Теперь, как нетрудно видеть, выражение (7,6) можно переписать в виде
Таким образом, в рассматриваемом частном случае минимум цены потребления соответствует минимуму приведенных затрат на единицу полезности судна, т. е. минимуму удельных приведенных затрат. Пусть теперь по критерию (7.9) сравниваются варианты судна, имеющие одинаковый срок службы Т3 и одинаковый годовой объем удовлетворяемой ими потребности. В этом случае критерий (7.9) равносилен минимуму приведенных затрат, т. е. лучшим будет вариант, у которого
ЕаК + с = min.
Следовательно, можно утверждать, что критерии годовых при веденных затрат обеспечивают выбор лучшего варианта судна лишь
вслучае выполнения следующих условий:
1.Себестоимость эксплуатации в течение года есть величина постоянная, не зависящая от времени.
2. Сравниваемые варианты имеют одинаковый срок службы и объем удовлетворяемой потребности.
Указанные условия применительно к транспортным судам, как правило, не выполняются. Себестоимость эксплуатации не остается постоянной, например, вследствие увеличения затрат на ремонт и техническое обслуживание с течением продолжительности эксплуа тации.
Сравниваемые варианты зачастую отличаются водоизмещением, скоростью хода, т. е. имеют различные значения величины а, ко торая также меняется во времени вследствие ухудшения техниче ского состояния судна в процессе эксплуатации.
Указанные различия можно учесть, если использовать в каче стве критерия экономической эффективности сравниваемых вариан тов судов удельные затраты, определенные выражением (7.6).
Относительно вычисления величин Л и С, входящих в (7.6), отметим, что
тэ
С = | c(t)dt и А = | a (t) dt,
о' о
если известны функции с (t) я а (t) или |
|
хэ |
тв |
С = 2 О и А = |
2 а,, |
1 |
i=l |
если суммирование себестоимости и объема удовлетворяемой по требности осуществляется по годам эксплуатации.
В обоих случаях как суммирование, так и интегрирование необ ходимо проводить с учетом фактора времени, что позволит, в част