖЭС-4; |
6 — п е р ед в и ж н а я |
к о м |
||||||||
п р ессо р н а я |
у ст а н о в к а ; |
7 — в ер стак ; |
8 — тиски ; |
обработку |
(сверле |
||||||
9 —-о п р а в к а ; |
|
10— сто л ; |
11 — л и н ей к а |
д л я |
п р о |
ние, |
развертывание, |
верки с х о ж д е н и я к ол ес; |
12— в и н товой п р есс |
1,5-т; |
нарезание |
резьбы), |
||||||
13 — б и д о н |
д л я |
в оды ; |
14 — г а зо св а р о ч н ы й |
а п п а |
слесарные, |
медниц |
||||
рат; |
15 — |
о гн ету ш и тел ь ; |
16 — |
к и сл ор одн ы й |
б а л |
|||||
лон ; |
17 — |
п о д с т а в к а п о д |
н ак ов ал ь н ю ; |
18 — коврик ; |
ко-жестяницкие, куз |
|||||
19 — ш ан ц евы й |
и н стр у м ен т ; 20 — от к и д н о й |
трап ; |
нечные и |
столярно |
||||||
21 — б а г а ж н ы й |
ящ ик; 22 — у ст а н о в к а |
д л я д и с т и л |
плотницкие |
работы, |
||||||
ляц и и в оды ; |
23 — к узн еч ны й п ох о дн ы й горн ; |
24 — |
контрольно - регули |
|||||||
п ер еносны й |
м а сл о р а зд а т о ч н ы й |
бак ; |
25 — к р еп л е |
|||||||
н и е |
бач к а |
д л я д и с т и л л я т о р а в |
сн я то м |
п о л о ж ен и и ; |
ровочные |
операции, |
||||
26 — н а ж д а ч н о е |
точ и л о ; |
27 — ш татив |
с эл ек т р о |
электросварку и пай- |
||||||
д р ел ь ю ; 28 — сл еса р н ы й |
в ер стак ; 29 — сел ен овы й |
|
|
вы п рям ител ь ; 30 — к р еп л ен и е к а р а б и н о в ; 31 — в еш ал к а ; 32 шкаф; 33 — при-
б о р д л я п р овер к и ж и к л ер о в
9 4-138 |
257 |