Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практика -эксплуатации различного рода сложных систем, в том числе и СЭУ, показывает, что типичная зависимость интенсивности отказов от времени имеет вид, представленный на рис. 32 (кривая 1).

На рис. 32 выделено три характерных периода эксплуатации: I — период приработки (до ix), II — период нормальной работы (от tx до t 2) и II I — период интенсивного старения (после t2).

Период приработки — это начальный промежуток времени экс­ плуатации, когда выявляются наиболее грубые ошибки, допущенные при проектировании и изготовлении элементов СЭУ, неточность монтажа, скрытые дефекты материалов и т. д. В течение этого проме­ жутка времени происходит и наибольшее число отказов по вине лич­ ного состава, так как тре­

буется определенное время

 

 

для

приобретения необхо­

 

 

димых навыков эксплуата­

 

 

ции

новой

установки

и

 

 

изучения ее особенностей.

 

 

Этот первый период со­

 

 

ставляет небольшую долю

 

 

времени

эксплуатации,

 

 

так как ему предшествуют

Р и с . 3 2 . Х ар ак тер и зм ен ен и я

интенсивности

стендовые

испытания

от­

отк азов в зав и сим ости от

врем ени .

дельных элементов, швар­ товные и ходовые испытания установки, когда выявляются и устра­

няются многие из указанных дефектов.- Период приработки закан­ чивается обычно в первый гарантийный год эксплуатации. Число отказов в это время может значительно превышать эту же величину в дальнейшем. Так, например, в первый год эксплуатации число отказов малооборотных дизелей может быть в 1,5—-2 раза больше, чем в последующие годы.

Период нормальной работы характеризуется постоянным значе­ нием интенсивности отказов; здесь справедлив экспоненциальный закон надежности. Этот период занимает большую долю времени эксплуатации.

В последний период — период старения интенсивность отказов растет вследствие износа, старения деталей и т. п. Для транспортных судов повышенный уровень износа наблюдается к 17—20 годам экс­ плуатации. Этот период также не продолжителен [29].

Все изложенное выше свидетельствует о том, что экспоненци­ альный закон надежности часто оказывается справедливым в прак­ тике эксплуатации СЭУ; это подтверждается также рядом исследова­ ний применительно к конкретным элементам и установке в целом.

Так, например, данные [39] о результатах эксплуатации более чем 100 двигателей теплоходов «Ракета» и «Метеор» в навигации 1960— 1966 гг,-показывают, что 95% отказов этих двигателей носило случайный характер. В работе [72] рассматриваются отказы элек­ трооборудования 94 судов (дизель-генераторы, валогенераторы, электродвигатели). Показано, что число отказов хорошо согласуется с законом Пуассона. Постоянство интенсивности отказов судового

1 1 7


электрооборудования отмечено также и в работе [54 ]. Работа [83] посвящена анализу отказов 35 дизелей М-400, 32 дизелей 6ЧНСП и 26 дизелей 6ЧСП в период их работы до первой переборки («Л000 ч работы). Анализ данных об отказах этих двигателей показал, что интенсивность их отказов есть величина постоянная. Справедливость экспоненциального закона и для других элементов СЭУ показана в работе [73 ]. Однако указанное не означает, что при анализе надеж­ ности установки следует использовать лишь показательное распре­ деление времени безотказной работы. Как будет показано далее, в практике расчетов нашли применение и другие законы распреде­ ления, каждый из которых имеет свою область использования.

Найдем теперь вероятность безотказной работы за время Т, т. е. за промежуток времени, равный среднему времени безотказной ра­

боты. Так как Р (t) — e~kt, Т = - ~ , то при t — T Р (Т)=е~1 ^ 0,37.

Таким образом, среднее время безотказной работы в данном слу­ чае есть время, в течение которого вероятность безотказной работы уменьшается в е раз.

В заключение этого раздела остановимся на некоторых вопросах, связанных с влиянием нагрузки на процесс возникновения отказов СЭУ.

Изменение режима работы элемента может привести не только к увеличению или уменьшению параметров закона, но и к изменению его характера, так как во многих случаях от нагрузки зависит вид физических процессов, приводящих к отказам.

Здесь следует отметить, что критерии нагрузки применительно к элементам СЭУ могут быть различны: механические напряжения, частота вращения, скорость, температура и др., причем с изменением режима работы указанные параметры могут меняться различным образом. Выбор того или другого из них в качестве определяющего является специфичным для каждого конкретного случая.

В теории надежности считается обычно, что нагрузка не влияет на ремонтопригодность элемента: от нее зависят лишь безотказность и долговечность. Типичная зависимость количественных характери­ стик этих свойств от нагрузки представлена на рис. 32 (номиналь­ ный режим работы— кривая 1, облегченный — кривая 2) [50]. Рассмотрение этого рисунка показывает, что при облегченном режиме работы интенсивность отказов, оставаясь постоянной, уменьшается, а длительность периодов приработки и нормальной эксплуатации увеличивается. Таким образом, уменьшение нагрузки на работаю­ щий элемент является одним из способов повышения его надежно­ сти, которым широко пользуются в практике проектирования и экс­ плуатации СЭУ. Так, например, эксплуатационная мощность глав­ ного двигателя, как правило, составляет (0,8—0,9)А7НОМ.

Количественно такое облегчение режима работы характеризуется коэффициентом загрузки элемента

is _ М>еж

118


где Л/реж и Уном — соответственно мощность на данном режиме и номинальное значение мощности.

Зависимость надежности от величины К3 обычно выражают сле­ дующим образом:

^реж = ^ном-Кз>

где п — опытный коэффициент, лежащий для механического обору­

дования чаще всего в пределах 2 ^ п

5.

Отсюда видно, что даже незначительное снижение нагрузки может привести к существенному росту надежности элемента и наоборот. Не случайно поэтому перегрузка многих элементов установки до­ пускается лишь до 10% и только в течение короткого времени.

Отметим также, что облегчение режима работы элементов уста­ новки наряду с увеличением их надежности во многих случаях при­ водит к ухудшению их массогабаритных и экономических показате­ лей. Так, максимальное значение к. п. д. двигателей и вспомога­ тельных механизмов обеспечено при номинальном режиме работы и уменьшается на других режимах, наличие запасов по мощности, производительности приводит к недоиспользованию массы и габа­ ритов оборудования. Таким образом и здесь вопросы надежности СЭУ целесообразно решать с учетом их связи с другими задачами проек­ тирования установки.

Схема накапливающихся повреждений* Нормальный закон

(закон Гаусса) является предельным: при довольно общих условиях к нему приближаются другие законы распределения. Так, в соответ­ ствии с центральной предельной теоремой сумма большого числа независимых (или слабо зависимых) случайных величин, каждая из которых вносит небольшой вклад в эту сумму, хорошо согласуется

снормальным законом.

Втеории надежности нормальный закон используется, например при описании отказов, вызванных общей коррозией [16]. При нор­ мальном законе плотность (частота отказов) имеет вид:

Кривые плотности нормального распределения симметричны и

имеют максимальную ординату, равную

в точке t — Т.

По мере удаления от точки Т значения плотности уменьшаются и кривая асимптотически приближается к оси абсцисс. Параметры закона Т и о являются соответственно математическим ожиданием и средним квадратичным уклонением, т. е. Т есть среднее время без­ отказной работы, а о равно корню квадратному из дисперсии времени безотказной работы. Характер кривых плотности нормального закона в зависимости от значений параметров Г и а изображен на рис. 33,

Отложим на оси времени от точки Т вправо и влево отрезки дли­ ной о (рис. 34). Тогда площадь под кривой плотности (т. е. вероят­ ность отказа) в интервале — о, Т + а) для нормального закона

119



равна 0,6827. Если таким же образом отложить отрезки длиной 2а, то вероятность наступления отказа в интервале — 2а, Т + 2а) равна 0,9545. И, наконец, в интервале — За, Т + За) эта вероят­

ность

имеет

значение

0,9973.

Если ремонтные

мероприятия или замену

элементов

установки

производить

в момент

Т — а,

то вероятность

отказа до этого момен­

та, как это следует из

предыдущего,

равна

5=3

Т= var

«*0,16. Если же анало­

гичные

мероприятия,

 

5 = const

 

восстанавливающие ра­

 

 

 

 

ботоспособность элемен­

 

 

та, осуществлять в мо­

 

 

мент

Т — 2а или Т

 

 

— За,

то

соответствую­

 

 

щие значения вероятно­

Р и с . 33 . Х ар ак тер изм ен ен и я кривы х

плотности

сти отказа будут равны

«*0,023 и «*0,0014. От­

н орм альн ого зак он а .

 

сюда видно,что в отличие от экспоненциального закона ремонтные, профилактические ме­ роприятия или замена элемента на аналогичный новый являются действенным методом повышения надежности, причем чем чаще они проводятся, тем выше безотказ­

ность элемента.

 

 

 

 

Отметим также, что выраже­

 

 

ние (3.22)

представляет

собой

 

 

плотность

распределения

слу­

 

 

чайной величины, которая мо­

 

 

жет принимать значения на всей

 

 

числовой оси. Однако время

 

 

безотказной

работы не

может

 

 

быть отрицательным. Рисунок 34

 

 

показывает,

Т

 

ве­

 

 

что при — > 3

 

 

роятностью отрицательных зна­

Р и с. 3 4 .

З н а ч ен и е в ер оятн ости отк азов

в зав и сим ости от и н тер вала врем ени д л я

чений t с достаточной, для прак­

 

н ор м ал ь н ого зак он а .

тики точностью можно пренеб­ речь. Указанное соотношение Т и а часто выполняется для элемен­

тов СЭУ, поэтому рассмотрим сначала

количественные характерис-

тики безотказности в предположении,

т

 

 

что — > 3 .

 

Вероятность отказа

 

 

 

Q (f) = j а (т) ск :

( т -7 Т

 

 

2а2

dx.

(3.23)

V

а

 

 

120