Файл: Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субъективная сторона экологического преступления в значительной части характеризуется неосторожной формой вины. Вместе с тем преступления, предусмотренные статьями 253, 256, 258, 260, ч. 2 ст. 261 УК РФ совершаются исключительно умышленно.

В большинстве экологических преступлений в качестве субъекта выступает физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Однако в ряде случаев закон указывает на признаки специального субъекта – ст. 246, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 УК РФ и др.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 9. Правовое регулирование использования и охраны земель

1. Земля как объект правовой охраны. Категории земель.

2. Правовые меры по охране земель.

3. Государственный контроль за использованием и охраной земель.
1. Земля как объект правовой охраны. Категории земель

Земля является особо важным природным объектом, выполняющим экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную функции.

Острейшей экологической проблемой в России является деградация земель. Ярким примером этого служат некогда славившиеся богатством кормового разнотравия Черные земли Прикаспия, занимавшие миллионы гектаров. Сейчас значительная их часть стала полупустыней, русло канала Волга-Чаграй, строительство которого было прекращено несколько лет назад, являет картину удручающего экологического бедствия. Деградация пастбищных земель в тундре происходит в результате нарушения растительного покрова при освоении месторождений полезных ископаемых, перегрузок оленьих пастбищ скотом, проведения геологоразведочных работ и др. Все более опасный характер приобретает захламление и загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых, сельскохозяйственных и других отходов производства и потребления.

В этой связи органами государственной власти принимаются неотложные меры по охране земель и рационального использования земельных участков.

Объектом охраны земли являются любые виды земельных участков, освоенные, осваиваемые и не осваиваемые человеком, независимо от форм собственности и характера владения.

Применительно к охране земель от загрязнения чаще говорится об охране почв.

Почва – плодородный слой земли, образовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Толщина колеблется от нескольких миллиметров до 2 метров.

Правовое регулирование изъятия и предоставления земель в пользование призвано обеспечить охрану земель, их рациональное использование.

В земельном законодательстве определены задачи и конкретные требования, адресованные собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам по охране земель.

Охрана земель – система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение деградации, а также на восстановление продуктивности земли и повышение плодородия почв.



Цель охраны земель – не сохранение общей площади, а сохранение и улучшение качественного состояния земель.

Содержание охраны земель составляют закрепленные в законодательстве правовые меры предупредительного, запретительного, восстановительного и иного характера, направленные на:

- рациональную организацию территории;

- восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

- защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания, иссушения, загрязнения отходами производства, от других процессов разрушения;

- защиту от заражения с\х угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений;

- снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

К охране земель, с учетом существующих в России масштабов деградации почв относится мелиорация земель – коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных и других мелиоративных мероприятий.

В соответствии со ст. 1. Федерального закона «О мелиорации земель» от 10.01.1999 г. № 4-ФЗ - мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий предусмотрены типы мелиорации земель:

1) Гидромелиорация – заключается в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных и увлажненных земель, состояние которых зависит напрямую от воздействия воды.

К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

2) Агролесомелиорация – направлена на коренное улучшение земель в результате использования почвозащитных, водорегулирующих и других свойств защитных лесных насаждений.

Виды агролесомелиорации:

- противоэрозионная – защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях;


- полезащитная – защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель с\х назначения;

- пастбищезащитная – предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

3) Культуртехническая мелиорация– направлена на проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Виды культуртехнической мелиорации:

- расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

  • расчистка от камней и иных предметов;

  • рыхление, землевание, первичная обработка почвы и др.

4) Химическая мелиорация – состоит в проведении комплекса мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв.

Одна из специфических мер охраны земель – консервация деградированных земельт.е. временное исключение их из хозяйственного оборота с целью предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий.

Подлежат консервации:

- сельскохозяйственные угодья с сильнозаболоченными, сильнозасоленными почвами, подверженные опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, и др., в случаях, когда использование земель по целевому назначению приводит к дальнейшему ухудшению состояния почв и экологической обстановки;

- земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно-допустимых уровней.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, либо переводятся в земельный запас.

Убытки возмещаются собственникам земель в полном объеме теми предприятиями, по чьей вине произошла деградация земель.

Меры экономического характера по охране земель:

- выделение средств бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

- освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии с\х освоения;

- частную компенсацию снижения дохода в результате временной консервации земель;

- поощрение землепользователей за повышение плодородия почв;


- установление повышенных цен за экологически чистую продукцию.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, - земли в Российской Федерации по целевому назначению делятся на категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;

  • земли населенных пунктов;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

  • земли лесного фонда;

  • земли водного фонда;

  • земли запаса.

Действующее земельное законодательство предусматривает использование этих категорий строго по назначению, в соответствии с целями, для которых данные земли были предоставлены.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
2. Правовые меры по охране земель
Основное назначение правовых мер по охране земель состоит в том, чтобы предотвратить в процессе землепользования возможность возникновения негативных последствий, вредных для состояния почв, обеспечить рациональное использование земель.

Такие меры реализуются путем установления правил ведения:

  • государственного кадастрового учета земельных участков;

  • мониторинга земель;

  • землеустройства.

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

 Согласно ст. 7 указанного закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия,