Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Практика -эксплуатации различного рода сложных систем, в том числе и СЭУ, показывает, что типичная зависимость интенсивности отказов от времени имеет вид, представленный на рис. 32 (кривая 1).
На рис. 32 выделено три характерных периода эксплуатации: I — период приработки (до ix), II — период нормальной работы (от tx до t 2) и II I — период интенсивного старения (после t2).
Период приработки — это начальный промежуток времени экс плуатации, когда выявляются наиболее грубые ошибки, допущенные при проектировании и изготовлении элементов СЭУ, неточность монтажа, скрытые дефекты материалов и т. д. В течение этого проме жутка времени происходит и наибольшее число отказов по вине лич ного состава, так как тре
буется определенное время |
|
|
|||
для |
приобретения необхо |
|
|
||
димых навыков эксплуата |
|
|
|||
ции |
новой |
установки |
и |
|
|
изучения ее особенностей. |
|
|
|||
Этот первый период со |
|
|
|||
ставляет небольшую долю |
|
|
|||
времени |
эксплуатации, |
|
|
||
так как ему предшествуют |
Р и с . 3 2 . Х ар ак тер и зм ен ен и я |
интенсивности |
|||
стендовые |
испытания |
от |
отк азов в зав и сим ости от |
врем ени . |
дельных элементов, швар товные и ходовые испытания установки, когда выявляются и устра
няются многие из указанных дефектов.- Период приработки закан чивается обычно в первый гарантийный год эксплуатации. Число отказов в это время может значительно превышать эту же величину в дальнейшем. Так, например, в первый год эксплуатации число отказов малооборотных дизелей может быть в 1,5—-2 раза больше, чем в последующие годы.
Период нормальной работы характеризуется постоянным значе нием интенсивности отказов; здесь справедлив экспоненциальный закон надежности. Этот период занимает большую долю времени эксплуатации.
В последний период — период старения интенсивность отказов растет вследствие износа, старения деталей и т. п. Для транспортных судов повышенный уровень износа наблюдается к 17—20 годам экс плуатации. Этот период также не продолжителен [29].
Все изложенное выше свидетельствует о том, что экспоненци альный закон надежности часто оказывается справедливым в прак тике эксплуатации СЭУ; это подтверждается также рядом исследова ний применительно к конкретным элементам и установке в целом.
Так, например, данные [39] о результатах эксплуатации более чем 100 двигателей теплоходов «Ракета» и «Метеор» в навигации 1960— 1966 гг,-показывают, что 95% отказов этих двигателей носило случайный характер. В работе [72] рассматриваются отказы элек трооборудования 94 судов (дизель-генераторы, валогенераторы, электродвигатели). Показано, что число отказов хорошо согласуется с законом Пуассона. Постоянство интенсивности отказов судового
1 1 7
электрооборудования отмечено также и в работе [54 ]. Работа [83] посвящена анализу отказов 35 дизелей М-400, 32 дизелей 6ЧНСП и 26 дизелей 6ЧСП в период их работы до первой переборки («Л000 ч работы). Анализ данных об отказах этих двигателей показал, что интенсивность их отказов есть величина постоянная. Справедливость экспоненциального закона и для других элементов СЭУ показана в работе [73 ]. Однако указанное не означает, что при анализе надеж ности установки следует использовать лишь показательное распре деление времени безотказной работы. Как будет показано далее, в практике расчетов нашли применение и другие законы распреде ления, каждый из которых имеет свою область использования.
Найдем теперь вероятность безотказной работы за время Т, т. е. за промежуток времени, равный среднему времени безотказной ра
боты. Так как Р (t) — e~kt, Т = - ~ , то при t — T Р (Т)=е~1 ^ 0,37.
Таким образом, среднее время безотказной работы в данном слу чае есть время, в течение которого вероятность безотказной работы уменьшается в е раз.
В заключение этого раздела остановимся на некоторых вопросах, связанных с влиянием нагрузки на процесс возникновения отказов СЭУ.
Изменение режима работы элемента может привести не только к увеличению или уменьшению параметров закона, но и к изменению его характера, так как во многих случаях от нагрузки зависит вид физических процессов, приводящих к отказам.
Здесь следует отметить, что критерии нагрузки применительно к элементам СЭУ могут быть различны: механические напряжения, частота вращения, скорость, температура и др., причем с изменением режима работы указанные параметры могут меняться различным образом. Выбор того или другого из них в качестве определяющего является специфичным для каждого конкретного случая.
В теории надежности считается обычно, что нагрузка не влияет на ремонтопригодность элемента: от нее зависят лишь безотказность и долговечность. Типичная зависимость количественных характери стик этих свойств от нагрузки представлена на рис. 32 (номиналь ный режим работы— кривая 1, облегченный — кривая 2) [50]. Рассмотрение этого рисунка показывает, что при облегченном режиме работы интенсивность отказов, оставаясь постоянной, уменьшается, а длительность периодов приработки и нормальной эксплуатации увеличивается. Таким образом, уменьшение нагрузки на работаю щий элемент является одним из способов повышения его надежно сти, которым широко пользуются в практике проектирования и экс плуатации СЭУ. Так, например, эксплуатационная мощность глав ного двигателя, как правило, составляет (0,8—0,9)А7НОМ.
Количественно такое облегчение режима работы характеризуется коэффициентом загрузки элемента
is _ М>еж
118
где Л/реж и Уном — соответственно мощность на данном режиме и номинальное значение мощности.
Зависимость надежности от величины К3 обычно выражают сле дующим образом:
^реж = ^ном-Кз>
где п — опытный коэффициент, лежащий для механического обору
дования чаще всего в пределах 2 ^ п |
5. |
Отсюда видно, что даже незначительное снижение нагрузки может привести к существенному росту надежности элемента и наоборот. Не случайно поэтому перегрузка многих элементов установки до пускается лишь до 10% и только в течение короткого времени.
Отметим также, что облегчение режима работы элементов уста новки наряду с увеличением их надежности во многих случаях при водит к ухудшению их массогабаритных и экономических показате лей. Так, максимальное значение к. п. д. двигателей и вспомога тельных механизмов обеспечено при номинальном режиме работы и уменьшается на других режимах, наличие запасов по мощности, производительности приводит к недоиспользованию массы и габа ритов оборудования. Таким образом и здесь вопросы надежности СЭУ целесообразно решать с учетом их связи с другими задачами проек тирования установки.
Схема накапливающихся повреждений* Нормальный закон
(закон Гаусса) является предельным: при довольно общих условиях к нему приближаются другие законы распределения. Так, в соответ ствии с центральной предельной теоремой сумма большого числа независимых (или слабо зависимых) случайных величин, каждая из которых вносит небольшой вклад в эту сумму, хорошо согласуется
снормальным законом.
Втеории надежности нормальный закон используется, например при описании отказов, вызванных общей коррозией [16]. При нор мальном законе плотность (частота отказов) имеет вид:
Кривые плотности нормального распределения симметричны и
имеют максимальную ординату, равную |
в точке t — Т. |
По мере удаления от точки Т значения плотности уменьшаются и кривая асимптотически приближается к оси абсцисс. Параметры закона Т и о являются соответственно математическим ожиданием и средним квадратичным уклонением, т. е. Т есть среднее время без отказной работы, а о равно корню квадратному из дисперсии времени безотказной работы. Характер кривых плотности нормального закона в зависимости от значений параметров Г и а изображен на рис. 33,
Отложим на оси времени от точки Т вправо и влево отрезки дли ной о (рис. 34). Тогда площадь под кривой плотности (т. е. вероят ность отказа) в интервале (Т — о, Т + а) для нормального закона
119
равна 0,6827. Если таким же образом отложить отрезки длиной 2а, то вероятность наступления отказа в интервале (Т — 2а, Т + 2а) равна 0,9545. И, наконец, в интервале (Т — За, Т + За) эта вероят
ность |
имеет |
значение |
0,9973. |
Если ремонтные |
|
мероприятия или замену |
||
элементов |
установки |
|
производить |
в момент |
|
Т — а, |
то вероятность |
|
отказа до этого момен |
||
та, как это следует из |
||
предыдущего, |
равна |
5=3 |
Т= var |
«*0,16. Если же анало |
|||
гичные |
мероприятия, |
||||
|
5 = const |
||||
|
восстанавливающие ра |
||||
|
|
||||
|
|
ботоспособность элемен |
|||
|
|
та, осуществлять в мо |
|||
|
|
мент |
Т — 2а или Т — |
||
|
|
— За, |
то |
соответствую |
|
|
|
щие значения вероятно |
|||
Р и с . 33 . Х ар ак тер изм ен ен и я кривы х |
плотности |
сти отказа будут равны |
|||
«*0,023 и «*0,0014. От |
|||||
н орм альн ого зак он а . |
|
сюда видно,что в отличие от экспоненциального закона ремонтные, профилактические ме роприятия или замена элемента на аналогичный новый являются действенным методом повышения надежности, причем чем чаще они проводятся, тем выше безотказ
ность элемента. |
|
|
|
|
||
Отметим также, что выраже |
|
|
||||
ние (3.22) |
представляет |
собой |
|
|
||
плотность |
распределения |
слу |
|
|
||
чайной величины, которая мо |
|
|
||||
жет принимать значения на всей |
|
|
||||
числовой оси. Однако время |
|
|
||||
безотказной |
работы не |
может |
|
|
||
быть отрицательным. Рисунок 34 |
|
|
||||
показывает, |
Т |
|
ве |
|
|
|
что при — > 3 |
|
|
||||
роятностью отрицательных зна |
Р и с. 3 4 . |
З н а ч ен и е в ер оятн ости отк азов |
||||
в зав и сим ости от и н тер вала врем ени д л я |
||||||
чений t с достаточной, для прак |
||||||
|
н ор м ал ь н ого зак он а . |
тики точностью можно пренеб речь. Указанное соотношение Т и а часто выполняется для элемен
тов СЭУ, поэтому рассмотрим сначала |
количественные характерис- |
||
тики безотказности в предположении, |
т |
|
|
что — > 3 . |
|
||
Вероятность отказа |
|
|
|
Q (f) = j а (т) ск : |
( т -7 Т |
|
|
2а2 |
dx. |
(3.23) |
|
V |
а |
|
|
120