ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В России отношение к прецеденту всегда было неоднозначным. В дореволюционной России одни теоретики права и практики признавали его в качестве источника права, хотя и с оговорками о том, что это некая вспомогательная, дополнительная по отношению к закону форма права. Другие же авторы полностью отрицали прецедент в качестве самостоятельного источника права. В послереволюционный период отечественная юридическая наука продолжала традиции непризнания прецедента в качестве формы права.
Начиная с 1985 года жизнь в нашей стране претерпела огромные изменения, которые, естественно, коснулись и права. Отход от нормативизма дал теоретическую возможность признать судебную практику источником права. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты в Европейском суде по правам человека в г. Страсбурге. Принятие и ратификация Россией Европейской Конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Страсбургский суд, если считают нарушенными свои права.
Первое экологическое дело выиграно в Страсбургском суде
9 июня 2005 г. Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу Фадеевой против России. Это первое решение Европейского Суда, касающееся российских экологических проблем. Европейский Суд по правам человека признал, что сильные косвенные доказательства указывают на то, что причиной ухудшения здоровья заявительницы стали вредные выбросы в атмосферу. Суд также признал, что за 95% вредных выбросов ответственно именно ОАО «Северсталь». Затем, Суд указал на недостаточность принятых государством мер: поставленные цели по сокращению выбросов так и не были достигнуты, исследования и санкции не возымели никакого эффекта, а какая-либо осмысленная экологическая политика отсутствовала.
Юридическое решение, вынесенное Страсбургским судом, обязательно для государства-ответчика, что дает реальную возможность рассматривать судебное решение как источник экологического права.
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 года в соответствие с Конституцией Российской Федерации Федеральный закон «Об охране окружающей среды» призван обеспечить экологический правопорядок, экологическую безопасность на территории России через эффективное регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.
Впервые Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» был принят 19 декабря 1991 года. Указанный закон являлся первым систематизированным нормативно-правовым актом, появления которого давно ждала юридическая общественность России. Он регулировал основные взаимосвязанные отношения общества и природы и специфические отношения, обусловленные особенностями природных объектов. Данный закон был подготовлен в результате анализа предшествующей законодательной практики и поэтому многие его нормы были направлены на преодоление установившихся в прежние годы вредных для общества стереотипов.
На его основе законодатель принял специальные природоохранительные законы «Об экологической экспертизе», «Об охране природе Севера», «О радиационной безопасности населения», «Об охране озера Байкал» и др.
Главенствующее место в данном законе отводилось предупреждению нанесения вреда окружающей среде, стимулированию и обеспечению исполнения экологических требований всеми гражданами, должностными лицами, предприятиями и учреждениями. Кроме того, в законе содержались ряд норм, которые определили прогрессивные тенденции в развитии российского экологического права на современном этапе развития нашего государства1.
Однако, многие положения этого закона требовали серьезных корректив. Он, прежде всего, противоречил Конституции РФ, принятой в 1993 году, которая объектом правового регулирования определяет не природную среду, а окружающую среду в целом. В законе не было даже упоминания об оценке планируемой деятельности на окружающую среду – одной из главных природоохранительных мер, экологическом аудировании, сертификации, экологических требованиях при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при их банкротстве. Нуждался в совершенствовании и экономический механизм ответственности за экологические правонарушения.
Учитывая пробелы в экологическом законодательстве и в целях приведения его в соответствие с Конституцией России, 10 января 2002 года был принят Федеральный Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,который определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия природных ресурсов для удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» действует на всей территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.
Принятый закон определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально - экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такие новеллы российского экологического законодательства, как определение эколого-правового статуса граждан через регулирование их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Тема 3. Экологические правоотношения.
1. Понятие и содержание экологических правоотношений.
2. Объекты и субъекты экологических правоотношений.
3. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений.
1. Понятие и виды экологических правоотношений
Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
Экологические правоотношения являются правовой формой экологических отношений. Если в экологических отношениях стороны свободны в выборе вариантов своего поведения, то в экологических правоотношениях эти варианты ограничены и регламентированы законом.
Так, граждане обладают неограниченным правом общего природопользования в лесах, (сбор грибов, ягод, отдых и т.п.). Однако, пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (ст. 11 Лесного кодекса РФ).
Под содержанием экологических правоотношений понимаются права и обязанности участников правоотношений в области использования и охраны окружающей среды.
Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другой стороны.
Права граждан в области охраны окружающей среды нашли отражение и легальное закрепление в действующих нормативных актах, и прежде всего, в Конституции Российской Федерации. Статья 42 Конституции устанавливает: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Правам граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду посвящена Глава 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 11 указанного Закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Граждане имеют право:
- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды;
- направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы, и т.д.
Граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
Содержание прав и обязанностей зависит от объекта экологических правоотношений и состава участников этих отношений.
2. Объекты и субъекты экологических правоотношений
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания малочисленных народов российской Федерац3ии, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.