Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щий неочищенное масло в главную магистраль в случае силь­ ного загрязнения фильтрующего элемента.

Фильтр тонкой очистки масла двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А состоит из корпуса и сменного картонного фильтрующего эле­ мента, включается в систему смазки параллельно главной маги­ страли. Через него проходит только небольшая часть масла (3—5%), прошедшего фильтр гру­

 

бой очистки. Фильтрующий элемент

 

состоит из набора картонных плас­

 

тин и разделяющих прокладок с ка­

 

навками. Пакет пластин и прокла­

 

док скреплен тремя стяжками.

 

 

 

 

Маслопод давлением посту­

 

пает в корпус фильтра, заполняет

 

пространство

между

пластинами,

 

а затем просачивается в канавки

 

прокладок и поступает в централь­

 

ную трубку через отверстие диамет­

 

ром 1,6 мм и далее по сливной труб­

 

ке стекает в поддон картера.

 

Фильтры грубой и тонкой очистки

 

масла двигателей ЗИЛ-164А

и

 

ЗИЛ-130 объединены в общем кор­

 

пусе.

 

 

 

 

 

 

 

На двигателе 3M3-53 установ­

 

лен только один фильтр центробеж­

 

ной очистки масла.

центробеж­

 

 

Масляный

фильтр

Рис. 25. Схема вентиляции кар­

ной

очистки

масла

двигателей

тера двигателя ГАЗ-51

3M3-53

и ЗМЗ-66 (рис. 24)

состо­

 

ит

из

корпуса, полой

оси

на

ко­

торой установлен ротор с колпаком на шариковом подшипнике. Сверху ротор закрыт кожухом. Снизу ротора установлены два жиклера диаметром 2 мм, направленные отверстиями в разные стороны.

Масло под давлением от шестеренчатого насоса подается в полую ось, а затем внутрь колпака, через сетчатые фильтры по каналам ротора к жиклерам, из которых оно выбрызгивается сильными струями в двух противоположных направлениях, соз­ давая пару сил. При этом возникающая реактивная сила вра­ щает ротор со скоростью 5000—6000 об/мин. Вместе с ротором вращается масло, находящееся внутри ротора, при этом под действием центробежных сил механические частицы, находя­ щиеся в масле, отбрасываются к стенкам клапана и осаждаются на них плотным слоем.

Очищенное масло, пройдя жиклеры, стекает обратно в под­ дон картера.

Масляный радиатор, служащий для охлаждения масла, ус­ танавливают впереди радиатора системы охлаждения двигателя,

44


4

Рис. 26. Схема вентиляции картера двигателя 3M3-53:

1 — коробка распределительных шестерен; 2 —- воздушный фильтр; 3 — мас­ лоналивная горловина; 4 — вытяжная труба

При открытом кране масло под давлением через предохрани­ тельный клапан поступает в радиатор и, охлажденное, стекает

вподдон картера. Если по какой-либо причине давление масла

всистеме понизится до^.1 кг/см2, предохранительный клапан закрывается, и поступление масла в радиатор прекращается.

Вентиляция картера двигателя необходима для поддержа­ ния в нем нормального давления и удаления паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров и вызывающих загряз­ нение и разжижение масла.

Вентиляция осуществляется принудительно за счет отсасы­ вания газов из картера в цилиндры двигателя (ГАЗ-51, ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130, рис. 25). Для вентиляции картера двига­ теля 3M3-53 служит вытяжная труба, опущенная под двигатель. Через нее газы из картера отсасываются в атмосферу под дейст­ вием разрежения, создаваемого потоком воздуха при движении автомобиля (рис. 26).

45

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) нужно очистить двигатель от загрязнений ветошью, смоченной кероси­ ном, проверить состояние двигателя внешним осмотром и про­ слушиванием при работе кривошипно-шатунного и газораспре­ делительного механизмов на предмет обнаружения шума

и стуков.

Проверить герметичность соединений и устранить подтека­ ние жидкости из системы охлаждения. Долить жидкость в ра-. диатор. В холодное время года по окончании работы слить воду, для чего снимают пробку наливной горловины радиатора и открывают все спускные краники (перед пуском холодного двигателя необходимо заливать в систему охлаждения горячую воду и закрывать радиатор утеплительным чехлом).

Повернуть несколько раз рукоятку фильтра грубой очистки масла, проверить уровень и отсутствие подтеканий масла.

При первом техническом обслуживании (ТО-1) проверить герметичность соединений головки цилиндров с блоком, поддо­ на с верхней частью картера и надежность крепления двигателя на опорах. В случае надобности производят подтягивание гаек и болтов крепления головки цилиндров (динамометрическим ключом), гаек опор крепления двигателя на раме, болтов креп­ ления поддона.

Смазать подшипники вала водяного насоса универсальной водостойкой смазкой УТВ (смазка 1 —13 жиров). С помощью шприца нагнетают смазку до выхода ее из контрольного отвер­ стия. Проверить легкость перемещения рукоятки управления жалюзи.

Очистить трубки вентиляции картера, промыть фильтр си­ стемы вентиляции картера, сменить масло в картере по графику с промывкой фильтра грубой очистки, удалением осадка и за­ меной фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки.

Масло заменяют при очередном техническом обслуживании через 5000—6000 км пробега на прогретом двигателе (после работы автомобиля), так как в этом случае масло легче выте­ кает и лучше удаляются механические примеси из картера. За­ менять масло нужно в следующем порядке:

подставить под спускную пробку картера посуду;

вывернуть спускную пробку поддона картера и слить отработавшее масло;

вывернуть спускные пробки фильтров грубой и тонкой очистки и выпустить осадки, вынуть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки масла, промыть его в керосине путем поворачивания за рукоятку, очистить внутри корпус фильтра кистью, смоченной керосином, и установить фильтрующий эле­ мент на место;

снять крышку фильтра тонкой очистки, удалить фильт-

46


Рис. 27. Проверка прогиба и натяжение ремня вентилятора:

а — проверка прогиба; б — отклонение генератора для натяжения ремня

рующий элемент, очистить изнутри корпус, установить новый

фильтрующий элемент и привернуть крышку;

залить

— завернуть

спускную пробку

поддона картера,

в картер 2—3 л

маловязкого масла

(веретенного или

масла,

применяемого для двигателя, нагретого до температуры 50— 60° С) и, вывернув свечи, быстро вращать пусковой рукояткой коленчатый вал или пустить двигатель и дать ему поработать на малых оборотах в течение 2—3 мин. После этого спустить промывочное масло и залить в картер свежее масло до нор­ мального уровня.

Для удаления осадков из фильтра центробежной очистки необходимо, отвернув барашковую гайку, снять кожух фильтра, затем, удерживая неподвижно колпак, отвернуть круглую гай­ ку, снять колпак и сетку. Очистить колпак от осадков скребком, промыть его и сетку в бензине. После этого собрать фильтр и опробовать его действие. Для чего пустить двигатель, повы­ сить обороты и выключить зажигание. Ротор исправного фильт­ ра должен продолжать вращаться еще 1—1,5 мин, что опреде­ ляется по его гудению.

При втором техническом обслуживании (ТО-2) дополни­ тельно к работам, выполняемым при ТО-1, надо проверить ком­ прессию в цилиндрах при помощи компрессометра. При этом величина компрессии должна быть 7,0—7,8 кг/см2 в двигателях 3M3-53 и ГАЗ-51, 6—6,8 кг/см2 в двигателях ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130.

Разница в показаниях компрессометра у отдельных цилин­ дров не должна превышать 1 кг/см2. Закрепить радиатор, его облицовку, жалюзи, водяной насос, лопасти вентилятора.

47

Рис. 28. Расположение приводных ремней на двигателе ЗИЛ-130:

а — проверка регулировки и натяжения приводных ремней; б — шкив компрес­

1 — шкив

коленчатого

сора; А — ширина зева шкива

4 — шкив

генератора;

вала; 2 — гайка; 3 — планка;

5 — шкив

компрессора;

6 — стяжной болт; 7 — шкив

водяного

насоса; 8 —

кронштейн; 9 — шкив насоса гидравлического усилителя рулевого управления; 10 — болты; 11 и 12 — щеки шкива; 13 — ступица шкива

Следует проверить и отрегулировать натяжение ремня вен­ тилятора. Для этого нужно нажать на ремень между шкивами вентилятора и генератора большим пальцем руки, линейкой или штангенциркулем с усилием 3—4 кг, при этом прогиб должен быть 10—15 мм (рис. 27). Для изменения натяжения ремня на двигателях ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А необходимо, отвернув гайку болта крепления кронштейна генератора к распорной планке, перемещать генератор в направлении к двигателю или от него до получения нормального натяжения, затем закрепить гайку болта кронштейна генератора.

На двигателе ЗИЛ-130 от шкива коленчатого вала привод­ ными ремнями приводится в действие вентилятор с водяным насосом, генератор, насос гидравлического усилителя рулевого управления и компрессор.

Предусмотрено три регулировки приводных ремней

(рис. 28).

48


Прогиб ремня привода насоса гидравлического усилителя рулевого управления регулируют, смещая насос с предваритель­ но ослабленными болтами 10 крепления кронштейна насоса.

Величину прогиба ремня привода генератора регулируют, смещая последний при ослабленной гайке 2 крепления генера­ тора к планке 3. Натяжение ремня привода компрессора регу­ лируют шкивом компрессора. Для этого ослабляют три болта крепления внутренней 12 и наружной 11 щек шкива к ступице 13 и повертывают наружный обод налево, а внутренний направо, а затем, поворачивая оба обода шкива вместе, подводят в сто­ рону вентилятора один болт так, чтобы ремень вышел из ручья шкива, после чего болт завертывают до отказа и скрепляют щеки шкива. То же самое проделывают с остальными двумя болтами, закрепив их до отказа. После указанной регулировки уменьшается ширина ручья шкива и ремень, выдавливаясь из него, поднимается выше.

На двигателе 3M3-53 натяжение ремня осуществляется спе­ циальным натяжным роликом.

Следует проверить действие клапанов пробки радиатора и исправность прокладки. При нажатии пальцем на клапаны последние должны перемещаться без заеданий, прокладка не должна иметь разрывов.

Нужно проверить исправность термостата, для чего слива­ ют жидкость из системы охлаждения, отсоединяют верхний шланг, отвертывают патрубок головки цилиндров и вынимают термостат. Затем опускают в сосуд с водой, нагретой до 90°, тер­ мостат и термометр и при постепенном остывании воды наблю­ дают за действием термостата и температурой. Закрытие кла­ пана должно начаться при температуре 80° С, а закончиться — при 70° С.

Два раза в год, при переходе к весенне-летней и осеннезимней эксплуатации, следует промыть систему охлаждения для удаления накипи. Для этого сливают жидкость, вынимают тер­ мостат и устанавливают на место верхний патрубок. Заливают в систему охлаждения трехпроцентный раствор соляной кисло­ ты, пускают двигатель и дают ему работать на оборотах холос­ того хода 35—40 мин. После этого выпускают через сливные краники раствор, закрывают краники, заполняют систему ох­ лаждения чистой водой, через 10—15 мин воду сливают и еще раз производят промывку водой. Затем устанавливают термо­ стат и заполняют систему охлаждения жидкостью.

НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

Основными неисправностями двигателя являются стуки, подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаж­ дение, подтекание и понижение давления масла, потеря мощ« ности.

49