Файл: Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Учитывая что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, вырабатывать у субъектов экологического права такое отношение, как - не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе.

Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение причиненного ущерба.

Механизм финансирования природопользования, предусмотренный законом «Об охране окружающей среды», ориентирован на развитие прямых и косвенных методов государственного регулирования данной сферы. Основным источником финансирования затрат на природоохранные цели являются как федеральный бюджет, так и бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

Наряду с основными источниками финансирования существуют и внебюджетные дополнительные источники поступления денежных средств на природоохранные цели. Это так называемые внебюджетные экологические фонды, создаваемые в Российской Федерации и ее субъектах.

Отдельные предприятия, учреждения и организации могут использовать собственные средства для финансирования мероприятий по охране окружающей среды. Закон предоставляет указанным субъектам право формировать собственные экологические фонды за счет амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям и объектам, поступлений по искам в счет возмещения ущерба предприятию в результате нарушения экологических норм другими предприятиями, за несвоевременный ввод в действие и низкое качество природоохранных объектов по вине подрядных организаций, целевых банковских кредитов на природоохранные цели и др.

Также хозяйствующие субъекты могут финансироваться за счет поддержки предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды,
которая осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.
2. Экологическое страхование

- экологическое страхование – в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

Обязательное экологическое страхование – осуществляется в силу закона страхования гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, за причинение ущерба гражданам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на природные объекты вследствие аварий и техногенных катастроф на этих предприятиях.

Страховым случаем является событие – внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять немалые суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров (лимитов) ответственности страховщиков при страховании экологических рисков. Их конкретный уровень зависит от финансовых возможностей страховщиков, формы страхования, объема ответственности, круга страхователей и т.д. Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства и т.д. Страхование экологической ответственности допускает возможность частично переложить возмещение ущерба на самих страхователей путем установления лимита ответственности или введения франшизы. Лимит ответственности - это установление предельных сумм выплат страховой организацией страхового возмещения. Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску или серии исков, вытекающих из одного страхового случая. Франшиза – это установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме. Возможны случаи, когда загрязнение может проявиться через много лет. Через столько же значительный промежуток времени выявятся новые обстоятельства, существенно увеличивающие первоначально рассчитанные суммы убытков.



В связи с этим возникает вопрос о том, на какой срок после наступления страхового события распространяется ответственность страховщика. Страховые компании стремятся сократить его, так как это облегчает и им расчет необходимы размеров и тарифных ставок. Но тогда страхование вступает в противоречие с интересами потерпевших и общества, которые заинтересованы в покрытии убытков в независимости от сроков их возникновения. При проведении экологического страхования целесообразно ориентироваться на общие сроки исковой давности по российскому гражданскому законодательству.

По мере стабилизации экономического положения страны, развития финансово – кредитной системы и укрепления хозяйственных связей возникнут условия для создания обязательного государственного экологического страхования, которое, в отличие от добровольного, может стать действительным составным элементом экономического механизма, природопользования.

3. Плата за загрязнение окружающей среды

Загрязнение окружающей среды является важнейшей экологической проблемой настоящего времени. Ежегодно предприятия выделяют в атмосферу, водную среду и на поверхность среды миллионы тонн загрязняющих веществ, которые наносят значительный ущерб как населению, так и экосистемам.

В целях стимулирования деятельности предприятий, направленной на снижение загрязнения окружающей среды в Российской Федерации действует система природоохранных платежей. Их фактический уровень частично является показателем экологической устойчивости работы промышленных предприятий, природоохранная деятельность которых в настоящее время во многом направлена на снижение размеров платежей.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

До настоящего времени проект закона о плате за загрязнение окружающей среды до сих пор не получил одобрения правительства Российской Федерации несмотря на то, что законопроект выносился на рассмотрение правительства РФ более 17 раз.

Развитие системы платежей обусловливает необходимость детального контроля предприятиями формирования интегрального потока загрязнения с выявлением внутренних источников загрязняющих воздействий и их регулирования. Все более широкое применение находит экологический мониторинг, который позволяет наиболее точно контролировать изменение воздействия промышленных объектов на окружающую среду.


Мониторинг, осуществляемый государственными природоохранными органами позволяет контролировать происходящие на предприятиях внезапные, превышающие нормативы выбросы и взимать таким образом более высокие платежи за загрязнение окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Закона «О охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 16.1 указанного закона - плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.


Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.







Тема 8. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

1. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения

2. Имущественная ответственность

3. Дисциплинарная ответственность

4. Административная ответственность

5. Уголовная ответственность
1. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Юридическая ответственность наряду с экологическим контролем и другими средствами воздействия на правонарушителей природоохранного законодательства является одним из действенных рычагов защиты прав и законных интересов граждан, общества, государства в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в целом.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения – это предусмотренные законом неблагоприятные последствия за нарушение экологического законодательства, в результате которого причиняется или создается реальная угроза причинения вреда окружающей среде.

Вред окружающей среде – это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Экологический вред – это любые неблагоприятные последствия, вызванные нарушением экологического законодательства, которые проявляются применительно к природным объектам и природным ресурсам в следующем:

- в порче – нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик;

- в загрязнении – любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени;

- в истощении – уменьшении полезных природных свойств;

- в повреждении - частичном приведении в негодность по качеству и количеству;

- в уничтожении – полном качественном и количественном приведении в негодность.

Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды» подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий или по неосторожности.

Исключение составляют ситуации, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (ст. 1079 ГК РФ).

В этих случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

За нарушение законодательства в области окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

2. Имущественная ответственность

Имущественная ответственность – заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения экологических требований.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно гражданскому законодательству имущественная ответственность за причинение вреда состоит в полном возмещении причиненного ущерба.